СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация: "конфликты и методы их разрешения"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что такое конфликт? Как разрешить конфликт, пути разрешения, методы разрешения. 

Просмотр содержимого документа
«Презентация: "конфликты и методы их разрешения"»

Конфликты и методы их разрешения  Педагог-психолог «Гимназии №26 имени Андре Мальро» Нуриева Ольга Александровна

Конфликты и методы их разрешения

Педагог-психолог «Гимназии №26 имени Андре Мальро»

Нуриева Ольга Александровна

План 1. Понятие и классификация конфликта 2. Причины возникновения конфликта 3. Методы управления конфликтами

План

1. Понятие и классификация конфликта

2. Причины возникновения конфликта

3. Методы управления конфликтами

Конфликт Столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений людей, серьезное разногласие субъектов взаимодействия противоречие между двумя и более сторонами, когда каждая сторона делает так, чтобы были приняты ее точка зрения или цель , и мешает другой стороне делать то же самое

Конфликт

  • Столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений людей, серьезное разногласие субъектов взаимодействия
  • противоречие между двумя и более сторонами, когда каждая сторона делает так, чтобы были приняты ее точка зрения или цель , и мешает другой стороне делать то же самое
Конфликт = конфликтная ситуация + инцидент   Конфликтная ситуация - период скрытого нарастания противоречий Инцидент - стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта

Конфликт = конфликтная ситуация + инцидент

  • Конфликтная ситуация - период скрытого нарастания противоречий
  • Инцидент - стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта
Типы конфликтов по остроте противоречий (недовольство, разногласие, противодействие, спор, раздор, вражда, война); на основе деятельности (управленческие, педагогические, производственные, экономические, этнонациональные, семейные, политические, военные); по степени вовлечения людей (внутриличностные, межличностные, межгрупповые, межгосударственные); в зависимости от предмета (по Я.Штумскому – экономические, социальные, классовые, политические,культурные, аксиологические, позиционные) и др. Конфликты в социально-трудовой сфере.

Типы конфликтов

  • по остроте противоречий (недовольство, разногласие, противодействие, спор, раздор, вражда, война);
  • на основе деятельности (управленческие, педагогические, производственные, экономические, этнонациональные, семейные, политические, военные);
  • по степени вовлечения людей (внутриличностные, межличностные, межгрупповые, межгосударственные);
  • в зависимости от предмета (по Я.Штумскому – экономические, социальные, классовые, политические,культурные, аксиологические, позиционные) и др.
  • Конфликты в социально-трудовой сфере.
Два подхода к рассмотрению конфликтов Дисфункциональные конфликты (нежелательное явление) - конфликты разрушают ресурсы, прежде всего, человеческие Функциональные конфликты (конфликты желательные) – позволяют выявлять альтернативы и находить наилучшие решения

Два подхода к рассмотрению конфликтов

  • Дисфункциональные конфликты (нежелательное явление) - конфликты разрушают ресурсы, прежде всего, человеческие
  • Функциональные конфликты (конфликты желательные) – позволяют выявлять альтернативы и находить наилучшие решения
Позитивные и негативные стороны конфликта Большие эмоциональные и материальные затраты увлечение процессом в ущерб работе увольнение сотрудников снижение дисциплины ухудшение СПК уменьшение степени сотрудничества сложное восстановление деловых отношений (шлейф конфликта) Разрядка напряженности выявление разных точек зрения получение новой информации об оппоненте стимулирование к изменениям и развитию сплочение коллектива против внешнего врага

Позитивные и негативные стороны конфликта

  • Большие эмоциональные и материальные затраты
  • увлечение процессом в ущерб работе
  • увольнение сотрудников
  • снижение дисциплины
  • ухудшение СПК
  • уменьшение степени сотрудничества
  • сложное восстановление деловых отношений (шлейф конфликта)
  • Разрядка напряженности
  • выявление разных точек зрения
  • получение новой информации об оппоненте
  • стимулирование к изменениям и развитию
  • сплочение коллектива против внешнего врага
Причины конфликтов распределение властных полномочий ограниченность ресурсов различия в целях и их противоречивость (снабженцы и финансисты) взаимозависимость заданий плохая коммуникация психологическая несовместимость (М и Х травмируют друг друга) различия в манере поведения и жизненном опыте различия в оценке ситуации и мнениях

