СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация" Краеведение"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация расскажет о методах. Познокомит подробнее о приемах краеведения.

Просмотр содержимого документа
«Презентация" Краеведение"»

Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края под руководством учителя. В использовании местного краеведческого материала при изучении различных тем курса географии и заключается суть краеведческого принципа в преподавании географии . Краеведение – всестороннее изучение определенной части страны, района, города или других поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем [Никонова, 1985]. Ямковой Виталий Анатольевич, к.г.н., доцент кафедры географии ФГБОУ ВПО «БГПУ»

Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края под руководством учителя.

В использовании местного краеведческого материала при изучении различных тем курса географии и заключается суть краеведческого принципа в преподавании географии .

Краеведение – всестороннее изучение определенной части страны, района, города или других поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем [Никонова, 1985].

Ямковой Виталий Анатольевич, к.г.н.,

доцент кафедры географии ФГБОУ ВПО «БГПУ»

  • Значение краеведческого принципа в преподавании географии состоит в том, что при изучении «своего края», «своей местности» у учащихся формируются правильные представления о многих объектах, явлениях и процессах, которые в свою очередь служат основой для формирования понятий, в том числе понятий мировоззренческого характера и тех, которые недоступны для непосредственного наблюдения . Тем самым краеведческий принцип дает возможность строить преподавание согласно дидактическому правилу, разработанному К. Д. Ушинским: « От известного к неизвестному », «От близкого к далекому».
  • Краеведение своим содержанием и приемами исследовательской работы в значительной степени способствует наглядности в обучении географии . Изучая свой край, учащиеся видят природную среду, жизнь людей, наблюдают процессы развития и взаимосвязи компонентов природы, результаты хозяйственной деятельности человека. Все это является подтверждением многих научных выводов и положений, составляющих основу географии.
  • Систематическое изучение природы в процессе краеведческих наблюдений создает также большие возможности, во-первых, для воспитания у школьников активного природоохранительного отношения к природе , во-вторых, для раскрытия научных закономерностей, и, наконец, для формирования эстетических взглядов . А это в свою очередь имеет огромное значение для воспитания патриотических чувств и любви к Родине .
  • Для того чтобы выявить географическую специфику территории , необходимо рассматривать изучаемый ареал не сам по себе, а на фоне его окружения, в характеристике изучаемого ареала стараться подметить, с одной стороны, черты, типичные для всего того большого района , к которому этот участок принадлежит, а с другой – и черты своеобразия , присущие только данно му ареалу и выделяющие его из окружения.
  • Типовой план ЭГХ своего района.
  • 1. Введение.
  • 2. Положение и природные условия; их оценка для хозяйственного развития страны.
  • 3. Историко-географический очерк.
  • 4. География населения.
  • 5. Общая экономико-географическая характеристика района.
  • 6. География главных отраслей производства.
  • 7. География путей сообщения и транспорта.
  • 8. География внешних связей.
  • Для изучения природы своего района применяется следующий план ФГХ:
  • 1. Географическое положение, территория и границы. Геологическое строение, общая характеристика рельефа. Полезные ископаемые.
  • 2. Климат и причины его различий в разных районах области. Особенности сезонов. Условия для развития сельского хозяйства.
  • 3. Характер и режим рек, озер, болот и водохранилищ. Использование внутренних вод в хозяйстве. Грунтовые воды и их хозяйственное значение.
  • 4. Важнейшие типы почв. Растительность. Меры по охране растительности. Животный мир. Охрана и восстановление ценных промысловых животных. Охрана, типичных ландшафтов.
Интерес (от лат. interest — имеет значение, важно) « Познавательный интерес в самом общем определении можно назвать избирательной деятельностью человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующей психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности» [Щукина, 1971]. Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес, становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит (поисковый характер). Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет.
  • Интерес (от лат. interest — имеет значение, важно)
  • « Познавательный интерес в самом общем определении можно назвать избирательной деятельностью человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующей психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности» [Щукина, 1971].
  • Познавательный интересизбирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес, становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит (поисковый характер). Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет.
  • Популяризация наукипроцесс распространения научных знаний в современной и доступной форме для широкого круга людей .
  • Популяризация науки , «перевод» специализированных знаний на язык малоподготовленного слушателя, читателя. Задачей популяризатора науки является превращение скучных научных данных в интересную и понятную большинству информацию
  • Я.И. Перельман – основатель жанра научной популяризации в СССР – считал занимательность главным средством популяризации науки, помогающим сложные научные истины делать доступными непосвященному человеку, заставлять его удивляться, возбуждать в нем процесс мышления, наблюдательность, содействовать активному познавательному отношению к окружающим явлениям действительности.
  • «Мы рано перестаем удивляться, – сетовал Я. И. Перельман, - рано утрачиваем драгоценную способность, которая побуждает интересоваться вещами, не затрагивающими непосредственно нашего существования. То, что живо занимало нас, когда нам «…были новы все впечатления бытия», перестает привлекать внимание, становясь привычным».
