формирование информационных компетенций на уроках биологии в 7 классе средствами текстового редактора
Легарева Т.В.– учитель информатики и ИКТ, высшая квалификационная категория
Спесивцева О.А. – учитель биологии, высшая квалификационная категория
Чтобы выжить,
надо быстро изменяться
.
Л. Кэррол
Сегодня учитель должен уметь «развернуть» закодированные науками до знаковых систем … элементы учебной новизны, раскрыть их в реальностях предметного и социального мира … в формах, адекватных этим реальностям
к-т пед. н-к В. Д. Лобашев
«Дидактические функции учебных текстов»
Общие проблемы:
- невысокий уровень познавательного интереса учащихся;
- большая перегрузка учащихся;
- разный уровень сформированности общеучебных умений и навыков учащихся внутри класса;
- недостаточное развитие аналитических способностей, и, как следствие, низкий уровень работы с текстом как с источником информации.
цель работы:
формирование информационной компетенции учащихся
Задачи работы
метапредметные
Формировать умение опознавания и определения информации
умение точно интерпретировать и детализировать вопрос
умение идентифицировать термины и понятия
Формировать умение организации информации
умение классифицировать информацию
умение использовать схемы для структурирования информации
Формировать умение обработки информации
предметные
умение исключить несоответствующую и несуществующую информацию
для учителя информатики (пропедевтическая цель): формирование навыков работы в текстовом редакторе
для учителя биологии: повышение уровня предметной усвояемости учащихся и мотивационной составляющей
умение выбирать и устанавливать критерии для отбора информации
Общие проблемы
ПРОБЛЕМА
РЕШЕНИЕ
Низкий уровень познавательного интереса учащихся
Применение ИТ и метода парного или микрогруппового взаимодействия традиционно активизирует познавательную активность учащихся
Большая перегрузка учащихся
Возможности текстового редактора визуализации информации: схемы, таблицы, списки, графы для быстрого и более качественного усвоения материала
Разный уровень сформированности общеучебных умений и навыков учащихся
Применение метода личностной ориентации, индивидуальный подход, разноуровневое обучение.
Недостаточное развитие аналитических способностей
Применение сравнительно-аналитического метода
новизна
- интеграционная составляющая, построенная на межпредметных связях двух предметов;
- бинарное участие учителей разных дисциплин в организации уроков позволяют учащимся легко включаться в новый блок информации, что снимает монотонность урока и позволяет переключать внимание, а это обеспечивает высокую активность и поддерживает интерес к учению;
- данные уроки совместно готовят учителя биологии и информатики, но проводит урок только учитель биологии. Роль учителя информатики – в разработке алгоритма действий при работе с текстовым редактором.
- Целевая аудитория: учащиеся 7 класса
- Биология: курс ЖИВОТНЫЕ
- «Информатика и ИКТ»: пропедевтический курс
Условия использования персонального компьютера для работы учащихся без участия учителя информатики
- первоначальными навыками работы с компьютером владеют все учащиеся;
- ограниченное количество компьютеров в классе (15 штук) предполагают использование парного или микрогруппового метода проведения урока;
- каждой группе выдается детальный алгоритм действий для работы с текстовым редактором;
- учитель биологии является уверенным пользователем персонального компьютера, при необходимости возможна помощь учителя.
Методическое обеспечение работы:
- электронный текст на Рабочем столе персонального компьютера;
- задание для работы с текстом;
- каточка с алгоритмом тех действий в текстовом редакторе, которые необходимы для выполнения задания.
Работа с электронной информацией как метод обучения
- учитель определяет порядок работы;
- учитель раздает папки с алгоритмами действий в текстовом редакторе;
- учащийся (группа учащихся) открывают рабочую папку, выполняют задания;
- в зависимости от целей данного этапа работы подводятся итоги деятельности учащихся.
Данный метод обучения можно применять:
- на этапе первоначального самостоятельного изучения темы школьниками;
- при закреплении изученного материала;
- в качестве самостоятельных и проверочных работ.
дидактические требования к отбору информационного блока :
приемы работы:
приемы работы с электронной
определение значимой информации (работа с терминологией, отделение значимой информации от второстепенной)
информацией
действия в текстовом редакторе
выделение фрагментов текста
составление логически структурированного текста
расстановка абзацев, копирование/вырезание фрагментов текста
структурирование и визуализация информации
составление таблиц, списков с учетом уровня детализации, схем
составление формально-логической модели
работа с графическими объектами текстового редактора
риски и пути их минимизации
группы рисков
пути минимизации рисков
риски групповой работы
- распределение учителем объема работы между учащимися;
риск незавершенной работы
- контроль хода выполнения работы;
- подбор небольших по объему текстов;
технические риски
- перераспределение групп.
- контроль хода выполнения работы;
- проверка оборудования перед каждым уроком
- ситуационное, динамическое планирование урока.
прогнозируемые результаты
- формирование информационных компетенций школьников;
- формирование учебных действий и навыков, необходимых для проектно-исследовательской деятельности;
- повышение мотивационной и когнитивной составляющей при изучении предметов биологии и информатики;
- для практической педагогики, озабоченной проблемой перегрузки детей, важно сосредоточить внимание на тех способах работы с информацией, которые могут рационализировать учебный процесс.
возможность распространения опыта
- применим не только на уроках биологии;
- возможность использования алгоритмов работы с текстовым редактором на уроках любого естественно-гуманитарного цикла;
- возможность апробировать данную методическую разработку для учащихся 5, 6 классов.
исследовательская деятельность
Всероссийский заочный конкурс-олимпиада «Познание и творчество» Национальная образовательная программа "ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ" (МАН г. Обнинск)
объекты контроля и оценки
- знания (при их проверке определяется объем усваиваемого материала; полнота, прочность, осознанность усвоенного материала; способность применять изученный материал при решении познавательных и практических задач);
- умения (как интеллектуальные, так и практические);
- навыки самостоятельной работы;
- способы познавательной деятельности.