СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Проза 1950-1980-х годов XX века"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация составлена к занятию по учебной дисциплине «Литература», входящей в общеобразовательный цикл. Тема «Проза 1950-1980-х годов» (2 часа) изучается в разделе «Литература 1950-1980-х годов» блока «Литература XX века».

Структура презентации включает элементы комбинированного урока (контроль усвоения темы «Развитие литературы 1950-1980-х годов» (тема предыдущего занятия); изучение темы занятия «Проза 1950-1980-х годов»; закрепление темы, домашнее задание).

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Проза 1950-1980-х годов XX века"»

   Тема занятия: Проза 1950-1980-х годов    Учебный предмет: Литература Преподаватель: Бекасова Елена Николаевна

Тема занятия:

Проза 1950-1980-х годов

Учебный предмет: Литература

Преподаватель: Бекасова Елена Николаевна

Структура занятия:   1 контроль темы «Развитие литературы 1950-1980-х годов»; 2 изучение темы «Проза 1950-1980-х годов»; 3 закрепление темы «Проза 1950-1980-х годов».

Структура занятия:

1

контроль темы «Развитие литературы 1950-1980-х годов»;

2

изучение темы «Проза 1950-1980-х годов»;

3

закрепление темы «Проза 1950-1980-х годов».

  1 Задание 1  Николай Иванович Глазков, один из поэтов второй половины XIX века, так отозвался о времени, в котором он живет: Я на мир взираю из-под столика, Век двадцатый – век необычайный. Чем он интересней для историка, Тем для современника печальней! Ответьте на вопросы: 1 Что означает фраза: «Я на мир взираю из-под столика…»? 2 Почему поэт считает, что XX век «интересен для историка»? 3 Чем XX век печален для современника?

1

Задание 1

Николай Иванович Глазков, один из поэтов второй половины XIX века, так отозвался о времени, в котором он живет:

Я на мир взираю из-под столика,

Век двадцатый – век необычайный.

Чем он интересней для историка,

Тем для современника печальней!

Ответьте на вопросы:

1

Что означает фраза: «Я на мир взираю из-под столика…»?

2

Почему поэт считает, что XX век «интересен для историка»?

3

Чем XX век печален для современника?

  1 Задание 2  Перейдите по ссылке на тест, ответьте на вопросы. https :// docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSdlq8YAF3p7RTqnfNYX45HYdl3-rIUz2Q-K6SHyre4HfgCAhg/viewform?usp=sf_link  КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ: 18-20 б. – «отлично»; 16-17 б. – «хорошо»; 11-15 б. – «удовлетворительно»; ниже одиннадцати баллов – «неудовлетворительно». Время выполнения теста – 15-20 минут. Желаю удачи!!!

1

Задание 2

Перейдите по ссылке на тест, ответьте на вопросы.

https :// docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSdlq8YAF3p7RTqnfNYX45HYdl3-rIUz2Q-K6SHyre4HfgCAhg/viewform?usp=sf_link

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:

18-20 б. – «отлично»;

16-17 б. – «хорошо»;

11-15 б. – «удовлетворительно»;

ниже одиннадцати баллов – «неудовлетворительно».

Время выполнения теста –

15-20 минут.

Желаю удачи!!!

2    Определяем цель занятия.

2

Определяем цель занятия.

2    СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

2

СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

   2 Основное качество прозы – исповедальное начало проявилось в лирической прозе. Жанр дневника  Жанр дневника позволял автору – создать атмосферу доверительных отношений с читателем; – выразить субъективную точку зрения на исторические значимые события.  Читатель воспринимает все события сквозь призму точки зрения героя-рассказчика.  В. Солоухин «Владимирские проселки» (1957) О. Берггольц «Дневные звезды» (1959) Ю. Смуул «Ледовая книга» (1958) Творчество Ю. Казакова

2

Основное качество прозы –

исповедальное начало

проявилось в лирической прозе.

Жанр дневника

Жанр дневника позволял автору

– создать атмосферу доверительных отношений с читателем;

– выразить субъективную точку зрения на исторические значимые события.

Читатель воспринимает все события сквозь призму точки зрения героя-рассказчика.