  • «Смертный грех учителя - быть скучным» (Гербарт)
  • Школьника могут привлекать такие стороны обучения, которые связаны с особенно яркими, эмоционально поданными фактами, эффектными опытами, с обаянием личности учителя. Все эти сами по себе ценные стимулы обучения не должны подменять, однако, самого существа познавательного интереса, которое состоит, в стремлении школьника проникнуть в познаваемую область более глубоко и основательно, в постоянном побуждении заниматься предметом своего интереса.
  • Формы обучения – внешняя сторона организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых учащихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления .
  • Краеведческие формы :
  • экскурсия, выявление памятников природы, работа над тематическими альбомами, краеведческие конференции, проведение выставок-конкурсов рисунков о родном крае (фотографий, стихов, сочинений, рассказов, поделок), глазомерная съемка, географическая площадка, кружковая работа, экологическая тропа, поход, конференция (краеведческая), утренник, вечер, олимпиада, неделя географии, работа в краеведческом музее, работа в мастерской, выпуск альбомов, газет, статей, пособий, монографий, карт, атласов о родном крае. работа с краеведческой литературой, работа с топографическими картами своей местности, работу со статистическими материалами, ведение фенологических наблюдений, выпуск листовок «зеленого» и «голубого» патруля , встречи со знаменитыми людьми (ветеранами войны и труда, старожилами, специалистами),
  • Урок как форма обучения (в том числе а) изучение нового материала, б) комбинированный, в) самостоятельная работа, г) обобщающий, д) лекционно-семинарский).
  • Конкретные формы школьной краеведческой работы в нашей практике сложились такие:
  • 1) экскурсии учителя с учащимися в ближайшие окрестности школы;
  • 2) более далекие и продолжительные экскурсии , имеющие целью осмотр каких-либо местных достопримечательностей;
  • 3) краеведческие походы в каникулярное время, рассчитанные на несколько недель и связанные с определенными практическими целями и участием молодежи в общественно полезном труде;
  • 4) сбор коллекций минералогических, ботанических, зоологических и т. д.;
  • 5) производство глазомерной съемки ;
  • 6) проведение организованных под руководством учителя бесед на краеведческие темы с местными старожилами и знатоками района;
  • 7) выполнение за каникулярное время индивидуальных заданий краеведческого порядка
  • Собранные и обработанные краеведческие материалы не должны лежать втуне, а должны по мере их накопления использоваться. Формы использования выработались на практике следующие:
  • 1) устройство выставок постоянных и периодических;
  • 2) устройство докладов на школьных вечерах с привлечением родителей, а также и докладов вне школы для населения;
  • 3) составление рукописных альбомов , журналов, бюллетеней, сводных описаний своего села, города, района;
  • 4) опубликование наиболее интересных результатов работы в местной газете .
  • Средства обученииэто материальный или идеальный объект, который «помещен» между учителем и учащимся и использован для усвоения знаний, формирования опыта познавательной и практической деятельности . К средствам относятся с одной стороны, различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая и др.), а с другой – совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы (наглядные пособия, историческая, художественная, научно-популярная литература, произведения изобразительного музыкального искусства, технические приспособления, средства массовой информации и т. п.).
  • К материальным средствам обучения относятся: учебники и учебные пособия; таблицы, модели, макеты и прочее; учебно-технические средства; учебно-лабораторное оборудование; помещения, мебель и т. д.
  • Наглядные пособия классифицируются на: объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т. д.), печатные пособия (картины, плакаты, портреты, графики, таблицы и т. д.), проекционный материал (кино-видеофильмы, фотографии, слайды, диафильмы, презентации) и идеальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний. Л. В. Выготский приводит примеры таких средств обучения, как речь, письмо, схемы, условные обозначения, чертежи, диаграммы, произведения искусства и прочее.
  • Графические средства (таблицы, схемы, рисунки, фото, коллажи, профили, вертикальные разрезы, блокдиаграммы, графики, диаграммы, картодиаграммы, картограммы, карты-схемы, картографические эскизы, пояснительные рисунки, Перспективные карты-схемы-рисунки , Опорные сигналы и схемы)
  • Метод (греч. metodos – путь к чему-либо) – способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи. Метод обучения – главный инструмент педагогической деятельности, именно с его помощью в результате взаимодействия учителя и учащихся производится основной продукт обучения – знания. Методы обучения дают ответ на один из основных вопросов дидактики: как обучать?
  • Методы по источникам знаний в свою очередь представлены следующими классификационными группами: - словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, школьная лекция, работа с текстом учебника);
  • Рассказ – это яркое, образное, последовательное изложение учителем содержания отдельных вопросов изучаемой темы.
  • Объяснение – это доказательная форма изложение учебного материала с выяснением причинно-следственных связей и закономерностей .
  • Беседа - это метод устного изложения учебного материал, при котором доминирующее место занимают вопросы учителя и ответы учащихся.
  • Диспут – обсуждение проходящее в форме борьбы мнений между участниками с целью поиска истины;
  • - наглядные методы (способы работы с наглядными аудиовизуальными и электронными средствами обучения);
  • - практические методы (способы выполнения упражнений и практических работ в классе и на местности).
