Государственное бюджетное профессиональное общеобразовательное учреждение Новосибирской области Бердский политехнический колледж
Математики и математика
в годы войны
1941-1945
Подготовила студентка гр. №Т11 А
Штогрина Наталья
Научный руководитель : Кулинич Т.А.
Актуальность
данного проекта состоит в том, что реальных участников тех событий почти не осталось в живых, мои ровесники знают о войне лишь из кинофильмов и уроков истории.
Мы должны знать и помнить реальных людей, которые победили фашизм, их вклад в Победу .
Цели и задачи
- Цель данного проекта – определить вклад математиков в победу в Великой Отечественной войне.
- Для реализации данной цели я поставила перед собой следующие задачи :
- 1) Выяснить, кто из учёных-математиков принимал участие в боевых действиях.
- 2) Определить, какие задачи приходилось решать математикам в годы Великой Отечественной войны.
Михаил Алексеевич Лаврентьев (1900-1980)
Разработал теорию кумуляции при взрыве, что позволило создавать эффективные противотанковые снаряды и мины. Эта теория является классической и создана впервые в мире. Михаил Алексеевич не менее успешно решил и ряд других проблем для отечественной артиллерии.
Алексей Андреевич Ляпунов (1911-1973)
Внес много ценного в правила стрельбы. Здесь он использовал свой опыт математика, которому свойственно искать самые лучшие решения. Его предложения увеличили эффективность стрельбы. За работы в области кибернетики, теории множеств и программирования он уже после войны (с 1964 г.) был избран член - корреспондентом АН СССР.
Юрий Владимирович Линник (1915 – 1972)
В частях тяжелой артиллерии на Пулковских высотах отстаивал город Ленинград выдающийся специалист в области теории чисел, теории вероятностей и математической статистики, доктор физико – математических наук, а потом академик АН СССР
Борис Николаевич Веденисов (1905-1941)
Свой путь в математике талантливый ученый начинал в области теории множеств и теории функций действительного переменного. Позже его научные интересы перешли в область теоретико – множественной топологии, где он получил ряд важных результатов. Война застала Веденисова преподавателем одной из военных академий. Не смотря на слабое здоровье и бронь, он принял твердое решение уйти в ополчение. В тяжелых боях под Ельней ученый был ранен и оказался в плену, где силы его быстро иссякли.
Михаил Васильевич Бебутов (1913-1942)
начал свою научную работу еще в студенческие годы. Его научные интересы были связаны с качественной теорией дифференциальных уравнений. Первая публикация относится к 1938 г, а последняя опубликована посмертно в 1942 г. И все же, несмотря на такой ограниченный промежуток научной деятельности, М. В. Бебутов получил в математике ряд важных результатов. Защищенная им в июне 1941г. диссертация была отмечена ученым советом как выдающаяся работа.
Математические задачи – фронту.
Выдающийся советский математик:
М. В. Келдыш
1) Флаттер и шимми
Математик, академик А.Н. Крылов:
2) Таблицы непотопляемости
3) Таблицы бомбометания
4) Штурманские таблицы
(академик Берштейн С.Н. в апреле 1942г)
5) Крутизна нарезки стволов
(член – кореспондент АН СССР Четаев Н.Г. )
6)Теория рассеивания снарядов
(Академик Колмогоров А.Н. )
Флаттер и шимми
Война требовала от авиации больших скоростей самолётов, но увы!
При освоении больших скоростей авиация столкнулась с внезапным разрушением самолётов от вибрации особого рода – флаттера.
И тут на помощь приходят математики. За решение данной задачи берётся группа учёных во главе с Мстиславом Всеволодовичем Келдышем, она разработала сложную математическую теорию флаттера. Сделано большое дело: самолёты обеспечены защитой от появления вибраций.
Таблицы непотопляемости
Труды математика и академика А.Н. Крылов по теории непотопляемости и качки корабля были использованы нашими славными Военно-Морскими Силами. Он создал таблицы непотопляемости, в которых было рассчитано, как повлияет на корабль затопление тех или других отсеков, какие номера отсеков нужно затопить, чтобы ликвидировать крен, и насколько это затопление может улучшить состояние корабля. Эти таблицы дали возможность спасти жизнь многих людей, сберечь большие материальные ценности.
Штурманские таблицы
В апреле 1942 г. коллектив математиков под руководством академика С.Н. Бернштейна (1880 – 1968г) разработал и вычислил таблицы для определения местонахождения судна по радиопеленгам.
Таблицы ускоряли штурманские расчеты примерно в 10 раз. В 1943г. были подготовлены штурманские таблицы, которые нашли широкое применение в боевых действиях дальней авиации, значительно повысили точность самолетовождения. Штаб авиации дальнего действия, давая высокую оценку работе математиков, отметил, что ни в одной стране мира не были известны таблицы, равные этим по своей простоте и оригинальности.
Крутизна нарезки стволов
Во время Великой Отечественной войны появилась и такая важная проблема, как обеспечение кучности стрельбы и устойчивости снарядов при полёте. Эту сложную математическую задачу решил член-корреспондент АН СССР Николай Гурьевич Четаев.
Он рассчитал наиболее выгодную крутизну нарезки стволов орудий, что позволило обеспечить кучность и устойчивость снарядов пи полёте.
Теория рассеивания снарядов
Интересная задача возникла у моряков в связи с желанием увеличить вероятность попадания в цель при торпедном залпе.
Этой задачей занялся
Андрей Николаевич Колмогоров.
Ему удалось найти решение задачи
и увеличить эффектность действия артиллерии.
Навечно остались солдатами:
Г.М.Бавли,
В.Н.Засухин,
А.И.Герчиков,
М.Е. Глезерман
И.Р.Лепехин,
Х.М.Мильштейн,
С.С. Кудашев,
С.Я.Карпов.
И многие другие
Заключение
Советские математики многое сделали для восстановления и развития народного хозяйства. За годы войны, в нечеловеческих условиях, наблюдался прогресс в теоретической математики. До сих пор нет сводного труда, который бы показал, как много математики дали фронту для победы, как их исследования помогали совершенствовать оружие, которое использовали воины в боях.
Баллада о математике
Как воздух, математика нужна, Одной отваги офицеру мало. Расчеты! Залп! И цель поражена Могучими ударами металла.
И воину припомнилось на миг, Как школьником мечтал в часы учения О подвиге, о шквалах огневых, О яростном порыве наступления
Но строг учитель был, и каждый раз Он обрывал мальчишку резковато: "Мечтать довольно! Повтори рассказ О свойствах круга и углов квадрата!»
И воином любовь сбережена К учителю, далекому, седому. Как воздух. Математика нужна, Сегодня Офицеру молодому!
М. Борзаковский