СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Образ семьи в произведениях русских и советских художников"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация о изобажении семьи в русской живописи разработана для художественной школы, но успешно может быть использована на уроках ИЗО и на внеклассных мероприятиях.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Образ семьи в произведениях русских и советских художников"»

VIII ГОРОДСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «Духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи. Лучшие практики»     Образ семьи в произведениях русских художников Автор: Марковская Ю.Я. учитель ИЗО и МХК, МБОУ «Гимназия № 1», преподаватель МБУ ДО «ОДШИ» Норильск, 2024

VIII ГОРОДСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «Духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи. Лучшие практики» Образ семьи в произведениях русских художников

Автор: Марковская Ю.Я. учитель ИЗО и МХК, МБОУ «Гимназия № 1», преподаватель МБУ ДО «ОДШИ»

Норильск, 2024

«Запад убивает русское образование» -Рейтингобесие захватило школы и вузы. Протоиерей Андрей Ткачёв
  • «Запад убивает русское образование» -Рейтингобесие захватило школы и вузы. Протоиерей Андрей Ткачёв
Ян ван Эйк. Чета Арнольфини. 1434. Лондонская национальная галерея  «Чета Арнольфини» первый из известных нам и самых обсуждаемых семейных портретов. Дебаты о том, зачем была написана эта картина, кто стал прототипом героев и что символизируют тщательно выписанные детали, не утихают по сей день. Считается, что на картине изображен Джованни Арнольфини – зажиточный купец из Брюгге со своей женой Констанцей Трента, на которой женился в 1426 году. Через несколько лет после свадьбы женщина умерла, так что ее внешность - вымысел художника. О том, что в 1434 Констанцы уже не было в живых, говорит свеча одиноко горящая над головой мужчины. Каждая деталь картины символична

Ян ван Эйк. Чета Арнольфини. 1434. Лондонская национальная галерея «Чета Арнольфини» первый из известных нам и самых обсуждаемых семейных портретов. Дебаты о том, зачем была написана эта картина, кто стал прототипом героев и что символизируют тщательно выписанные детали, не утихают по сей день. Считается, что на картине изображен Джованни Арнольфини – зажиточный купец из Брюгге со своей женой Констанцей Трента, на которой женился в 1426 году. Через несколько лет после свадьбы женщина умерла, так что ее внешность - вымысел художника. О том, что в 1434 Констанцы уже не было в живых, говорит свеча одиноко горящая над головой мужчины. Каждая деталь картины символична

Андрей Матвеев. Автопортрет с женой. 1729. ГРМ. Санкт-Петербург Ценность картины заключается в том, что это первый русский автопортрет и первый семейный портрет в отечественной истории искусства. В 27 лет, окончив Академию художеств в Антверпене, Андрей Матвеев вернулся в Россию и женился на Ирине Антроповой – дочери мастера кузнечных дел при царской Концелярии. За время супружеской жизни у них родилось четверо детей. Младший сын, закончивший Академию Художеств сохранил работу знаменитого отца.

Андрей Матвеев. Автопортрет с женой. 1729. ГРМ. Санкт-Петербург

  • Ценность картины заключается в том, что это первый русский автопортрет и первый семейный портрет в отечественной истории искусства. В 27 лет, окончив Академию художеств в Антверпене, Андрей Матвеев вернулся в Россию и женился на Ирине Антроповой – дочери мастера кузнечных дел при царской Концелярии. За время супружеской жизни у них родилось четверо детей. Младший сын, закончивший Академию Художеств сохранил работу знаменитого отца.
Владимир Боровиковский . Портрет графини А. И. Безбородко с дочерьми Любовью и Клеопатрой. 1803 На портрете графиня Анна Ивановна Безбородко (жена брата всемогущего канцлера Екатерины II Александра Андреевича Безбородко) с дочерями Любовью (слева) и Клеопатрой (справа). Девушки одеты в платья одинакового фасона (так в те времена принято было одевать сестёр). Три фигуры связаны семейными узами и общей утратой брата и сына Андрея Ильича Безбородко, портрет которого на жемчужной цепи объединяет три фигуры.