В. Солоухин «Владимирские проселки» (1957)

О. Берггольц «Дневные звезды» (1959)

Ю. Смуул «Ледовая книга» (1958)

Творчество Ю. Казакова

   2 «МОЛОДЕЖНАЯ ПРОЗА» ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРОЗА ФАНТАСТИКА ВОЕННАЯ ПРОЗА ДЕРЕВЕНСКАЯ ПРОЗА ГОРОДСКАЯ ПРОЗА ЛАГЕРНАЯ ПРОЗА

2

«МОЛОДЕЖНАЯ ПРОЗА»

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРОЗА

ФАНТАСТИКА

ВОЕННАЯ ПРОЗА

ДЕРЕВЕНСКАЯ ПРОЗА

ГОРОДСКАЯ ПРОЗА

ЛАГЕРНАЯ ПРОЗА

2    2

2

2

   2 А. Гладилин «Хроника времен Виктора Подгурского» (1956) и др. Авторы и книги В. Аксенов «Коллеги» (1960), «Звездный билет» (1962) и др. А. Кузнецов «Продолжение легенды» (1958), «У себя дома» (1964) и др. Произведения этого направления публиковались в журнале «Юность» 2

2

А. Гладилин «Хроника времен Виктора Подгурского» (1956) и др.

Авторы и книги

В. Аксенов «Коллеги» (1960), «Звездный билет» (1962) и др.

А. Кузнецов «Продолжение легенды» (1958), «У себя дома» (1964) и др.

Произведения этого направления публиковались в журнале «Юность»

2

   2 Анатолий Кузнецов Василий Аксенов «Продолжение легенды» «Зачем было готовить нас к легкой жизни?» – спрашивает герой, оказавшись в «открытом плаванье» взрослого мира. Мир оказался не таким, как его «рисовали» в учебниках, а за дверьми школы начиналось что-то совершенно иное, к чему молодое поколение не было подготовлено. . «Звездный билет» Беспечные выпускники московской школы, одевающиеся по западной моде, обожающие джаз, не желающие сидеть на одном месте. Поколение романтиков, чей девиз: «К звездам!» 2

2

Анатолий Кузнецов

Василий Аксенов

«Продолжение легенды»

«Зачем было готовить нас к легкой жизни?» – спрашивает герой, оказавшись в «открытом плаванье» взрослого мира.

Мир оказался не таким, как его «рисовали» в учебниках, а за дверьми школы начиналось что-то совершенно иное, к чему молодое поколение не было подготовлено. .

«Звездный билет»

Беспечные выпускники московской школы, одевающиеся по западной моде, обожающие джаз, не желающие сидеть на одном месте. Поколение романтиков, чей девиз: «К звездам!»

2

   2 Выполните задание Ответьте на вопросы Выпишите из фрагментов произведений слова и словосочетания, отражающие настроение и переживание героя.   Почему «молодежную прозу» называют «исповедальной»? 1   1) «Я смотрю туда, смотрю, и голова начинает кружиться и все-все, все, что было в жизни и что еще будет, - все начинает кружиться, и я уже не понимаю, я это лежу на подоконнике или не я. И кружатся, кружатся надо мной настоящие звезды, исполненные высочайшего смысла». В. Аксенов «Звездный билет» 2 К опыту какого зарубежного писателя обращались авторы «молодежной прозы»?   2) «Молодость танцует при свете звезд у подножия Олимпа, полосы лунного света ложатся на извивающиеся тела … Ребята танцуют, и ничего им больше не надо сейчас. Танцуйте, пока вам семнадцать! Танцуйте, и прыгайте в седлах, и ныряйте в глубины, и ползите вверх с альпенштоками. Не бойтесь ничего, все это ваше — весь мир». А. Кузнецов «Продолжение легенды» 3 В чем заключается главный конфликт произведений этого направления?   2

2

Выполните задание

Ответьте на вопросы

Выпишите из фрагментов произведений слова и словосочетания, отражающие настроение и переживание героя.

Почему «молодежную прозу» называют «исповедальной»?

1

1) «Я смотрю туда, смотрю, и голова начинает кружиться и все-все, все, что было в жизни и что еще будет, - все начинает кружиться, и я уже не понимаю, я это лежу на подоконнике или не я. И кружатся, кружатся надо мной настоящие звезды, исполненные высочайшего смысла».

