СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Лев Николаевич Толстой. Роман "Война и мир"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация для лекции № 22 по дисциплине ОДБ.02 "Литература" для студентов, обучающихся на базе основного общего образования по специальности "Сестринское дело"

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Лев Николаевич Толстой. Роман "Война и мир"»

Толстой  Лев Николаевич   09.09.1828 – 20.11.1910 Л.Н. Толстой в период работы над романом «Война и мир». Художник Л. Пастернак. 1893

Толстой Лев Николаевич

09.09.1828 – 20.11.1910

Л.Н. Толстой в период работы над романом «Война и мир». Художник Л. Пастернак. 1893

Программа самообразования За два года: Изучить весь курс юридических наук, нужных для окончательного экзамена в университете. Изучить практическую медицину и часть теоретической. Изучить языки: французский, русский, немецкий, английский, итальянский и латинский. Изучить сельское хозяйство как теоретическое, так и практическое. Изучить географию, историю, статистику. Изучить математику, гимназический курс. Написать диссертацию. Достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи.

Программа самообразования

За два года:

  • Изучить весь курс юридических наук, нужных для окончательного экзамена в университете.
  • Изучить практическую медицину и часть теоретической.
  • Изучить языки: французский, русский, немецкий, английский, итальянский и латинский.
  • Изучить сельское хозяйство как теоретическое, так и практическое.
  • Изучить географию, историю, статистику.
  • Изучить математику, гимназический курс.
  • Написать диссертацию.
  • Достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи.
Группа сотрудников журнала «Современник» Сидят слева направо: И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, А.В. Дружинин, А.Н.Островский. Стоят: Л.Н. Толстой, Д.В. Григорович. Фото 1856

Группа сотрудников журнала «Современник»

Сидят слева направо:

И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, А.В. Дружинин, А.Н.Островский. Стоят:

Л.Н. Толстой, Д.В. Григорович.

Фото 1856

Л.Н. Толстой и С.А. Толстая. Художник И. Репин. 1907–1911

Л.Н. Толстой и С.А. Толстая.

Художник И. Репин. 1907–1911

«Война и мир» – роман эпопея  « Все страсти, все моменты человеческой жизни, от крика новорожденного ребёнка до последней вспышки чувства умирающего старика, все горести и радости, доступные человеку, - всё есть в этой картине!» Критик Н. Страхов

«Война и мир» – роман эпопея

« Все страсти, все моменты человеческой жизни, от крика новорожденного ребёнка до последней вспышки чувства умирающего старика, все горести и радости, доступные человеку, - всё есть в этой картине!»

Критик Н. Страхов

История создания романа Работа над романом велась с 1863 по 1869 гг. Повесть на современную тему «Декабристы». Действие начинается в 1856 г. (амнистия декабристов, Александр II ) Решил рассказать о восстании 1825 г. Отодвинул начало действия к 1812 г. – детство и юность будущих декабристов (название «Три поры») Отечественная война 1812 г. была тесно связана с кампанией 1805 – 1807 гг., поэтому Толстой решил начать роман с этого времени (название «1805 год») В 1866 г. новый вариант названия – «Всё хорошо, что хорошо кончается» 1867 г. окончательный вариант названия – «Война и мир»

История создания романа

Работа над романом велась с 1863 по 1869 гг.

Повесть на современную тему «Декабристы». Действие начинается в 1856 г. (амнистия декабристов, Александр II )

Решил рассказать о восстании 1825 г.

Отодвинул начало действия к 1812 г. – детство и юность будущих декабристов (название «Три поры»)

Отечественная война 1812 г. была тесно связана с кампанией 1805 – 1807 гг., поэтому Толстой решил начать роман с этого времени (название «1805 год»)

В 1866 г. новый вариант названия –

«Всё хорошо, что хорошо кончается»

1867 г. окончательный вариант названия – «Война и мир»

СИМВОЛИКА НАЗВАНИЯ

СИМВОЛИКА НАЗВАНИЯ

СИМВОЛИКА НАЗВАНИЯ

СИМВОЛИКА НАЗВАНИЯ

АНТИТЕЗА – центральный композиционный приём в романе. Война Мир Массовые сцены Истории отдельных героев Классическое повествование от 3-го лица Философские отступления от лица автора Кутузов Андрей Болконский Наполеон Наташа Ростова Анатоль Курагин Элен Курагина

АНТИТЕЗА – центральный композиционный приём в романе.