  • К методам по характеру познавательной деятельности учащихся относятся: объяснительно-иллюстративный; репродуктивный метод, метод проблемного изложения, частично-поисковый и исследовательский
  • Катехизическая (вопросно-ответная) беседа предполагает краткие ответы учащихся на вопросы учителя.
  • Эвристическая беседа направлена на поиск учащимися ответов на эвристические вопросы: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда? Эти семь ключевых вопросов в различном варианте их сочетания задаются учителем как по содержанию изученного, так и при изучении нового учебного материала.
  • Вводная беседа направлена на воспроизведение субъектного опыта учащихся и установление межпредметных и внутрипредметных связей в аспекте содержания изучаемой темы.
  • Обучающая беседа , как правило, является эвристической беседой и предназначена для изучения нового материала на основе уже имеющихся у учащихся знаний.
  • Обобщающая беседа широко применяется на этапе повторения и закрепления изученного и при проведении обобщающего урока по изученной теме раздела учебной программы.
  • Наглядные методы в обучении географии представлены обучающими действиями с разнообразными видами учебно-наглядных пособий, обеспечивая процесс формирования теоретических знаний образно-наглядными представлениями. Применение наглядных методов обучения ориентировано на формирование образно-наглядного мышления, развитие памяти, познавательного интереса и эмоциональной сферы учащихся.
  • ИСТОРИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ метод нацеливает исследование любого явления с точки зрения его развития в прошлом, в соответствии с принципом «чтобы понять настоящее, надо познать прошлое».
  • НОМОТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД (от греч. Nomo - teto – устанавливать законы) – генерализующий метод познания, целью которого является обобщение имеющихся фактов и формулирование законов.
  • Методы иллюстрации (от лат. illustration – освещение, наглядное изображение), объяснение с помощью наглядных примеров, изображение, сопровождающее и дополняющее текст. Методы иллюстрации формируют образно-наглядные представлений учащихся о географических объектах и явлениях с помощью географических картин, таблиц, графической наглядности, рисунка учителя на обычной или интерактивной доске и др.
  • Методы демонстрации (от лат. demonstration – показывание) наглядный способ ознакомления с каким-либо явлением, предметом. Сущность методов демонстрации заключается в наглядно-чувственном ознакомлении учащихся с натуральными объектами, явлениями и процессами, происходящими в природе.
  • Практические методы обучения. Дидактическая сущность практических методов обучения заключается в обучении учащихся способам познавательной деятельности с географическими объектами или их моделями с целью приобретения новых для себя знаний. Так, к примеру, работая с географической картой, ученики извлекают знания, которые дают им возможность характеризовать основные формы рельефа, гидрографическую сеть края.
  • метод упражнений и методы проведения практических работ . В аспекте реализации этих методов выделяются методы работы с географической картой, графическими наглядными пособиями (графиками профилями гипсографическими кривыми, диаграммами), методы работы со статистическими показателями. Особую группу практических методов представляют методы организации наблюдений, предусматривающие формирование умений пользоваться соответствующими приборами и инструментами
  • Метод упражнений . Сущность данного метода состоит в планомерной организации повторного выполнения учащимися действий с целью овладения ими или повышения их качества.
  • Методы выполнения практических работ. Суть данных методов заключается в том, что учащиеся, изучив теоретический материал, выполняют практические задания по формированию соответствующих умений и навыков со значительной долей самостоятельности.
  • Объяснительно-иллюстративный метод направлен на организацию усвоения учащимися географических знаний. Его иначе называют информационно-рецептивным (рецепция – восприятие). Применяя этот метод, учитель сообщает содержание изучаемой темы, а учащиеся воспринимают его, осознают и запоминают.
  • Репродуктивный метод . Основным признаком данного метода обучения является воспроизведение и повторение способов деятельности по заданию учителя, образцу, эталону, инструкции и т. д.
  • Метод проблемного изложения является переходным от исполнительской деятельности учащихся к творческой деятельности.
  • Частично-поисковый метод. При этом методе обучения знания учащимся не предлагаются в «готовом» виде. Учитель, в результате применения данного метода, организует управляемую самостоятельную познавательную деятельность учащихся по усвоению содержания изучаемой темы.
  • Исследовательский метод . Сущность исследовательского метода заключается в том, что ученики самостоятельно, но под управлением учителя изучают содержание учебного материала. Процесс учения при этом осуществляется в логике научного исследования: определение цели и задач в решении проблемных вопросов, выдвижении и доказательства гипотезы, сбор и изучение фактов, установлении причинно-следственных связей, проверка и доказательство выдвинутых предположений.
  • Отдельно следует выделить группу вопросов нацеленных на максимальное использование сравнительно-географического метода . Принцип «все познается в сравнении» не теряет своей актуальности. В данных примерах вопросы, нацеленные на освоение знаний о географическом положении и климате Амурской области, путем сравнений с аналогами или рекордными показателями способствуют прочному запоминанию и амурского показателя и сравниваемого примера.