В. Аксенов «Звездный билет»

2

К опыту какого зарубежного писателя обращались авторы «молодежной прозы»?

2) «Молодость танцует при свете звезд у подножия Олимпа, полосы лунного света ложатся на извивающиеся тела … Ребята танцуют, и ничего им больше не надо сейчас. Танцуйте, пока вам семнадцать! Танцуйте, и прыгайте в седлах, и ныряйте в глубины, и ползите вверх с альпенштоками. Не бойтесь ничего, все это ваше — весь мир».

А. Кузнецов «Продолжение легенды»

3

В чем заключается главный конфликт произведений этого направления?

2

   2 2

2

2

   2 Произведения И. Ефремова, О. Ларионовой, братьев А. и Б. Стругацких, К. Булычева и др. Издание зарубежных фантастов Р. Шекли, Р. Брэдбери, С. Лем). Кир Булычёв —  самый востребованный кинематографистами советский и российский фантаст. По его книгам снято более 20 фильмов, несколько телесериалов и эпизоды телеальманаха «Этот фантастический мир». ЗНАЛИ ЛИ ВЫ, что знаменитый фильм «Гостья из будущего снят по произведениям Кира Булычева? Кир Булычев ЗНАЛИ ЛИ ВЫ, что произведения Кира Булычева входят во многие списки лучших книг фантастики? 2

2

Произведения И. Ефремова, О. Ларионовой, братьев А. и Б. Стругацких, К. Булычева и др. Издание зарубежных фантастов Р. Шекли, Р. Брэдбери, С. Лем).

Кир Булычёв —

самый востребованный кинематографистами советский и российский фантаст. По его книгам снято более 20 фильмов, несколько телесериалов и эпизоды телеальманаха «Этот фантастический мир».

ЗНАЛИ ЛИ ВЫ,

что знаменитый фильм «Гостья из будущего снят по произведениям Кира Булычева?

Кир Булычев

ЗНАЛИ ЛИ ВЫ,

что произведения Кира Булычева входят во многие списки лучших книг фантастики?

2

2

Интересные факты

  • П оклонники используют аббревиатуру «АБС», которая обозначает имена Аркадия и Бориса Стругацких.
  • В Санкт-Петербурге в 2014 году площади в Московском районе было дано имя Братьев Стругацких.
  • М огил Стругацких нет, так как по завещанию их прах после кремации было велено развеять над указанными местами: Аркадий пожелал, чтобы его прах развеяли над Рязанским шоссе, а Борис пожелал остаться над Пулковской обсерваторией.
  • С 2015 года энтузиасты планируют создать музей в петербургской квартире братьев, но дискуссии с властями Московского района еще ведутся.
  • В ыражение «и ежу понятно» стало известно благодаря Стругацким, хотя его создателем был В. Маяковский. Выражение получило распространение выражение после повести "Страна багровых туч", а позднее - в советских интернатах, в которых набирали детей в классы А, Б, В, Г, Д - тех, кому учиться два года, и Е, Ж, И - тех, кому один.

Братья Аркадий и Борис Стругацкие

ЗНАЛИ ЛИ ВЫ,

что произведения братьев Стругацких входят во многие списки лучших книг фантастики?

Если вы интересуетесь фантастикой, то можете ознакомиться с лучшими книгами данного направления здесь:

https ://top-knig.ru/fantastika /

2

   2 В. Шукшин «Я пришел дать вам волю» (1971) Ю. Трифонов «Нетерпение» (1973) В. Пикуль «Пером и шпагой» (1972), «Битва железных канцлеров» (1977), «У последней черты» (1979) и др. Пытались найти в истории ответы на современные вопросы. А. Солженицын Б. Окуджава «Путешествие дилетантов» (1979), «Красное колесо» (1971 – 1991) «Свидание с Бонапартом» (1983) Предпринял попытку раскрыть национально-государственный путь России среди враждебных ей сил, показать конфликт собирателей России и ее разрушителей. Исследовал переломные моменты отечественной истории, в которых проявляются судьбы отдельных людей и народа в целом. Стремился выявить в прошлом вечные проблемы. Произведения Д. Балашова, В. Чивилихина и других. 2

2

В. Шукшин

«Я пришел дать вам волю» (1971)

Ю. Трифонов

«Нетерпение» (1973)

В. Пикуль

«Пером и шпагой» (1972),

«Битва железных канцлеров» (1977),

«У последней черты» (1979) и др.

