СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация мастер класса

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация мастер класса

Просмотр содержимого документа
«Презентация мастер класса»

Мастер-класс

«Просто. Сложно. Интересно»

Наумова Нургуль Сарсембаевна,

учитель математики первой квалификационной категории

МКОУ «Вишнёвской СШ»


Цель: создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов; внедрять новые подходы в преподавании и обучении в практику.

Методы и приёмы: словесный, наглядный, практический методы; беседа, демонстрация, практическая работа, рефлексия.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, раздаточный материал.

Ход мастер – класса:

I. Вступительное слово.

(Слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги! Я, Наумова Нургуль Сарсембаевна, учитель математики первой квалификационной категории. Стаж моей педагогической деятельности 27 лет. Уважаемые коллеги, я приглашаю вас в удивительный мир математики, где и просто, и сложно, и очень интересно.

II. Проведение мастер – класса.

1.Презентация педагогического опыта.

        - Давайте поиграем:

        • Загадайте число.  

        • Прибавьте столько же.  

        • Прибавьте 10.  

        • Разделите на два.  

        • Отнимите задуманное.  

        • Какое число загадали? (спросить у 2-3 человек)

        • Что у вас получилось? (у всех получится число 5)  

        - Нетрудно догадаться, что в основе задачи лежит некий алгоритм. Результат был известен только мне, но посредством направления ваших действий, мы все пришли к одному ответу. Причём, вначале никто об этом даже не догадывался.

(Слайд 2) «Предмет математики настолько серьёзен,

что полезно не упустить случая

сделать его немного занимательным»

Блез Паскаль

Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школа должна подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Педагоги постоянно ищут пути повышения эффективности обучения и воспитания обучающихся. Результативность в обучении школьников напрямую зависит от наличия у них высокого уровня мыслительных способностей. Формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей учеников способствует применение активных форм обучения.
Активные формы обучения включают в себя такие технологии: технология проблемного обучения, технология проектного обучения, игровые технологии, интерактивные технологии.

Всё больше я убеждаюсь на практике моей работы, что чем интересней игровые действия, которые я использую на уроках, тем незаметнее и эффективнее обучающиеся закрепляют, обобщают, систематизируют знания.

Дети активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений, поэтому в своей работе для активизации детей я стараюсь использовать занимательный материал, ведь он не только развлекает детей, даёт возможность отдохнуть, переключиться, но и заставляет их задуматься, развивает инициативу, стимулирует развитие нестандартного мышления, логику, воображение. Ведь без математики не может обойтись ни одна современная наука.

О, математика, земная,

Гордись, прекрасная, собой.

Ты всем наукам мать родная,

И дорожат они тобой.

Уважаемые коллеги, предлагаю вам попробовать свои силы в математическом многоборье.

(Слайд 3)

  1. Разминка (проводится для того, чтобы сохранить хорошее настроение, бодрость духа, математический настрой).

Предлагаю вам задачи, правильное решение которых чаще всего не требует никаких дополнительных знаний, – внимательно читайте условие задачи и попробуйте миновать расставленные ловушки.

(Слайд 4)

  • Один господин писал о себе: «…пальцев у меня двадцать пять на одной руке, столько же на другой, да на ногах десять…»Почему он такой урод? (Ответ: Господин не поставил в одном месте двоеточие. В каком?)

(Слайд 5)

(Слайд 6)

  • Два путешественника одновременно подошли к реке. У берега была привязана лодка, в которой мог переправиться только один человек. Путешественники не умели плавать, но каждому из них удалось переправиться через реку и пойти своей дорогой. Как могло это случиться? (Ответ: Они подошли к реке с разных сторон.)

(Слайд 7)

  • Почему парикмахер в Женеве охотнее подстрижет двух французов, чем одного немца? (Ответ: Потому, что больше заработает.)


  1. «Оригаметрия». (Слайд 8)

  • Давайте посмотрим на обычный лист бумаги, как на средство обучения одному из сложных предметов – геометрии. Я хочу с вами поделиться, как искусство оригами помогает решать многие геометрические задачи. Оригами – древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Изобрели его китайцы более двух тысяч лет назад. В VII веке оно было завезено в Японию, японцы преобразили его на свой лад, в течение многих поколений оно передавалось от родителей к детям. В переводе с японского "ори" означает складывание, "ками" – бумага.

Сейчас мы с вами проведем небольшую работу:

Возьмите оранжевый треугольник, давайте попробуем сгибанием его построить биссектрису одного из углов.

Биссектриса - это луч, исходящий из вершины угла и делящий его на 2 равных угла.

Построение биссектрис в треугольнике.

  1. На треугольном листе бумаги обозначим угол 1.

  2. Возьмем вторую вершину, (такую, которая при сгибании листа позволит разделить угол 1) и согнем ее так, чтобы сторона справа относительно угла 1 совпала с противоположной стороной от этого угла. Полученный сгиб будет биссектрисой угла 1.

  3. Отметим угол 2. Произведем аналогичную операцию и получим биссектрису угла 2.

  4. Отметим угол 3. Произведем аналогичную операцию и получим биссектрису угла 3.

В результате проведенных операций получим точку пересечения биссектрис.

Постройте биссектрисы двух других углов. Разверните лист бумаги. Внимательно посмотрите на следы сгибов. Что вы можете сказать?

Все три сгиба прошли через одну точку.

Если вы все действия выполнили правильно, то биссектрисы пересеклись в одной точке.

