План:
- Психологические теории мотивации
- Мотивационная среда школы
- Условия продуктивной мотивации творческой педагогической деятельности
- Внутришкольный контроль как условие мотивации
Мотивация – это внутренний процесс сознательного выбора человеком того или иного типа поведения, определяемого комплексным воздействием внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) факторов.
2
Потреб-
ности
самовыра-
жения,
саморазвития, самореализации
Потребность в уважении (само-
утверждение,признание, статус)
Социальные потребности (чувство духовной
близости, причастности, любви)
Потребности самосохранения
(безопасность, защищенность )
Физиологические потребности
(голод, жажда, тепло)
3
5 потребностей по А.Маслоу:
- - физиологические;
- - безопасность;
- - причастности к группе;
- - статусные;
- - саморазвитие
4
Теория Маслоу. Проявление мотивации в жизни
Формы проявления потребностей
Иерархия потребностей
НИЗШИЕ
Физиологические потребности
Потребности в безопасности,
гарантиях
1. Стремление избежать критики, наказаний.
2. Боязнь изменений, пассивное или негативное отношение к новому.
3. Стремление к сохранению стабильных отношений с коллегами.
4. Гарантия сохранения рабочего места в течении длительного срока признается личностно значимой
ВЫСШИЕ
1. Желание общаться с коллегами, учащимися, иметь информацию о происходящем в школе.
2.«Активист-общественник».
3. Причастность к делам коллектива, группы является личностной ценностью.
Потребность в причастности.
Социальные потребности
4 . Участие в новациях «за компанию».
5.Желание быть приятным в общении .
1.Участие в новациях ради достижения положительного результата в работе.
2. Стремление занять руководящую должность.
3.Желание создать образ «успешного работника», например, получить почетное звание или более высокую категорию.
4.Стремление получить определенные привилегии в работе.
5.Признание компетентности и самостоятельности как значимых ценностей.
6.Желание иметь информацию о том, насколько высоки и значимы личные результаты.
7.Желание влиять на процесс формирования целей организации.
8.Стремление получить дополнительные права
Потребности в признании, статусе,
самоутверждении
5
Потребность в самовыражении,
в саморазвитии
1. Желание развивать себя, учиться.
2.Стремление участвовать в разработке и внедрении новшеств ради личной и общественной пользы.
3.Творческая работа как ценность профессиональной деятельности.
4.Расширение области полномочий.
5. Выполнение достаточно сложной работы .
Перечень действий, которые могут быть реализованы в организации для удовлетворения 3х групп потребностей по классификации А.Маслоу
6
- Давайте сотрудникам такую работу, которая позволила бы им общаться.
- Создавайте на рабочих местах дух единой команды.
- Проводите с подчиненными периодические совещания.
- Не старайтесь разрушать возникшие неформальные группы, если они не наносят организации
реального ущерба.
5. Создавайте условия для социальной активности членов организации вне ее рамок .
I. Социальные потребности:
II. Потребности в уважении:
- Предлагайте подчиненным более содержательную работу.
- Обеспечьте им положительную обратную связь с достигнутыми результатами.
- Высоко оценивайте и поощряйте достигнутые подчиненными результаты.
- Привлекайте подчиненных к формулировке целей и выработке решений.
- Делегируйте подчиненным дополнительные права и полномочия.
- Продвигайте подчиненных по служебной лестнице.
- Обеспечивайте обучение и переподготовку, которая повышает уровень компетентности.
II.Потребности в самовыражении:
- Обеспечивайте подчиненным возможности для обучения и развития, которые позволили бы
Полностью использовать их потенциал.
2. Давайте подчиненным сложную и важную работу, требующую от них полной отдачи.
3. Поощряйте и развивайте у подчиненных творческие способности.
4. Включайте учителей в творческую деятельность: проектную, разработку авторских программ и др.