Пытались найти в истории ответы на современные вопросы.

А. Солженицын

Б. Окуджава

«Путешествие дилетантов» (1979),

«Красное колесо»

(1971 – 1991)

«Свидание с Бонапартом» (1983)

Предпринял попытку раскрыть национально-государственный путь России среди враждебных ей сил, показать конфликт собирателей России и ее разрушителей.

Исследовал переломные моменты отечественной истории, в которых проявляются судьбы отдельных людей и народа в целом.

Стремился выявить в прошлом вечные проблемы.

Произведения

Д. Балашова,

В. Чивилихина

и других.

2

   2 2

2

2

   2 АВТОРЫ И ПРОИЗВЕДЕНИЯ ТЕМАТИКА Ю. Бондарев «Батальоны просят огня», «Последние залпы». Г. Бакланов «Южнее главного удара», «Пядь земли». Б. Балтер «До свидания, мальчики». В. Быков «Журавлиный крик», «Третья ракета», «Фронтовая станция». В. Астафьев «Звездопад». В. Росляков «Один из нас». К. Воробьев «Крик», «Убиты под Москвой». Б. Васильев «А зори здесь тихие», «Завтра была война». В. Кондратьев «Сашка» и др. С удьба человека в нечеловеческих условиях; и стинное лицо войны; с уть «трудной работы» солдата; ц ена потерь и самой привычки к утратам. КНИЖНАЯ ПОЛКА 2

2

АВТОРЫ И

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

ТЕМАТИКА

  • Ю. Бондарев «Батальоны просят огня», «Последние залпы».
  • Г. Бакланов «Южнее главного удара», «Пядь земли».
  • Б. Балтер «До свидания, мальчики».
  • В. Быков «Журавлиный крик», «Третья ракета», «Фронтовая станция».
  • В. Астафьев «Звездопад».
  • В. Росляков «Один из нас».
  • К. Воробьев «Крик», «Убиты под Москвой».
  • Б. Васильев «А зори здесь тихие», «Завтра была война».
  • В. Кондратьев «Сашка» и др.
  • С удьба человека в нечеловеческих условиях;
  • и стинное лицо войны;
  • с уть «трудной работы» солдата;
  • ц ена потерь и самой привычки к утратам.

КНИЖНАЯ ПОЛКА

2

2

Выполните задание

В повести «А зори здесь тихие» Б. Васильев рассказывает о девушках, оказавшихся на войне. Прочитайте фрагменты и ответьте на вопросы.

1

Хоронили Соню Гурвич.

« – Отличница была, — сказала Осянина. - Круглая отличница – и в школе и в университете.

Да, – сказал старшина. - Стихи читала.

А про себя подумал: не это главное. А главное, что могла нарожать Соня детишек, а те бы — внуков и правнуков, а теперь не будет этой ниточки. Маленькой ниточки в бесконечной пряже человечества, перерезанной ножом…».

ВОПРОС: Объясните значение последнего предложения.

2

«Васков осторожно сдвинул сушняк: в яме лицами вниз лежали двое.

«Пристрелили, — определил старшина. — Свои же, в затылок. Раненого добивали: такой, значит, закон…»

Плюнул Васков. На мертвых плюнул, хоть и грех этот — самый великий из всех. Но ничего к ним не чувствовал, кроме презрения: вне закона они для него были. По ту сторону черты, что человека определяет.

Человека ведь одно от животных отделяет: понимание, что человек он. А коли нет понимания этого — зверь. О двух ногах, о двух руках, и — зверь… И тогда ничего по отношению к нему не существует: ни человечности, ни жалости, ни пощады. Бить надо. Бить, пока в логово не уползет. И там бить, покуда не вспомнит, что человеком был, покуда не поймет этого.»

ВОПРОС: Почему такое определение врагу дает главный герой повести?

