Транспортная инфраструктура
Транспортный комплекс – самостоятельная отрасль народного хозяйства страны. Транспорт призван удовлетворять потребности хозяйства и населения в перевозках, связывая в единое целое различные отрасли хозяйства и районы страны.
Транспорт не создает новую продукцию , а перемещает уже созданную другими отраслями хозяйства (оказывает услугу), увеличивая её стоимость на величину транспортных расходов.
Транспорт играет важную роль в развитии внешнеэкономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья.
Состав инфраструктурного комплекса
ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА
ТРАНСПОРТНЫЙ УЗЕЛ
РОЛЬ ТРАНСПОРТА
- Грузооборот – произведение количества перевезенного груза (т) на дальность его перевозки (км). Пассажирооборот рассчитывается аналогично для числа перевезенных пассажиров.
- При выборе вида транспорта обычно учитывают себестоимость и скорость транспортировки, грузоподъемность и влияние природных условий на его работу.
- Себестоимость перевозок по отдельным видам транспорта очень сильно различается:
- Грузы дешевле всего перевозить морем. Но скорость этих перевозок
невысока (25-30 км/ч).
- Второй по экономичности транспорт – железнодорожный. Он всего на
30% дороже морского, но примерно в 2 раза быстрее.
- Автомобильные перевозки почти в 15 раз дороже морских и в 10 раз
– железнодорожных.
- Самый дорогой, но и самый быстрый вид транспорта – авиационный.
- А наиболее дешевый вид пассажирских перевозок – автобусами.
Транспортная сеть России включает:
- 162 тыс. км. железнодорожных линий и подъездных путей;
- 920 тыс. км. автодорог;
- 115 тыс. км. внутренних водных путей;
- 600 тыс. км. воздушных линий;
- 214 тыс. км. магистральных трубопроводов;
В транспортном комплексе занято более 3,2 млн. человек
(4,6% от общей численности работающего населения страны).
Грузооборот транспорта России
Пассажирооборот транспорта России
Это обусловлено экономико-географическими особен-ностями нашей страны.
Железнодорожный транспорт – один из видов транспорта общего пользования. Он эффективен для перевозки грузов на средние и дальние расстояния, а пассажиров – на линиях пригородного сообщения и на дальние расстояния.
Главная задача железных дорог России – обеспечить надежную транспортную связь европейской части страны с её восточными районами. Наиболее густая и разветвленная сеть железных дорог расположена в европейской части РФ.
Железнодорожный транспорт отличается регулярностью движения во все времена года и большой скоростью, способностью осваивать массовые потоки грузов и пассажиров, низкой себестоимостью перевозок
Железные дороги РФ, располагая 11-12% общей протяженности железных дорог мира, выполняют более 30% грузооборота.
Этот транспорт принимает на себя основную часть потоков массовых грузов (угля, руды, леса, зерна, металла и т. д.)
Доля железнодорожного транспорта в общем объеме перевозок грузов на рынке транспортных услуг достигает 60%, а перевозки пассажиров – 47 %
1837 год – открыта первая железная дорога между Петербургом и Царским Селом
1842 год – создан Департамент железных дорог
1843 год – начало строительства железной дороги Санкт-Петербург – Москва
1860 гг. – строительство Нижегородского, Ярославского и Курского вокзалов в Москве
1864 год – открытие железной дороги Москва - Нижний Новгород
1865 год – создано Министерство путей сообщения (протяженность железных дорог в России – 3000 км)
1891 год – начало строительства Транссибирской железнодорожной магистрали
1913 год – общая длинна железных дорог России – 71,7 тыс. км ( II место по протяженности в мире после США)
В середине XX века интенсивность железнодорожных перевозок резко сократилась из-за увеличения числа автомобилей и развития авиаперевозок
Железные дороги России имеют важное значение в развитии межгосударственных связей со странами ближнего зарубежья и международных перевозок
- Обеспечивает функционирование и развитие товарного рынка страны
- Удовлетворяет потребности населения в передвижении
- Удовлетворяет транспортные потребности народного хозяйства
Железнодорожный транспорт разделяют на:
- Транспорт общего пользования
- Магистральный, или внешний транспорт
- Внутрихозяйственный транспорт
Основой технологии работы является:
- теория расписаний (график движения)
- план формирования поездов по направлениям движения
Принципы работы железных дорог:
- на занятый перегон не может выйти другой поезд
- управление транспортным процессом осуществляется через диспетчерский центр
- грузы следуют между сортировочными станциями
- смена бригады паровоза производится через 100-120 км, а локомотива – через 1000 км.
Основная научная проблема – повышение скорости движения
Производственно-технологический комплекс железнодорожного транспорта – сложная инфраструктура, в основе которой лежит сеть железных дорог. В настоящее время на территории РФ она состоит из 17 региональных железных дорог.
Общая протяженность железных дорог России – около 87 тыс. км
- ограниченная маневренность из-за «привязки» к колее
- высокая первоначальная стоимость основных фондов
- высокая металлоёмкость, трудоёмкость, низкая производительность труда
Проблема влияния транспорта на окружающую среду имеет два аспекта:
- Использование транспортом природных ресурсов (топливных, лесных, земельных)
- Транспортное загрязнение среды (шум и вибрации)
Транссиб или Великий Сибирский Путь (историческое название) — железная дорога через Евразийский континент, соединяющая Москву и крупнейшие восточно-сибирские и дальневосточные промышленные города России. Длина магистрали 9288,2 км — это самая длинная железная дорога в мире.
Транссиб проходит по территории двух частей света – Европы (1777 км) и Азии (почти 7512 км) – и пересекает Евразию с Запада на Восток. На Европу приходится 19,1 % длины Транссиба, на Азию – 80,9 %. Условной границей Европы и Азии принят 1778-й км Транссиба.
Железнодорожный транспорт, выполняющий огромные объемы перевозок, относится к отраслям народного хозяйства с повышенным риском возникновения аварийных ситуаций.
Тем не менее, ехать в поезде примерно в три раза безопаснее, чем лететь на самолете, и в 10 раз безопаснее, чем ехать в автомобиле.
Основные причины аварий и катастроф на железнодорожном транспорте:
- естественный физический износ
технических средств
- нарушение правил эксплуатации
- усложнение технологий
- ошибки диспетчеров
- невнимательность и халатность
машинистов
- увеличение численности, мощности и скорости транспортных средств
- несоблюдение населением правил
личной безопасности
В Петербурге презентовали самый быстрый поезд в России – «Сапсан». До Москвы на нем можно будет добраться за 3 часа 45 минут.
Поезд может развивать скорость до 250 км/ч. Но на испытаниях он достиг и в течение двух минут удерживал скорость 291 км/ч.
В течение ближайших лет в Россию поставят еще восемь таких поездов. Их пустят по направлениям на Нижний Новгород и Сочи. Через год этот поезд составит серьезную конкуренцию авиакомпаниям.
Автомобильный транспорт
Автомобильный транспорт – один из самых дорогих.
Основной загрязнитель воздуха в крупных городах – один бензиновый двигатель на 1000 л. сожжённого топлива выбрасывает:
200 кг окиси углерода; 20 кг окислов азота; 25 кг углеводородов; 1 кг Сажи; 1 кг сернистых соединений.