  • Какова площадь Амурской области и самого крупного и мелкого из ее районов? Какие государства имеют примерно такую же площадь?
  • Среднегодовая температура в Благовещенске около 0ºС. Как она отличается от средней температуры на параллели 50º с. ш.?
  • Какой месяц в Благовещенске по температуре соответствует европейской зиме?
  • На сколько градусов отличается температура самых холодных дней зимы в Амурской области от температуры в самом холодном месте Земле, на полюсе Недоступности в Антарктиде?
  • Средняя температура нижних слоев атмосферы Земли +15ºС, а когда в среднем отмечается такая температура в Благовещенске?
  • «Долина смерти» в США − самое теплое место на Земле по среднемесячной температуре в июле. На сколько градусов там теплее по сравнению с температурой самых жарких дней в Амурской области? (ответы приведены в «Знаете ли вы Амурскую область?)
  • прием сравнения – универсальный прием по принципу «все познается в сравнениии».
  • Выявление «необычного в обычном» -
  • использование стихов и цитат о родном крае, использование необычных, парадоксальных фактов,
  • антитезы, т. е. сопоставлении противоположных понятий (например «Восток территории испытывает смягчающее влияние Тихого океана, а на западе вторгается Восточная Сибирь с ее ледяным дыханием и вечной мерзлотой. Древние горы и молодые равнины, обилие солнца и жестокий мороз зимой),
  • Метафора близка к сравнению, переносится название с одного предмета на другой, замена прямого значения словом, употребляемым в образном значении. Например, «летом Бурея - могучий питон, стремительно несущийся к Амурскому дракону, после сильных дождей приобретает нрав кобры, кусая живущих на берегу людей наводнениями».
  • Эпитет – это образное, красочное определение, наиболее ярко обрисовывающее предмет речи или передающее отношение к нему оратора. Например, «могучая и своенравная Зея покорилась воле гидростроителей»,
  • Генерализация – выявление главного, основного при изучении массы информации.
  • Конкретизация – приведение конкретных примеров при изучении теоретического материала. Яркий конкретный пример надолго запоминается и способствует запоминанию общих характеристик.
  • Обобщение – сведение более частных и мелких понятий к более общим и важным. При обобщении отбираются самые главные, основные черты.
  • Вопросно-ответный ход в речи – использование вопросов: что, где, когда, почему и др.? Или учащиеся задают вопросы преподавателю после изучения темы.
  • Апеляция к последним событиям – увязка изучения нового с последними событиями или событиями которые были в крае на текущую дату (24 марта можно сказать о ачанском бое, 16 мая о Айгуньском договоре) .
  • Прием личностного отношения – рассказ о том, что видел сам, в чем участвовал, т.е. использование собственного опыта и знаний.
  • Постановка проблемного вопроса – пример: Колумб пересек Атлантику за 33 дня, а Поярков сколько дней провел в море? (оказывается Поярков возвращался по Охотскому ледяному морю 88 дня. Суворов в знаменитом сражении на Рымнике имел 1 солдата против 4 турецких и победил с соотношением 1 к 10, а Хабаров какое имел соотношение в ачанском бое? Хабаров победил 24 марта 1652 г. имея 1 русского на 16 врагов и потерял на 1 своего против 30 у маньчжур).
  • Обращение к шутке и юмору – (как узнать по деревьям, что мы на юге – если вокруг пальмы значит мы на юге. На фото дубовый лес, третий справа я. Почему мужчине амурчанину надо в 60 лет сделать операцию по смену пола? Чтобы прожить еще 12 лет, по статистике женщины живут до 72 лет).
  • Использование аналогии - нахождение сходных с краем регионов (аналог Амурской области по площади Германия, по посевной площади – Нидерланды, по населению – Манитоба в Канаде).
  • Цитирование документов , писем, дневников, воспоминаний.
  • Адекватное использование цифрового материала : не злоупотребление цифрами, округление чисел, сравнение чисел, расчет чисел в расчете на душу населения, перевод цифр в таблицы и графики. Приведение к единице – к 1%, к 1 дню, часу, минуте, секунде, на 1 человека (каждый день в области 1 чел. умирает от туберкулеза).
  • Использование музыки, фильмов о крае (гимн амурские волны и т.д.).
  • Работа с картойвизуальный анализ карты, картометрия и морфометрия (измерения на карте)
  • Работа с контурной картой – нанесение на карту различных географических объектов в пределах края.
  • Работа с атласом – анализ серии разных тематических карт о крае.
  • Работа с глобусом – выявление стран антиподов, расположенных на одной параллели и меридиане с родным краем, нахождение ортодромий от края к разным объектам.
  • Использование схем – с греч. наружный вид, образ, по Баранскому схема – запись в краткой удобообозреваемой форме.
  • Черчение картосхем на доске – картосхема - схема наложенная на картографическую основу.
  • Черчение картографического эскиза – стилизованного, без лишних деталей контура края.
  • Пояснительное рисование – несложные рисунки, помогающие понять сущность предметов и явлений и создаются на доске параллельно объяснению.
  • Рисование перспективных карт-схем-рисунков при оформлении творческих работ.
