СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)»

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области «Карасукский политехнический лицей». Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Козлов Олег Александрович преподаватель БЖД

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области

«Карасукский политехнический лицей».

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Козлов Олег Александрович

преподаватель БЖД

Необходимость образования государственных систем защиты населения и территорий была обусловлена ростом военных угроз, созданием и развитием средств поражения.

В СССР проблемы защиты населения и территорий при ведении военных действий были подняты сразу после гражданской войны. Решение этих вопросов было возложено на систему местной противовоздушной обороны (МПВО), образованную в 1932 году.

Во время войны и в послевоенный период силы МПВО не только спасали население во время авиационных и артиллерийских ударов, разбирали завалы, обезвреживали неразорвавшиеся авиабомбы и снаряды, разминировали здания и сооружения, восстанавливали водопроводы и канализацию, линии связи и электроснабжения.

С появлением ядерного оружия в 1961 г.   МПВО была преобразована в систему гражданской обороны.

До начала 90-х годов устранение последствий крупных аварий и катастроф поручалось силам ГО. В середине 80-х и начале 90-х годов на фоне мирной обстановки боевыми выглядели потери при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях.

В крупнейших землетрясениях ХХ века:

Ашхабадском (Туркмения), Тангшенском (Китай) и Спитакском (Армения) погибло соответственно 110, 243 и 25 тыс. человек, а в Индийском (2000г.) – около 20 тысяч человек.

В результате аварии на Чернобыльской АЭС радиоактивному загрязнению подверглись территории СССР на которых проживало более 30 миллионов человек, а также 20 европейских государств.

В результате химической аварии на комбинате в городе Бхопале (Индия) погибло 2,5 тысяч человек, пострадало более 200 тысяч человек .

Ежегодный материальный ущерб от ЧС природного и техногенного характера иногда достигал 10-15% валового внутреннего продукта. Поэтому, чтобы умело противостоять ЧС, в середине 1989 года была создана Государственная комиссия Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям.

17 июля 1990 г. Президиумом Верховного Совета РСФСР было принято Постановление «Об образовании Российского корпуса спасателей».

Указом Президента РСФСР от 19 ноября 1999года на базе Госкомитета и Штаба гражданской обороны РСФСР был создан Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В 1994 г. был реорганизован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Создание МЧС России стало первым и главным шагом при построении в стране современной системы предупреждения и ликвидации ЧС.

Постановлением правительства РФ от 18 апреля 1992 года была создана Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС),   преобразованная 5 ноября 1995 года в единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений, обеспечивающих выполнение мероприятий в области предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера, в том числе и на водных объектах.

Постановлением правительства РФ от 18 апреля 1992 года была создана Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС),   преобразованная 5 ноября 1995 года в единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений, обеспечивающих выполнение мероприятий в области предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера, в том числе и на водных объектах.

Задачи РСЧС. защите от ЧС подлежит все население РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории РФ, объекты экономики, культурные и материальные ценности РФ; организация и проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; обеспечение готовности к действиям органов управления, для предупреждения и ликвидации ЧС; сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС; подготовка населения к действиям при ЧС; прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС; создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС; экспертиза, надзор и контроль в области защиты населения и территорий; ликвидация ЧС; социальная защита населения, проведение гуманитарных акций; реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации; международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.

Задачи РСЧС.

  • защите от ЧС подлежит все население РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории РФ, объекты экономики, культурные и материальные ценности РФ;
  • организация и проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • обеспечение готовности к действиям органов управления, для предупреждения и ликвидации ЧС;
  • сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;
  • подготовка населения к действиям при ЧС;
  • прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;
  • создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
  • экспертиза, надзор и контроль в области защиты населения и территорий;
  • ликвидация ЧС;
  • социальная защита населения, проведение гуманитарных акций;
  • реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
  • международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.
Органы управления системы РСЧС. федеральный уровень – МЧС России; региональный уровень – региональные центры по делам ГОЧС; территориальный уровень – министерства, комитеты, главные управления по делам ГОЧС; объектовый уровень – сектора, специально уполномоченные лица по ГОЧС. Структура и уровни РСЧС. Организационная структура РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней: федеральный; межрегиональный; региональный; муниципальный; объектовый. На каждом уровне создаются координационные органы, органы управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения. РСЧС состоит из двух подсистем. Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному. Звенья создаются в муниципальных образованиях для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий.

Органы управления системы РСЧС.

  • федеральный уровень – МЧС России;
  • региональный уровень – региональные центры по делам ГОЧС;
  • территориальный уровень – министерства, комитеты, главные управления по делам ГОЧС;
  • объектовый уровень – сектора, специально уполномоченные лица по ГОЧС.

Структура и уровни РСЧС.

Организационная структура РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней:

  • федеральный;
  • межрегиональный;
  • региональный;
  • муниципальный;
  • объектовый.

На каждом уровне создаются координационные органы, органы управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения. РСЧС состоит из двух подсистем. Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному. Звенья создаются в муниципальных образованиях для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий.

Силы и средства РСЧС Специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, субъектов РФ, местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Состав сил и средств определяется Правительством РФ. В состав каждого уровня входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации. Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток.

Силы и средства РСЧС

Специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, субъектов РФ, местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Состав сил и средств определяется Правительством РФ. В состав каждого уровня входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации.

Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток.

При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций силы единой системы функционируют в режиме повседневной деятельности. Режимы функционирования сил РСЧС : а) режим повседневной деятельности: осуществление наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих территориях; планирование и выполнение целевых и научно-технических программ по предупреждению чрезвычайных ситуаций, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба; совершенствование подготовки органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях, организация обучения населения способам защиты и действиям при чрезвычайных ситуациях; создание и восполнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; осуществление целевых видов страхования;

При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций силы единой системы функционируют в режиме повседневной деятельности.