2

   2 Наш спор — не церковный о возрасте книг,  Наш спор — не духовный о пользе веры, Т ема сталинских репрессий, ГУЛАГА  (Главное управление лагерей) . М ногие авторы – бывшие заключенные сталинских лагерей . П роизведения доходили до читателей через самиздат  (форма нелегального распространения произведений в СССР в машинописном виде) и тамиздат  (запрещенные к публикации книги и журналы, опубликованные за рубежом). Документальность, точность в описании действительности. Наш спор — о свободе, о праве дышать, Представители: А. Солженицын,  В. Шаламов, Ю. Домбровский, Г. Владимов . О воле Господней вязать и решать. В. Шаламов А. Солженицын Г. Владимов Ю. Домбровский В. Шаламов 2

2

Наш спор — не церковный о возрасте книг, Наш спор — не духовный о пользе веры,

  • Т ема сталинских репрессий, ГУЛАГА (Главное управление лагерей) .
  • М ногие авторы – бывшие заключенные сталинских лагерей .
  • П роизведения доходили до читателей через самиздат (форма нелегального распространения произведений в СССР в машинописном виде) и тамиздат (запрещенные к публикации книги и журналы, опубликованные за рубежом).
  • Документальность, точность в описании действительности.

Наш спор — о свободе, о праве дышать,

Представители: А. Солженицын, В. Шаламов, Ю. Домбровский, Г. Владимов .

О воле Господней вязать и решать.

В. Шаламов

А. Солженицын

Г. Владимов

Ю. Домбровский

В. Шаламов

2

   2 А. Солженицын «Эту повесть обязан прочитать и выучить наизусть – каждый гражданин из всех двухсот миллионов граждан Советского Союза» «В круге первом» «Один день Ивана Денисовича» «Архипелаг ГУЛАГ» А.А. Ахматова. Г. Вадимов Ю. Домбровский (провел 18 лет в тюрьмах, лагерях и ссылке) «Верный Руслан» «Хранитель древностей» «Факультет ненужных вещей» В. Шаламов (провел в сталинских лагерях 17 лет) «Колымские рассказы» Е. Гинзбург «Крутой маршрут» 2

2

А. Солженицын

«Эту повесть обязан прочитать и выучить наизусть – каждый гражданин из всех двухсот миллионов граждан Советского Союза»

  • «В круге первом»
  • «Один день Ивана Денисовича»
  • «Архипелаг ГУЛАГ»

А.А. Ахматова.

Г. Вадимов

Ю. Домбровский

(провел 18 лет в тюрьмах, лагерях и ссылке)

«Верный Руслан»

  • «Хранитель древностей»
  • «Факультет ненужных вещей»

В. Шаламов

(провел в сталинских лагерях 17 лет)

«Колымские рассказы»

Е. Гинзбург

«Крутой маршрут»

2

2    С уть направления – возрождение традиционной нравственности. П исатели – выходцы из деревни.  И нтерес к послевоенной деревне . К артина жизни крестьянства в XX веке, русский характер. 2

2

  • С уть направления – возрождение традиционной нравственности.
  • П исатели – выходцы из деревни.
  • И нтерес к послевоенной деревне .
  • К артина жизни крестьянства в XX веке, русский характер.

2

2    Темы и мотивы деревенской прозы «Мы отпели последний плач – человек пятнадцать нашлось плакальщиков о бывшей деревне. Мы и воспевали ее одновременно». В. Астафьев О черковость, исследовательский характер произведений. В нимание к взаимоотношениям человека и природы. Деревня – символ противостояния Цивилизации и Природы. М отивы прощания, «последнего срока», «последнего поклона», разрушения сельского дома. Т оска по утрачиваемым нравственным ценностям, упорядоченному патриархальному быту. Представители: Ф. Абрамов, В. Белов, В. Распутин, В. Шукшин, В. Астафьев, Б. Можаев, Е. Носов и др. «Я верю в выздоровление. Такие духовные запасы, такое культурное богатство, такая народная мощь, как у нас, не могут быть погребены…» В. Распутин 2

2

Темы и мотивы деревенской прозы

«Мы отпели последний плач – человек пятнадцать нашлось плакальщиков о бывшей деревне. Мы и воспевали ее одновременно».

