СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Мотивация на уроках географии"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация предназначена для учителей географии. Мотивация - побудительная сила, запускающая механизм любой деятельности. Мотивация в активном обучении – важный компонент урока, являющийся стимулом познавательной активности, мышления учащихся. Мотивация вызывает потребность решить поставленную проблему

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Мотивация на уроках географии"»

 «Мотивация в активном обучении школьников»   Заседание РМО учителей географии от 10.10.2012 г .

«Мотивация в активном обучении школьников»

Заседание РМО учителей географии от 10.10.2012 г .

 … Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление всегда начинается с проблемы или с вопроса, с удивления или недоумения. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс: он всегда направлен на разрешение какой-то задачи…        C.Л. Рубинштейн

Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление всегда начинается с проблемы или с вопроса, с удивления или недоумения. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс: он всегда направлен на разрешение какой-то задачи… C.Л. Рубинштейн

Мотивация – побудительная сила, запускающая механизм любой деятельности. Мотивация в активном обучении – важный компонент урока, являющийся стимулом познавательной активности, мышления учащихся. Мотивация вызывает потребность решить поставленную проблему.

Мотивация побудительная сила, запускающая механизм любой деятельности. Мотивация в активном обучении – важный компонент урока, являющийся стимулом познавательной активности, мышления учащихся. Мотивация вызывает потребность решить поставленную проблему.

К внешней мотивации относятся: оценки, вынужденный долг, учёба ради лидерства, престижа, материального вознаграждения, избегания неудач. К внутренней мотивации относятся: удовлетворение от самой учебной деятельности, стремление к успеху, понимание необходимости учёбы для жизни, учение как возможность общения.
  • К внешней мотивации относятся: оценки, вынужденный долг, учёба ради лидерства, престижа, материального вознаграждения, избегания неудач.
  • К внутренней мотивации относятся: удовлетворение от самой учебной деятельности, стремление к успеху, понимание необходимости учёбы для жизни, учение как возможность общения.
Повышение уровня учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности у школьников формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.
  • Повышение уровня учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности у школьников формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов.
  • Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.
Приёмы усиления творческой мотивации Развитие познавательной мыслительной деятельности осуществляется на любом этапе урока.

Приёмы усиления творческой мотивации

  • Развитие познавательной мыслительной деятельности осуществляется на любом этапе урока.
Удивляй! Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу ума, как удивительное! При изучении муссонного климата можно озадачить учащихся: «В юго-восточной Азии на острове Шри-Ланка растут пальмы из рода корифа на своей верхушке эта пальма несет пучок громадных листьев, черешки которых до 2 - 3м длиной и в руку толщиной, а пластинка до 2 м длиной и 5 м шириной; пластинка эта правильно расщеплена на 95—100 лопастей. Эти громадные листья употребляются как дождевые и солнечные зонты; обыкновенно слуги носят их над головами своих господ;  Какой вопрос у вас возникает в связи с этим? (зачем ей такие большие листья?

Удивляй!

Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу ума, как удивительное!

  • При изучении муссонного климата можно озадачить учащихся: «В юго-восточной Азии на острове Шри-Ланка растут пальмы из рода корифа на своей верхушке эта пальма несет пучок громадных листьев, черешки которых до 2 - 3м длиной и в руку толщиной, а пластинка до 2 м длиной и 5 м шириной; пластинка эта правильно расщеплена на 95—100 лопастей. Эти громадные листья употребляются как дождевые и солнечные зонты; обыкновенно слуги носят их над головами своих господ; 
  • Какой вопрос у вас возникает в связи с этим? (зачем ей такие большие листья?
Отсроченная отгадка  В начале урока учитель загадывает загадку (или малоизвестный и удивитель­ный факт), отгадку на которую можно узнать на уроке при работе над новым материалом. 8 класс Тема « Восточно-Европейская равнина». Поспорили как-то Кавказ и Восточно-Европейская равнина, кто из них старше, Кавказ говорит: «Посмотри, я весь белый, а ты вся зелёная, молодая, значит я старше и мудрее», а равнина с ним не соглашается, утверждает, что она старше. Кто из них прав? «Хотя реки в Средней Азии – источник жизни, поселения около них возникают редко, только у переправы. Нуждаясь в воде, население, однако, уходило от нее в пустыню, куда тянуло за собой воду по каналам.  Как объяснить этот факт?»

