СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему "Приёмы устного счёта"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

История возникновения счёта у разных народов. Приёмы быстрого сложения и вычитания, умножения и деления.

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему "Приёмы устного счёта"»

МКОУ «Становская средняя общеобразовательная школа» Проект по математике: « Приемы быстрого счета» Выполнил : Иванов Николай, обучающийся 5 класса. Руководитель: Панюкова Ирина Петровна , учитель математики.

МКОУ «Становская средняя общеобразовательная школа»

Проект по математике:

« Приемы быстрого счета»

Выполнил :

Иванов Николай,

обучающийся 5 класса.

Руководитель:

Панюкова Ирина Петровна ,

учитель математики.

История возникновения чисел  У древних людей, кроме каменного топора и шкуры вместо одежды, ничего не было, поэтому считать им было нечего. Постепенно они стали приручать скот, возделывать поля; появилась торговля, и тут уж без счета никак не обойтись.  Сначала считали на пальцах. Когда пальцы на одной руке кончались, переходили на другую, а если на двух руках не хватало, переходили на ноги .

История возникновения чисел

У древних людей, кроме каменного топора и шкуры вместо одежды, ничего не было, поэтому считать им было нечего. Постепенно они стали приручать скот, возделывать поля; появилась торговля, и тут уж без счета никак не обойтись.

Сначала считали на пальцах. Когда пальцы на одной руке кончались, переходили на другую, а если на двух руках не хватало, переходили на ноги .

Счёт у шумеров  Первыми придумали запись чисел древние шумеры. Они пользовались всего двумя цифрами. Вертикальная черточка обозначала одну единицу, а угол из двух лежачих черточек – десять.  Эти черточки у них получались в виде клиньев, потому что они писали острой палочкой на сырых глиняных дощечках, которые потом сушили и обжигали. Вот так выглядели эти дощечки .

Счёт у шумеров

Первыми придумали запись чисел древние шумеры. Они пользовались всего двумя цифрами.

Вертикальная черточка обозначала одну единицу, а угол из двух лежачих черточек – десять.

Эти черточки у них получались в виде клиньев, потому что они писали острой палочкой на сырых глиняных дощечках, которые потом сушили и обжигали. Вот так выглядели эти дощечки .

Счёт у народа майя  Древний народ майя вместо самих цифр рисовал страшные головы, как у пришельцев, и отличить одну голову – цифру от другой было очень сложно .

Счёт у народа майя

Древний народ майя вместо самих цифр рисовал страшные головы,

как у пришельцев,

и отличить одну голову – цифру от другой было очень сложно .

Счёт у индейцев.  Индейцы и народы Древней Азии при счете завязывали узелки на шнурках разной длины и цвета.  У некоторых богатеев скапливалось по несколько метров этой веревочной «счетной книги», попробуй, вспомни через год, что означают четыре узелочка на красном шнурке

Счёт у индейцев.

Индейцы и народы Древней Азии при счете завязывали узелки на шнурках разной длины и цвета.

У некоторых богатеев скапливалось по несколько метров этой веревочной «счетной книги», попробуй, вспомни через год, что означают четыре узелочка на красном шнурке

Счёт у индийцев. Было очень неудобно хранить глиняные таблички, веревки с узелками и рулоны папируса.  И это продолжалось до тех пор, пока древние индийцы не изобрели для каждой цифры свой знак.  Вот как они выглядели

Счёт у индийцев.

Было очень неудобно хранить глиняные таблички, веревки с узелками и рулоны папируса.

И это продолжалось до тех пор, пока древние индийцы не изобрели

для каждой цифры свой знак.

Вот как они выглядели

Счёт у арабов Арабы были первыми, кто заимствовал цифры у индийцев, и привез их в Европу. Чуть позже арабы упростили эти значки, они стали выглядеть вот так.  Они похожи на многие наши цифры. Арабы нуль, или «пусто», называли «сифра ». С тех пор и появилось слово «цифра». Правда, сейчас цифрами называются все десять значков для записи чисел, которыми мы пользуемся

Счёт у арабов

Арабы были первыми, кто заимствовал цифры у индийцев, и привез их в Европу. Чуть позже арабы упростили эти значки, они стали выглядеть вот так.

