СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 31.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Морфологический разбор имён прилагательных"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Морфологический разбор имён прилагательных"»

Урок русского языка 4 класс Морфологический разбор имён прилагательных

Урок русского языка

4 класс

Морфологический разбор

имён прилагательных

- Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ли на месте, Всё ли в порядке: Книжки, ручки и тетрадки?

- Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ли на месте,

Всё ли в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Чистописание Из всех преступлений самое тяжкое – это бессердечие.

Чистописание

Из всех преступлений самое тяжкое – это бессердечие.

Вспоминаем признаки имени существительного Признаки имени прилагательного бывают: постоянные (качественное, относительное или притяжательное); непостоянные (род, число, падеж) В предложении имя прилагательное может является определением или сказуемым. В кратких прилагательных, в отличие от полных, могут быть только сказуемыми.

Вспоминаем признаки

имени существительного

Признаки имени прилагательного бывают: постоянные (качественное, относительное или притяжательное);

непостоянные (род, число, падеж)

В предложении имя прилагательное может является определением или сказуемым. В кратких прилагательных, в отличие от полных, могут быть только сказуемыми.

Как определить начальную форму имени прилагательного? Нач. ф. – ед.ч., И. п., м.р. Прилагательные изменяются: По родам (кроме прилагательных во мн.ч.), Числам, падежам

Как определить начальную

форму имени прилагательного?

Нач. ф. – ед.ч., И. п., м.р.

Прилагательные изменяются:

По родам (кроме прилагательных во мн.ч.),

Числам, падежам

Почему же Боря не нашел ошибок? Чего он не знает? Что такое согласование? А как нужно правильно писать окончания прилагательных? Найдите ошибки в тексте. Мальчик Боря на доске написал такое:  Плывет лодка по реке серое, большое, А на лодке плывут веселая друзья, И ведут они с собой забавная игра. Что же это за игра? Вам я не скажу, Лучше дальше вам слова ещё я напишу. В небе звёзды яркая светят и горят. Мальчик Боря отошёл, ещё раз он всё прочёл, Но ошибок не нашел. Запомни такое правило. «Не хочешь остаться с носом, проверяй окончания вопросом.»

Почему же Боря не нашел ошибок? Чего он не знает? Что такое согласование? А как нужно правильно писать окончания прилагательных?

Найдите ошибки в тексте.

Мальчик Боря на доске написал такое:

Плывет лодка по реке серое, большое,

А на лодке плывут веселая друзья,

И ведут они с собой забавная игра.

Что же это за игра?

Вам я не скажу,

Лучше дальше вам слова ещё я напишу.

В небе звёзды яркая светят и горят.

Мальчик Боря отошёл, ещё раз он всё прочёл,

Но ошибок не нашел.

Запомни такое правило. «Не хочешь остаться с носом, проверяй окончания вопросом.»

Как проверить орфограмму в окончании имён прилагательных?

Как проверить орфограмму

в окончании имён прилагательных?

Повторение Маленьк.. деревья, весенн.. солнце, строг.. учителя, морск.. львы, зимн.. утро, летн.. облако, летн.. дни, вечерн.. объявление, верхн.. место, верхн.. этажи, передн.. ряды, последн.. событие. – Запишите слова в два столбика. В первый с окончанием -ие, во второй – с -ее.

Повторение

Маленьк.. деревья, весенн.. солнце, строг.. учителя, морск.. львы, зимн.. утро, летн.. облако, летн.. дни, вечерн.. объявление, верхн.. место, верхн.. этажи, передн.. ряды, последн.. событие.

Запишите слова в два столбика. В первый с окончанием -ие, во второй – с -ее.

Проверка   маленьк.. деревья, весенн.. солнце, зимн.. утро, строг.. учителя, летн.. облако, вечерн.. объявление, морск.. львы, верхн.. место, последн.. событие. летн.. дни, верхн.. этажи, передн.. ряды.

Проверка

маленьк.. деревья,

весенн.. солнце, зимн.. утро,

строг.. учителя,

летн.. облако, вечерн.. объявление,

морск.. львы,

верхн.. место, последн.. событие.

летн.. дни,

верхн.. этажи,

передн.. ряды.

Работа по учебнику с. 44. Рассмотрите таблицу Сходство: качественные и относительные прилагательные отвечают на вопрос какой? какая?; качественные, относительные и притяжательные прилагательные изменяются по родам, числам и падежам. Отличие: качественные прилагательные обозначают различные качества предмета, это может быть: величина, возраст, цвет, внешний вид и т.д., имеют полную и краткую форму, имеют степени сравнения; относительные прилагательные обозначают признаки, свойства, качества, которые выражают отношение к другому предмету; притяжательные прилагательные обозначают признаки предмета по его принадлежности какому-нибудь человеку или животному. Отвечают на вопросы чей? чья? чье? чьи?

Работа по учебнику с. 44. Рассмотрите таблицу

Сходство: качественные и относительные прилагательные отвечают на вопрос какой? какая?; качественные, относительные и притяжательные прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.

