СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему: "формирование информационных компетенций средствами текстового редактора"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация на тему: "формирование информационных компетенций  средствами текстового редактора"

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: "формирование информационных компетенций средствами текстового редактора"»

формирование информационных компетенций на уроках биологии в 7 классе средствами текстового редактора Легарева Т.В.– учитель информатики и ИКТ, высшая квалификационная категория Спесивцева О.А. – учитель биологии, высшая квалификационная категория

формирование информационных компетенций на уроках биологии в 7 классе средствами текстового редактора

Легарева Т.В.– учитель информатики и ИКТ, высшая квалификационная категория

Спесивцева О.А. – учитель биологии, высшая квалификационная категория

Чтобы выжить, надо быстро изменяться . Л. Кэррол   Сегодня учитель должен уметь «развернуть» закодированные науками до знаковых систем … элементы учебной новизны, раскрыть их в реальностях предметного и социального мира … в формах, адекватных этим реальностям к-т пед. н-к В. Д. Лобашев  «Дидактические функции учебных текстов»

Чтобы выжить,

надо быстро изменяться

.

Л. Кэррол

Сегодня учитель должен уметь «развернуть» закодированные науками до знаковых систем … элементы учебной новизны, раскрыть их в реальностях предметного и социального мира … в формах, адекватных этим реальностям

к-т пед. н-к В. Д. Лобашев

«Дидактические функции учебных текстов»

Общие проблемы: невысокий уровень познавательного интереса учащихся; большая перегрузка учащихся; разный уровень сформированности общеучебных умений и навыков учащихся внутри класса; недостаточное развитие аналитических способностей, и, как следствие, низкий уровень работы с текстом как с источником информации.

Общие проблемы:

  • невысокий уровень познавательного интереса учащихся;
  • большая перегрузка учащихся;
  • разный уровень сформированности общеучебных умений и навыков учащихся внутри класса;
  • недостаточное развитие аналитических способностей, и, как следствие, низкий уровень работы с текстом как с источником информации.
цель работы: формирование информационной компетенции учащихся

цель работы:

формирование информационной компетенции учащихся

Задачи работы метапредметные Формировать умение опознавания и определения информации умение точно интерпретировать и детализировать вопрос умение идентифицировать термины и понятия Формировать умение организации информации умение классифицировать информацию умение использовать схемы для структурирования информации Формировать умение обработки информации предметные умение исключить несоответствующую и несуществующую информацию для учителя информатики (пропедевтическая цель): формирование навыков работы в текстовом редакторе для учителя биологии: повышение уровня предметной усвояемости учащихся и мотивационной составляющей умение выбирать и устанавливать критерии для отбора информации

Задачи работы

метапредметные

Формировать умение опознавания и определения информации

умение точно интерпретировать и детализировать вопрос

умение идентифицировать термины и понятия

Формировать умение организации информации

умение классифицировать информацию

умение использовать схемы для структурирования информации

Формировать умение обработки информации

предметные

умение исключить несоответствующую и несуществующую информацию

для учителя информатики (пропедевтическая цель): формирование навыков работы в текстовом редакторе

для учителя биологии: повышение уровня предметной усвояемости учащихся и мотивационной составляющей

умение выбирать и устанавливать критерии для отбора информации

Общие проблемы ПРОБЛЕМА  РЕШЕНИЕ Низкий уровень познавательного интереса учащихся Применение ИТ и метода парного или микрогруппового взаимодействия традиционно активизирует познавательную активность учащихся Большая перегрузка учащихся  Возможности текстового редактора визуализации информации: схемы, таблицы, списки, графы для быстрого и более качественного усвоения материала Разный уровень сформированности общеучебных умений и навыков учащихся  Применение метода личностной ориентации, индивидуальный подход, разноуровневое обучение. Недостаточное развитие аналитических способностей Применение сравнительно-аналитического метода

Общие проблемы

ПРОБЛЕМА

РЕШЕНИЕ

Низкий уровень познавательного интереса учащихся

Применение ИТ и метода парного или микрогруппового взаимодействия традиционно активизирует познавательную активность учащихся

Большая перегрузка учащихся

Возможности текстового редактора визуализации информации: схемы, таблицы, списки, графы для быстрого и более качественного усвоения материала

Разный уровень сформированности общеучебных умений и навыков учащихся

Применение метода личностной ориентации, индивидуальный подход, разноуровневое обучение.