Владимир Боровиковский . Портрет графини А. И. Безбородко с дочерьми Любовью и Клеопатрой. 1803

  • На портрете графиня Анна Ивановна Безбородко (жена брата всемогущего канцлера Екатерины II Александра Андреевича Безбородко) с дочерями Любовью (слева) и Клеопатрой (справа).
  • Девушки одеты в платья одинакового фасона (так в те времена принято было одевать сестёр). Три фигуры связаны семейными узами и общей утратой брата и сына Андрея Ильича Безбородко, портрет которого на жемчужной цепи объединяет три фигуры.
Василий Тропинин . Портрет семейства графа Моркова. 1813 Василий Тропинин – выдающийся русский художник большую часть жизни оставался крепостным. На семейном портрете изображен сам глава семьи, граф, генерал – лейтенант, начальник Московского ополчения и его старшие дети: Ираклий, Николай, Наталья и Вера. Портреты младших детей : Марии, Варвары и Аркадия должны были составлять продолжение данного полотна, но этот портрет, датированный 1815 годом, сохранился очень плохо.

Василий Тропинин . Портрет семейства графа Моркова. 1813

  • Василий Тропинин – выдающийся русский художник большую часть жизни оставался крепостным. На семейном портрете изображен сам глава семьи, граф, генерал – лейтенант, начальник Московского ополчения и его старшие дети: Ираклий, Николай, Наталья и Вера. Портреты младших детей : Марии, Варвары и Аркадия должны были составлять продолжение данного полотна, но этот портрет, датированный 1815 годом, сохранился очень плохо.
Федор Толстой . Семейный портрет. 1830 «Семейный портрет» — картина Фёдора Петровича Толстого, написанная в 1830 году. На картине художник изобразил себя, свою жену Анну Фёдоровну Толстую и дочерей Елизавету и Марию в служебной квартире Академии художеств в Петербурге. Комнаты квартиры были оформлены в «греческом вкусе», мебель и светильники изготавливались по образцам самого автора. Здесь по воскресеньям часто бывали музыканты, учёные и литераторы, в том числе А. С. Пушкин, В. А. Жуковский, И. А. Крылов, П. А. Вяземский.

Федор Толстой . Семейный портрет. 1830

  • «Семейный портрет» — картина Фёдора Петровича Толстого, написанная в 1830 году.
  • На картине художник изобразил себя, свою жену Анну Фёдоровну Толстую и дочерей Елизавету и Марию в служебной квартире Академии художеств в Петербурге.
  • Комнаты квартиры были оформлены в «греческом вкусе», мебель и светильники изготавливались по образцам самого автора. Здесь по воскресеньям часто бывали музыканты, учёные и литераторы, в том числе А. С. Пушкин, В. А. Жуковский, И. А. Крылов, П. А. Вяземский.

Андрей Рябушкин . Семья купца. 1896

  •   Итак, на картине представлены пятеро персонажей: купец, его супруга и трое детей, две старших дочери и младший сын.   Провинциальности картине добавляет и солома, щедро рассыпанная по полу (в принципе, дешевое, теплое и экологичное покрытие). Герои картины размещены строго согласно их статусу. Купец, одетый в дорогую безрукавную шубу белого и черного меха, красный кафтан и рубаху заморского шелка, затканного цветочным узором, с бело-голубым орнаментом на подоле, украшенную жемчужными понизами. Его жена в сиреневом платье с белыми рукавами, в кокошнике- ( ( обозначающим ее статус замужней женщины и заодно являющейся традиционным славянским оберегом) из золотой парчи с жемчужной обнизью, спускающейся на лоб, поверх которого надет розовый шелковый плат (канаватная фата), тяжелыми складками ниспадающий с плеч, сидит рядом с супругом, ближе к правому краю картины. У купчихи на коленях – младший сын, очевидно, любимец семьи, и наследник. Две старшие дочери купца – девушка на выданье, и девочка-подросток, стоящие по краям картины, как бы замыкают группу.
Борис Кустодиев. На террасе. 1906 На этой картине мы видим семью, которая собралась на чаепитие тёплым осенним вечером. Родственники мирно беседуют за чашечкой горячего чая, дует приятный лёгкий ветерок, вокруг царит тишина, спокойствие и умиротворение. Кустодиев изобразил на этой картине себя с супругой Юлей, двоих своих детей, их няню и сестру с мужем. Хорошо видно, что в семье царит гармония и взаимопонимание, все живут душа в душу.

