СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 04.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему : Методы решений тригонометрических уравнений.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация предназначена для повторения и закрепления решений тригонометрических уравнений в 10-11 классах,в которой повторяются формулы тригонометрии и приведены примеры решений уравнений. Презентация может быть использована при подготовке к ЕГЭ (ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ №13).

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему : Методы решений тригонометрических уравнений.»

 Методы решения  тригонометрических уравнений

Методы решения тригонометрических уравнений

Содержание Метод замены переменной Метод разложения на множители Однородные тригонометрические уравнения С помощью тригонометрических формул: Формул сложения Формул приведения Формул двойного аргумента

Содержание

  • Метод замены переменной
  • Метод разложения на множители
  • Однородные тригонометрические уравнения
  • С помощью тригонометрических формул:
  • Формул сложения
  • Формул приведения
  • Формул двойного аргумента

Метод замены переменной С помощью замены t = sinx или t = cosx, где t ∈ [−1;1] решение исходного уравнения сводится к решению квадратного или другого алгебраического уравнения.  См. примеры 1 – 3 Иногда используют универсальную тригонометрическую подстановку: t = tg x 2

Метод замены переменной

С помощью замены t = sinx или t = cosx, где t ∈ [−1;1] решение исходного уравнения сводится к решению квадратного или другого алгебраического уравнения.

См. примеры 1 – 3

Иногда используют универсальную тригонометрическую подстановку: t = tg

x

2

Пример 1

Пример 1

Пример 2

Пример 2

Пример 3

Пример 3

Метод разложения на множители Суть этого метода заключается в том, что произведение нескольких множителей равно нулю, если хотя бы один из них равен нулю, а другие при этом не теряют смысл: f(x) · g(x) · h(x) · … = 0 ⟺ f(x) = 0 или g(x) = 0 или h(x) = 0 и т.д. при условии существования каждого из сомножителей  См. примеры 4 – 5

Метод разложения на множители

Суть этого метода заключается в том, что произведение нескольких множителей равно нулю, если хотя бы один из них равен нулю, а другие при этом не теряют смысл:

f(x) · g(x) · h(x) · … = 0f(x) = 0 или g(x) = 0 или h(x) = 0

и т.д. при условии существования каждого из сомножителей

См. примеры 4 – 5

Пример 4

Пример 4

Пример 5

Пример 5

Однородные тригонометрические уравнения Уравнение вида a sin x + b cos x = 0 называют однородным  тригонометрическим уравнением первой степени . : cos x a sin x + b cos x = 0 a sin x b cos x 0 = + cos x cos x cos x a tg x + b = 0 b tg x = – a Замечание.  Деление на cos x допустимо, поскольку решения уравнения cos x = 0 не являются решениями уравнения a sin x + b cos x = 0 .

Однородные тригонометрические уравнения

Уравнение вида a sin x + b cos x = 0 называют однородным тригонометрическим уравнением первой степени .

: cos x

a sin x + b cos x = 0

a sin x b cos x 0

=

+

cos x

cos x

cos x

a tg x + b = 0

b

tg x = –

a

Замечание.

Деление на cos x допустимо, поскольку решения уравнения cos x = 0 не являются решениями уравнения a sin x + b cos x = 0 .

Однородные тригонометрические уравнения Уравнение вида a sin 2 x + b sin x cos x + c cos 2 x = 0 называют однородным  тригонометрическим уравнением второй степени . : cos 2 x a sin 2 x + b sin x cos x + c cos 2 x = 0 a sin 2 x b sin x cos x c cos 2 x 0 + = + cos 2 x cos 2 x cos 2 x cos 2 x a tg 2 x + b tg x + c = 0 Далее, вводим новую переменную tg x = t и решаем методом замены переменной. Замечание. Если в данном уравнении а = 0 или с = 0 то, уравнение решается методом разложения на множители.

Однородные тригонометрические уравнения

Уравнение вида a sin 2 x + b sin x cos x + c cos 2 x = 0 называют однородным тригонометрическим уравнением второй степени .

: cos 2 x

a sin 2 x + b sin x cos x + c cos 2 x = 0

a sin 2 x b sin x cos x c cos 2 x 0

+

=

+

cos 2 x

cos 2 x

cos 2 x

cos 2 x

a tg 2 x + b tg x + c = 0

Далее, вводим новую переменную tg x = t и решаем методом замены переменной.

Замечание. Если в данном уравнении а = 0 или с = 0 то, уравнение решается методом разложения

на множители.

