Двадцать пятое ноября
- Классная работа.
- Классная работа.
- Классная работа.
- Классная работа.
- Классная работа.
Стили речи
Стили речи
Разговорный
Сфера применения
Быт, семейные, дружеские отношения
Научный
Цели общения
Основные виды высказываний
Обмен информацией, мыслями с ближайшими людьми
Наука и техника, учебный процесс
Официально-деловой
Основные стилевые черты
Беседы (диалоги), записки, письма близким людям
Разъяснение достижений науки и техники, сообщение о них
Официальные отношения
Публицисти-ческий
Непринужденность, эмоциональность, отсутствие строгой логичности, оценочный характер речи
Общественная жизнь, политика
Выступления, доклады, лекции, диспуты, статьи и книги (на научные темы), учебники
Регуляция официальных отношений, указание, предписание
Художественный
Искусство слова
Точность, логичность, доказательность, отвлеченность, некоторая сухость речи
Воздействие, информация об обществен-ных делах
Договоры, законы, деловые бумаги (справки, отчеты, заявления, приказы, протоколы и т.д.)
Выступления, доклады, лекции, диспуты, статьи, брошюры (на общественные темы)
Официальность, строгая точность, сухость речи
Воздействие путем словесного художествен-ного изображения жизни
Призывность, страстность, оценочный характер речи
Рассказы, повести, романы, пьесы, стихотворения и др., отдельные зарисовки
Образность, конкретность, эмоциональность, оценочный характер речи
ЗНАЧЕНИЯ ПРИСТАВКИ
ПРИ-
ЗНАЧЕНИЯ ПРИСТАВКИ ПРЕ-
1. ПРИБЛИЖЕНИЕ
1. ПРЕ = ОЧЕНЬ
(ПРИПЛЫЛ)
(ПРЕДОБРЫЙ)
2. ПРИСОЕДИНЕНИЕ
(ПРИКЛЕИЛ)
2. ПРЕ = ПЕРЕ
3. БЛИЗОСТЬ
(ПРЕГРАДА)
(ПРИМОРСКИЙ)
4. НЕПОЛНОЕ ДЕЙСТВИЕ
(ПРИКУСИЛ)
пр..ехать пр.. лететь пр..скакать пр..плыть пр..катить пр.. мчаться пр..близиться пр..вокзальная (площадь)
пр..бить пр..вязать пр..винтить пр..делать пр..бавить пр..нять пр..соединить пр..станционный (сквер)
пробить пр.. вязать пр..винтить пр..делать пр..бавить пр..нять пр..соединить пр..станционный (сквер)
Сгруппируйте слова по признаку: а) с приставкой пре- , б) с приставкой при- .
Пр..цепить, пр..интересный, пр..бегать , пр..седать, пр..колоть, пр..ломить, пр..брежный, пр..бежать, пр..ползти, пр..касаться, пр..клеить, пр..гореть, пр..дорожный , пр..морский , пр..обрести, пр..ехать , пр..ковылять, пр..л..гать (усилия), пр..тащиться, пр..б..рать (в комнате), пр..р..стать, пр..скакать, пр..увеличить, пр..терпевать.
На конце глаголов повелительного наклонения пишется мягкий знак. Перед -ся и -те мягкий знак сохраняется.
Пример: спрячь, спрячьте, спрячься,
спрячьтесь.
Раскрас...те, намаж..., встан...те, отреж..., назнач..., обозначите, обеспеч..., спряч..., поплач..., (не) тревож...ся, умнож..., еш...те, забуд..., потрат..., обреж..., услыш..., неправ..., намаж...тесь, буд...те, сяд...те, утеш...тесь, (не) спор..., отправ...те, сжал...тесь.Вернис..., взвес...те, измер..., намаж...тесь, (не) спор...те, услыш..., разреж...те, спряч...ся, умнож...те, отправ...те, (не) жал...те, сяд...те, обознач..., отреж..., поправ...те, обеспеч...те, неправ..., (не) став...те, берегис..., раскрас...те, прибав...те, поплач..., потрат..., сжал...тесь, брос..., расстав...те, (не) хмур...ся.
I. Чёрная окраска — прилаг. Окраска (какая?) чёрная. II. Н. ф. — чёрный; в ж. р., в им. п.; в ед. ч. III. Окраска (какая?) чёрная. I. Не ядовит (уж) — прилаг. Уж (каков?) не ядовит. II. Н. ф. — ядовитый; в кр. форме, в м. р., в ед. ч. III. Уж (каков?) не ядовит. I. В старых плотинах — прилаг. В плотинах (каких?) старых. II. Н. ф. — старый; в мн. ч., в предл. п. III. В плотинах (каких?) старых.