Борис Кустодиев. На террасе. 1906

  • На этой картине мы видим семью, которая собралась на чаепитие тёплым осенним вечером. Родственники мирно беседуют за чашечкой горячего чая, дует приятный лёгкий ветерок, вокруг царит тишина, спокойствие и умиротворение.
  • Кустодиев изобразил на этой картине себя с супругой Юлей, двоих своих детей, их няню и сестру с мужем. Хорошо видно, что в семье царит гармония и взаимопонимание, все живут душа в душу.
Виктор Иванов. Семья. 1907 Пейзаж с мягким пушистым снегом и виднеющимися вдали деревянными домами придает торжественность и лирический настрой всему произведению. Яркие цвета нарядных одежд персонажей помогают созданию образно-эмоциональной характеристики героев. Автор не только любуется ими, но и мягко посмеивается над узаконенной домостроем системой поведения.   Пронзительный взгляд хозяина отражает его властный характер, самодовольная хозяйка шествует рядом. Художник намеренно скрывает лицо сына, в фигуре которого читаются безответность и слабоволие. В уверенной поступи старшей дочери выражена ее заносчивость, а в наклоне головы младшей – природная скромность. Размеренный ритм движения фигур подчеркивает внутреннюю иерархию большой домовитой семьи, служащей оплотом державы. Впереди всех идёт молодая девушка, это дочь на выданье. Она привлекает внимание своей одеждой. Красавица, словно лебёдушка плывёт. Одета она в белый тулуп с вышивкой и меховой оторочкой.

Виктор Иванов. Семья. 1907

  • Пейзаж с мягким пушистым снегом и виднеющимися вдали деревянными домами придает торжественность и лирический настрой всему произведению. Яркие цвета нарядных одежд персонажей помогают созданию образно-эмоциональной характеристики героев. Автор не только любуется ими, но и мягко посмеивается над узаконенной домостроем системой поведения. Пронзительный взгляд хозяина отражает его властный характер, самодовольная хозяйка шествует рядом. Художник намеренно скрывает лицо сына, в фигуре которого читаются безответность и слабоволие. В уверенной поступи старшей дочери выражена ее заносчивость, а в наклоне головы младшей – природная скромность. Размеренный ритм движения фигур подчеркивает внутреннюю иерархию большой домовитой семьи, служащей оплотом державы.

Впереди всех идёт молодая девушка, это дочь на выданье. Она привлекает внимание своей одеждой. Красавица, словно лебёдушка плывёт. Одета она в белый тулуп с вышивкой и меховой оторочкой.

Зинаида Серебрякова. За обедом. 1914 Главные герои картины : дети художницы, которых она решила запечатлеть в ожидании трапезы. Один ребёнок уже начал есть суп, второму мальчику, который пока только пьёт воду из стакана, суп наливает заботливая рука мамы или бабушки. Обеденный стол : на столе стоят белые тарелки с голубыми узорами, этой же раскраски суповая миска, из которой наливают предмет обеда. Рядом с тарелками стоят стаканы и солонки с солью. В середине стола лежат румяные булочки. Настроение картины : картина передаёт тёплое настроение семейного обеда. Художница смогла передать уют и комфорт, которые царят у них дома. Серебрякова использует не так много красок. Жёлтые и светло-коричневые оттенки передают теплоту и спокойствие.

Зинаида Серебрякова. За обедом. 1914

  • Главные герои картины : дети художницы, которых она решила запечатлеть в ожидании трапезы. Один ребёнок уже начал есть суп, второму мальчику, который пока только пьёт воду из стакана, суп наливает заботливая рука мамы или бабушки.
  • Обеденный стол : на столе стоят белые тарелки с голубыми узорами, этой же раскраски суповая миска, из которой наливают предмет обеда. Рядом с тарелками стоят стаканы и солонки с солью. В середине стола лежат румяные булочки. Настроение картины : картина передаёт тёплое настроение семейного обеда. Художница смогла передать уют и комфорт, которые царят у них дома.
  • Серебрякова использует не так много красок. Жёлтые и светло-коричневые оттенки передают теплоту и спокойствие.
Карл Лемах. Родительское счастье. 1910 В своем творчестве К. Лемох был «классическим» жанристом, изображавшим на своих картинах сцены из крестьянской жизни. Одними из любимейших героев художника были дети, показанные мастером с особой теплой и непосредственностью. На калужской работе «Родительская радость» центральным персонажем, на которого обращено все внимание, также является маленький ребёнок. Его, одетого в светлую рубашонку, на своих коленях держит отец, крестьянин средних лет. Рядом с ним с улыбающимся лицом мать, придерживающая рукой младенческую колыбель. Переданная художником сцена, точно соответствуя названию картины, показывает те искренние чувства в душах простых людей, которые, несмотря на все тяготы и невзгоды, бедность и нищету, не разучились радоваться важнейшим событиям человеческой жизни — рождению ребёнка.