Отсроченная отгадка

В начале урока учитель загадывает загадку (или малоизвестный и удивитель­ный факт), отгадку на которую можно узнать на уроке при работе над новым материалом.

  • 8 класс Тема « Восточно-Европейская равнина». Поспорили как-то Кавказ и Восточно-Европейская равнина, кто из них старше, Кавказ говорит: «Посмотри, я весь белый, а ты вся зелёная, молодая, значит я старше и мудрее», а равнина с ним не соглашается, утверждает, что она старше. Кто из них прав?
  • «Хотя реки в Средней Азии – источник жизни, поселения около них возникают редко, только у переправы. Нуждаясь в воде, население, однако, уходило от нее в пустыню, куда тянуло за собой воду по каналам.
  • Как объяснить этот факт?»
Привлекательная цель - Перед учениками ставится простая и привлекательная цель, выполняя которую, он волей- неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог. Сегодня мы отправляемся в воображаемое путешествие в экваториальные леса Африки. Вам необходимо собрать чемодан. Почему именно эти вещи вы возьмёте с собой?

Привлекательная цель - Перед учениками ставится простая и привлекательная цель, выполняя которую, он волей- неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог.

Сегодня мы отправляемся в воображаемое путешествие в экваториальные леса Африки. Вам необходимо собрать чемодан. Почему именно эти вещи вы возьмёте с собой?

Фантастическая добавка 6 класс. Тема «Внутренние оболочки Земли» Представьте себе, что мы отправляемся в путешествие к центру Земли. Что мы там увидим?

Фантастическая добавка

6 класс. Тема «Внутренние оболочки Земли»

Представьте себе, что мы отправляемся в путешествие к центру Земли.

Что мы там увидим?

Что бы это значило? При определении темы урока учащиеся рассматривают картинки и отвечают на вопросы: Как вы думаете, что изображено на рисунке.?  Что связывает эти предметы? Попробуйте определить, что мы будем изучать на уроке?.

Что бы это значило?

  • При определении темы урока учащиеся рассматривают картинки и отвечают на вопросы:
  • Как вы думаете, что изображено на рисунке.?
  • Что связывает эти предметы?
  • Попробуйте определить, что мы будем изучать на уроке?.
Контрольные вопросы Очень важно не только записать тему на доске, но и вызвать у школьников эмоциональный отклик, отношение к этой теме. Это можно сделать через признание личности подростка, опираясь на его жизненный опыт. - Что вы уже знаете об этой теме? - Подберите слова об этом или на эту тему…. - Вот видите! В вашей памяти это уже храниться! Значит это нужно! Что будет изучаться? Почему именно этот материал необходимо изучать? В чем важность этого материала для вас лично?  Какой результат вы должны получить в конце ра­боты?

Контрольные вопросы

  • Очень важно не только записать тему на доске, но и вызвать у школьников эмоциональный отклик, отношение к этой теме. Это можно сделать через признание личности подростка, опираясь на его жизненный опыт.
  • - Что вы уже знаете об этой теме?
  • - Подберите слова об этом или на эту тему….
  • - Вот видите! В вашей памяти это уже храниться! Значит это нужно!
  • Что будет изучаться?
  • Почему именно этот материал необходимо изучать?
  • В чем важность этого материала для вас лично?
  • Какой результат вы должны получить в конце ра­боты?
Ассоциации Прямоугольник. Учитель рисует на доске прямоу­гольник и записывает на нем основное понятие. Затем он просит учеников назвать при­лагательные, глаголы, что, по их мнению, связаны с этим понятием. Все они записываются на соответствующих сторонах прямоугольника. Когда ассоциации заканчива­ются, учитель предлагает учащимся из каждой группы отобрать по три самых характерных. С отобранными ассоциациями и происходит дальнейшая работа. глаголы прилагательные существительные атмосфера

Ассоциации

  • Прямоугольник. Учитель рисует на доске прямоу­гольник и записывает на нем основное понятие. Затем он просит учеников назвать при­лагательные, глаголы, что, по их мнению, связаны с этим понятием. Все они записываются на соответствующих сторонах прямоугольника. Когда ассоциации заканчива­ются, учитель предлагает учащимся из каждой группы отобрать по три самых характерных. С отобранными ассоциациями и происходит дальнейшая работа.

