СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему: "Диагностика качества обучения"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: "Диагностика качества обучения"»

Диагностика качества обучения Подготовила: студентка Ш-32 группы Малькова Оксана

Диагностика качества обучения

Подготовила:

студентка Ш-32 группы

Малькова Оксана

Диагностика качества обучения – это процедура точного определения результатов процесса обучения с учетом способов их достижения, выявления его тенденций и динамики.
  • Диагностика качества обучения – это процедура точного определения результатов процесса обучения с учетом способов их достижения, выявления его тенденций и динамики.

Диагностика качества обучения направлена на реализацию следующих функций:

  • образовательной заключающейся в том, что проверка, контроль, учет остаются ограничены элементами обученияи ихзадача не столько выявить, зафиксировать состояние дел, уровень обученности, сколько способствовать научению, исправить ошибки, проинструктировать, помочь в дальнейшем продвижении;
  • стимулирующей призванной развивать мотивацию учебно-познавательной деятельности ученика, вдохновлять его, вселять уверенность в достижимости новых целей, более высокогоуровня обученности и развития;
  • а налитико-корректирующей связанной с педагогической рефлексией учителя, его самоанализом, совершенствованием планирования и организации обучения. Эта функция относится и к ученику, его способам преодоления трудностей, коррекции и самокоррекции учебно-познавательной деятельности;
  • воспитывающей  и  развивающей обеспечивающих формирование адекватной самооценки, ответственности, устремленности, волевого саморегулирования и других социально ценных свойств личности;
  • контрольной заключающейся в фиксировании уровня достижений учащихся, его соответствия нормам и стандартам, а также продвижения школьника к более высоким уровням овладения знаниями и развития личности.
Проверка в структуре диагностики качества обучения – это процесс установления успехов и трудностей в овладении знаниями и развитии личности, степени достижения целей обучения. 
  • Проверка в структуре диагностики качества обучения – это процесс установления успехов и трудностей в овладении знаниями и развитии личности, степени достижения целей обучения. 
При этом ее стратегия направлена на получение всесторонней информации о результатах обучения:   в  когнитивной сфере  выявляется уровень овладения знаниями в соответствии с таксономией целей обучения. Называются, например уровни овладения материалом, когда ученик знает, понимает, применяет, анализирует, обобщает и оценивает учебный материал. В отечественной дидактике выделяют уровни узнавания, понимания, усвоения, овладения как в отношении типовых, так и творческих действий; в  психической сфере  проверяется развитие речи, мышления, памяти, внимания, умения действовать в стандартных (типичных) и нестандартных ситуациях. Очень важной является проверка развития мотивации (интереса, стремления к познанию) и способностей (познавательных, коммуникативных, эмпатийных, творческих и др.); в  социально-личностной сфере  выявляется степень овладения социальными нормами, уровень нравственного и правового самосознания, общественной активности, способности к адаптации и самореализации в изменяющейся социальной среде.

При этом ее стратегия направлена на получение всесторонней информации о результатах обучения:

  • в  когнитивной сфере  выявляется уровень овладения знаниями в соответствии с таксономией целей обучения. Называются, например уровни овладения материалом, когда ученик знает, понимает, применяет, анализирует, обобщает и оценивает учебный материал. В отечественной дидактике выделяют уровни узнавания, понимания, усвоения, овладения как в отношении типовых, так и творческих действий;
  • в  психической сфере  проверяется развитие речи, мышления, памяти, внимания, умения действовать в стандартных (типичных) и нестандартных ситуациях. Очень важной является проверка развития мотивации (интереса, стремления к познанию) и способностей (познавательных, коммуникативных, эмпатийных, творческих и др.);
  • в  социально-личностной сфере  выявляется степень овладения социальными нормами, уровень нравственного и правового самосознания, общественной активности, способности к адаптации и самореализации в изменяющейся социальной среде.
  Проверка, следовательно, это система действий, обеспечивающих  контроль в структуре диагностики качества обучения, который представляет собой операцию сопоставления, сличения запланированного результата с эталонными требованиями и стандартами.   На различных этапах обучения используются различные  виды контроля : предварительный, текущий, периодический, тематический, итоговый и отсроченный.

Проверка, следовательно, это система действий, обеспечивающих  контроль в структуре диагностики качества обучения, который представляет собой операцию сопоставления, сличения запланированного результата с эталонными требованиями и стандартами.

На различных этапах обучения используются различные  виды контроля : предварительный, текущий, периодический, тематический, итоговый и отсроченный.