Они похожи на многие наши цифры. Арабы нуль, или «пусто», называли «сифра ». С тех пор и появилось слово «цифра». Правда, сейчас цифрами называются все десять значков для записи чисел, которыми мы пользуемся

Счет у римлян  Десятичную систему счисления ввели римляне. Римские цифры до сих пор используют в часах и для оглавления книг, но такая система цифр тоже была слишком сложной для счета .  Предки русского народа – славяне - для обозначения чисел употребляли буквы .  Этот способ обозначения цифр называется цифирью .

Счет у римлян

Десятичную систему счисления ввели римляне. Римские цифры до сих пор используют в часах и для оглавления книг, но такая система цифр тоже была слишком сложной для счета .

Предки русского народа – славяне - для обозначения чисел употребляли буквы .

Этот способ обозначения цифр называется цифирью .

Счёт у славян Для обозначения больших чисел славяне придумали свой оригинальный способ : Десять тысяч – тьма, десять тем – легион, десять легионов – леодр, десять леодров – ворон, десять воронов – колода . Такой способ обозначения чисел был очень неудобен. Поэтому Петр I ввел в России привычные для нас десять цифр, которыми мы пользуемся до сих пор.

Счёт у славян

Для обозначения больших чисел славяне придумали свой оригинальный способ :

Десять тысяч – тьма,

десять тем – легион,

десять легионов – леодр,

десять леодров – ворон,

десять воронов – колода .

Такой способ обозначения чисел был очень неудобен.

Поэтому Петр I ввел в России привычные для нас десять цифр, которыми мы пользуемся до сих пор.

Старинные способы быстрого счета Русский крестьянский способ умножения Пример: умножим 47 на 35 запишем числа на одной строчке, проведём между ними вертикальную черту; левое число будем делить на 2, правое – умножать на 2 (если при делении возникает остаток, то остаток отбрасываем);  деление заканчивается, когда слева появится единица; вычёркиваем те строчки, в которых стоят слева чётные числа; далее оставшиеся справа числа складываем – это результат; 35 + 70 + 140 + + 280 + 1120 = 1645.

Старинные способы быстрого счета

Русский крестьянский способ умножения

Пример:

умножим 47 на 35

  • запишем числа на одной строчке, проведём между ними вертикальную черту;
  • левое число будем делить на 2, правое – умножать на 2 (если при делении возникает остаток, то остаток отбрасываем);
  • деление заканчивается, когда слева появится единица;
  • вычёркиваем те строчки, в которых стоят слева чётные числа;
  • далее оставшиеся справа числа складываем – это результат;

35 + 70 + 140 + + 280 + 1120 = 1645.

Метод «решетки»  (восточный метод )  Метод решетки: Найдем произведение чисел 25 и 63. Горизонтально запишем числа 25,  вертикально 63. Чертим решетку, проводим диагонали. На пересечениях находим  произведения чисел. Складываем  числа по диагоналям.  Получили результат: 1575

Метод «решетки» (восточный метод )

Метод решетки:

Найдем произведение чисел 25 и 63.

  • Горизонтально запишем числа 25,

вертикально 63.

  • Чертим решетку, проводим диагонали.
  • На пересечениях находим

произведения чисел.

  • Складываем

числа по диагоналям.

Получили результат: 1575

Как умножают в Японии?  Так умножают в младших классах Японии .  Найдем произведение чисел 32 и 21 Чертим 3 полоски, через промежуток 2. Под углом чертим 2 и 1 полоски. Считаем количество точек пересечения: Крайние правые - единицы - 2 По диагонали – десятки - 7 Крайние левые – сотни - 6  Получили результат 672 .

Как умножают в Японии? Так умножают в младших классах Японии .

Найдем произведение чисел 32 и 21

  • Чертим 3 полоски, через промежуток 2.
  • Под углом чертим 2 и 1 полоски.
  • Считаем количество точек пересечения:

Крайние правые - единицы - 2

По диагонали – десятки - 7

Крайние левые – сотни - 6

Получили результат 672 .

Система Трахтенберга Яков Трахтенберг еврейско-русский математик, который, находясь в заключении в фашистском концлагере во время Второй мировой войны, разработал систему быстрого счета.  Занимался он этим, чтобы сохранить рассудок в плену.

