ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
«Самостоятельность головы
учащегося – единственно
прочное основание всякого
плодотворного учения»
К.Д.Ушинский
Проект – это сумма приемов и действий обучающихся, которые проводятся в определенной последовательности с целью достижения поставленной задачи в виде некоего конечного продукта.
Цели и особенности проектного обучения.
СПОСОБСТВОВАТЬ ПОВЫШЕНИЮ ЛИЧНОЙ УВЕРЕННОСТИ У КАЖДОГО УЧАСТНИКА ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ, ЕГО САМОРЕАЛИЗАЦИИ И РЕФЛЕКСИИ. УКАЗАННОЕ СТАНОВИТСЯ ВОЗМОЖНЫМ ЧЕРЕЗ ПРОЖИВАНИЕ «СИТУАЦИИ УСПЕХА» НЕ НА СЛОВАХ, А НА ДЕЛЕ ПОЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ ЗНАЧИМЫМ, НУЖНЫМ, УСПЕШНЫМ, СПОСОБНЫМ ПРЕОДОЛЕВАТЬ РАЗЛИЧНЫЕ ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ; ЧЕРЕЗ ОСОЗНАНИЕ СЕБЯ, СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ, СВОЕГО ВКЛАДА, А ТАКЖЕ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТНОГО ЗАДАНИЯ.
Цели и особенности проектного обучения.
РАЗВИВАТЬ У УЧАЩИХСЯ ОСОЗНАНИЕ ЗНАЧИМОСТИ КОЛЛЕКТИВНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТА, РОЛИ СОТРУДНИЧЕСТВА, СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ; ВДОХНОВЛЯТЬ ДЕТЕЙ НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАБЕЛЬНОСТИ. ВАЖНО В ЖИЗНИ УМЕНИЕ НЕ ТОЛЬКО ВЫСКАЗЫВАТЬ СВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ, СВОЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ, НО И ВЫСЛУШАТЬ И ПОНЯТЬ ДРУГУЮ, ИНОГДА ПОЛНОСТЬЮ ПРОТИВОПОЛОЖНУЮ СВОЕЙ
Цели и особенности проектного обучения.
РАЗВИВАТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ: АНАЛИЗИРОВАТЬ ПРОБЛЕМНУЮ СИТУАЦИЮ, ВЫЯВЛЯТЬ ПРОБЛЕМЫ, ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ОТБОР НЕОБХОДИМОЙ ИНФОРМАЦИИ ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ, ПРОВОДИТЬ НАБЛЮДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ, ФИКСИРОВАТЬ И АНАЛИЗИРОВАТЬ ИХ РЕЗУЛЬТАТЫ, СТРОИТЬ ГИПОТЕЗЫ, ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ИХ ПРОВЕРКУ, ОБОБЩАТЬ, ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ
Проектная деятельность предполагает воспитание у школьников качеств, умений, компетенций
КАЧЕСТВА:
- САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ;
- ИНИЦИАТИВНОСТЬ;
- ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ;
- КРЕАТИВНОСТЬ.
Группа навыков и умений, приобретаемых в процессе проектной деятельности:
- Интеллектуальные (умения работать с информацией, ориентироваться в информационном пространстве, систематизировать знания, выделять главную мысль, умение вести поиск новой фактологической информации, анализировать гипотезу и её разрешение, умение делать обобщения и выводы, работать со справочными материалами);
- Творческие (умение генерировать идею, находить несколько вариантов решения проблемы, выбирать более рациональное из них, прогнозировать последствия принятых решений, умение видеть новую проблему);
Группа навыков и умений, приобретаемых в процессе проектной деятельности:
- Коммуникативные (умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами, умение находить компромисс с собеседником, умение лаконично излагать свою мысль;
- Умения и навыки , связанные с осуществлением всех видов речевой деятельности;
- Методологические (умения работать в библиотеках, на компьютере, в телекоммуникационных сетях).