Режимы функционирования сил РСЧС :

а) режим повседневной деятельности:

  • осуществление наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих территориях;
  • планирование и выполнение целевых и научно-технических программ по предупреждению чрезвычайных ситуаций, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба;
  • совершенствование подготовки органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях, организация обучения населения способам защиты и действиям при чрезвычайных ситуациях;
  • создание и восполнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • осуществление целевых видов страхования;

б) режим повышенной готовности:

  • принятие комиссиями по чрезвычайным ситуациям руководства РСЧС;
  • формирование оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки в районе бедствия, выработки предложений по её нормализации;
  • усиление дежурно-диспетчерской службы;
  • усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях;
  • прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их масштабов;
  • принятие мер по защите населения и окружающей среды;
  • приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов действия и выдвижение при необходимости в предполагаемый район;

в) в режиме чрезвычайной ситуации:

  • организация защиты населения;
  • выдвижение оперативных групп в район чрезвычайной ситуации;
  • организация ликвидации чрезвычайной ситуации;
  • определение границ зоны чрезвычайной ситуации;
  • организация работ по обеспечению функционирования отраслей экономики и первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;
  • осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей среды в районе чрезвычайной ситуации, за обстановкой на аварийных объектах и на прилегающей к ним территории.
Права и обязанности граждан в области защиты населения от ЧС. Граждане Российской Федерации имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения ЧС; использовать средства коллективной и индивидуальной защиты; быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться, и о мерах необходимой безопасности; участвовать в мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС; на возмещение ущерба, причинённого здоровью и имуществу вследствие ЧС; на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах; на бесплатное государственное социальное страхование, получение компенсаций и льгот за ущерб, причинённый здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации ЧС;

Права и обязанности граждан в области защиты населения от ЧС.

Граждане Российской Федерации имеют право:

  • на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения ЧС;
  • использовать средства коллективной и индивидуальной защиты;
  • быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться, и о мерах необходимой безопасности;
  • участвовать в мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС;
  • на возмещение ущерба, причинённого здоровью и имуществу вследствие ЧС;
  • на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах;
  • на бесплатное государственное социальное страхование, получение компенсаций и льгот за ущерб, причинённый здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации ЧС;
Граждане Российской Федерации обязаны: соблюдать законы и нормативные правовые акты Российской Федерации в области защиты населения и территорий от ЧС; соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению ЧС; изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приёмы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области; выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций; при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Граждане Российской Федерации обязаны:

  • соблюдать законы и нормативные правовые акты Российской Федерации в области защиты населения и территорий от ЧС;
  • соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению ЧС;
  • изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приёмы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области;
  • выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
  • при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Структура МЧС России Министр Первый заместитель министра Главный государственный инспектор по пожарному надзору Заместитель министра Заместитель министра Статс-секретарь (заместитель министра) Главный военный эксперт

Структура МЧС России

Министр

Первый заместитель министра

Главный государственный

инспектор по пожарному

надзору

Заместитель

министра

Заместитель

министра

Статс-секретарь

(заместитель

министра)

Главный военный

эксперт

оперативного управления надзорной деятельности финансово- экономический пожарно-спасательных сил и сил ГО Департаменты организационно- мобилизационный административный  территориальной политики международной деятельности гражданской защиты кадровой политики тыла и вооружения

оперативного

управления

надзорной

деятельности

финансово-

экономический

пожарно-спасательных

сил и сил ГО

Департаменты

организационно-

мобилизационный

административный

территориальной

политики

международной

деятельности

гражданской

защиты

кадровой

политики

тыла и

вооружения

Преодоления последствий радиационных аварий и катастроф Защиты информации и обеспечения безопасности спасательных работ Федеральной поддержки территории Государственной инспекции по маломерным судам Управления Научно-техническое Основных фондов и капитального строительства Правовое Информации и связи с общественностью Контрольно- ревизионное Медико- психологического обеспечения Авиации и авиационно-спасательных технологии

Преодоления

последствий

радиационных

аварий и катастроф

Защиты информации

и обеспечения

безопасности

спасательных работ

Федеральной

поддержки

территории

Государственной

инспекции по

маломерным судам

Управления

Научно-техническое

Основных фондов

и капитального

строительства

Правовое

Информации

и связи с

общественностью

Контрольно-

ревизионное

Медико-

психологического

обеспечения

Авиации и

авиационно-спасательных

технологии

Источники информации. https://infopedia.su/13x8f83.html https://studopedia.ru/22_94918_zanyatie--rschs-istoriya-ee-sozdaniya-prednaznachenie-struktura-zadachi-po-zashchite-naseleniya-ot-chs.html https://fireman.club/inseklodepia/edinaya-gosudarstvennaya-sistema-preduprezhdeniya-i-likvidacii-chrezvychajnyx-situacij-rschs/ https://takp.ucoz.ru/1Kurs/108.html https://poisk-ru.ru/s50063t9.html

Источники информации.

https://infopedia.su/13x8f83.html

https://studopedia.ru/22_94918_zanyatie--rschs-istoriya-ee-sozdaniya-prednaznachenie-struktura-zadachi-po-zashchite-naseleniya-ot-chs.html

https://fireman.club/inseklodepia/edinaya-gosudarstvennaya-sistema-preduprezhdeniya-i-likvidacii-chrezvychajnyx-situacij-rschs/

https://takp.ucoz.ru/1Kurs/108.html

https://poisk-ru.ru/s50063t9.html