В. Астафьев

  • О черковость, исследовательский характер произведений.
  • В нимание к взаимоотношениям человека и природы. Деревня – символ противостояния Цивилизации и Природы.
  • М отивы прощания, «последнего срока», «последнего поклона», разрушения сельского дома.
  • Т оска по утрачиваемым нравственным ценностям, упорядоченному патриархальному быту.

Представители: Ф. Абрамов, В. Белов, В. Распутин, В. Шукшин, В. Астафьев, Б. Можаев, Е. Носов и др.

«Я верю в выздоровление. Такие духовные запасы, такое культурное богатство, такая народная мощь, как у нас, не могут быть погребены…»

В. Распутин

2

2    «Он (В. Шукшин) хочет пробудить у читателя интерес к этим людям и их жизни, показать, как, в сущности, добр и хорош простой человек, живущий в обнимку с природой и физическим трудом…». А. Макаров, критик. Василий Макарович Шукшин 1927 – 1974 КНИЖНАЯ ПОЛКА Родина – Сростки, Алтайский край 2

2

«Он (В. Шукшин) хочет пробудить у читателя интерес к этим людям и их жизни, показать, как, в сущности, добр и хорош простой человек, живущий в обнимку с природой и физическим трудом…».

А. Макаров, критик.

Василий Макарович Шукшин

1927 – 1974

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Родина – Сростки, Алтайский край

2

2    – изображение простых, неприметных, обыкновенных людей в обычных житейских ситуациях. И нтерес к городскому человеку и его проблемам. В центре – сфера переживаний и проблем человека, связанных с его существованием в современном мире. Г ерой – «нецельный» человек, лишенный позитивного активного начала. С овременный город – сосредоточение драм, преступлений, обманов, бытовых историй, обостренных исканий, трений между людьми. Ф илософичность и интеллектуальность. Представители: Ю. Трифонов, В. Маканин, А. Битов. 2

2

– изображение простых, неприметных, обыкновенных людей в обычных житейских ситуациях.

  • И нтерес к городскому человеку и его проблемам.
  • В центре – сфера переживаний и проблем человека, связанных с его существованием в современном мире.
  • Г ерой – «нецельный» человек, лишенный позитивного активного начала.
  • С овременный город – сосредоточение драм, преступлений, обманов, бытовых историй, обостренных исканий, трений между людьми.
  • Ф илософичность и интеллектуальность.
  • Представители: Ю. Трифонов, В. Маканин, А. Битов.

2

2    «Проводя своих героев через испытание бытом, испытание повседневной жизнью, он выявляет не всегда уловимую связь бытового, повседневного с высоким, идеальным, обнажает пласт за пластом всю многосоставность натуры человека, всю сложность влияний окружающей среды». А. Бочаров. Юрий Валентинович Трифонов 1925 – 1981 Повести «Обмен» , «Предварительные итоги», «Долгое прощание», «Другая жизнь» и др. Объект – постепенная деградация личности. 2

2

«Проводя своих героев через испытание бытом, испытание повседневной жизнью, он выявляет не всегда уловимую связь бытового, повседневного с высоким, идеальным, обнажает пласт за пластом всю многосоставность натуры человека, всю сложность влияний окружающей среды».

А. Бочаров.

Юрий Валентинович Трифонов

1925 – 1981

Повести «Обмен» , «Предварительные итоги», «Долгое прощание», «Другая жизнь» и др.

Объект – постепенная деградация личности.

2

   2 Выполните задание В повести «Обмен» Ю. Трифонов рассуждает о душевных качествах человека. Прочитайте фрагменты и ответьте на вопросы. 1 «Ей-богу, в тебе есть какой-то душевный дефект. Какая-то недоразвитость чувств. Что-то, прости меня, недочеловеческое. Как же можно?»  ВОПРОС: Как вы понимаете словосочетания «душевный дефект», «недоразвитость чувств»? 2 «Меня просто удивляют некоторые вещи. Наша мать никогда сама не скажет, но я вижу... Лена, например, забрала все наши лучшие чашки… Но меня покоробило другое – она зачем-то сняла портрет папы из средней комнаты и повесила его в проходную. Мама очень удивилась. Вот об этом должен знать ты, потому что это не бытовая какая-то мелочь, а другое. По-моему, просто бестактность». ВОПРОСЫ: Что такое бестактность? В чем проявилась бестактность Лены? 2

2

Выполните задание

В повести «Обмен» Ю. Трифонов рассуждает о душевных качествах человека. Прочитайте фрагменты и ответьте на вопросы.