  • Предварительный (входной) контроль  направлен на выявление знаний, умений и навыков учащихся по предмету или разделу, которые будут изучаться. Обычно он проводится в начале каждого учебного года, чтобы учитель мог выяснить, кто что умеет и знает.
  • Текущий контроль осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях учащихся. Он проводится прежде всего с помощью систематического наблюдения учителя за работой класса в целом и каждого ученика в отдельности на всех этапах обучения.
  • Периодический контроль  подводит итоги работы за определенный период времени. Он осуществляется в конце четверти, полугодия.
  • Тематический контроль осуществляется периодически по мере прохождения новой темы, раздела и имеет целью систематизацию знаний учащихся.
  • Итоговый контроль   проводится в конце четверти, полугодия, всего учебного года, а также по окончании обучения в начальной, основной средней и полной средней школе в форме контрольных работ, коллоквиумов, зачетов, экзаменов, защиты рефератов и др.
  • Отсроченный контроль  – контроль остаточных знаний и умений спустя какое-то время после изучения темы, раздела, курса (этот срок может колебаться от 3 месяцев до полугода и более).

Контроль осуществляется в различных формах: индивидуальный, групповой, фронтальный.

  • Индивидуальная форма контроля   предполагает глубокую и всестороннюю проверку знаний, умений и навыков ученика, уровня его развития, прежде всего интеллектуального. Такая проверка дает значительный материал для объективного суждения и соответствующих выводов о каждом ученике, для организации индивидуального подхода к ним в процессе обучения.
  • Одним из вариантов индивидуального контроля выступает  самоконтроль ,  заключающийся в проверке учеником результатов собственной работы. При организации самоконтроля учитель советует учащимся при выполнении письменных заданий быть очень внимательными; проверять написанное, используя различные варианты проверки; при сомнениях обращаться к учебникам и к учителю.
  • Групповая форма контроля  предполагает проверку учебной работы целой группы. При такой проверке следует дойти до каждого, выяснить, каков вклад каждого учащегося в общее дело.
  • Разновидностью группового контроля является  взаимоконтроль ,  который может быть использован при выполнении тренировочных письменных работ учащихся. При организации взаимоконтроля учащиеся после выполнения письменных заданий обмениваются тетрадями и проверяют, нет ли ошибок. Если ошибки есть, то совместно обсуждают, в чем они состоят, как правильно должно быть и почему.
  • Фронтальная форма контроля   проводится одновременно со всеми учащимися класса. Она позволяет в короткий срок повторить для учащихся класса материал, на который учитель будет опираться при изучении нового материала на данном уроке.
Методы контроля  — это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителя. Наблюдение. Результатом наблюдения становится общая оценка познавательной активности школьника, выраженная в  поурочном балле .. Поурочный балл стимулирует учащихся на уроке, позволяет вести учет знания и развития одновременно многих учащихся.

Методы контроля  — это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителя.

  • Наблюдение. Результатом наблюдения становится общая оценка познавательной активности школьника, выраженная в  поурочном балле .. Поурочный балл стимулирует учащихся на уроке, позволяет вести учет знания и развития одновременно многих учащихся.
В процессе обучения по способу взаимодействия учителя и учащихся в различных сочетаниях используются методы устного (опрос, собеседование), письменного (диктант, контрольная работа), практического (лабораторного) и тестового контроля учащихся. Устные методы контроля  осуществляются в индивидуальной и фронтальной формах. Цель  устного индивидуального опроса —  выявление учителем знаний, умений и навыков отдельных учащихся. Устный фронтальный опрос   требует серии логически связанных между собой вопросов по небольшому объему материала. При фронтальном опросе учитель ждет от учащихся кратких лаконичных ответов с места. Обычно он применяется с целью повторения и закрепления учебного материала, пройденного за короткий промежуток времени.

В процессе обучения по способу взаимодействия учителя и учащихся в различных сочетаниях используются методы устного (опрос, собеседование), письменного (диктант, контрольная работа), практического (лабораторного) и тестового контроля учащихся.

Устные методы контроля  осуществляются в индивидуальной и фронтальной формах.