Причины конфликтов

  • распределение властных полномочий
  • ограниченность ресурсов
  • различия в целях и их противоречивость (снабженцы и финансисты)
  • взаимозависимость заданий
  • плохая коммуникация
  • психологическая несовместимость (М и Х травмируют друг друга)
  • различия в манере поведения и жизненном опыте
  • различия в оценке ситуации и мнениях
Конфликтогены Слова, действия (или бездействие), могущие привести к конфликту стремление к превосходству (снисходительная позиция, хвастовство, категоричность, навязывание своих стереотипов и т.п.) проявление агрессивности проявление эгоизма

Конфликтогены

  • Слова, действия (или бездействие), могущие привести к конфликту
  • стремление к превосходству (снисходительная позиция, хвастовство, категоричность, навязывание своих стереотипов и т.п.)
  • проявление агрессивности
  • проявление эгоизма
Стадии урегулирования конфликта Определение сущности проблемы определение основной причины анализ предшествующих взаимоотношений участников поиск возможных путей разрешения конфликта принятие совместного решения о выходе из конфликта реализация совместно намеченного способа оценка эффективности усилий, предпринимаемых для разрешения конфликта

Стадии урегулирования конфликта

  • Определение сущности проблемы
  • определение основной причины
  • анализ предшествующих взаимоотношений участников
  • поиск возможных путей разрешения конфликта
  • принятие совместного решения о выходе из конфликта
  • реализация совместно намеченного способа
  • оценка эффективности усилий, предпринимаемых для разрешения конфликта
Способы разрешения конфликтов административные педагогические структурные межличностные

Способы разрешения конфликтов

  • административные
  • педагогические
  • структурные
  • межличностные
Стратегии управления конфликтом Соперничество  Сотрудничество  Компромисс Избегание  Приспособление

Стратегии управления конфликтом

  • Соперничество
  • Сотрудничество
  • Компромисс
  • Избегание
  • Приспособление
 настойчивость  соперничество сотрудничество  0 компромисс  готовность  избегание приспособление

настойчивость

соперничество сотрудничество

0 компромисс готовность

избегание приспособление

Деструктивные стратегии управления конфликтом Соперничество (конкуренция, противодействие) – стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому Приспособление – уступчивость, основанная на принесении в жертву собственных интересов ради другого (этим отличается от сотрудничества )

Деструктивные стратегии управления конфликтом

  • Соперничество (конкуренция, противодействие) – стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому
  • Приспособление – уступчивость, основанная на принесении в жертву собственных интересов ради другого (этим отличается от сотрудничества )
Нейтральные стратегии управления конфликтом  Избегание  (уклонение) – отсутствие как стремления к кооперации, так и тенденции к достижению собственных целей.

Нейтральные стратегии управления конфликтом

  • Избегание (уклонение) – отсутствие как стремления к кооперации, так и тенденции к достижению собственных целей.
Конструктивные стратегии управления конфликтом Компромисс – частичное достижение целей оппонентов ради условного равенства Сотрудничество – создание участниками альтернативы, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон

Конструктивные стратегии управления конфликтом

  • Компромисс – частичное достижение целей оппонентов ради условного равенства
  • Сотрудничество – создание участниками альтернативы, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон
Варианты разрешения конфликта Полное разрешение, угасание конфликта частичное, исключается только конфликтное поведение, но не устраняются причины спад, переход в хроническое состояние (тлеющие конфликты) возврат к состоянию готовности к конфликту мнимый выход из конфликта - отвлечение от проблемы без ее преодоления спад, переход в хроническое состояние (тлеющие конфликты) возврат к состоянию готовности к конфликту мнимый выход из конфликта - отвлечение от проблемы без ее преодоления

Варианты разрешения конфликта

  • Полное разрешение, угасание конфликта
  • частичное, исключается только конфликтное поведение, но не устраняются причины
  • спад, переход в хроническое состояние (тлеющие конфликты) возврат к состоянию готовности к конфликту мнимый выход из конфликта - отвлечение от проблемы без ее преодоления
  • спад, переход в хроническое состояние (тлеющие конфликты)
  • возврат к состоянию готовности к конфликту
  • мнимый выход из конфликта - отвлечение от проблемы без ее преодоления
Учебная литература 1.          Гришина Н. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2000. 2.          Громова О. Н. Конфликтология. Курс лекций. - М.: Ассоциация авторов и издателей   'Тандем', ЭКМОС, 2000. 3.          Козер Л. Функции социального конфликта. - М: Идея-Пресс, Дом интел­лектуальной книги,   2000.  

Учебная литература

1.          Гришина Н. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2000.

2.          Громова О. Н. Конфликтология. Курс лекций. - М.: Ассоциация авторов и издателей 'Тандем', ЭКМОС, 2000.

3.          Козер Л. Функции социального конфликта. - М: Идея-Пресс, Дом интел­лектуальной книги, 2000.

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!