Отличие: качественные прилагательные обозначают различные качества предмета, это может быть: величина, возраст, цвет, внешний вид и т.д., имеют полную и краткую форму, имеют степени сравнения; относительные прилагательные обозначают признаки, свойства, качества, которые выражают отношение к другому предмету; притяжательные прилагательные обозначают признаки предмета по его принадлежности какому-нибудь человеку или животному. Отвечают на вопросы чей? чья? чье? чьи?

Выполним упражнение 1 на с. 44. (устно)  Распределите сочетания слов на три группы: с притяжательными прилагательными, 2) с качественными, 3) с относительными.

Выполним упражнение 1 на с. 44. (устно)

Распределите сочетания слов на три группы:

  • с притяжательными прилагательными,

2) с качественными,

3) с относительными.

Знакомство с алгоритмом морфологического разбора имени прилагательного 1.  Назови часть речи. 2.  Запиши слово в начальной форме. 3.  Назови постоянный признак: качественное, относительное или притяжательное. 4.  Перечисли непостоянные признаки: число, род, падеж. 5.  Укажи, каким членом предложения является.

Знакомство с алгоритмом морфологического разбора имени прилагательного

1. Назови часть речи.

2. Запиши слово в начальной форме.

3. Назови постоянный признак: качественное, относительное или притяжательное.

4. Перечисли непостоянные признаки: число, род, падеж.

5. Укажи, каким членом предложения является.

Алгоритм морфологического разбора имён прилагательных 1.Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает. 2.Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода) 3.Род (в ед.ч.), падеж, число. 4.Роль в предложении.

Алгоритм морфологического разбора имён прилагательных

1.Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.

2.Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода)

3.Род (в ед.ч.), падеж, число.

4.Роль в предложении.

Выполняем на с. 46 упр. 3. 1.Найди и выпиши из текста слово, которому можно дать такую характеристику: имя прилаг., качественное, в полной форме, В. п., ед. ч., ж. р. Качественное прилагательное: за дикую (землю). Он завоевывает огромный край, крутые скалы, гранитные утёсы. 1.  Гранитные – имя прилагательное. 2.  Гранитный. 3.  Относительное. 4.  Мн. ч., м. р., В.п. 5.  В предложении является определением: утёсы (какие?) гранитные. 2. Найдите в тексте относительное прилагательное, сделай его морфологический разбор .

Выполняем на с. 46 упр. 3.

1.Найди и выпиши из текста слово, которому можно дать такую характеристику: имя прилаг., качественное, в полной форме, В. п., ед. ч., ж. р.

Качественное прилагательное: за дикую (землю).

Он завоевывает огромный край, крутые скалы, гранитные утёсы.

1. Гранитные – имя прилагательное.

2. Гранитный.

3. Относительное.

4. Мн. ч., м. р., В.п.

5. В предложении является определением: утёсы (какие?) гранитные.

2. Найдите в тексте относительное

прилагательное, сделай

его морфологический разбор .

Выполняем упр. 4 на с. 46. В лесу стоял осенний запах коры и сухих листьев. 1.  Осенний – имя прилагательное. 2.  Осенний. 3.  Относительное. 4.  Ед. ч., м. р., И. п. 5.  В предложении является определением: запах (какой?) осенний.

Выполняем упр. 4 на с. 46.

В лесу стоял осенний запах коры и сухих листьев.

1. Осенний – имя прилагательное.

2. Осенний.

3. Относительное.

4. Ед. ч., м. р., И. п.

5. В предложении является определением: запах (какой?) осенний.

Весна, весна! Как воздух чист! 1.  Чист – имя прилагательное. 2.  Чистый. 3.  Качественное. 4.  Ед. ч., м. р. 5.  В предложении является сказуемым: воздух (каков?) чист.

Весна, весна! Как воздух чист!

1. Чист – имя прилагательное.

2. Чистый.

3. Качественное.

4. Ед. ч., м. р.

5. В предложении является сказуемым: воздух (каков?) чист.

Как ясен небосклон! 1.  Ясен – имя прилагательное. 2.  Ясный. 3.  Качественное. 4.  Ед. ч., м. р. 5.  В предложении является сказуемым: небосклон (каков?) ясен.

Как ясен небосклон!

1. Ясен – имя прилагательное.

2. Ясный.

3. Качественное.

4. Ед. ч., м. р.

5. В предложении является сказуемым: небосклон (каков?) ясен.

Домашнее задание С .49, упр. № 105

Домашнее задание

С .49, упр. 105

http:// 7oom.ru/powerpoint/fon-dlya-prezentacii-bloknot-01.jpg  фоны для презентаций http:// kira-scrap.ru/dir/raznoe/knigi/216  книги https:// img0.liveinternet.ru/images/attach/c/7/98/771/98771272_large_0020.jpg  чистописание

http:// 7oom.ru/powerpoint/fon-dlya-prezentacii-bloknot-01.jpg фоны для презентаций

http:// kira-scrap.ru/dir/raznoe/knigi/216 книги

https:// img0.liveinternet.ru/images/attach/c/7/98/771/98771272_large_0020.jpg чистописание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!