Построение высоты в треугольнике (голубой остроугольный треугольник):

Возьмем остроугольный голубой треугольник и обозначим его углы A, B и C. Возьмем угол С и произведем сгибание так, чтобы произошло наложение частей стороны АС друг на друга, и полученный сгиб проходил через вершину B. Полученный сгиб – высота, проведенная из угла B к стороне АС.

В результате мы построили высоту. Это перпендикуляр, проведенный из вершины треугольника к прямой, содержащей противоположную сторону треугольника.

Повторите действия для двух других сторон. Разверните лист бумаги. Что вы можете сказать теперь?

Все три сгиба прошли через одну точку.

Если вы все действия выполнили правильно, то высоты также пересеклись в одной точке.

Возьмите зелёный треугольник. Для построения следующей линии нам нужно разделить сторону треугольника пополам, для этого совмещаем две вершины треугольника и делаем небольшой сгиб, отмечая тем самым середину стороны. Теперь сгибаем треугольник, так чтобы линия сгиба проходила через вершину треугольника и отмеченную точку. Как вы помните, такой отрезок называется медианой треугольника. Медиана треугольника – отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны.

Построение медианы в треугольнике:

1.На треугольном листе бумаги обозначим угол 1, угол 2, сторону 1.

2. Угол соединим с углом 2, таким образом, сторона будет разделена пополам, на месте сгиба на стороне 1 отметим точку К.

3. Отметим угол 3 и проведем из него прямую, которая будет являться медианой.

Постройте ещё две медианы треугольника. Вновь рассмотрим рисунок линий и убедимся, что медианы так же пересекаются в одной точке.

Еще раз посмотрели на все три треугольника, какой общий вывод можно сделать?

Медианы, биссектрисы и высоты обладают замечательными свойствами: в любом треугольнике медианы пересекаются в одной точке, биссектрисы пересекаются в одной точке, высоты или их продолжения пересекаются в одной точке.

Итак, в течение нескольких минут мы с вами научились строить основные линии в треугольнике, а также сформулировали теоремы о трёх замечательных точках треугольника. Самое главное, выполняя эти практические задания, мы освоили простейшие приёмы искусства оригами – складывания фигурок из бумаги.

(Слайд 9)

Танграм - это головоломка, это конструктор, это тренажер для мозга! Тпнграм - это игра на развитие логики, внимания и мелкой моторики.

Танграм (кит.«семь дощечек мастерства») — головоломка, состоящая из семи плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.). Фигура, которую необходимо получить, при этом обычно задаётся в виде силуэта или внешнего контура. При решении головоломки требуется соблюдать несколько условий: первое — необходимо использовать все семь фигур танграма, второе — фигуры не должны накладываться друг на друга, третье – элементы фигур должны примыкать один к другому, четвёртое – начинать нужно с того, чтобы найти место самого большого треугольника.

  • «Танграм»:

Для следующего задания понадобятся и смекалка, и знание пословицы «Семь раз отмерь, один раз отрежь». Дается комплект, состоящий из семи фигур: три пары равнобедренных прямоугольных треугольников и один квадрат.

Задание. Из данных семи фигур составить квадрат и треугольник.








О твет:

(Слайд 10)


  1. Головоломки со спичками. (Слайд 11)

Коробка спичек – отличное пособие для геометрических развлечений, требующих находчивости и сообразительности. Из спичек можно составить всевозможные прямолинейные фигуры, превращать одну фигуру в другую путём перекладывания спичек.

(Слайд 12)

  • На столе лежат 6 спичек. Расположите их так, чтобы в каждом горизонтальном ряду было: а) по 4, б) по 6. (Слайд 13)

(Слайд 14)

  • Из шести спичек составьте 4 треугольника со сторонами, равными длине спички. (Ответ: Решение можно получить только с «выходом» в пространство.) (Слайд 15)

(Слайд 16)

  • Фигура, изображенная на рисунке, составлена из 8 спичек, наложенных друг на друга. Снять две спички так, чтобы осталось 3 квадрата.

(Слайд 17)

  • Исправьте равенство так, чтобы оно стало верным, не дотрагиваясь, ни до одной спички (нельзя поджигать, перемещать, передвигать и т.д.).

(Слайд 18)

  • «Математическое исчезновение»:

На столе 3 треугольника. Уберите 2 спички, чтобы треугольников не стало.

(Ответ: Убираем 2 спички и делаем из них знак «равно». Один треугольник минус один треугольник, равняется ноль - треугольников не стало.) (Слайд 19)

(Слайд 20)

  1. Все гениальное – просто!

«Занимательная математика» может сделать интересными самые «скучные» вещи на свете, например, таблицу умножения.

Но умножение на 9 на пальцах – это нечто особенное. На фото выше продемонстрировано умножение 9 на 6 и 9 на 8. 9 на 6: загибаем 6 палец и сразу же видим ответ: первая цифра - количество пальцев слева от загнутого, вторая - справа. Итого 54! 9 на 8: загибаем 8 палец и сразу же видим ответ: первая цифра - количество пальцев слева от загнутого, вторая - справа. Итого 72!

Таким образом, активные методы обучения создают творческую, способную к поиску личность. Обучение, приучающее детей к постоянной активности, даёт «на выходе» человека деятельного, ищущего, борющегося, чья воля к преодолению сильнее неблагоприятных условий, болезней и бед. Выходя из школы, выпускник должен испытывать жажду знаний, стремление к открытиям, любовь к активному умственному труду.

(Слайд 21) Заключение:

В течение жизни мы решаем множество задач. И если каждую отдельно решенную задачу рассматривать, как распустившийся цветок, то в результате мы получим огромный, красивый букет. Пусть все задачи, которые встают перед вами, будут решены, а букет будет только из распустившихся цветов. Спасибо за внимание и плодотворную работу.