  • Создание опорных сигналов, конспектов (по Шаталову) – знаки, цифры, рисунки выражают в условной форме материал.
  • Выявление причинно-следственных связей – использование вопросов «Почему?», «Чем объяснить?»
  • Выявление закономерностей , где закономерность — это устойчивая, повторяющаяся связь между объектами и явлениями. Выявляется с помощью:
  • Дедукции – размышление от общей закономерности к частным примерам, случаям (например: на юге области климат теплее, значит в Тамбовском районе теплее, чем в Тындинском);
  • Индукции – размышление от частных случаев к общей закономерности (в Тамбовском районе теплее, чем в Тындинском, значит на юге области теплее, чем на севере).
  • Создание таблиц – свод перечень расписание каких-либо объектов или явлений , графически представленных в определенном, наиболее удобном для восприятия порядке. Наиболее распространена сравнительная таблица в которой каждая колонка сравнивается с соседней.
  • Создание точного профиля или разреза по меридиану или параллели с соблюдением масштабов – горизонтального и вертикального.
  • Создание комплексного профиля – совмещение рельефного профиля с почвой, растительностью, климатом, породным составом.
  • Создание графиков – линия (графический образ) размщенная в системе координат с пояснениями и условными обозначениями.
  • Создание диаграмм с греч. «изображение, чертеж» в том числе;
  • Столбиковых (простых, сплошных (осадки за год), групповых, структурных);
  • Ленточных (половозрастная пирамида);
  • Круговых (структура посевных площадей);
  • Структурных квадратных
  • Роза ветров
  • Создание картодиаграмм – контурных карт с размещенными внутри диаграммами.
  • Создание картограмм – контурных карт в которых при помощи штриховки или окраски выражают степень развития признака.
  • Создание карт с точечным способом – где каждая точка показывает величину производства.
  • Создание карт с ареалами – линия покажет распространение чего либо.
Какие же элементы занимательности вызывают это богатое своими последствиями чувство удивления? Новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствие прежним представлениям. Одним из действенных методов повышения познавательного интереса в краеведческой работе может служить занимательная информация, преподнесенная в виде вопросов и ответов. Вопросы – основное средство обучения. Это верно не только для маленького ребенка с его бесконечными «почему», не только для школьника. Любой ученый-исследователь в поисках истины руководствуется вопросами, которые он перед собой ставит.
  • Какие же элементы занимательности вызывают это богатое своими последствиями чувство удивления? Новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствие прежним представлениям.
  • Одним из действенных методов повышения познавательного интереса в краеведческой работе может служить занимательная информация, преподнесенная в виде вопросов и ответов.
  • Вопросы – основное средство обучения. Это верно не только для маленького ребенка с его бесконечными «почему», не только для школьника. Любой ученый-исследователь в поисках истины руководствуется вопросами, которые он перед собой ставит.
  • за период 2005-2012 гг. опубликованы:
  • «География Ромненского района» ( в соавторстве с Н.Г. Павлюк и А.А. Логиновым 112 с. );
  • «География Константиновского района» ( в соавторстве с Н.Г. Павлюк 90 с .)
  • «Знаете ли вы Амурскую область» ( 3 издания в соавторстве с Н.Г. Павлюк и В.В. Ульяновой 125, 207, 238 с. );
  • «Занимательная география в вопросах и ответах» в 2-х частях ( 186, 159 с .);
  • «Занимательная геоэкология в вопросах и ответах» (2 издания 2007-184 с. И 2013-236 с);
  • «Погода, климат, атмосфера в вопросах и ответах» ( 170 с .);
  • «География мирового хозяйства в вопросах и ответах» ( 278 с .);
  • «География катастроф и опасностей в вопросах и ответах» ( 267 с .);
  • «География воды в вопросах и ответах» ( 267 с .);
  • «Занимательная биология в вопросах и ответах» в 2-х частях ( 223, 238 с .);
  • «Занимательная космонавтика в вопросах и ответах» ( в соавторстве с И.А. Алексеевым 230 с. );
  • «Политическая география и история в вопросах и ответах» ( 256 с .);
  • «Военная история и география в вопросах и ответах» в 2-х частях ( 192, 214 с .).
  • В каждом из вышеназванных пособий краеведческий принцип заложен в виде сравнений материала по самой различной тематике с амурскими показателями, либо, в виде конкретных вопросов о амурской природе, населении, истории, хозяйстве.
  • Кто из русских первопроходцев побывал в Амурской области?
  • Что такое сумма активных температур?
  • Как складывались отношения Хабарова с местными приамурскими племенами дауров, дючеров, ачанов?
  • Где было основано первое русское поселение на территории области?
  • Сколько осад выдержала Албазинская крепость, прежде чем был подписан Нерчинский договор?
  • Каково значение Нерчинского договора в освоении Приамурья?
  • Когда и кем был подписан Айгуньский договор о разграничении Приамурья?
  • С чем связано , что при одинаковом количестве солнечного тепла, поступающего на территорию области 21 марта и 23 сентября, средняя температура отличается в эти месяцы почти на 20º?