Недостаточное развитие аналитических способностей

Применение сравнительно-аналитического метода

новизна интеграционная составляющая, построенная на межпредметных связях двух предметов; бинарное участие учителей разных дисциплин в организации уроков позволяют учащимся легко включаться в новый блок информации, что снимает монотонность урока и позволяет переключать внимание, а это обеспечивает высокую активность и поддерживает интерес к учению; данные уроки совместно готовят учителя биологии и информатики, но проводит урок только учитель биологии. Роль учителя информатики – в разработке алгоритма действий при работе с текстовым редактором.

новизна

  • интеграционная составляющая, построенная на межпредметных связях двух предметов;
  • бинарное участие учителей разных дисциплин в организации уроков позволяют учащимся легко включаться в новый блок информации, что снимает монотонность урока и позволяет переключать внимание, а это обеспечивает высокую активность и поддерживает интерес к учению;
  • данные уроки совместно готовят учителя биологии и информатики, но проводит урок только учитель биологии. Роль учителя информатики – в разработке алгоритма действий при работе с текстовым редактором.
Целевая аудитория:  учащиеся 7 класса Биология:   курс ЖИВОТНЫЕ «Информатика и ИКТ»: пропедевтический курс
  • Целевая аудитория: учащиеся 7 класса
  • Биология: курс ЖИВОТНЫЕ
  • «Информатика и ИКТ»: пропедевтический курс
Условия использования персонального компьютера для работы учащихся без участия учителя информатики первоначальными навыками работы с компьютером владеют все учащиеся; ограниченное количество компьютеров в классе (15 штук) предполагают использование парного или микрогруппового метода проведения урока; каждой группе выдается детальный алгоритм действий для работы с текстовым редактором; учитель биологии является уверенным пользователем персонального компьютера, при необходимости возможна помощь учителя.

Условия использования персонального компьютера для работы учащихся без участия учителя информатики

  • первоначальными навыками работы с компьютером владеют все учащиеся;
  • ограниченное количество компьютеров в классе (15 штук) предполагают использование парного или микрогруппового метода проведения урока;
  • каждой группе выдается детальный алгоритм действий для работы с текстовым редактором;
  • учитель биологии является уверенным пользователем персонального компьютера, при необходимости возможна помощь учителя.
Методическое обеспечение работы:   электронный текст на Рабочем столе персонального компьютера; задание для работы с текстом; каточка с алгоритмом тех действий в текстовом редакторе, которые необходимы для выполнения задания.

Методическое обеспечение работы:

  • электронный текст на Рабочем столе персонального компьютера;
  • задание для работы с текстом;
  • каточка с алгоритмом тех действий в текстовом редакторе, которые необходимы для выполнения задания.
Работа с электронной информацией как метод обучения   учитель определяет порядок работы; учитель раздает папки с алгоритмами действий в текстовом редакторе; учащийся (группа учащихся) открывают рабочую папку, выполняют задания; в зависимости от целей данного этапа работы подводятся итоги деятельности учащихся.  Данный метод обучения можно применять: на этапе первоначального самостоятельного изучения темы школьниками; при закреплении изученного материала; в качестве самостоятельных и проверочных работ.

Работа с электронной информацией как метод обучения

  • учитель определяет порядок работы;
  • учитель раздает папки с алгоритмами действий в текстовом редакторе;
  • учащийся (группа учащихся) открывают рабочую папку, выполняют задания;
  • в зависимости от целей данного этапа работы подводятся итоги деятельности учащихся.