1

«Ей-богу, в тебе есть какой-то душевный дефект. Какая-то недоразвитость чувств. Что-то, прости меня, недочеловеческое. Как же можно?»

ВОПРОС: Как вы понимаете словосочетания «душевный дефект», «недоразвитость чувств»?

2

«Меня просто удивляют некоторые вещи. Наша мать никогда сама не скажет, но я вижу... Лена, например, забрала все наши лучшие чашки… Но меня покоробило другое – она зачем-то сняла портрет папы из средней комнаты и повесила его в проходную. Мама очень удивилась. Вот об этом должен знать ты, потому что это не бытовая какая-то мелочь, а другое. По-моему, просто бестактность».

ВОПРОСЫ: Что такое бестактность? В чем проявилась бестактность Лены?

2

Изучение темы «Проза 1950-1980-х годов»    2 Выводы. Тематика и проблематика прозы. Главная особенность прозы 1950-1980-х годов – ИСПОВЕДАЛЬНОСТЬ Философия патриотизма  осмысление ключевых событий истории;  взаимосвязь прошлого и настоящего;  неумирающая память о войне.  осмысление ключевых событий истории;  взаимосвязь прошлого и настоящего;  неумирающая память о войне. Возрождение традиционной нравственности утверждение необходимости моральной перестройки общества; раскрытие роли природы в формировании души. утверждение необходимости моральной перестройки общества; раскрытие роли природы в формировании души. Внимание к жизни человека изображение русской деревни и крестьянской души; изображение жизни городских интеллигентов, их повседневных нравственных отношений. изображение русской деревни и крестьянской души; изображение жизни городских интеллигентов, их повседневных нравственных отношений.

Изучение темы «Проза 1950-1980-х годов»

2

Выводы. Тематика и проблематика прозы.

Главная особенность прозы 1950-1980-х годов – ИСПОВЕДАЛЬНОСТЬ

Философия патриотизма

  • осмысление ключевых событий истории; взаимосвязь прошлого и настоящего; неумирающая память о войне.
  • осмысление ключевых событий истории;
  • взаимосвязь прошлого и настоящего;
  • неумирающая память о войне.

Возрождение традиционной нравственности

  • утверждение необходимости моральной перестройки общества; раскрытие роли природы в формировании души.
  • утверждение необходимости моральной перестройки общества;
  • раскрытие роли природы в формировании души.

Внимание к жизни человека

  • изображение русской деревни и крестьянской души; изображение жизни городских интеллигентов, их повседневных нравственных отношений.
  • изображение русской деревни и крестьянской души;
  • изображение жизни городских интеллигентов, их повседневных нравственных отношений.
  3 Закрепление темы «Развитие литературы 1950-1980-х годов» Задание Перейдите по ссылке на тест, ответьте на вопросы тренировочного теста * https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSe9BSOe1C4q7odccDZlxpj6gzBenuSAdUcwT7gFxa8QEqbOxA/viewform?usp=sf_link  КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ: 13-15 б. – «отлично»; 11-12 б. – «хорошо»; 8-10 б. – «удовлетворительно»; ниже одиннадцати баллов – «неудовлетворительно». Время выполнения теста – 15 минут. Желаю удачи!!! * В журнал выставляются только положительные оценки

3

Закрепление темы

«Развитие литературы 1950-1980-х годов»

Задание

Перейдите по ссылке на тест, ответьте на вопросы тренировочного теста *

https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSe9BSOe1C4q7odccDZlxpj6gzBenuSAdUcwT7gFxa8QEqbOxA/viewform?usp=sf_link

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:

13-15 б. – «отлично»;

11-12 б. – «хорошо»;

8-10 б. – «удовлетворительно»;

ниже одиннадцати баллов – «неудовлетворительно».

Время выполнения теста –

15 минут.

Желаю удачи!!!