7
Теория Теория Теория Теория
А.Маслоу К.Альдерфера Ф.Герцберга Д.Мак-Клелланда
Потребность самовыражения
Мотивирующие факторы:
- достижение
- признание
- процесс работы
- ответственность
- продвижение
- продвижение
Потребности роста
Потребность достижения
Потребность
самоутверждения,признания
Потребности связи
Потребность властвования
Поддерживающие факторы (гигиенические):
-политика
и управление
-техническое руководство
- оплата труда
-взаимоотношения
с руководством
- условия работы
Потребность принадлежности и причастности
Потребность соучастия
Потребности роста
Потребность безопасности
коллективной
индивидуальной
признания
8
Уровень мотивированности человека на достижение того или иного результата определяется тем, как он оценивает:
1. достижимость результата;
2. затраты его время и силы как работника;
3. ожидаемые последствия по достижении результата (что получит);
4. полезность последствий (для ученика) для себя.
9
Мотивационная среда –
это совокупность условий, определяющих направленность и величину усилий, прилагаемых работниками для достижения целей организации.
Какую отдачу руководитель вправе ожидать от сотрудников при тех условиях, что созданы в организации, а также понять, за счет чего в наибольшей степени создается неблагоприятная мотивационная среда, то есть какие из мотивирующих условий необходимо менять прежде всего; что мотивирует, что нет.
Интересно с этой точки зрения посмотреть на данные опроса учителей, учащихся и их родителей. Привлекательные стороны педагогической профессии выглядят по данным опроса так:
- творческий характер труда – 47,4%;
- удовлетворение от труда в данной области – 37,4%;
- возможность принести пользу людям – 35,8%;
- возможность общения с людьми – 33,2%;
- интеллектуальный характер профессии – 28,2% .
10
Как же строить систему стимулирования, чтобы она обладала мотивирующей силой?
Прежде всего важно, чтобы эта система позволяла получить ответы на три основных вопроса:
1. Что хочет организация от своих сотрудников, что именно намерена она поощрять?
2. Что хотят работники от организации?
3. Что может дать работникам организация в ответ на их ожидания и на каких условиях?
11
- Ожидаемые руководством цели и результаты четко определены и известны каждому работнику.
- Эти цели, задачи соответствуют возможностям профессиональной подготовки сотрудников.
- В организации существуют необходимые организационные, материально-технические и другие условия, достаточные для достижения ожидаемых результатов, в чем работники не сомневаются.
- Достижение ожидаемых результатов не требует от работников чрезмерного напряжения. Если завышены задачи – то результат с точностью до «наоборот».
- В организации существуют известные всем вознаграждения за достижение высоких результатов.
- Данные вознаграждения представляют ценность для исполнителей.
- Система контроля обеспечивает объективную оценку результатов труда, и каждый работник уверен в этом.
- Результаты работы каждого сотрудника известны в коллективе.
- Статус сотрудника зависит от того, как он работает.
- Работники не сомневаются в справедливости распределения вознаграждений, потому что они соответствуют результатам их труда.
- Если попытаться кратко сформулировать суть психологии мотивации и стимулирования работников, то она состоит в том, чтобы увязать в единые потребности личности и потребности организации
12
Мотивирование коллектива педагогов
Умения:
1. Стимулировать положительную мотивацию педагогического коллектива в отношении поставленных перед школой целей.
2. Создавать условия для удовлетворения потребностей учителя в самореализации в трудовой деятельности.
3. Организовывать ситуацию успеха в труде, в которой проявляется и закрепляется положительная мотивация.
4. Поддерживать устойчивую доминанту наиболее продуктивной трудовой деятельности.
5. Поддерживать проявление самостоятельных поисков учителей, представляя возможность альтернативности в выборе учебников, программ, средств и методов обучения.
6. Поощрять разработку авторских программ, защиту собственных планов, различные формы педагогических исканий и педагогического творчества.