Война

Мир

Массовые сцены

Истории отдельных героев

Классическое повествование от 3-го лица

Философские отступления от лица автора

Кутузов

Андрей Болконский

Наполеон

Наташа Ростова

Анатоль Курагин

Элен Курагина

Жанр произведения  «… оригинальное и многостороннее произведение, соединяющее в себе эпопею, исторический роман и очерк нравов». И.С. Тургенев Признаки романа: Развитие сюжета, в котором есть завязка, развитие действия, кульминация, развязка – для всего повествования и для каждой сюжетной линии. Взаимодействие среды с характером героя, развитие этого характера. Признаки эпопеи: Картины русской истории. События общественной и политической жизни. Отношения помещиков и крестьян. Показ различных слоев населения. Широкая панорама бытовых сцен дворянской жизни. Огромное количество человеческих характеров (569 персонажей). Большая протяженность во времени (15 лет). Широкий охват пространства.

Жанр произведения

«… оригинальное и многостороннее произведение, соединяющее в себе эпопею, исторический роман и очерк нравов».

И.С. Тургенев

Признаки романа:

Развитие сюжета, в котором есть завязка, развитие действия, кульминация, развязка – для всего повествования и для каждой сюжетной линии.

Взаимодействие среды с характером героя, развитие этого характера.

Признаки эпопеи:

Картины русской истории.

События общественной и политической жизни.

Отношения помещиков и крестьян.

Показ различных слоев населения.

Широкая панорама бытовых сцен дворянской жизни.

Огромное количество человеческих характеров (569 персонажей).

Большая протяженность во времени (15 лет).

Широкий охват пространства.

События I том – 1805 г. Война 1805 г.  Русская армия действовала в союзе с Австрией.  Шенграбенское и Аустерлицкое сражения.

События

I том – 1805 г.

Война 1805 г.

Русская армия действовала в союзе с Австрией.

Шенграбенское и Аустерлицкое сражения.

События II том – 1806-1811 годы Война в союзе с Пруссией в 1806 г. Переговоры двух императоров в Тильзите на реке Неман в 1807 г.

События

II том – 1806-1811 годы

Война в союзе с Пруссией в 1806 г.

Переговоры двух императоров в Тильзите на реке Неман в 1807 г.

События III том – 1812 год Переход французов через Неман, отступление русских войск в глубь страны, сдача Смоленска, Бородинское сражение.

События

III том – 1812 год

Переход французов через Неман, отступление русских войск в глубь страны, сдача Смоленска, Бородинское сражение.

События IV том – 1812 год + эпилог – 1820 год Совет в Филях, оставление Москвы, партизанское движение, распад армии захватчиков и победоносное завершение войны

События

IV том – 1812 год + эпилог – 1820 год

Совет в Филях, оставление Москвы, партизанское движение, распад армии захватчиков и победоносное завершение войны

Герои романа 569 персонажей. 200 исторических лиц: Портрет М. И. Кутузова кисти Р. М. Волкова. Фрагмент портрета М. Б. Барклая-де-Толли работы Джорджа Доу. Портрет П. И. Багратиона работы Джорджа Доу. Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов Петр Иванович Багратион Михаил Богданович Барклай-де-Толли Наполеон Бонапарт Александр I

Герои романа

569 персонажей. 200 исторических лиц:

Портрет М. И. Кутузова кисти Р. М. Волкова. Фрагмент портрета М. Б. Барклая-де-Толли работы Джорджа Доу. Портрет П. И. Багратиона

работы Джорджа Доу.

Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов

Петр Иванович Багратион

Михаил Богданович Барклай-де-Толли

Наполеон Бонапарт

Александр I

История трёх семейств Болконские – воплощение интеллектуального и волевого начала (князь Андрей). Ростовы – воплощение эмоционально-интуитивного начала (Наташа). Курагины – воплощение низкого нравственного уровня: примитивно эгоистичны и неумны.

История трёх семейств

Болконские – воплощение интеллектуального и волевого начала (князь Андрей).

Ростовы – воплощение эмоционально-интуитивного начала (Наташа).

Курагины – воплощение низкого нравственного уровня: примитивно эгоистичны и неумны.

Ростовы  Граф Илья Андреевич Ростов. Графиня Наталья Ростова (урожд. Шиншина) — жена Ильи Ростова. Дети : Николай Ростов (Nicolas) — старший сын Вера Ростова — старшая дочь Пётр Ростов (Петя) — младший сын Наташа Ростова (Natalie) — младшая дочь, в браке графиня Безухова, вторая жена Пьера. Соня (Sophie) — племянница графа Ростова, воспитывается в семье графа. Андрюша Ростов — сын Николая Ростова.

Ростовы

Граф Илья Андреевич Ростов.

Графиня Наталья Ростова (урожд. Шиншина) — жена Ильи Ростова.

Дети :

Николай Ростов (Nicolas) — старший сын

Вера Ростова — старшая дочь

Пётр Ростов (Петя) — младший сын

Наташа Ростова (Natalie) — младшая дочь, в браке графиня Безухова, вторая жена Пьера.