Карл Лемах. Родительское счастье. 1910

  • В своем творчестве К. Лемох был «классическим» жанристом, изображавшим на своих картинах сцены из крестьянской жизни. Одними из любимейших героев художника были дети, показанные мастером с особой теплой и непосредственностью. На калужской работе «Родительская радость» центральным персонажем, на которого обращено все внимание, также является маленький ребёнок. Его, одетого в светлую рубашонку, на своих коленях держит отец, крестьянин средних лет. Рядом с ним с улыбающимся лицом мать, придерживающая рукой младенческую колыбель.
  • Переданная художником сцена, точно соответствуя названию картины, показывает те искренние чувства в душах простых людей, которые, несмотря на все тяготы и невзгоды, бедность и нищету, не разучились радоваться важнейшим событиям человеческой жизни — рождению ребёнка.
Кузьма Петров-Водкин. Тревога. 1919 Создавая картину об эпохе Гражданской войны художник так комментировал свой замысел: «…засвистели сирены, которые созывают всех трудящихся на защиту Петрограда. Вот именно этот момент мне и хотелось передать». Тревога проявлена во множестве деталей: в беззащитной, совсем не героической мещанского вида фигуре рабочего, который напряженно из-за занавески всматривается в окно, в холодной синеватой уличной мгле, в смятой газете, в брошенном на край стола мятом фартуке, в старых и изорванных обоях. Еще более она возрастает при взгляде на спящего безмятежно в своей кровати ребенка. Трагизм происходящего очевиден: тихий домашний мир внезапно застигнут чем-то грандиозным, что надвигается на город, на дома и людей, живущих в них. И это нашествие неотвратимо, как сама судьба. 

Кузьма Петров-Водкин. Тревога. 1919

  • Создавая картину об эпохе Гражданской войны художник так комментировал свой замысел: «…засвистели сирены, которые созывают всех трудящихся на защиту Петрограда. Вот именно этот момент мне и хотелось передать».
  • Тревога проявлена во множестве деталей: в беззащитной, совсем не героической мещанского вида фигуре рабочего, который напряженно из-за занавески всматривается в окно, в холодной синеватой уличной мгле, в смятой газете, в брошенном на край стола мятом фартуке, в старых и изорванных обоях. Еще более она возрастает при взгляде на спящего безмятежно в своей кровати ребенка. Трагизм происходящего очевиден: тихий домашний мир внезапно застигнут чем-то грандиозным, что надвигается на город, на дома и людей, живущих в них. И это нашествие неотвратимо, как сама судьба. 
Александр Моралов. В волостном ЗАГСе. 1928 Многолюдная картина «В волостном ЗАГСе» художника Александра Моравова, написанная им 1928 году, наполнена светом и улыбками. Это почти лубочный фейерверк пёстрых красок с радостными героями, которые верят в счастливое будущее. Неудивительно, что она понравилась зрителю и практически сразу оказалась в коллекции Третьяковской галереи.

Александр Моралов. В волостном ЗАГСе. 1928

  • Многолюдная картина «В волостном ЗАГСе» художника Александра Моравова, написанная им 1928 году, наполнена светом и улыбками. Это почти лубочный фейерверк пёстрых красок с радостными героями, которые верят в счастливое будущее. Неудивительно, что она понравилась зрителю и практически сразу оказалась в коллекции Третьяковской галереи.
Аркадий Пластов. Жатва. 1946 На картине Пластова Жатва показана жизнь крестьян в послевоенное время. Крестьянская семья находится на сборе урожая на ржаном колхозном поле. Здесь запечатлен момент, когда пожилой мужчина и трое детей школьного возраста разместились возле копны и обедают. Скромный обед состоит из каши, хлеба, огурцов и воды. По-видимому, отец этих ребят убит на фронте. Поэтому они в полную силу помогают своему деду.