Ведущие принципы, реализуемые в ходе обучения истории с помощью проектной методики:
- Принцип коммуникативности;
- Принцип ситуативной обусловленности;
- Принцип проблемности;
- Принцип автономности
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ РАССМАТРИВАЕТСЯ СЕГОДНЯ КАК СОВМЕСТНАЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ, ТВОРЧЕСКАЯ ИЛИ ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ, ИМЕЮЩАЯ ОБЩУЮ ЦЕЛЬ, СОГЛАСОВАННЫЕ МЕТОДЫ, СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И НАПРАВЛЕННАЯ НА ДОСТИЖЕНИЕ ОБЩЕГО РЕЗУЛЬТАТА.
Виды проектов
исследовательский
информационный
практико-ориентированный
творческий
игровой
исследовательский
главной целью является
выдвижение и проверка гипотезы с использованием современных научных методов
информационный
акцент поставлен на работу с информацией
и презентацию продукта
практико-ориентированный
нацелен на решение социальной проблемы прикладного характера
творческий
проект, центром которого является
творческий продукт -
результат самореализации
участников проектной группы
игровой
изначально определены лишь
роли участников и правила взаимоотношений
между ними, тогда как структура, форма
продукта и результаты остаются открытыми
ПО ОБЪЁМУ :
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
1 этап
подготовительный
практический
(конструкторский,
технологический, создание продукта)
2 этап
заключительный (анализ полученных результатов,
выводы,оформление проекта, защита
3 этап
Обычно в работе над проектом выделяют шесть стадий :
- ПОДГОТОВКА (ФОРМУЛИРОВАНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ ПРОЕКТА);
- ПЛАНИРОВАНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ, ФОРМЫ ОТЧЕТА, РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ В ГРУППЕ И Т.П.);
- ИССЛЕДОВАНИЕ (СБОР ИНФОРМАЦИИ, РЕШЕНИЕ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ ЗАДАЧ);
- ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ И ВЫВОДОВ;
- ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИЛИ ОТЧЕТ;
- ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ И ПРОЦЕССА.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД УЧЕБНЫМ ПРОЕКТОМ
Проблема проекта
Почему?
Цель проекта
Зачем?
Задачи проекта
Актуальность П роблемы
Что?
Целеполагание
Методы и способы
Создание продукта
Постановка задач
Как?
Как лучше?
Результат
П ланирование
Что получится?
П оиск информации , создание продукта
Ожидаемый
результат
( П родукт, П резентация)
Дизайн-петля-алгоритм проектной деятельности
1. Исследование-
дизайн-анализ
существующих объектов
Шаг 1
Определение
потребности
8. Оценка (рефлексия)
2. Обозначение
требований
к объекту
3. Выработка
первоначальных
идей
7. Изготовление
4. Анализ идей
6. Планирование
5. Выбор одной идеи
Практическая работа
1. Предложите темы проектов с различными доминирующими методами.
2. Выберите один из предложенных проектов и обоснуйте его актуальность . Укажите, на какую группу рассчитано данное проектное задание.
3. Укажите проблему , сформулируйте цели и задачи проекта.
4. Для учебного проекта укажите учебный материал по предмету и межпредметные связи, которые должны быть задействованы в ходе выполнения проекта.
5. Продумайте теоретическую и практическую значимость проекта
6. Выберите методы решения проблемы
7. Что будет продуктом проектной деятельности?
8. Укажите этапы работы над проектом
9. Какова форма представления проекта ?
10.Как будет оцениваться проект?
Проектные умения
1. Формулировать проблему
Начало проекта
2. Ставить цель
3. Ставить задачи
Окончание проекта
4. Выбирать методы и способы решения задач
5. Планировать работу
6. Организовать работу группы
7. Участвовать в совместной деятельности: выслушивать мнение других; высказывать своё мнение и, доказывая, отстаивать его; принимать чужую точку зрения и др.
8. Выбирать вид конечного продукта проекта
9. Выбирать форму презентации конечного продукта
10. В проделанной работе видеть моменты, которые помогли успешно выполнить проект
11. В проделанной по проекту работе находить «слабые» стороны
12. Видеть, что мне лично дало выполнение проекта
Школа будущего - школа проектов
- Проект многогранен, эффективен.