  • Чье имя носит областной краеведческий музей?
  • С какими крупными реками можно сравнить Амур и Зею?
  • Во сколько раз меняется расход воды в нижнем течении Зеи от межени к паводку?
  • С какой средней скоростью продвигался отряд Пояркова в своем путешествии?
  • Было ли оледенение в Амурской области?
  • Меняется ли мутность воды в реках области в течение года?
  • Согласны ли вы , что присоединение Приамурья, во многом личная заслуга Н. Н. Муравьева?
  • Возможны ли ледовые заторы на реках области?
  • Является ли климат области муссонным?
  • Объясните, почему в 1990-е гг. сельское хозяйство области стало депрессивной отраслью?
  • Почему с 2005 г. «днем города» Благовещенска стали считать 2 июня, а не 17 июля?
  • В чем заключается различие в специализации северных и южных районов Амурской области?
  • Можно ли обнаружить признаки глобального потепления в Амурской области?
  • Предположите, как изменился бы климат Амурской области, если бы на севере области простирался горный хребет высотой как Гималаи?
  • Какова площадь Амурской области:
  • А) 171,2 тыс. км 2 ; Б) 691,8 тыс. км 2 ; В) 476,2 тыс. км 2 ; Г) 361,9 тыс. км 2 ?
  • Какой район до 1977 г. по площади, равный двум Даниям, назывался Джелтулакским:
  • А) Зейский; Б) Магдагачинский; В) Тындинский; Г) Селемджинский?
  • Средняя высота Благовещенска над уровнем моря:
  • А) 135 м; Б) 22 м; В) 285 м; Г) 653 м.
  • Более 40 % стоимости минеральных ресурсов области приходится на:
  • А) титан; Б) железные руды; В) уголь; Г) золото.
  • В Благовещенске в самый жаркий месяц июль выпадает осадков:
  • А) 129 мм; Б) 72 мм; В) 235 мм; Г) 6 мм.
  • В июле, августе при температуре +25º С и выше в 1 м³ воздуха содержится влаги:
  • А) 16 мг; Б) 1 г; В) 25 г; Г) 3 кг.
  • Название Селемджа в переводе с эвенкийского слова «сэлемэ» означает:
  • А) железо; Б) камень; В) берёза; Г) речка.
  • Мутность р. Зея в 318 раз меньше, чем в Хуанхэ, и составляет:
  • А) 5-10 мг/м³; Б) 30-50 мг/м³; В) 30 - 100 г/м³; Г) 3000 г/м³.
  • Около 70% вылова рыбы в области приходится на:
  • А) сазана; Б) щуку; В) ротана; Г) карася.
  • Первое официальное признание включения Приамурья в состав России произошло в:
  • А) 1653 г.; Б) 1900 г.; В) 1689 г.; Г) 1643 г.
  • Русских казаков маньчжуры за внешний вид называли «чанбицзы», что означает:
  • А) бородатые; Б) длинноносые; В) длинноногие; Г) голубоглазые.
Важнейшими факторами развития Амурской области являются: 1) значительные запасы нефти и газа; 2) приморское положение и наличие морских портов; 3) обилие гидроэнергетических ресурсов; 4) мощная металлургия на местном сырье; 5) лучшие агроклиматические условия на Дальнем Востоке; 6) избыток лесных ресурсов; 7) хорошие условия для рекреации; 8) значительные запасы золота и бурых углей; 9) близость к рынкам стран АТР; 10) значительные запасы калийных солей; 11) избыток квалифицированных рабочих рук; 12) близость заводов смежников, густая транспортная сеть; 13) статус свободной экономической зоны; 14) положение на трассе Транссиба и БАМа. Установите соответствие исторических деятелей и значимых для области событий, связанных с ними: 1) Поярков а) подписание Нерчинского договора (1689 г.) 2) Хабаров б) подписание Айгуньского договора (1858 г.) 3) Миддендорф в) появление русских в Приамурье (1643 г.) 4) Головин г) основание первых острогов (1650 г.) 5) Муравьев д) первые научные изыскания (1842-1845 гг.) 6) Аносов е) открытие амурского золота (1858-65 гг.)
  • Важнейшими факторами развития Амурской области являются:
  • 1) значительные запасы нефти и газа;
  • 2) приморское положение и наличие морских портов;
  • 3) обилие гидроэнергетических ресурсов;
  • 4) мощная металлургия на местном сырье;
  • 5) лучшие агроклиматические условия на Дальнем Востоке;
  • 6) избыток лесных ресурсов;
  • 7) хорошие условия для рекреации;
  • 8) значительные запасы золота и бурых углей;
  • 9) близость к рынкам стран АТР;
  • 10) значительные запасы калийных солей;
  • 11) избыток квалифицированных рабочих рук;
  • 12) близость заводов смежников, густая транспортная сеть;
  • 13) статус свободной экономической зоны;
  • 14) положение на трассе Транссиба и БАМа.
  • Установите соответствие исторических деятелей и значимых для области событий, связанных с ними:
  • 1) Поярков а) подписание Нерчинского договора (1689 г.)