глаголы

прилагательные

существительные

атмосфера

Картинная галерея.  Учитель вывешивает на доске 4-5 картин которые содержат признаки основного понятия или явления. Объединив учеников в группы, он предлагает их представителям через некоторое время назвать признаки понятия, ко­торое изображено на картинах. После завершения ра­боты в группах представители называют признаки, а учитель записывает их на доске.

Картинная галерея.

Учитель вывешивает на доске 4-5 картин которые содержат признаки основного понятия или явления. Объединив учеников в группы, он предлагает их представителям через некоторое время назвать признаки понятия, ко­торое изображено на картинах. После завершения ра­боты в группах представители называют признаки, а учитель записывает их на доске.

Три кита учебной мотивации  ощущение самостоятельности процесса поиска знаний ощущение свободы выбора ощущение успешности (компетентности).

Три кита учебной мотивации

  • ощущение самостоятельности процесса поиска знаний
  • ощущение свободы выбора
  • ощущение успешности (компетентности).
Совет психологов: Принцип набора учащихся при комплектовании малых групп имеет большое мотивационное значение. Если детей с нейтральной мотивацией к предмету объединить с детьми, которые не любят данный предмет, то после совместной работы первые существенно повышают свой интерес к этому предмету. Если же включить учеников с нейтральным отношением к данному предмету в группу любящих предмет, то отношение у первых не меняется.

Совет психологов:

  • Принцип набора учащихся при комплектовании малых групп имеет большое мотивационное значение.
  • Если детей с нейтральной мотивацией к предмету объединить с детьми, которые не любят данный предмет, то после совместной работы первые существенно повышают свой интерес к этому предмету.
  • Если же включить учеников с нейтральным отношением к данному предмету в группу любящих предмет, то отношение у первых не меняется.

Подведём итог Развитие учебной мотивации учащихся требует от учителя не только больших затрат времени, но прежде всего творческого подхода к своей деятельности. Это возможно при переосмыслении и пересмотре технологии работы, при планомерном творческом росте. По мнению Дистервега, «учитель деревенеет, каменеет, «опускается» без стремления к научной работе, потому что попадает под власть трёх педагогических демонов: банальности, механичности, рутинности»

Подведём итог

  • Развитие учебной мотивации учащихся требует от учителя не только больших затрат времени, но прежде всего творческого подхода к своей деятельности.
  • Это возможно при переосмыслении и пересмотре технологии работы, при планомерном творческом росте.
  • По мнению Дистервега, «учитель деревенеет, каменеет, «опускается» без стремления к научной работе, потому что попадает под власть трёх педагогических демонов: банальности, механичности, рутинности»
Оценка уроков по мотивационным критериям  КРИТЕРИИ (УРОВЕНЬ)  ПРИЁМЫ МОТИВАЦИИ 1.Низкий 1.Нет специальных заданий и информации для развития интереса к учёбе. 2.Критический 2.Учитель объясняет необходимость выполнения заданий. 3.Удовлетворительный 3.Создание занимательных ситуаций с помощью ребусов, занимательных фактов. 4.Хороший 4.Использование творческой задачи с интересным содержанием. 5.Высокий 5.Использование системы творческих заданий с интересным содержанием. 6.Оптимальный 6.Организация поиска и решения исследовательской задачи.

Оценка уроков по мотивационным критериям

КРИТЕРИИ (УРОВЕНЬ)

ПРИЁМЫ МОТИВАЦИИ

1.Низкий

1.Нет специальных заданий и информации для развития интереса к учёбе.

2.Критический

2.Учитель объясняет необходимость выполнения заданий.

3.Удовлетворительный

3.Создание занимательных ситуаций с помощью ребусов, занимательных фактов.

4.Хороший

4.Использование творческой задачи с интересным содержанием.

5.Высокий

5.Использование системы творческих заданий с интересным содержанием.

6.Оптимальный

6.Организация поиска и решения исследовательской задачи.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!