Просмотр содержимого документа
«Презентация "Мотивация на уроках географии"»
«Мотивация в активном обучении школьников»
Заседание РМО учителей географии от 10.10.2012 г .
… Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление всегда начинается с проблемы или с вопроса, с удивления или недоумения. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс: он всегда направлен на разрешение какой-то задачи… C.Л. Рубинштейн
Мотивация – побудительная сила, запускающая механизм любой деятельности. Мотивация в активном обучении – важный компонент урока, являющийся стимулом познавательной активности, мышления учащихся. Мотивация вызывает потребность решить поставленную проблему.
- К внешней мотивации относятся: оценки, вынужденный долг, учёба ради лидерства, престижа, материального вознаграждения, избегания неудач.
- К внутренней мотивации относятся: удовлетворение от самой учебной деятельности, стремление к успеху, понимание необходимости учёбы для жизни, учение как возможность общения.
- Повышение уровня учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности у школьников формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов.
- Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.
Приёмы усиления творческой мотивации
- Развитие познавательной мыслительной деятельности осуществляется на любом этапе урока.
Удивляй!
Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу ума, как удивительное!
- При изучении муссонного климата можно озадачить учащихся: «В юго-восточной Азии на острове Шри-Ланка растут пальмы из рода корифа на своей верхушке эта пальма несет пучок громадных листьев, черешки которых до 2 - 3м длиной и в руку толщиной, а пластинка до 2 м длиной и 5 м шириной; пластинка эта правильно расщеплена на 95—100 лопастей. Эти громадные листья употребляются как дождевые и солнечные зонты; обыкновенно слуги носят их над головами своих господ;
- Какой вопрос у вас возникает в связи с этим? (зачем ей такие большие листья?
Отсроченная отгадка
В начале урока учитель загадывает загадку (или малоизвестный и удивительный факт), отгадку на которую можно узнать на уроке при работе над новым материалом.
- 8 класс Тема « Восточно-Европейская равнина». Поспорили как-то Кавказ и Восточно-Европейская равнина, кто из них старше, Кавказ говорит: «Посмотри, я весь белый, а ты вся зелёная, молодая, значит я старше и мудрее», а равнина с ним не соглашается, утверждает, что она старше. Кто из них прав?
- «Хотя реки в Средней Азии – источник жизни, поселения около них возникают редко, только у переправы. Нуждаясь в воде, население, однако, уходило от нее в пустыню, куда тянуло за собой воду по каналам.
- Как объяснить этот факт?»
Привлекательная цель - Перед учениками ставится простая и привлекательная цель, выполняя которую, он волей- неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог.
Сегодня мы отправляемся в воображаемое путешествие в экваториальные леса Африки. Вам необходимо собрать чемодан. Почему именно эти вещи вы возьмёте с собой?
Фантастическая добавка
6 класс. Тема «Внутренние оболочки Земли»
Представьте себе, что мы отправляемся в путешествие к центру Земли.
Что мы там увидим?
Что бы это значило?
- При определении темы урока учащиеся рассматривают картинки и отвечают на вопросы:
- Как вы думаете, что изображено на рисунке.?
- Что связывает эти предметы?
- Попробуйте определить, что мы будем изучать на уроке?.
Контрольные вопросы
- Очень важно не только записать тему на доске, но и вызвать у школьников эмоциональный отклик, отношение к этой теме. Это можно сделать через признание личности подростка, опираясь на его жизненный опыт.
- - Что вы уже знаете об этой теме?
- - Подберите слова об этом или на эту тему….
- - Вот видите! В вашей памяти это уже храниться! Значит это нужно!
- Что будет изучаться?
- Почему именно этот материал необходимо изучать?
- В чем важность этого материала для вас лично?
- Какой результат вы должны получить в конце работы?
Ассоциации
- Прямоугольник. Учитель рисует на доске прямоугольник и записывает на нем основное понятие. Затем он просит учеников назвать прилагательные, глаголы, что, по их мнению, связаны с этим понятием. Все они записываются на соответствующих сторонах прямоугольника. Когда ассоциации заканчиваются, учитель предлагает учащимся из каждой группы отобрать по три самых характерных. С отобранными ассоциациями и происходит дальнейшая работа.
глаголы
прилагательные
существительные
атмосфера
Картинная галерея.
Учитель вывешивает на доске 4-5 картин которые содержат признаки основного понятия или явления. Объединив учеников в группы, он предлагает их представителям через некоторое время назвать признаки понятия, которое изображено на картинах. После завершения работы в группах представители называют признаки, а учитель записывает их на доске.
Три кита учебной мотивации
- ощущение самостоятельности процесса поиска знаний
- ощущение свободы выбора
- ощущение успешности (компетентности).
Совет психологов:
- Принцип набора учащихся при комплектовании малых групп имеет большое мотивационное значение.
- Если детей с нейтральной мотивацией к предмету объединить с детьми, которые не любят данный предмет, то после совместной работы первые существенно повышают свой интерес к этому предмету.
- Если же включить учеников с нейтральным отношением к данному предмету в группу любящих предмет, то отношение у первых не меняется.
Подведём итог
- Развитие учебной мотивации учащихся требует от учителя не только больших затрат времени, но прежде всего творческого подхода к своей деятельности.
- Это возможно при переосмыслении и пересмотре технологии работы, при планомерном творческом росте.
- По мнению Дистервега, «учитель деревенеет, каменеет, «опускается» без стремления к научной работе, потому что попадает под власть трёх педагогических демонов: банальности, механичности, рутинности»
Оценка уроков по мотивационным критериям
КРИТЕРИИ (УРОВЕНЬ)
ПРИЁМЫ МОТИВАЦИИ
1.Низкий
1.Нет специальных заданий и информации для развития интереса к учёбе.
2.Критический
2.Учитель объясняет необходимость выполнения заданий.
3.Удовлетворительный
3.Создание занимательных ситуаций с помощью ребусов, занимательных фактов.
4.Хороший
4.Использование творческой задачи с интересным содержанием.
5.Высокий
5.Использование системы творческих заданий с интересным содержанием.
6.Оптимальный
6.Организация поиска и решения исследовательской задачи.