  • Цель  устного индивидуального опроса —  выявление учителем знаний, умений и навыков отдельных учащихся.
  • Устный фронтальный опрос   требует серии логически связанных между собой вопросов по небольшому объему материала. При фронтальном опросе учитель ждет от учащихся кратких лаконичных ответов с места. Обычно он применяется с целью повторения и закрепления учебного материала, пройденного за короткий промежуток времени.
Письменный контроль  редко бывает индивидуальным, когда отдельным учащимся предлагаются контрольные задания по карточкам. Обычно это фронтальные контрольные работы по математике, физике, химии, русскому языку (диктанты, изложения, сочинения) и т.п. Фронтальные и индивидуальные работы могут быть рассчитаны на весь урок или его часть. Во втором случае проверка осуществляется, как правило, после выполнения задания. Письменные работы могут предлагаться также в форме отчетов, графических построений, составления карточек (например, при систематизации растений).
  • Письменный контроль  редко бывает индивидуальным, когда отдельным учащимся предлагаются контрольные задания по карточкам. Обычно это фронтальные контрольные работы по математике, физике, химии, русскому языку (диктанты, изложения, сочинения) и т.п. Фронтальные и индивидуальные работы могут быть рассчитаны на весь урок или его часть. Во втором случае проверка осуществляется, как правило, после выполнения задания. Письменные работы могут предлагаться также в форме отчетов, графических построений, составления карточек (например, при систематизации растений).
Практический контроль   применяется на уроках рисования (в начальных классах), технологии, физвоспитания, математики, физики, химии. В старших классах он осуществляется на лабораторных занятиях. По математике это связано с измерительными работами, на других уроках — с проверкой умения пользоваться приборами типа амперметр, вольтметр, микрометр и др.
  • Практический контроль   применяется на уроках рисования (в начальных классах), технологии, физвоспитания, математики, физики, химии. В старших классах он осуществляется на лабораторных занятиях. По математике это связано с измерительными работами, на других уроках — с проверкой умения пользоваться приборами типа амперметр, вольтметр, микрометр и др.
Все большее распространение получает  тестовый контроль ,  основным инструментом которого является тест (от англ. test – проба, испытание).  Тесты ,  применяемые для контроля в процессе обучения, представляют собой  систему заданий стандартной формы, по результатам выполнения которых судят о знаниях, умениях и навыках учащихся.
  • Все большее распространение получает  тестовый контроль основным инструментом которого является тест (от англ. test – проба, испытание).  Тесты ,  применяемые для контроля в процессе обучения, представляют собой  систему заданий стандартной формы, по результатам выполнения которых судят о знаниях, умениях и навыках учащихся.

Наиболее распространенными являются следующие формы тестовых заданий:

  • закрытая форма тестовых заданий  –  к заданию даются готовые ответы, один (или несколько) из которых правильный. При использовании таких заданий существует возможность угадывания, что является главной причиной отрицательного к ним отношения. Кроме того, такая форма тестовых заданий не стимулирует самостоятельный поиск ответа, а предоставляет возможность лишь выбора из предложенных вариантов;
  • открытая форма тестовых заданий не содержит готовых ответов, позволяя их сформулировать в свободной форме, что дает возможность выявить логику мышления тестируемого, его способность формулировать и аргументировать ответ, но при этом осложняет анализ результата;
  • задания «на соответствие» , суть которых заключается в необходимости установить соответствие элементов одного множества элементам другого;
  • задания на «установление правильной последовательности» позволяют проверить понимание последовательности действий, процессов, суждений, вычислений. Эти задания используются главным образом для оценки уровня профессиональной подготовки, а также для контроля знаний основных понятий и законов изучаемой учебной дисциплины.
С развитием информационных технологий обучения все шире используется   компьютерное тестирование .
  • С развитием информационных технологий обучения все шире используется   компьютерное тестирование .
Сочетание различных методов контроля получило название  комбинированного, или уплотненного, контроля.  Обычно это сочетание устного и письменного опроса. Его особенность заключается в том, что к доске для ответа вызывается сразу несколько учеников, из которых один отвечает устно, два или больше готовятся к ответу на классной доске, часть выполняет письменные задания по карточкам, а остальные участвуют в опросе. 
  • Сочетание различных методов контроля получило название  комбинированного, или уплотненного, контроля.  Обычно это сочетание устного и письменного опроса.
  • Его особенность заключается в том, что к доске для ответа вызывается сразу несколько учеников, из которых один отвечает устно, два или больше готовятся к ответу на классной доске, часть выполняет письменные задания по карточкам, а остальные участвуют в опросе. 
 Выставление отметки  – определение балла или ранга по официально принятой шкале для фиксирования результатов учебной деятельности, степени ее успешности.  Учет   в структуре диагностики качества обучения – это фиксирование и приведение систему показателей проверки и контроля, что позволяет получить представление о динамике и полноте процесса овладения знаниями, умениями и навыками и развития обучаемых.  Оценка  – суждения о ходе и результатах обучения, содержащие его качественный и количественный анализ и имеющие целью стимулировать повышение качества учебной работы учащихся.