  • 2) Хабаров б) подписание Айгуньского договора (1858 г.)
  • 3) Миддендорф в) появление русских в Приамурье (1643 г.)
  • 4) Головин г) основание первых острогов (1650 г.)
  • 5) Муравьев д) первые научные изыскания (1842-1845 гг.)
  • 6) Аносов е) открытие амурского золота (1858-65 гг.)
  • МЕТОДЫ КЛАССИФИКАЦИИ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ
  • КЛАССИФИКАЦИЯ – группировка по количественному признаку. Классификация как метод (классифицирование) (от лат. classis – разряд и facere – делать) – особый случай применения логической операции деления объема понятия, представляющий собой некоторую совокупность делений (деление некоторого класса на виды, деление этих видов и т.д.). Классификация предназначена для постоянного использования в какой-либо науке или области практической деятельности (например, классификация районов по площади или численности населения).
  • ТАКСОНОМИЯ – деление территории по масштабу, по иерархии (от материка до фации). При таксономии объекты разделяются также по определенным признакам, но группировка строится по принципу иерархии, т. е. подчиняется субординации. При этом по мере движения «сверху вниз» увеличивается гомогенность классифицируемого явления, а при движении «наоборот» – уменьшается, т.е. теряется богатство единичного, но путем выявления в общем наиболее существенных признаков огромного количества единичных явлений усиливается глубина всеобщего (ландшафтные таксоны по области).
  • ТИПОЛОГИЯ – группировка по качественным признакам. ТИПОЛОГИЯ есть группировка по признаку, общему для всех классифицируемых предметов и явлений. Это понятие более узкое, чем классификация, ее разновидность. При типологии выбираемый признак должен быть типичным для всего данного ряда объектов.
  • РАЙОНИРОВАНИЕ – деление территории по отличию в разделении труда (в экономической географии) и по качественному отличию (в физической географии). Физико-географическое районирование – вычленение объективно существующих ПТК разного ранга и разной степени сложности и установление их соподчиненности.
  • СИСТЕМАТИКА – классификация – упорядочение, единообразное распределение явлений и объектов по классам (отделам, разрядам) на основе их общих признаков, сходства и различий, отражающих связи между классами объектов в единой системе отрасли знаний («раскладывание по полочкам»).
  • СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
  • МЕТОД РАНЖИРОВАНИЯ, или ГРУППИРОВКИ – расчленение однородной совокупности данных по величине варьирующего признака. Группировочные признаки: атрибутивные (отличие по качеству, например: по полу, национальности, по уровню образования) и количественные (отличие в размерах, например: районы-гиганты – более 50 тыс. км кв., города с населением 50-300 тыс.. чел. и т.д.). Ранжированные данные удобно представить в виде таблиц, гистограмм, диаграмм.
  • МОДА – метод нахождения часто встречаемого числового значения (от франц. «модный» − чаще встречаемый). Например, в Амурской области в 1976-1980 гг. в 4-х районах урожайность зерна была 11 ц/га, в 3-х – 10, в 2-х по 9 и 15, таким образом, модальная урожайность – 11 ц/га.
  • НАХОЖДЕНИЕ СРЕДНЕЙ АРИФМЕТИЧЕСКОЙ происходит путем сложения всех однородных данных и делением на количество цифр. Так, найдем средний возраст в семье Ивановых (мама – 29 лет, папа – 37 лет, дочка – 5 лет), (29+37+5):3=23,7 лет. Другой вид среднего называют МЕДИАНОЙ . Если переписать все данные в порядке убывания от наибольшей к наименьшей, то цифра в середине, делящая ряд на две половины будет медианой.
  • КОРРЕЛЯЦИЯ (с лат. correlatio – соотношение) – взаимозависимость, соотношение предметов или понятий. Для выявления зависимости между двумя и более рядами переменных данные размещают параллельными рядами (например, данные по урожайности в районах сопоставим с баллами почвенного бонитета в районах, в результате заметим, что большая урожайность связана с высоким плодородием почв).
  • ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНЫХ ВЕЛИЧИН – выявление количественного соотношения двух сопоставимых величин. Относительные величины выражаются по-разному. Так, если базу сравнения принять за 1 (единицу), относительная величина будет выражена в КОЭФФИЦИЕНТАХ (например, если в 1990 г. урожай был 100 тыс. т, а в 2000 г. – 50 тыс. т, то коэффициент роста равен 50:100=0,5). Если базу сравнения принять за 100%, то относительная величина будет выражена в % (50:100 и × на 100% = 50%). Коэффициенты являются ИНДЕКСАМИ , где индекс – величина, характеризующая изменение во времени и пространстве уровня изучаемого явления.
  • ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЗМАХА ВАРИАЦИИ – измерение разности между максимальным и минимальным значениями варьируемого признака (например, максимальная урожайность в Амурской области в Тамбовском районе 27 ц/га, в Шимановском – 5 ц/га, вариация – 27-5=22 ц/га или 27:5=5,4 раза).
