ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
Костырина Ксения
Ст.гр. Ш - 12
Модель личностно-коммуникативного развивающего обучения «Перспективная начальная школа»
Чуракова Роза Гельфановна – профессор кафедры начального и дошкольного образования АПК и ППРО, кандидат педагогических наук, научный руководитель проекта «Перспективная начальная школа», автор УМК «Предшкола Нового поколения»);
- Издательство «Академкнига /учебник»
Учебно-методическое обеспечение
Это один из комплектов учебного книгоиздания, воплотивший в жизнь требования нового Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования и нового базисного учебного плана.
Проект – результат многолетней работы коллектива сотрудников РАН, АПКиППРО,МГПУ, ресурсных центров.
Комплект «Перспективная начальная школа» для 4-летней начальной школы раскрывает содержание русского языка, литературного чтения,
математики, окружающего мира, технологии, информатики, музыки, иностранного языка.
Обучение грамоте. Азбука. Авторы Н.Г.Агаркова, Ю.А.Агарков
Русский язык. Авторы М.Л. Каленчук, Н.А.Чуракова
Литературное чтение. Автор Н.А.Чуракова
Математика. Автор А.Л.Чекин
Технология. Авторы Т.М.Рогозина, А.А.Гринева, И.Б.Мылова
Окружающий мир. Авторы О.Н.Федотова,Г.В.Трафимова
Цели создания нового комплекта учебников.
- 1. Учесть характеристику современного младшего школьника и модель классного коллектива начального звена образования.
- 2. Учесть изменившиеся требования к образованию (Концепция модернизации российского образования; Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (начальное образование).
- 3. Учесть новые требования к учебнику, продиктованные развитыми информационными технологиями.
Психологическая характеристика современного школьника
Основная идея УМК «Перспективная начальная школа»
Оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности
-возраста,
-способностей,
-интереса,
-склонностей,
-развития
в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик как равноправный участник процесса обучения выступает то в роли обучаемого , то в роли обучающего , то в роли организатора учебной ситуации.
«Ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных возможностей»
(Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года)
«Приоритет начального общего образования –
формирование общих учебных умений и навыков , уровень освоения которых в значительное мере предопределяет успешность всего последующего обучения».
(Федеральный компонент государственного стандарта)
Дидактические принципы:
- Принцип непрерывного общего развития каждого ребёнка
- Принцип целостности картины мира
- Принцип учёта индивидуальных возможностей и способностей школьников
- Принцип прочности и наглядности
- Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья детей
Типические свойства УМК «Перспективная начальная школа»
- Комплектность – единство требований и
установок к УМК каждой предметной области
- Воспитание средствами УМК (УМК – как способ организации жизненного пространства школьника).
- Инструментальность – методический «инструмент» школьника (аппарат самообразования и саморазвития).
- Интерактивность – общение ученика, организованное учебником за рамками урока посредством обращения к компьютеру или посредством переписки с активом школьных клубов «Ключ и заря», «Мы и окружающий мир».
- Интеграция – интегрирование курсов образовательных областей с целью создания общей картины мира.
- Формирование познавательных интересов школьников и готовность к самообразовательной деятельности ; развитие умственных способностей, творческого мышления; воспитание уважения к эрудиции и предметной компетентности;
- Воспитание социально-психологической адаптированности к УВП и жизни в коллективе;
- Воспитание физической культуры;
- Социально-нравственное воспитание;
- Формирование эстетического сознания младшего школьника и его художественного вкуса.
Характеристика общих учебных умений и навыков
I. Познавательная деятельность
1. Наблюдение объектов и явлений окружающего
мира; обнаружение изменений, происходящих
с объектами и явлениями .
2. Сравнение отдельных признаков объекта или явления, анализ результатов сравнения
3. Проведение измерений разными с помощью простейших приборов.
4. Творческие работы: сообщения, сочинения
(устные и письменные), графические работы,
разыгрывание воображаемых ситуаций
II. Речевая деятельность, работа с информацией
1. Работа с учебными, художественными
и научно-популярными текстами
2. Элементарное обоснование высказанного суждения
3. Заседания клуба «Мы и окружающий мир» - уроки-практикумы.
III. Организация деятельности на уроке.
1. Выполнение инструкций, точное
следование образцу и простейшим
алгоритмам
2. Определение способов контроля,
нахождение ошибок в работе и их
исправление.
3. Учебное сотрудничество: умение
договариваться, распределять работу, оценивать общий результат деятельности и свой вклад в него.
УМК «Перспективная начальная школа» - учебники нового поколения
Развивающий учебник
Традиционный учебник
Передача готовых
знаний
Развитие умений по
применению знаний
цель
Учитель-режиссер.
Ученик сам открывает
новые знания через
содержание УМК
Объяснить все так,
чтобы ученик запомнил
и пересказал знания
текст
Репродуктивные вопросы –
повторение и запоминание
чужих мыслей
Продуктивные задания –
получение нового продукта – своего вывода, оценки. Применение знаний в новых условиях. Перенос знаний
методика