« Спиридонов подошел к скамейке, снял с плеча сумки, поставил чемодан, бросил на него старенькую курточку, сел, подставил свое веснушчатое лицо солнцу, вдохнул в себя свежий воздух и стал ждать поезд».
Сначала произведем морфологический разбор существительного «Спиридонов».
- Спиридонов (кто?) существительное, Начальная форма — Спиридонов.
Н.ф.Спиридонов. 2. Постоянные признаки: одушевленное, собственное, мужского рода, 2-го склонения. Непостоянные признаки: употреблено в форме именительного падежа, единственного числа.
3.В предложении является подлежащим. Подошел (кто?) Спиридонов.
Сделаем морфологический разбор существительного «сумки».
- Существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос «что?»
- Начальная форма — сумка. Постоянные признаки: нарицательное, неодушевленное, женского рода, 1-го склонения. Непостоянные признаки: употреблено в форме винительного падежа, множественного числа.
- В предложении является дополнением. Снял (что?) сумки.
Выполним морфологический разбор существительного «воздух».
- Материальное существительное, отвечает на вопрос «что?»
- Начальная форма — воздух. Постоянные признаки: нарицательное, неодушевленное, мужского рода, 2-го склонения, единственного числа. Непостоянные признаки: употреблено в форме винительного падежа.
- В предложении является дополнением. Вдохнул (что?) воздух.
Дано предложение: «Книга — наш учитель» (В. Маяковский). Задание: разобрать слово книга в предложении.
- Книга — имя существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос что?
- Морфологические признаки:
- Начальная форма — книга. Постоянные признаки — неодушевлённое, имя нарицательное, женский род, 1-е склонение. Непостоянные признаки — именительный падеж, единственное число.
- Начальная форма — книга.
- Постоянные признаки — неодушевлённое, имя нарицательное, женский род, 1-е склонение.
- Непостоянные признаки — именительный падеж, единственное число.
- В предложении является подлежащим (что?): книга.
- Книга — имя существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос что?
- Морфологические признаки:
- Начальная форма — книга. Постоянные признаки — неодушевлённое, имя нарицательное, женский род, 1-е склонение. Непостоянные признаки — именительный падеж, единственное число.
- Начальная форма — книга.
- Постоянные признаки — неодушевлённое, имя нарицательное, женский род, 1-е склонение.
- Непостоянные признаки — именительный падеж, единственное число.
- В предложении является подлежащим (что?): книга.
Пример: Высокий жёлтый месяц обливал всё трепетным искрящимся светом. (Д. Мамин-Сибиряк)
светом
- Существительное (что?), обозначает предмет. Морфологические признаки:Начальная форма – свет. Постоянные признаки – нарицательное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение. Непостоянные признаки – в форме творительного падежа, единственного числа. Обливал (чем?) светом.
- Существительное (что?), обозначает предмет.
- Морфологические признаки:Начальная форма – свет.
- Постоянные признаки – нарицательное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение.
- Непостоянные признаки – в форме творительного падежа, единственного числа.
- Обливал (чем?) светом.
Светлана дышит свежим воздухом.
Письменный разбор.
1. Воздухом – сущ., (чем?), обозначает предмет.
2. Н. ф. – воздух .
3. Пост. признаки: неодуш., нариц., м. р., 2 скл.
4. Непост. признаки: в форме ед. ч., Тв. п.
5. Вт. член (дополнение).
Морфологический разбор прилагательного производится по плану :
Склонение прилагательных, число и род определяется по существительному, к которому относится прилагательное. Краткие прилагательные не имеют характеристику падежа.
На столе стоит букет душистой сирени.
Письменный разбор.
1. Душистой (сирени) – прил., (какой?), обозначает признак.
2. Н. ф. – душистый .
3. Пост. признаки: —.
4. Непост. признаки: в форме ед. ч., ж. р., Р. п.
5. Вт. член (определение).
Яркий мяч, трубач,скрипач,циркач,помощ Ь ,мыш Ь ,ноч Ь ,отправи ш Ь ся, слыши ш Ь ,обнаружи ш Ь кирпич, сможе ш Ь спе ч Ь ,слыши ш Ь реч Ь ,прячется еж,найде ш Ь , напише ш Ь , ключ, смее ш Ь ся, извле ч Ь , ле ч Ь , ., мело ч Ь , привлечь , обре ж Ь те, пое ш Ь те; уничто ж Ь те; ограни ч Ь те; наре ж Ь те;
Повторим , что мы знаем о простом предложении.
Гр…чи, скв…рцы, жур…вли возвращ…ются в р…дные кр…я и строят гнезда.
Вставить пропущенные орфограммы, найти грамматическую основу предложения, выделить знакомые части речи.
Итак, о ком говорится в предложении, перечислите.
Что о них говорится?
Какой вывод можно сделать?
