Конфликты и методы их разрешения
Педагог-психолог «Гимназии №26 имени Андре Мальро»
Нуриева Ольга Александровна
План
1. Понятие и классификация конфликта
2. Причины возникновения конфликта
3. Методы управления конфликтами
Конфликт
- Столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений людей, серьезное разногласие субъектов взаимодействия
- противоречие между двумя и более сторонами, когда каждая сторона делает так, чтобы были приняты ее точка зрения или цель , и мешает другой стороне делать то же самое
Конфликт = конфликтная ситуация + инцидент
- Конфликтная ситуация - период скрытого нарастания противоречий
- Инцидент - стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта
Типы конфликтов
- по остроте противоречий (недовольство, разногласие, противодействие, спор, раздор, вражда, война);
- на основе деятельности (управленческие, педагогические, производственные, экономические, этнонациональные, семейные, политические, военные);
- по степени вовлечения людей (внутриличностные, межличностные, межгрупповые, межгосударственные);
- в зависимости от предмета (по Я.Штумскому – экономические, социальные, классовые, политические,культурные, аксиологические, позиционные) и др.
- Конфликты в социально-трудовой сфере.
Два подхода к рассмотрению конфликтов
- Дисфункциональные конфликты (нежелательное явление) - конфликты разрушают ресурсы, прежде всего, человеческие
- Функциональные конфликты (конфликты желательные) – позволяют выявлять альтернативы и находить наилучшие решения
Позитивные и негативные стороны конфликта
- Большие эмоциональные и материальные затраты
- увлечение процессом в ущерб работе
- увольнение сотрудников
- снижение дисциплины
- ухудшение СПК
- уменьшение степени сотрудничества
- сложное восстановление деловых отношений (шлейф конфликта)
- Разрядка напряженности
- выявление разных точек зрения
- получение новой информации об оппоненте
- стимулирование к изменениям и развитию
- сплочение коллектива против внешнего врага
Причины конфликтов
- распределение властных полномочий
- ограниченность ресурсов
- различия в целях и их противоречивость (снабженцы и финансисты)
- взаимозависимость заданий
- плохая коммуникация
- психологическая несовместимость (М и Х травмируют друг друга)
- различия в манере поведения и жизненном опыте
- различия в оценке ситуации и мнениях
Конфликтогены
- Слова, действия (или бездействие), могущие привести к конфликту
- стремление к превосходству (снисходительная позиция, хвастовство, категоричность, навязывание своих стереотипов и т.п.)
- проявление агрессивности
- проявление эгоизма
Стадии урегулирования конфликта
- Определение сущности проблемы
- определение основной причины
- анализ предшествующих взаимоотношений участников
- поиск возможных путей разрешения конфликта
- принятие совместного решения о выходе из конфликта
- реализация совместно намеченного способа
- оценка эффективности усилий, предпринимаемых для разрешения конфликта
Способы разрешения конфликтов
- административные
- педагогические
- структурные
- межличностные
Стратегии управления конфликтом
- Соперничество
- Сотрудничество
- Компромисс
- Избегание
- Приспособление
настойчивость
соперничество сотрудничество
0 компромисс готовность
избегание приспособление
Деструктивные стратегии управления конфликтом
- Соперничество (конкуренция, противодействие) – стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому
- Приспособление – уступчивость, основанная на принесении в жертву собственных интересов ради другого (этим отличается от сотрудничества )
Нейтральные стратегии управления конфликтом
- Избегание (уклонение) – отсутствие как стремления к кооперации, так и тенденции к достижению собственных целей.
Конструктивные стратегии управления конфликтом
- Компромисс – частичное достижение целей оппонентов ради условного равенства
- Сотрудничество – создание участниками альтернативы, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон
Варианты разрешения конфликта
- Полное разрешение, угасание конфликта
- частичное, исключается только конфликтное поведение, но не устраняются причины
- спад, переход в хроническое состояние (тлеющие конфликты) возврат к состоянию готовности к конфликту мнимый выход из конфликта - отвлечение от проблемы без ее преодоления
- спад, переход в хроническое состояние (тлеющие конфликты)
- возврат к состоянию готовности к конфликту
- мнимый выход из конфликта - отвлечение от проблемы без ее преодоления
Учебная литература
1. Гришина Н. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2000.
2. Громова О. Н. Конфликтология. Курс лекций. - М.: Ассоциация авторов и издателей 'Тандем', ЭКМОС, 2000.
3. Козер Л. Функции социального конфликта. - М: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000.