Пример 7 Пример 6

Пример 7

Пример 6

Пример 8

Пример 8

Пример 9

Пример 9

Пример 10

Пример 10

Пример 11

Пример 11

С помощью тригонометрических формул 1. Формулы сложения :   sin  (x + y) = sinx  cosy + cosx  siny sin  (x − y) = sinx  cosy + cosx  siny cos  (x + y) = cosx  cosy − sinx  siny cos (x − y) = cosx cosy + sinx siny tgx + tgy сtgx  сtgy − 1 сtg  (x + y) = tg  (x + y) = сtgу + с  tgх 1 − tgx  tgy tgx − tgy сtgx  сtgy + 1 tg  (x − y) = сtg  (x − y) = сtgу − с  tgх 1 + tgx  tgy

С помощью тригонометрических формул

1. Формулы сложения :

sin (x + y) = sinx cosy + cosx siny

sin (x − y) = sinx cosy + cosx siny

cos (x + y) = cosx cosy − sinx siny

cos (x − y) = cosx cosy + sinx siny

tgx + tgy

сtgx сtgy − 1

сtg (x + y) =

tg (x + y) =

сtgу + с tgх

1 − tgx tgy

tgx − tgy

сtgx сtgy + 1

tg (x − y) =

сtg (x − y) =

сtgу − с tgх

1 + tgx tgy

Пример 12

Пример 12

Пример 13

Пример 13

С помощью тригонометрических формул 2. Формулы приведения:

С помощью тригонометрических формул

2. Формулы приведения:

Лошадиное правило В старые добрые времена жил рассеянный математик, который при поиске ответа менять или не менять название функции ( синус на косинус ), смотрел на свою умную лошадь, а она кивала головой вдоль той оси координат, которой принадлежала точка, соответствующая первому слагаемому аргумента π/  2  +  α  или π  +  α . Если лошадь кивала головой вдоль оси ОУ , то математик считал, что получен ответ «да, менять» , если вдоль оси ОХ , то «нет, не менять» .

Лошадиное правило

В старые добрые времена жил рассеянный математик, который при поиске ответа менять или не менять название функции ( синус на косинус ), смотрел на свою умную лошадь, а она кивала головой вдоль той оси координат, которой принадлежала точка, соответствующая первому слагаемому аргумента π/ 2 + α или π + α .

Если лошадь кивала головой вдоль оси ОУ , то математик считал, что получен ответ «да, менять» , если вдоль оси ОХ , то «нет, не менять» .

С помощью тригонометрических формул 3. Формулы двойного аргумента :    sin  2x = 2sinx  cosx cos  2x = 2cos 2 x – 1 cos  2x = cos 2 x – sin 2 x  cos  2x = 1 – 2sin 2 x 2tgx tg  2x = 1 – tg 2 x ctg 2 x – 1 ctg  2x = 2ctgx

С помощью тригонометрических формул

3. Формулы двойного аргумента :

sin 2x = 2sinx cosx

cos 2x = 2cos 2 x – 1

cos 2x = cos 2 x – sin 2 x

cos 2x = 1 – 2sin 2 x

2tgx

tg 2x =

1 – tg 2 x

ctg 2 x – 1

ctg 2x =

2ctgx

Пример 14

Пример 14

С помощью тригонометрических формул 4 . Формулы понижения степени:     5. Формулы половинного угла:

С помощью тригонометрических формул

4 . Формулы понижения степени:

5. Формулы половинного угла:

С помощью тригонометрических формул 6. Формулы суммы и разности :

С помощью тригонометрических формул

6. Формулы суммы и разности :

С помощью тригонометрических формул 7. Формулы произведения :

С помощью тригонометрических формул

7. Формулы произведения :

Мнемоническое правило  “Тригонометрия на ладони” Очень часто требуется знать наизусть значения cos ,  sin ,  tg ,  ctg для углов 0° ,  30° ,  45° ,  60° ,  90° . Но если вдруг какое-либо значение забудется, то можно воспользоваться правилом руки. Правило: Если провести линии через мизинец и большой палец, то они пересекутся в точке, называемой “лунный бугор”. Образуется угол 90° . Линия мизинца образует угол 0° . Проведя лучи из “лунного бугра” через безымянный, средний, указательный пальцы, получаем углы соответственно 30° , 45° , 60° . Подставляя вместо n : 0 , 1 , 2 , 3 , 4 , получаем значения sin , для углов 0° , 30° , 45° , 60° , 90° . Для cos отсчет происходит в обратном порядке. 22

Мнемоническое правило “Тригонометрия на ладони”

Очень часто требуется знать наизусть значения cos , sin , tg , ctg для углов , 30° , 45° , 60° , 90° .

Но если вдруг какое-либо значение забудется, то можно воспользоваться правилом руки.

Правило: Если провести линии через мизинец и большой палец,

то они пересекутся в точке, называемой “лунный бугор”.

Образуется угол 90° . Линия мизинца образует угол .

Проведя лучи из “лунного бугра” через безымянный, средний, указательный пальцы, получаем углы соответственно 30° , 45° , 60° .

Подставляя вместо n : 0 , 1 , 2 , 3 , 4 , получаем значения sin , для углов , 30° , 45° , 60° , 90° .

Для cos отсчет происходит в обратном порядке.

22


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!