Соня (Sophie) — племянница графа Ростова, воспитывается в семье графа.

Андрюша Ростов — сын Николая Ростова.

Наташа Ростова Первый бал Наташи Ростовой. Художник Л. Пастернак. 1893. Л. Толстой: «Ведь вот как странно это бывает... Когда у белки уже нет зубов, ей преподносят орешки! Когда я писал „Войну и мир“, я мечтал о таких иллюстрациях...»  Наташа и Борис Трубецкой в цветочной.  Рисунок М. Башилова. 1866.   Наташа в Отрадном у окна. Художник А. Николаев. 1981 Л. Толстой: «В поцелуе — нельзя ли Наташе придать тип Танечки Берс..., а Бориса сделать не так raide (упрямый, непреклонный)...»

Наташа Ростова

Первый бал Наташи Ростовой. Художник Л. Пастернак. 1893.

Л. Толстой: «Ведь вот как странно это бывает... Когда у белки уже нет зубов, ей преподносят орешки! Когда я писал „Войну и мир“, я мечтал о таких иллюстрациях...»

Наташа и Борис Трубецкой в цветочной. Рисунок М. Башилова. 1866.

Наташа в Отрадном у окна. Художник А. Николаев. 1981

Л. Толстой:

«В поцелуе — нельзя ли Наташе придать тип Танечки Берс..., а Бориса сделать не так raide (упрямый, непреклонный)...»

Болконские Князь Николай Андреевич Болконский — старый князь. Прототипом является дед Л. Н. Толстого по матери, представитель древнего рода Волконских. Княжна Мария Николаевна (фр. Marie) — дочь старого князя, сестра князя Андрея, в замужестве графиня Ростова (жена Николая Ильича Ростова). Прототипом можно назвать Марию Николаевну Волконскую (в замужестве Толстую), мать Л. Н. Толстого.  Лиза (фр. Lise) — первая жена князя Андрея Болконского, умерла родами сына Николая. Николенька — сын князя Андрея.

Болконские

Князь Николай Андреевич Болконский — старый князь. Прототипом является дед Л. Н. Толстого по матери, представитель древнего рода Волконских.

Княжна Мария Николаевна (фр. Marie) — дочь старого князя, сестра князя Андрея, в замужестве графиня Ростова (жена Николая Ильича Ростова). Прототипом можно назвать Марию Николаевну Волконскую (в замужестве Толстую), мать Л. Н. Толстого.

Лиза (фр. Lise) — первая жена князя Андрея Болконского, умерла родами сына Николая.

Николенька — сын князя Андрея.

Князь Андрей Николаевич Болконский (фр. André) — сын старого князя.

Князь

Андрей

Николаевич Болконский

(фр. André) — сын старого князя.

Курагины Князь Василий Сергеевич Курагин. Говорил о детях: «Мои дети — обуза моего существования». Елена Васильевна Курагина (Элен ) — первая неверная жена Пьера Безухова, дочь князя Василия, умерла от неудачно сделанного аборта. Князь Василий и Анна Михайловна. Рисунок М. Башилова. 1866.

Курагины

Князь Василий Сергеевич Курагин.

Говорил о детях: «Мои дети — обуза моего существования».

Елена Васильевна Курагина (Элен ) — первая неверная жена Пьера Безухова, дочь князя Василия, умерла от неудачно сделанного аборта.

Князь Василий и Анна Михайловна. Рисунок М. Башилова. 1866.

Л. Толстой: «Анна Михайловна, просящая князя Василия за сына — превосходно — она — он — прелестны. Helene — нельзя ли сделать погрудастее (пластичная красота — ее характернейшая черта)»

Л. Толстой:

«Анна Михайловна, просящая князя Василия за сына — превосходно — она — он — прелестны.

Helene — нельзя ли сделать погрудастее (пластичная красота — ее характернейшая черта)»

Л. Толстой: «Портрет Ипполита... прекрасен, но нельзя ли, подняв его верхнюю губу и больше задрав ногу, сделать его более идиотом и карикатурнее?..»

Л. Толстой: «Портрет Ипполита... прекрасен, но нельзя ли, подняв его верхнюю губу и больше задрав ногу, сделать его более идиотом и карикатурнее?..»

Анатоль Курагин — младший сын князя Василия, кутила и развратник, пытался соблазнить Наташу Ростову и увезти её. «Беспокойный дурак» по выражению кн. Василия.

Анатоль Курагин — младший сын князя Василия, кутила и развратник, пытался соблазнить Наташу Ростову и увезти её. «Беспокойный дурак» по выражению кн. Василия.

Пьер Безухов

Пьер Безухов