Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему "Определение"»
ЦЕЛИ УРОКА:
- Вспомнить изученный ранее материал о второстепенных членах предложения.
- Научиться находить определения в предложении, правильно ставить к ним вопросы.
- Выяснить, какую роль играют определения в художественном тексте.
- Научиться находить согласованные и несогласованные определения в предложении, ставить к ним вопросы.
- Научиться бережно относиться к природе.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора-
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
(Ф.И.Тютчев)
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой пестрою стеной
Стоит над солнечной поляной…
(И.Бунин)
В полях сухие стебли кукурузы,
Следы колёс и блеклая ботва.
В холодном море - бледные медузы
И красная подводная трава…
(И.Бунин)
1. лес (какой?)
2. терем (какой?)
1.
Л
3. лес (какой?)
2.
3.
4. стеной (какой?)
И
Л
5. в море (каком?) 5.
О
6. над поляной (какой?)
4.
В
7. лес (какой?)
6.
8. ботва (какая?)
Ы
9. трава (какая?) 9.
Й
7.
8.
10. стебли (какие?)
10.
11. медузы (какие?)
11.
1. лес (какой?)
1.
2. терем (какой?)
Л
2.
3. лес (какой?)
И
3.
Р
4. стеной (какой?)
Л
Б
А
5. в море (каком?) 5.
А
С
6. над поляной (какой?)
Х
О
Г
4.
О
П
7. лес (какой?)
В
В
Л
8. ботва (какая?)
6.
Ы
И
Р
Й
О
Я
Е
С
С
9. трава (какая?) 9.
7.
В
8.
З
Н
К
10. стебли (какие?)
С
Н
Д
11. медузы (какие?)
Ы
Р
О
Б
10.
Е
О
Е
Н
Й
А
Л
Л
Й
С
О
Л
Т
11.
У
О
С
Е
М
О
Л
Й
Б
Х
К
Т
Н
О
Л
И
О
А
Л
Ю
Я
Е
А
Й
Е
Я
Д
Н
Ы
Е
Наступила осень.
После знойного лета наступила прохладная золотая осень.
ТЕМА УРОКА:
«Второстепенные члены предложения.
Определение»
Признак предмета или явления
Обозначает определение .
Чей и Какой – ответы просты.
Лишь не хватает волнистой черты.
(А.И.Косоговский)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ –
второстепенный член предложения, обозначающий качества, свойства и признаки предметов и явлений.
Отвечает на вопросы:
какой? чей? который?
Красными кистями свисают крупные ягоды.
Особенно хороша на поляне ранняя осень.
В сухих листьях шуршат ежи.
За поляной был забытый старый сад.
В нём поспевали маленькие кислые яблочки.
Согласованные
и
несогласованные
определения .
Согласованные определения
связываются с определяемым словом согласованием ,
т.е. стоят в том же роде, числе, падеже.
Например :
тоненькие берёзки, прозрачное небо
Несогласованные определения
связываются с определяемым словом
по способу управления , реже примыкания .
Например :
тени берёз, середина осени
Домашнее задание:
Выполнить упр. 142
Дополнительно: составить по три предложения с согласованными и несогласованными определениями.