Система Трахтенберга

Яков Трахтенберг еврейско-русский математик, который, находясь в заключении в фашистском концлагере во время Второй мировой войны, разработал систему быстрого счета.

Занимался он этим, чтобы сохранить рассудок в плену.

Вычислительный эксперимент на уроке математики

Вычислительный эксперимент на уроке математики

Изучение приёмов быстрого счёта на внеурочном занятии

Изучение приёмов быстрого счёта на внеурочном занятии

Угадывание задуманного числа задумайте любое число. Пусть каждый прибавит к своему задуманному числу 5. Полученную сумму пусть умножит на 3. От произведения пусть отнимет 7. Из полученного результата пусть вычтет ещё 8. Листок с окончательным результатом пусть каждый отдаст мне. Глядя на листок, я тут же скажу каждому, какое число он задумал. ( x+5 ) · 3 - 7- 8 = 3x +15 – 15 = 3x  Чтобы угадать задуманное число, результат, написанный на бумажке,надо разделить на3

Угадывание задуманного числа

задумайте любое число.

  • Пусть каждый прибавит к своему задуманному числу 5.
  • Полученную сумму пусть умножит на 3.
  • От произведения пусть отнимет 7.
  • Из полученного результата пусть вычтет ещё 8.
  • Листок с окончательным результатом пусть каждый отдаст мне. Глядя на листок, я тут же скажу каждому, какое число он задумал.

( x+5 ) · 3 - 7- 8 = 3x +15 – 15 = 3x

Чтобы угадать задуманное число, результат, написанный на бумажке,надо разделить на3

Результаты работы:  изучил  историю возникновения вычислений  рассмотрел  правила вычислений, которыми пользовались в древности и которыми пользуются сейчас освоил   правила быстрого счета и учу пользоваться ими учащихся нашего класса . провел математические игры на внеурочной деятельности. создал  памятку о наиболее полезных для школьников приёмах быстрого счёта.

Результаты работы:

  • изучил историю возникновения вычислений
  • рассмотрел правила вычислений, которыми пользовались в древности и которыми пользуются сейчас
  • освоил правила быстрого счета и учу пользоваться ими учащихся нашего класса .
  • провел математические игры на внеурочной деятельности.
  • создал памятку о наиболее полезных для школьников приёмах быстрого счёта.

Ресурсы: Арутюнян Е., Левитас Г. Занимательная математика.- М.: АСТ – ПРЕСС, 1999. – 368 с. Гарднер М. Математические чудеса и тайны. – М., 1978. Глейзер Г.И. История математики в школе. – М.,1981. «Первое сентября» Математика №3(15), 2007. Татарченко Т.Д. Способы быстрого счета на занятиях кружка, «Математика в школе», 2008, №7, стр.68 Устный счет/Сост. П.М.Камаев. – М.: Чистые пруды, 2007- Библиотечка «Первого сентября», серия «Математика». Вып. 3(15). http://portfolio.1september.ru/subject.php

Ресурсы:

  • Арутюнян Е., Левитас Г. Занимательная математика.- М.: АСТ – ПРЕСС, 1999. – 368 с.
  • Гарднер М. Математические чудеса и тайны. – М., 1978.
  • Глейзер Г.И. История математики в школе. – М.,1981.
  • «Первое сентября» Математика №3(15), 2007.
  • Татарченко Т.Д. Способы быстрого счета на занятиях кружка, «Математика в школе», 2008, №7, стр.68
  • Устный счет/Сост. П.М.Камаев. – М.: Чистые пруды, 2007- Библиотечка «Первого сентября», серия «Математика». Вып. 3(15).
  • http://portfolio.1september.ru/subject.php
Ну-ка в сторону карандаши! Ни костяшек. Ни ручек. Ни мела.

Ну-ка в сторону карандаши!

Ни костяшек. Ни ручек. Ни мела.

"Устный счёт!" Мы творим это дело

Только силой ума и души.

Цифры сходятся где-то во тьме,

И глаза начинают светиться,

И кругом только умные лица.

Потому что считаем в уме!

Валентин Берестов


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!