Аркадий Пластов. Жатва. 1946

  • На картине Пластова Жатва показана жизнь крестьян в послевоенное время. Крестьянская семья находится на сборе урожая на ржаном колхозном поле. Здесь запечатлен момент, когда пожилой мужчина и трое детей школьного возраста разместились возле копны и обедают. Скромный обед состоит из каши, хлеба, огурцов и воды. По-видимому, отец этих ребят убит на фронте. Поэтому они в полную силу помогают своему деду.
Николай Заболотский. Опять пятерка. 1952.  Федор Решетников . Опять двойка. 1954

Николай Заболотский. Опять пятерка. 1952. Федор Решетников . Опять двойка. 1954

Вера Сагосян. Молодая семья. 1973 Творческая личность художницы сложилась в 60-е годы. В ее произведениях утверждаются извечно добрые начала — материнство, детство. Оставаясь верной избранным темам, она наполняет свои картины высоким гражданским пафосом, совмещая и эмоциональную приподнятость, и тонкий лиризмю Семья – это счастье, любовь и удача, Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Рожденье детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волненье и трепет. Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы. Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хотим, чтоб про вас говорили друзья: Какая хорошая эта семья! Мария Лангер

Вера Сагосян. Молодая семья. 1973

  • Творческая личность художницы сложилась в 60-е годы. В ее произведениях утверждаются извечно добрые начала — материнство, детство. Оставаясь верной избранным темам, она наполняет свои картины высоким гражданским пафосом, совмещая и эмоциональную приподнятость, и тонкий лиризмю
  • Семья – это счастье, любовь и удача,
  • Семья – это летом поездки на дачу.
  • Семья – это праздник, семейные даты,
  • Подарки, покупки, приятные траты.
  • Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
  • Мечты о хорошем, волненье и трепет.
  • Семья – это труд, друг о друге забота,
  • Семья – это много домашней работы.
  • Семья – это важно!
  • Семья – это сложно!
  • Но счастливо жить одному невозможно!
  • Всегда будьте вместе, любовь берегите,
  • Обиды и ссоры подальше гоните,
  • Хотим, чтоб про вас говорили друзья:
  • Какая хорошая эта семья!
  • Мария Лангер
Лев  Толстой в «Анне Карениной» писал: « Все  счастливые  семьи  похожи  друг  на  друга , каждая  несчастливая  семья  несчастлива по-своему».
  • Лев Толстой в «Анне Карениной» писал: « Все счастливые семьи похожи друг на друга , каждая несчастливая семья несчастлива по-своему».
Владимир Маковский. На бульваре

Владимир Маковский. На бульваре

Вопросы для понимания авторского замысла произведения. Авторская методика А. Мелик-Пашаев Как бы вы назвали эту картину? Нравится вам она? Почему?  Опишите эту картину так, чтобы человек который не видел её мог представить себе эту картину.  Какие мысли, чувства, эмоции вызывает у вас эта картина? Какой в ней смысл? Для чего художник написал эту картину? Что он хотел сказать?  Какие средства художественной выразительности использовал автор?  Что сделал автор для, того, чтобы мы поняли его замысел? Какими средствами он этого достиг? Не хотите ли добавить или изменить что-то в Вашем ответе на первый вопрос? Вернитесь к ответу на второй вопрос. Осталось ли Ваша оценка прежней или изменилась? Почему Вы так оцениваете картину?  

Вопросы для понимания авторского замысла произведения.

Авторская методика А. Мелик-Пашаев

  • Как бы вы назвали эту картину?
  • Нравится вам она? Почему?
  • Опишите эту картину так, чтобы человек который не видел её мог представить себе эту картину.
  • Какие мысли, чувства, эмоции вызывает у вас эта картина?
  • Какой в ней смысл? Для чего художник написал эту картину? Что он хотел сказать?
  • Какие средства художественной выразительности использовал автор?
  • Что сделал автор для, того, чтобы мы поняли его замысел? Какими средствами он этого достиг?
  • Не хотите ли добавить или изменить что-то в Вашем ответе на первый вопрос?
  • Вернитесь к ответу на второй вопрос. Осталось ли Ваша оценка прежней или изменилась? Почему Вы так оцениваете картину?  

             Хотим мы этого или не хотим, но Россия единственная страна в мире, способная отстоять религиозные, культурные и общечеловеческие нравственные ценности

Хотим мы этого или не хотим, но Россия единственная страна в мире, способная отстоять религиозные, культурные и общечеловеческие нравственные ценности


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!