Деятельность учителя по внедрению технологии развития критического мышления (ТРКМ) в процесс овладения учащимися
математическими знаниями
Коробейникова
Ольга Александровна
Учитель математики
МКОУ СОШ № 1 г. Россоши
Оглядываясь назад, могу сказать, что концепция педагогической деятельности учителя формируется, изменяется на протяжении всей его трудовой жизни. Но!!! Стержень, основная идея закладывается в начале педагогического пути. Кто-то не может четко назвать причины выбора той или иной дороги своего профессионального совершенствования. У кого-то в жизни произошли яркие, судьбоносные встречи, определившие концепцию педагогического становления…
Ценностные ориентиры концепции
«критическое мышление»
спор
аналитическое мышление
дискуссия
логическое мышление
творческое мышление
конфликт
Самостоятельность мышления
Социальность мышления
Признаки критического мышления:
Аргументация
Постановка проблемы
Информация – отправной пункт мышления
Формулировка ведущей идеи опыта
Цель ТРКМ– развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни, побуждение детей самим задавать вопросы и активизация их к поиску ответа.
Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат.
Опора на теоретические аспекты
Технология развития критического мышления (ТРКМ )- интегрирующая технология, обобщающая наработки многих технологий.
Технология взаимообучения
(предполагает работу в парах сменного состава, позволяющую плодотворно развивать самостоятельность и коммуникативные качества)
Технология
Технология коллективной мыслительной деятельности (состоит из системы проблемных ситуаций, решаемых микрогруппами)
«Мастерская знаний» (предполагает организацию педагогом коллективного поиска знаний)
ТРКМ – обеспечивает развитие мышления, формирование коммуникативных способностей, выработку умений самостоятельной работы
Использование ТРКМ предполагает
- обучение обобщенным знаниям, умениям, навыкам и способам мышления; организацию групповой работы в аудитории; развитие навыков общения; связь обучения с жизнью
- обучение обобщенным знаниям, умениям, навыкам и способам мышления;
- организацию групповой работы в аудитории;
- развитие навыков общения;
- связь обучения с жизнью
Этот этап способствует появлению или усилению мотивации в познании нового материала, изучаемого на втором этапе.
Вызов
С тимулирование интереса к новому через «извлечение» уже известного и выяснение появившихся вопросов. Возникающие вопросы вызывают потребность к новым знаниям.
Осмысление новой информации.
Этап осмысления предполагает ввод новой информации.
Именно здесь происходит творческое развитие, осознание уже вновь обретенной информации.
Рефлексия
(или размышление)
Пути реализации концепции
Прием
«шесть шляп критического мышления».
Приемы ТРКМ
Прием
Прием
«Корзина идей».
«Инсерт»
Прием
«Кластер».
Прием
«Ассоциации»
Прием
«Верные и неверные
утверждения».
Прием
«Сравнительная таблица»
Прием «+ -»
Примеры кластеров по теме «Квадратные уравнения»
«Черная шляпа» -
критика
«Зеленая шляпа» -
творческие
«Белая шляпа» -
информация
«Красная шляпа» -
эмоциональные суждения без объяснений
«Синяя шляпа» -
обобщение сказанного
«Желтая шляпа» -
позитивные суждения
Результат использования технологии
2012-2013 учебный год
Средний показатель качества – 63%
Средний балл – 3,94
2013-2014 учебный год
Средний показатель качества – 74%
Средний балл – 4,08
2014-2015 учебный год
Средний показатель качества – 75%
Средний балл – 4,06
2015-2016 учебный год
Средний показатель качества – 66%
Средний балл – 3,96
2016-2017 учебный год
Средний показатель качества – 74%
Средний балл – 4,02
Вывод
Технология развития критического мышления - это универсальная, проникающая, «надпредметная» технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями, представляющая собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией, а также базовые навыки человека открытого информационного пространства.
Технология, позволяющая решать задачу:
вооружить детей набором «инструментов», которыми они смогут воспользоваться, при необходимости, в различных жизненных ситуациях и главное, своевременно отыскать эти «инструменты» в своих «кладовых».
Список литературы
- Альберт Х. Трактат о критическом разуме / Пер с нем. — М.: Едиториал УРСС, 2003.
- Халперн Д. Психология критического мышления . — СПб.: Питер, 2000.
- Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. Изд. 2-е. — СПб: «Альянс «Дельта» совм. с издательством «Речь», 2003. — 192 с.
- Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. Пособие. М.: Мирос, 2002.
- С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская “Развитие критического мышления на уроке”.