Выставление отметки  – определение балла или ранга по официально принятой шкале для фиксирования результатов учебной деятельности, степени ее успешности.

Учет   в структуре диагностики качества обучения – это фиксирование и приведение систему показателей проверки и контроля, что позволяет получить представление о динамике и полноте процесса овладения знаниями, умениями и навыками и развития обучаемых.

Оценка – суждения о ходе и результатах обучения, содержащие его качественный и количественный анализ и имеющие целью стимулировать повышение качества учебной работы учащихся.

Среди попыток ввести более объективные способы оценивания следует выделить  рейтинговую систему , которая связана с определением удельного веса (рейтинга) каждого предмета по итогам его изучения или успешно завершенного вида заданий. Рейтинговые баллы суммируются, и определяется общий кумулятивный балл, характеризующий успехи обучающегося.
  • Среди попыток ввести более объективные способы оценивания следует выделить  рейтинговую систему , которая связана с определением удельного веса (рейтинга) каждого предмета по итогам его изучения или успешно завершенного вида заданий.
  • Рейтинговые баллы суммируются, и определяется общий кумулятивный балл, характеризующий успехи обучающегося.
К диагностике качества обучения (проверке, контролю, учету, оценке и отметке) предъявляются определенные педагогические требования:   индивидуальный характер диагностики , требующий осуществления контроля за работой каждого ученика, за его личной учебной работой, не допускающий подмены результатов учения отдельных учащихся итогами работы коллектива (группы или класса), и наоборот; систематичность , регулярность проведения диагностики на всех этапах процесса обучения; разнообразие диагностических процедур контроля , обеспечивающее выполнение всего комплекса функций диагностики;

К диагностике качества обучения (проверке, контролю, учету, оценке и отметке) предъявляются определенные педагогические требования:

  • индивидуальный характер диагностики , требующий осуществления контроля за работой каждого ученика, за его личной учебной работой, не допускающий подмены результатов учения отдельных учащихся итогами работы коллектива (группы или класса), и наоборот;
  • систематичность , регулярность проведения диагностики на всех этапах процесса обучения;
  • разнообразие диагностических процедур контроля , обеспечивающее выполнение всего комплекса функций диагностики;
всесторонность диагностики , заключающаяся в определении уровня усвоения всех разделов учебной программы, теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся, их общего развития в процессе обучения; объективность диагностики , исключающая преднамеренные, субъективные и ошибочные оценочные суждения и выводы учителя, основанные на недостаточном изучении школьников или предвзятом отношении к некоторым из них; дифференцированный подход , учитывающий специфические особенности каждого учебного предмета и отдельных его разделов, а также индивидуальные качества учащихся, требующий от учителя педагогического такта, адекватной методики контроля;
  • всесторонность диагностики , заключающаяся в определении уровня усвоения всех разделов учебной программы, теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся, их общего развития в процессе обучения;
  • объективность диагностики , исключающая преднамеренные, субъективные и ошибочные оценочные суждения и выводы учителя, основанные на недостаточном изучении школьников или предвзятом отношении к некоторым из них;
  • дифференцированный подход , учитывающий специфические особенности каждого учебного предмета и отдельных его разделов, а также индивидуальные качества учащихся, требующий от учителя педагогического такта, адекватной методики контроля;
единство требований учителей , осуществляющих контроль, за учебной деятельностью учащихся в данном классе; гуманистический подход , основанный на учете реальных возможностей и здоровья учащихся; открытость (гласность), обоснованность оценки и выставленной отметки; действенность диагностики , выражающаяся в советах, указаниях, как улучшить достижения, на что обратить внимание, каким способом работать дальше и т.д.   Соблюдение названных требований обеспечивает надежность диагностики и выполнение ею задач в повышении качества обучения.
  • единство требований учителей , осуществляющих контроль, за учебной деятельностью учащихся в данном классе;
  • гуманистический подход , основанный на учете реальных возможностей и здоровья учащихся;
  • открытость (гласность), обоснованность оценки и выставленной отметки;
  • действенность диагностики , выражающаяся в советах, указаниях, как улучшить достижения, на что обратить внимание, каким способом работать дальше и т.д.

Соблюдение названных требований обеспечивает надежность диагностики и выполнение ею задач в повышении качества обучения.

Список литературы: Сластенин  В.А. и др.  Педагогика  Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А.  Сластенин , И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А.  Сластенина . - М.: Издательский центр

Список литературы:

Сластенин  В.А. и др. 

Педагогика  Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А.  Сластенин , И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А.  Сластенина . - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!