- Проект перспективен.
- Проект неисчерпаем.
- Проект - это метод обучения, который может быть использован в изучении любого предмета, может применяться на уроках и во внеклассной работе.
- Ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален.
- Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен.
- Проект дает необходимый школьникам опыт деятельности, и поэтому он незаменим.
- Проект - это форма организации учебного процесса.
- Проект - это особая философия образования: философия цели и деятельности, результатов и достижений, - далекая от формирования чисто теоретической образованности.
- Позволяет органично соединить несоединимое - ценностно-смысловые основы культуры и процесс деятельной социализации.
Проект («брошенный вперед» -лат) 1) Реалистичный замысел, план о желаемом будущем, а также совокупность документов (расчетов, чертежей, макетов и т. д.) для создания какого-либо продукта. Содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ осуществления. 2) Метод обучения , основанный на постановке социально значимой цели и ее практическом достижении . В отличие от проектирования , проект как метод обучения не привязан к конкретному содержанию и может быть использован при изучении любого предмета, а также межпредметного курса.
Проектирование –
Процесс разработки проекта (в значении 1) с фиксацией результата в какой-либо форме. Основные этапы проектирования : обоснованный выбор будущего продукта; разработка проекта и его документальное оформление; макетирование и моделирование; оформление; экономическая и экологическая оценка проекта и технологии;
- Проектная деятельность - форма учебной деятельности, структура которой совпадает со структурой учебного проекта.
Параметры внешней оценки проекта:
- Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;
- корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;
- активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
- коллективный характер принимаемых решений (при групповом проекте);
- характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
- необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему; привлечение знаний из других областей;
- доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
- эстетика оформления результатов проведенного проекта;
- умение отвечать на вопросы, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы или индивидуально.
идивидуальный проект «История моего имени: Иван» в 5 классе
Идивидуальный проект «История моего имени: Иван» в 5 классе
- Педагогические цели проекта:
- включение в систему ценностных отношений подростка родственников, ушедших из жизни до его рождения;
- глубокое знакомство пятиклассника с историей своей семьи на конкретных материалах;
- установление связи между историей семьи и историей Отечества.
- Практическая цель проекта: исследование вклада одного из предков обучающегося в историю России.
- Вопросы проекта:
- 1. Почему меня назвали этим именем? 2. Почему это имя было самым популярным в моем роду в разных поколениях? 3. Какие события предшествовали этой семейной традиции? 4. Кто из моих предков носил это имя? 5. Какие важнейшие события в истории нашей страны происходили при жизни выбранного предка? 6. Какое участие он в них принимал?
«Люди в эпоху средневековья»
- Основной проблемный вопрос - кому легко жилось в средние века? Исходя из этой проблемы, определяются основные учебные задачи проекта: детальное изучение повседневной жизни людей средневековья, определение прав и обязанностей основных сословий, сравнение их образа жизни с современными, знакомство с традициями, которые сохраняются и сейчас, но в измененном виде, повторение и систематизация уже изученного материала.
Тема проекта «Основные проблемы истории России с XVI по XVIII век».
- Иван IV и его время (основной проблемный вопрос - Иван IV : сумасшедший на троне или непонятый реформатор?) Смутное время и его последствия (основной проблемный вопрос - Смута: катастрофа или возрождение?) XVII век в истории России (основной проблемный вопрос - XVII век: «новый век» в развитии России или традиционное развитие?) Петр I и его время (основной проблемный вопрос – Петр I : злой гений или спаситель России?) Северная война 1700 – 1721 года (основной проблемный вопрос - Северная война: упадок экономики или двигатель прогресса?) Дворцовые перевороты XVIII века (основной проблемный вопрос - Наследники Петра I : смена правителей или попытка изменить государственное устройство России?) Екатерина II и ее время (основной проблемный вопрос – Правление Екатерины II : «золотой век» или жестокие времена?)