Данный метод обучения можно применять:

  • на этапе первоначального самостоятельного изучения темы школьниками;
  • при закреплении изученного материала;
  • в качестве самостоятельных и проверочных работ.
дидактические требования к отбору информационного блока :

дидактические требования к отбору информационного блока :

приемы работы:  приемы работы с электронной  определение значимой информации (работа с терминологией, отделение значимой информации от второстепенной) информацией действия в текстовом редакторе выделение фрагментов текста составление логически структурированного текста расстановка абзацев, копирование/вырезание фрагментов текста структурирование и визуализация информации составление таблиц, списков с учетом уровня детализации, схем составление формально-логической модели работа с графическими объектами текстового редактора

приемы работы:

приемы работы с электронной

определение значимой информации (работа с терминологией, отделение значимой информации от второстепенной)

информацией

действия в текстовом редакторе

выделение фрагментов текста

составление логически структурированного текста

расстановка абзацев, копирование/вырезание фрагментов текста

структурирование и визуализация информации

составление таблиц, списков с учетом уровня детализации, схем

составление формально-логической модели

работа с графическими объектами текстового редактора

риски и пути их минимизации группы рисков пути минимизации рисков риски групповой работы - распределение учителем объема работы между учащимися; риск незавершенной работы - контроль хода выполнения работы; - подбор небольших по объему текстов; технические риски - перераспределение групп. - контроль хода выполнения работы; - проверка оборудования перед каждым уроком - ситуационное, динамическое планирование урока.

риски и пути их минимизации

группы рисков

пути минимизации рисков

риски групповой работы

- распределение учителем объема работы между учащимися;

риск незавершенной работы

- контроль хода выполнения работы;

- подбор небольших по объему текстов;

технические риски

- перераспределение групп.

- контроль хода выполнения работы;

- проверка оборудования перед каждым уроком

- ситуационное, динамическое планирование урока.

прогнозируемые результаты   формирование информационных компетенций школьников; формирование учебных действий и навыков, необходимых для проектно-исследовательской деятельности; повышение мотивационной и когнитивной составляющей при изучении предметов биологии и информатики; для практической педагогики, озабоченной проблемой перегрузки детей, важно сосредоточить внимание на тех способах работы с информацией, которые могут рационализировать учебный процесс.

прогнозируемые результаты

  • формирование информационных компетенций школьников;
  • формирование учебных действий и навыков, необходимых для проектно-исследовательской деятельности;
  • повышение мотивационной и когнитивной составляющей при изучении предметов биологии и информатики;
  • для практической педагогики, озабоченной проблемой перегрузки детей, важно сосредоточить внимание на тех способах работы с информацией, которые могут рационализировать учебный процесс.
возможность  распространения опыта   применим не только на уроках биологии; возможность использования алгоритмов работы с текстовым редактором на уроках любого естественно-гуманитарного цикла;  возможность апробировать данную методическую разработку для учащихся 5, 6 классов.

возможность распространения опыта

  • применим не только на уроках биологии;
  • возможность использования алгоритмов работы с текстовым редактором на уроках любого естественно-гуманитарного цикла;
  • возможность апробировать данную методическую разработку для учащихся 5, 6 классов.
исследовательская деятельность   Всероссийский заочный конкурс-олимпиада «Познание и творчество» Национальная образовательная программа

исследовательская деятельность

Всероссийский заочный конкурс-олимпиада «Познание и творчество» Национальная образовательная программа "ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ" (МАН г. Обнинск)

объекты контроля и оценки знания (при их проверке определяется объем усваиваемого материала; полнота, прочность, осознанность усвоенного материала; способность применять изученный материал при решении познавательных и практических задач); умения  (как интеллектуальные, так и практические); навыки самостоятельной работы; способы познавательной деятельности.

объекты контроля и оценки

  • знания (при их проверке определяется объем усваиваемого материала; полнота, прочность, осознанность усвоенного материала; способность применять изученный материал при решении познавательных и практических задач);
  • умения (как интеллектуальные, так и практические);
  • навыки самостоятельной работы;
  • способы познавательной деятельности.