1.Березы осенью пожелтели. Клены осенью пожелтели. Липы осенью пожелтели.
2.Листья летят. Листья качаются. Листья бегут.
3. Стайки птиц помчались за леса. Стайки птиц помчались за горы. Стайки птиц помчались за моря.
КАКИЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ НАЗЫВАЮТСЯ ОДНОРОДНЫМИ?
- Однородными называются члены предложения, отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одному и тому же слову.
Какие?
×
Красные, желтые и рыжие листья
качались на синей воде озера.
Как обозначить на письме однородные члены предложения?
- Однородные члены предложения пишутся через запятую или соединяются союзами И, А, НО.
Снегири, синицы и воробьи каждый день прилетали к нашей кормушке.
Запятая при однородных членах предложения
Ставится
Не ставится
- Если нет союзов
- Перед союзами а , но
- Перед повторяющимся союзом и
- Перед неповторяющимся союзом и.
1.Кузнечики сверчки скрипачи и медведки зат я нули в траве свою скр и пучую музыку.
2. В поле в роще в воздухе царствовало безмолвие.
3. Лес зазвенел заст о нал затр е щал.
4. Пашня в сюду заросла сильными живучими неприхотливыми с о рняками.
5. По улице ветер гнал перья стружки пыль.
6. Искры летели на лево на право вверх.
1. Бледно-серое небо св..тлело х..лодело с..нело. (И. Тургенев) 2. В..сёлые г..лоса шутки и смех разносились по долине. 3. (С)права (с)лева (в)переди заб..лели берёзовые ств..лы. 4. Тучи п..лзли по небу медленно скучно. (М. Горький) 5. В тёплом но сыром воздухе чувствовалось дыхание ос..ни.
Выпишите вначале предложения, в которых однородными являются главные члены, а затем предложения с однородными второстепенными членами. Расставьте, где необходимо, запятые.
1.Кот увидел Каштанку вскочил вытянул спину задрал хвост и вз(?)ерошил 3 шерсть. 2. Гусь заговорил о чём-то быстро горячо отчётливо но непонятно. 3. Каштанкою овладели отчаяние и ужас. 4. Каштанка лизнула незнакомцу руку и заскулила ещё жалостнее. 5. Он чмокнул губами и сделал Каштанке знак рукой. 6. Сначала он дал ей хлеба и зелёную корочку сыра, потом кусочек мяса.
Спишите предложения, расставляя знаки препинания.
Старый лес шумел ровно и неумолчно.
Предложения с однородными главными членами: 1.Кот увидел Каштанку, вскочил, вытянул спину, задрал хвост и взъерошил шерсть. 3. Каштанкою овладели отчаяние и ужас. 4. Каштанка лизнула незнакомцу руку и заскули-ла ещё жалостнее. 5. Он чмокнул губами и сделал Каштанке знак рукой.
Предложения с однородными второстепенными членами: 2. Гусь заговорил о чём-то быстро, горячо, отчётливо, но непонятно. 6. Сначала он дал ей хлеба и зелёную корочку сыра, потом кусочек мяса.
Спишите предложения, расставляя знаки препинания.
Листья летели усыпали дорожки ложились под ноги золотым ковром.
Спишите предложения, расставляя знаки препинания.
Месяц светит но не греет.
Проверка.
Месяц светит , но не греет.
Спишите предложения, расставляя знаки препинания.
Ваня не шёл а бежал босиком по горячей дороге.
Спишите предложения, расставляя знаки препинания.
Ваня не шёл ,а бежал босиком по горячей дороге.
Гимнастика для глаз
Берегите зрение
СОСТАВЬТЕ ИЗ ДАННЫХ СЛОВ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ЗАПИШИТЕ, РАССТАВИВ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ.
В, сказках, разговаривают, и, и, и, звери, птицы, рыбы.
В сказках разговаривают и звери, и птицы, и рыбы.
Правда, в, сказке, каждой, и, есть, вымысел.
В каждой сказке есть правда и вымысел.
Самостоятельная работа по вариантам.
Соедините два предложения в одно. Используйте союзы и, а, но .
Я отдыхал не в деревне.
Я отдыхал на курорте.
Я отдыхал не в деревне, а на курорте.
Соедините два предложения в одно. Используйте союзы и, а, но .
Это озеро очень красивое.
Оно неглубокое.
Это озеро очень красивое и неглубокое.
Соедините два предложения в одно. Используйте союзы и, а, но .
Погода стоит солнечная.
Погода стоит прохладная.
Погода стоит солнечная, но прохладная.
- Как вы считаете, что сегодня на уроке нам удалось, а над чем ещё надо поработать?
- Что удалось…
-
- Надо ещё поработать…
СПАСИБО! БЫЛО ПРИЯТНО С ВАМИ РАБОТАТЬ!!!
СПАСИБО!