- Иван IV и его время (основной проблемный вопрос - Иван IV : сумасшедший на троне или непонятый реформатор?) Смутное время и его последствия (основной проблемный вопрос - Смута: катастрофа или возрождение?) XVII век в истории России (основной проблемный вопрос - XVII век: «новый век» в развитии России или традиционное развитие?) Петр I и его время (основной проблемный вопрос – Петр I : злой гений или спаситель России?) Северная война 1700 – 1721 года (основной проблемный вопрос - Северная война: упадок экономики или двигатель прогресса?) Дворцовые перевороты XVIII века (основной проблемный вопрос - Наследники Петра I : смена правителей или попытка изменить государственное устройство России?) Екатерина II и ее время (основной проблемный вопрос – Правление Екатерины II : «золотой век» или жестокие времена?)
- Иван IV и его время (основной проблемный вопрос - Иван IV : сумасшедший на троне или непонятый реформатор?) Смутное время и его последствия (основной проблемный вопрос - Смута: катастрофа или возрождение?) XVII век в истории России (основной проблемный вопрос - XVII век: «новый век» в развитии России или традиционное развитие?) Петр I и его время (основной проблемный вопрос – Петр I : злой гений или спаситель России?) Северная война 1700 – 1721 года (основной проблемный вопрос - Северная война: упадок экономики или двигатель прогресса?) Дворцовые перевороты XVIII века (основной проблемный вопрос - Наследники Петра I : смена правителей или попытка изменить государственное устройство России?) Екатерина II и ее время (основной проблемный вопрос – Правление Екатерины II : «золотой век» или жестокие времена?)
- Иван IV и его время (основной проблемный вопрос - Иван IV : сумасшедший на троне или непонятый реформатор?) Смутное время и его последствия (основной проблемный вопрос - Смута: катастрофа или возрождение?) XVII век в истории России (основной проблемный вопрос - XVII век: «новый век» в развитии России или традиционное развитие?) Петр I и его время (основной проблемный вопрос – Петр I : злой гений или спаситель России?) Северная война 1700 – 1721 года (основной проблемный вопрос - Северная война: упадок экономики или двигатель прогресса?) Дворцовые перевороты XVIII века (основной проблемный вопрос - Наследники Петра I : смена правителей или попытка изменить государственное устройство России?) Екатерина II и ее время (основной проблемный вопрос – Правление Екатерины II : «золотой век» или жестокие времена?)
- Иван IV и его время (основной проблемный вопрос - Иван IV : сумасшедший на троне или непонятый реформатор?)
- Смутное время и его последствия (основной проблемный вопрос - Смута: катастрофа или возрождение?)
- XVII век в истории России (основной проблемный вопрос - XVII век: «новый век» в развитии России или традиционное развитие?)
- Петр I и его время (основной проблемный вопрос – Петр I : злой гений или спаситель России?)
- Северная война 1700 – 1721 года (основной проблемный вопрос - Северная война: упадок экономики или двигатель прогресса?)
- Дворцовые перевороты XVIII века (основной проблемный вопрос - Наследники Петра I : смена правителей или попытка изменить государственное устройство России?)
- Екатерина II и ее время (основной проблемный вопрос – Правление Екатерины II : «золотой век» или жестокие времена?)
Групповой проект «О гражданине Минине и князе Пожарском» в 7 классе
- Образовательные, воспитательные и развивающие цели:
- – Изучить тему «Смутное время», требуемое учебным планом и образовательными стандартами. Но в том и прелесть и трудность предмета истории, что любая тема – это бесконечная мозаика событий, ситуаций, предметов быта, лиц, человеческих стремлений и амбиций, которая не только обучает, но и воспитывает. – Для воспитания эта тема благодатна. Она воспитывает любовь к Родине, гордость за свой народ, вынесший тяжкое бремя войны, учит сопереживанию и сопричастности с минувшими событиями, а, возможно, способствует зарождению начатков национальной идеи. – В процессе проектной деятельности осуществляется дальнейшее развитие учащихся, их эмоциональности, памяти, логического и критического мышления, речи, других творческих способностей. Таким образом, учебная проектная деятельность должна обеспечить развитие различных компетентностей учащихся