  • МЕТОДЫ ПОЛЕВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ (ландшафтных) достаточно разнообразны и в основном перечислены, однако отдельные частные методы могут сочетаться в методе МАРШРУТНОЙ ПЛОЩАДНОЙ СЪЕМКИ . Сущность маршрутного метода площадной съемки заключается в проведении различных наблюдений за особенностями природных компонентов исследуемой местности в пределах проложенного маршрута. Как правило, маршруты прокладываются перпендикулярно направлению вытянутых форм рельефа. Точки наблюдения на маршруте определяются в пределах предварительно выявленных таксонов (фаций, урочищ). При прохождении по маршруту в каждой точке наблюдения производится определение азимута маршрута, изучение особенностей геоморфологии, микроклимата, вод, почвенного и растительного покрова, животного мира (собираются образцы растительности, животных, почв, пород).
  • Метод ЛАНДШАФТНОГО ПРОФИЛИРОВАНИЯ заключается в создании профиля маршрута с нанесением на него границ урочищ, растительности, почв, микроклиматических показателей. Линии профилей выбираются с таким расчетом, чтобы они по возможности пересекали наиболее характерные для исследуемой территории морфологические единицы ландшафта (перпендикулярно простиранию вытянутых в плане форм рельефа). Для создания профиля используется подробная топографическая карта, к которой привязывается маршрут. При отсутствии карты можно воспользоваться на крутых склонах ватерпасовкой (измерение высоты с помощью двух реек и уровня).
  • Метод ПОЛЯРНОЙ ПЛОЩАДНОЙ СЪЕМКИ используется для картирования урочища или ландшафта с высокой точностью с помощью кипрегеля или теодолита из центра исследуемого таксона. В центральной ключевой точке производятся все инструментальные и визуальные наблюдения компонентов природы.
  • МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ – способы построения и обоснования социологического знания. Методы социологических исследований включают: метод сбора информации, наблюдение, опрос, анализ документов, эксперимент и др. Методы обработки и анализа данных: факторный, латентно-структурный, корреляционный, регрессивный, дисперсионный анализ, ранжирование, шкалирование, индексирование и т.д. Методы построения теории: дедуктивный, индуктивный, сравнительный, причинный, структурно-функциональный, генетический, идеографический и др.
  • КОСМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ГЕОГРАФИИ – наблюдение за состоянием атмосферы, земной поверхности, наземных объектов, гидросферы из космоса.
  • СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ м.: цепных реакций, межотраслевх комплексов, ресурсных циклов, энерго-производственнных циклов.
  • Один из основных эмпирических методов (сбора информации) в географии – ЭКСПЕДИЦИОННЫЙ , где экспедиция – путешествие, со специально определённой целью – научной или военной. Туристская экспедиция – путешествие с целью изучения и освоения туристского района.
  • Главный путь реализации экспедиции – НАБЛЮДЕНИЕ , т. е. получение первичной информации об изучаемом объекте с помощью органов чувств. Наблюдение – это планомерное и целенаправленное восприятие явлений, результаты которого в той или иной форме фиксируются наблюдателем. НАБЛЮДЕНИЕ – общенаучный метод сбора первичной информации путём и непосредственной регистрации исследователем событий, явлений и процессов, происходящих в определённых условиях. Частными случаями метода наблюдения являются измерение и сравнение.
  • ИЗМЕРЕНИЕ – то же наблюдение, но с применением количественных показателей (измерение температуры, скорости ветра, давления, влажности, расстояний и т.д.). Измерение совокупности операций для определения отношения одной (измеряемой) величины к другой однородной величине, принятой за единицу, хранящуюся в техническом средстве.
  • ЭКСПЕРИМЕНТ (от лат. experimentum – проба, опыт) – это поставленный опыт, изучение явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий. Экспериментом называется метод познания, при помощи которого явления действительности исследуются в контролируемых и управляемых условиях (агробиостанция проводит эксперименты по акклиматизации разных культур).
  • ОПИСАНИЕ – вид научного метода, представляющий собой систему процедур сбора, первичного анализа и изложения данных и их характеристик. Различают эмпирическое описание («что вижу, то и пишу») и научное описание. Географическое описание может быть комплексным, проблемным или специальным, страноведческим, сравнительно-описательным, литературно-художественным.
  • ЛИТЕРАТУРНЫЙ МЕТОД – универсален для всех наук. При любом исследовании прежде всего необходимо изучить литературу по данной теме. В результате полученную в литературе информацию систематизируют и анализируют, намечают контуры неисследованного.
  • МЕТОД «КЛЮЧЕЙ» − из множества однородных объектов изучаются несколько типичных (ключевых) объектов: предприятий, рек, озер, почвенных срезов.
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ методы в географии на основе изучения мнения индивидов путем целенаправленной постановки заранее разработанных вопросов. Различают устный опрос ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ , когда в личной беседе социолог задает опрашиваемому вопросы и получает ответы (с диктофоном, видеокамерой, блокнотом) и АНКЕТИРОВАНИЕ – вопросы ставятся в опросном листе (анкете), опрашиваемый отвечает на них письменно. Популярны эти методы при исследовании в области географии населения, политической географии, экономической географии.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!