МКОУ «Становская средняя общеобразовательная школа»
Проект по математике:
« Приемы быстрого счета»
Выполнил :
Иванов Николай,
обучающийся 5 класса.
Руководитель:
Панюкова Ирина Петровна ,
учитель математики.
История возникновения чисел
У древних людей, кроме каменного топора и шкуры вместо одежды, ничего не было, поэтому считать им было нечего. Постепенно они стали приручать скот, возделывать поля; появилась торговля, и тут уж без счета никак не обойтись.
Сначала считали на пальцах. Когда пальцы на одной руке кончались, переходили на другую, а если на двух руках не хватало, переходили на ноги .
Счёт у шумеров
Первыми придумали запись чисел древние шумеры. Они пользовались всего двумя цифрами.
Вертикальная черточка обозначала одну единицу, а угол из двух лежачих черточек – десять.
Эти черточки у них получались в виде клиньев, потому что они писали острой палочкой на сырых глиняных дощечках, которые потом сушили и обжигали. Вот так выглядели эти дощечки .
Счёт у народа майя
Древний народ майя вместо самих цифр рисовал страшные головы,
как у пришельцев,
и отличить одну голову – цифру от другой было очень сложно .
Счёт у индейцев.
Индейцы и народы Древней Азии при счете завязывали узелки на шнурках разной длины и цвета.
У некоторых богатеев скапливалось по несколько метров этой веревочной «счетной книги», попробуй, вспомни через год, что означают четыре узелочка на красном шнурке
Счёт у индийцев.
Было очень неудобно хранить глиняные таблички, веревки с узелками и рулоны папируса.
И это продолжалось до тех пор, пока древние индийцы не изобрели
для каждой цифры свой знак.
Вот как они выглядели
Счёт у арабов
Арабы были первыми, кто заимствовал цифры у индийцев, и привез их в Европу. Чуть позже арабы упростили эти значки, они стали выглядеть вот так.
Они похожи на многие наши цифры. Арабы нуль, или «пусто», называли «сифра ». С тех пор и появилось слово «цифра». Правда, сейчас цифрами называются все десять значков для записи чисел, которыми мы пользуемся
Счет у римлян
Десятичную систему счисления ввели римляне. Римские цифры до сих пор используют в часах и для оглавления книг, но такая система цифр тоже была слишком сложной для счета .
Предки русского народа – славяне - для обозначения чисел употребляли буквы .
Этот способ обозначения цифр называется цифирью .
Счёт у славян
Для обозначения больших чисел славяне придумали свой оригинальный способ :
Десять тысяч – тьма,
десять тем – легион,
десять легионов – леодр,
десять леодров – ворон,
десять воронов – колода .
Такой способ обозначения чисел был очень неудобен.
Поэтому Петр I ввел в России привычные для нас десять цифр, которыми мы пользуемся до сих пор.
Старинные способы быстрого счета
Русский крестьянский способ умножения
Пример:
умножим 47 на 35
- запишем числа на одной строчке, проведём между ними вертикальную черту;
- левое число будем делить на 2, правое – умножать на 2 (если при делении возникает остаток, то остаток отбрасываем);
- деление заканчивается, когда слева появится единица;
- вычёркиваем те строчки, в которых стоят слева чётные числа;
- далее оставшиеся справа числа складываем – это результат;
35 + 70 + 140 + + 280 + 1120 = 1645.
Метод «решетки» (восточный метод )
Метод решетки:
Найдем произведение чисел 25 и 63.
- Горизонтально запишем числа 25,
вертикально 63.
- Чертим решетку, проводим диагонали.
- На пересечениях находим
произведения чисел.
числа по диагоналям.
Получили результат: 1575
Как умножают в Японии? Так умножают в младших классах Японии .
Найдем произведение чисел 32 и 21
- Чертим 3 полоски, через промежуток 2.
- Под углом чертим 2 и 1 полоски.
- Считаем количество точек пересечения:
Крайние правые - единицы - 2
По диагонали – десятки - 7
Крайние левые – сотни - 6
Получили результат 672 .
Система Трахтенберга
Яков Трахтенберг еврейско-русский математик, который, находясь в заключении в фашистском концлагере во время Второй мировой войны, разработал систему быстрого счета.
Занимался он этим, чтобы сохранить рассудок в плену.
Вычислительный эксперимент на уроке математики
Изучение приёмов быстрого счёта на внеурочном занятии
Угадывание задуманного числа
задумайте любое число.
- Пусть каждый прибавит к своему задуманному числу 5.
- Полученную сумму пусть умножит на 3.
- От произведения пусть отнимет 7.
- Из полученного результата пусть вычтет ещё 8.
- Листок с окончательным результатом пусть каждый отдаст мне. Глядя на листок, я тут же скажу каждому, какое число он задумал.
( x+5 ) · 3 - 7- 8 = 3x +15 – 15 = 3x
Чтобы угадать задуманное число, результат, написанный на бумажке,надо разделить на3
Результаты работы:
- изучил историю возникновения вычислений
- рассмотрел правила вычислений, которыми пользовались в древности и которыми пользуются сейчас
- освоил правила быстрого счета и учу пользоваться ими учащихся нашего класса .
- провел математические игры на внеурочной деятельности.
- создал памятку о наиболее полезных для школьников приёмах быстрого счёта.
Ресурсы:
- Арутюнян Е., Левитас Г. Занимательная математика.- М.: АСТ – ПРЕСС, 1999. – 368 с.
- Гарднер М. Математические чудеса и тайны. – М., 1978.
- Глейзер Г.И. История математики в школе. – М.,1981.
- «Первое сентября» Математика №3(15), 2007.
- Татарченко Т.Д. Способы быстрого счета на занятиях кружка, «Математика в школе», 2008, №7, стр.68
- Устный счет/Сост. П.М.Камаев. – М.: Чистые пруды, 2007- Библиотечка «Первого сентября», серия «Математика». Вып. 3(15).
- http://portfolio.1september.ru/subject.php
Ну-ка в сторону карандаши!
Ни костяшек. Ни ручек. Ни мела.
"Устный счёт!" Мы творим это дело
Только силой ума и души.
Цифры сходятся где-то во тьме,
И глаза начинают светиться,
И кругом только умные лица.
Потому что считаем в уме!
Валентин Берестов