Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему "Игровые технологии в практике работы учителя истории и обществознания"»
Игровые технологии в практике работы учителя истории и обществознания
Разработал учитель истории и обществознания МБОУ «Белогорская СШ №3»г.Белогорска Республики Крым Хомякова Г.Н.
Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить (М. Горький)
Значение игры
- Игра – это естественная для ребёнка форма обучения
- Она органично объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности
- Игра творит произвольность на доброй воле самого ребенка, игра организует его чувства, его нравственные качества
- Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов
- Ситуация игры оказывает постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка. Он должен быть готовым к любой неожиданной ситуации, которую тут же надо решить
- Игра развивает рефлексивное мышление- способность человека анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а так же с действиями, поступками, мотивами других людей. Рефлексия способствует адекватному поведению человека в мире людей
- В игре и отношениях по поводу игры отрабатываются притязания ребенка. Потребность в признании проявляется в двух планах: с одной стороны ребенок стремится «быть как все», а с другой - « лучше, чем все». Эта мотивация определяет сами достижения ребенка и развитие его как личности
Обеспечивает системно-деятельностный подход:
- готовности к разрешению проблем;
- готовности к самообразованию;
- готовности к использованию информационных ресурсов;
- готовности к социальному взаимодействию;
- коммуникативной компетентности
Игровые технологии
- Игровые технологии обучения- такая организация учебно-воспитательного процесса, во время которого обучение происходит в процессе включения учащихся в учебную игру( игровое моделирование явлений, «проживание ситуации»).
- Цель-усвоение учебного материала,умений и навыков. Возможность самовыражения, развитие творческих способностей, эмоциональное восприятие содержания обучения
Дидактические игры
- Созданы для детей дошкольного возраста. Впервые их ввели Ф. Фребель и М. Монтессори. Понимались специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры
- Постепенно они стали проникать в начальную школу, а затем и в среднее звено
- В наше время игры имеют место так же в старшей школе и за её рамками
Мария Монтессори
- У нас только в 1960-е гг. - в период либерализации общественной жизни - начала распространяться формула "учение с увлечением", пропагандируемая С. Л. Соловейчиком
Симон Львович Соловейчик
Рассматривали игру как ведущую деятельность детей, т.е. деятельность, в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развит ия
Лев Выготский
Василий
Давыдов
Давид
Эльконин
Понимание дидактической игры
- Любая игра является дидактической, даже развлекательные.т.к. содержат в себе элементы обучения
- Все обучающие игры являются дидактическими(дидактика изучает теорию обучения)
- Часть обучающих игр-интеллектуальные игры-являются дидактическими
Структура игры
Классификация по сущностной игровой основе
- ролевые игры;
- комплексные игровые системы (например, КВН)
- игры с правилами
По структурным элементам урока, в зависимости от дидактических целей игры :
- игры для изучения нового материала;
- игры для закрепления;
- игры для проверки знаний;
- обобщающие игры;
- релаксационные игры-паузы.
Классификации по межпредметным связям:
- историко-литературные;
- историко-филологические;
- историко-географические;
- историко-математические и т.п.
По источнику познанию
- игры на основе устного изложения учебного материала,
- игры на основе работы с наглядностью,
- игры на основе практической работы школьников.
Классификация дидактических игр
Этапы проведения игры
- Выбор игры
- Подготовка игры
а) предварительная подготовка учащихся к игре (не всегда)
б) подготовка непосредственно перед игрой (должна быть направлена на создание эмоционального игрового настроения)
- Введение в игру а) предложение игры детям б) объяснение правил игры в) выбор участников игры
а) начало игры (уточнение нюансов)
б) развитие (кульминация)
в) заключение (важно вовремя поставить точку)
(Оценка и поощрение школьников)
- Анализ игры (обсуждение, анкетирование, оценка эмоционального состояния)
Контроль и оценивание
- Оценка за работу на уроке, т.е. непосредственное участие в игре в работе своей группы.
- Оценка за подготовку к игре дома ( рисунок, схема, костюм, кроссворд, сообщение и др.)
- Работа в тетради по ходу игры ( запись выступлений других учащихся, таблица, ключевые слова и др.)
- На следующем уроке - проверочная работа, тест, исторический диктант и др.
В игре дети овладевают навыками и умениями, знаниями. Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Вне игры не может быть достигнуто полноценное нравственное и волевое развитие ребенка, вне игры нет воспитания личности
Источники
- 1.Бабанский Ю.Н. Методы обучения в современной общеобразовательной школе.М., 1985
- 2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995
- 3. Бухатов В.М. Педагогические таинства дидактической игры. М.: 1997