* В журнал выставляются только положительные оценки

   Домашнее задание 1  Посмотреть урок «Нравственная проблематика повести Ю. Трифонова «Обмен». Урок. Нравственная проблематика повести Ю. Трифонова «Обмен» / Российская электронная школа – Режим доступа https://resh.edu.ru/subject/lesson/6323/main/13892/  2  Посмотреть урок ««Чудики» Шукшина». Урок. «Чудики» Шукшина / Российская электронная школа – Режим доступа https://resh.edu.ru/subject/lesson/5615/main/13830/  3  Прочитать рассказ В.М. Шукшина «Чудики». Книги онлайн – Режим доступа https: https:// online-knigi.com/page/27099

Домашнее задание

1

Посмотреть урок «Нравственная проблематика повести Ю. Трифонова «Обмен».

Урок. Нравственная проблематика повести Ю. Трифонова «Обмен» / Российская электронная школа – Режим доступа https://resh.edu.ru/subject/lesson/6323/main/13892/

2

Посмотреть урок ««Чудики» Шукшина».

Урок. «Чудики» Шукшина / Российская электронная школа – Режим доступа https://resh.edu.ru/subject/lesson/5615/main/13830/

3

Прочитать рассказ В.М. Шукшина «Чудики».

Книги онлайн – Режим доступа https: https:// online-knigi.com/page/27099

Источники информации

Основные источники информации

  • Рабочая программа учебной дисциплины БД.02. Литература / сост. Бекасова Е.Н. – Степное Озеро, 2019. Обернихина Г.А., Емельянова Т.В. и др. Литература: учебник для студенческих учреж­дений среднего профессионального образования: в 2 ч. / под ред. Г. А. Обернихиной. - М.: Академия, 2017.
  • Рабочая программа учебной дисциплины БД.02. Литература / сост. Бекасова Е.Н. – Степное Озеро, 2019.
  • Обернихина Г.А., Емельянова Т.В. и др. Литература: учебник для студенческих учреж­дений среднего профессионального образования: в 2 ч. / под ред. Г. А. Обернихиной. - М.: Академия, 2017.

Дополнительные источники информации

  • Иллюстрации – Режим доступа https://www.bing.com/ (дата обращения 15.04.2020 – 30.04.2020). Список 100 лучших книг фантастики – Режим доступа https://top-knig.ru/fantastika / (дата обращения 30.04.2020). Трифонов Юрий Валентинович – Режим доступа https://ru.wikipedia.org/wiki/ Трифонов,_ Юрий_Валентинович (дата обращения 30.04.2020). Урок 50. Нравственная проблематика повести Ю. Трифонова «Обмен» / Российская электронная школа – Режим доступа https://resh.edu.ru/subject/lesson/6323/main/13892/ (дата обращения 29.04.2020). Урок 48. «Чудики» Шукшина / Российская электронная школа – Режим доступа https://resh.edu.ru/subject/lesson/5615/main/13830/ (дата обращения 28.04.2020). Шукшин Василий Макарович – Режим доступа https://ru.wikipedia.org/wiki/ Шукшин,_ Василий_Макарович (дата обращения 30.04.2020).
  • Иллюстрации – Режим доступа https://www.bing.com/ (дата обращения 15.04.2020 – 30.04.2020).
  • Список 100 лучших книг фантастики – Режим доступа https://top-knig.ru/fantastika / (дата обращения 30.04.2020).
  • Трифонов Юрий Валентинович – Режим доступа https://ru.wikipedia.org/wiki/ Трифонов,_ Юрий_Валентинович (дата обращения 30.04.2020).
  • Урок 50. Нравственная проблематика повести Ю. Трифонова «Обмен» / Российская электронная школа – Режим доступа https://resh.edu.ru/subject/lesson/6323/main/13892/ (дата обращения 29.04.2020).
  • Урок 48. «Чудики» Шукшина / Российская электронная школа – Режим доступа https://resh.edu.ru/subject/lesson/5615/main/13830/ (дата обращения 28.04.2020).
  • Шукшин Василий Макарович – Режим доступа https://ru.wikipedia.org/wiki/ Шукшин,_ Василий_Макарович (дата обращения 30.04.2020).