7. Организовывать деятельность по формированию у учителей адекватной самооценки профессиональной деятельности и личностных качеств на основе диагностики и рефлексии.
8. Создавать творческий микроклимат, систему профессионального общения, побуждающие каждого педагога включаться в поисковую деятельность.
9. Создавать комфортную материально-пространственную учебную и рабочую среду. Учитель должен чувствовать заботу о нем.
10. Создание творческого благоприятного психологического климата в коллективе.
13
Если директор школы хочет, чтобы цели, разработанные в школе были не просто поняты всеми педагогами, а приняты ими в качестве собственных, и обладали бы в силу этого большей, чем прежде мотивирующей силой, необходимо придерживаться следующих правил:
1 . Обеспечить, чтобы общая цель была известна и понятна всем, кто будет ее реализовывать, лучше всего, когда исполнители участвуют в постановке этой цели.
2. Не следует ставить слишком отдаленные цели. Чем ближе цель, тем больше она мобилизует.
3 . Постановка легких для достижения целей не мобилизует, а расхолаживает.
4. Человек более активен и прикладывает больше усилий для достижения тех целей, которые он ставит перед собой сам. Надо предоставить подчиненным возможность самим формулировать свои цели, но обязательно обсуждать их с ними.
5 . Нельзя допускать неоперациональной постановки целей, так как они неконтролируемы.
6 . Необходимо обеспечить, чтобы совокупность частных целей обеспечивала достижение общей цели.
7 . Если исполнитель сомневается в том, что он может выполнить полученное задание в срок, не стоит прибегать к приказу, необходимо понять источник затруднений.
8 . При обсуждении частных целей необходимо обязательно согласовать все связи, то есть зафиксировать от кого и что ждет каждый исполнитель, чтобы выполнить свою работу. Эти связи руководитель должен контролировать и координировать.
14
Наиболее рационален третий вариант контроля.
Чтобы контроль сделать более эффективным, достаточно соблюдать ряд простых правил:
- Контроль должен быть регулярным и не неожиданным;
- Контроль не должен быть тотальным. Не надо стремиться проконтролировать все. Лучше сосредоточиться на наиболее важных моментах, где нужно помочь подчиненному избежать возможных ошибок.
- Не надо использовать скрытый контроль. Кроме обиды, досады и напряжения в отношениях он не приносит ничего существенного.
- Контролируя, надо стараться выявлять не только недостатки, но и успехи.
- Не должно быть неконтролируемых участков работ;
- Результаты контроля должны обязательно доводиться до подчиненного. Негативные результаты контроля бесплодны, если они сразу же не обсуждены и не найдены способы устранения недостатков.
- Беседа по итогам контроля не должна быть «разборкой», она должна быть выдержана в конструктивном и уважительном духе несмотря ни на что.
- Важно, чтобы подчиненный действительно (а не формально) согласился и принял выводы из контроля и знал, как можно исправить положение.
- Перечисленные правила способны прямо влиять на мотивационную среду в любой организации, а внутришкольный контроль сделать более здоровым и продуктивным.
15
ЛИТЕРАТУРА
- 1 . Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. Теория и практика: учебник для бакалавров / А. А. Литвинюк, С. Ж. Гончарова, В. В. Данилочкина. М.: Юрайт, 2014. с. 111-159
- 2. Кибанов А. Я., Баткаева И. А., Митрофанова Е. А., Ловчева М. В. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебник / под ред. А. Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М, 2015. с.105-117
- 3. Мотивация трудовой деятельности: учеб. пособие / под ред. проф. В. П. Пугачева. М.: ИНФРА-М, 2011. с. 103-145
- 4. Управление персоналом: теория и практика. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учеб.- практ. пособие/под ред. А. Я. Кибанова. М.: Проспект, 2013. с. 25-41
- 5. Лапуста К.А. Построение эффективной системы материального стимулирования. М.: Логос, 2008. с. 90-101
16