Русский язык 9 класс
Тема: КЛАССИФИКАЦИЯ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Витвинина Елена Валерьяновна
учитель русского языка и литературы
КОГОБУ СШ с.Сорвижи
Цель : формирование у учащихся умений различать виды сложных предложений, использовать сложные предложения в речи.
СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Предложения, состоящие из одной или нескольких грамматических основ, соединённых в одно целое по смыслу и интонационно.
Союзные бессоюзные
Простые предложения, простые предложения,
связанные с помощью союзов связанные между собой
по смыслу либо интонацией
- СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ
- ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ
СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
- СЛОЖНОСОЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
- СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Сложносочиненные предложения
предложения, состоящие из относительно независимых частей, соединяемых сочинительными союзами.
СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ:
- Соединительные (и, да=и, ни…ни, тоже, также и т.д)
- Разделительные ( то…то, не то…не то, или, либо…)
- Противительные ( а, но, да = но, однако, зато…)
СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Это сложное предложение, части которого соединены при помощи :
- подчинительных союзов ( так как, будто, что, чтобы и т.п)
- союзных слов ( относительных местоимений что, который, какой, сколько и др и местоименных наречий куда, как, где, зачем и др.)
Сложноподчинённое предложение имеет две части: главную и придаточную.
Придаточная часть может стоять после главной, перед ней или в середине её
для какой цели?
Пришлось остановиться, чтобы навести порядок.
при каком условии?
Когда труд – удовольствие, жизнь хороша .
БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Предложения, в которых части соединены только смыслом и интонацией, а союзы и союзные слова не используются.
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
Смысловые отношения между частями: последовательность, перечисление, одновременность.
Травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка с весною в сени к нам летит.
( А.Плещеев)
Части далеки по смыслу, содержат собственные знаки.
Долины сохнут и пестреют ; стада шумят, и соловей уж пел в безмолвии ночей.
Смысловые отношения между частями.
- Противопоставление ( = а, но)
На дворе палил зной - в доме было прохладно. ( И. Бунин)
- Неожиданное присоединение ( = и вдруг, и сразу)
Игнат спустил курок – ружье дало осечку. ( А. Чехов)
- Вывод, результат, следствие ( поэтому, следовательно )
Солнце дымное встает - будет день горячий. ( А. Твардовский)
Куст заденешь плечом – на лицо тебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая. ( И. Никитин)
Пашню пашут – руками не машут. ( Пословица)
- Сравнение ( = как, словно)
Молвит слово – соловей поёт ( М. Лермонтов)
Смысловые отношения между частями
- Причина (= потому что, так как)
Жутко выйти на дорогу: непонятная тревога под луной царит. ( А. Блок)
Мрачно было: дождь капал, ветер выл уныло. ( А. Пушкин)
- Предупреждение ( и вижу, и слышу, как)
Леонтьев услышал свист крыльев, поднял голову : с лесных болот большими стаями летели дикие утки. ( К. Паустовский)
ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА
Задание: расставить знаки препинания, объяснить их постановку.
1. Я люблю Древнюю Русь я вижу в ней борьбу страдания народные попытку общества исправить недостатки. 2. Я думаю в школе очень нужна работа по краеведению. 3. Вывернули из-за очередного поворота впереди неожиданно показалась избушка. 4. Последние лучи солнца исчезли золото скал потускнело. 5. Луна растворяясь в пелене сизых туч опускалась к земле свет ее уже потускнел.
Найдите сложные предложения, подчеркните грамматические основы. Укажите средства связи входящих в сложные простых предложений. Запишите, обозначая вид сложного предложения.
1) Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России. (М. Салтыков-Щедрин) 3) Я изъездил почти всю страну, видел много мест, удивительных и сжимающих сердце, но ни одно из них не обладало такой внезапной лирической силой, как Михайловское. (К. Паустовский) 4) Истоки сыновнего чувства к отчизне лежат там, где мы рождаемся и живём. (В. Песков)
Запишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Укажите вид сложных предложений. Назовите пунктуационные правила, которые нашли применение в записанных вами предложениях.
1) Я узнал что осень смешала все чистые краски, какие существуют на земле, и нанесла их как на холст на далёкие пространства земли и неба. 2) Я видел листву не только золотую и пурпурную но и алую фиолетовую коричневую чёрную серую и почти белую. 3) Краски казались особенно мягкими из-за осенней мглы неподвижно висевшей в воздухе.4 4) А когда шли дожди мягкость красок сменялась блеском.4 5) В сосновых чащах дрожали от холода берёзы осыпанные сусальной позолотой. 6) Деревья начинали желтеть снизу: я видел осины красные внизу и совсем ещё зелёные на верхушках. 7) Я уверил себя что эта осень первая и последняя в моей жизни. (К. Паустовский)
Спасибо
за внимание!