Основные формы духовной культуры .
- Мораль — совокупность правил поведения, представлений человека о добре и зле.
- Искусств о — отражение окружающего мира при помощи системы образов.
- Наука — теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, основанные на результатах научных исследований.
- Образование - один из способов получения людьми знаний, приобретения умений и навыков через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации.
- Религия — мировоззрение, мироощущение, основанное на вере в сверхъестественное, в существование Бога или богов.
Образование – это еще один социальный институт духовной сферы.
Среди всех институтов данной сферы тесно связаны наука и образование.
Наука создаёт знания, благодаря образованным людям, а образование транслирует (передаёт ) научные знания.
С самого детства нам говорят о значении образования . Потому что оно делает возможным личный прогресс отдельного человека.
Ведь, будучи образованным, человеку легче продвигаться вверх по социальной лестнице, добиваться карьерного роста, получать высокую заработную плату.
Кроме того, образованные люди вызывают к себе больше уважения и доверия.
От образованности населения зависит и общественный прогресс . Чем больше образованных людей в государстве, тем быстрее оно развивается во всех отношениях.
Таким образом, образование является одной из общечеловеческих ценностей.
Статья первая Закона «Об образовании» гласит: «Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной ».
Термин «приоритет» словари характеризуют как «преобладающее значение».
Образование – один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации.
ОБРАЗОВАНИЕ – целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства ( из закона РФ "Об образовании ").
ОБРАЗОВАНИЕ – это система воспитания и обучения личности, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, ценностных установок и т.п.
Основной путь получения образования – обучение и самообразование , т. е. если знания, умения и навыки приобретаются человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц.
Система образования – совокупность образовательных стандартов, программ, реализуемых образовательными учреждениями и принципами обучения.
Виды образования:
Образование разделяется на общее, профессиональное и дополнительное.
Дополнительно выделяют уровни образования :
- дошкольное – детские сады
- начальное общее – 1-4 классы
- основное общее (или неполное среднее) – 5-9 классы
- среднее общее (или полное среднее) – 10-11 классы
- среднее профессиональное – техникумы, колледжи, училища
- высшее (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура, ординатура) – университеты, институты, академии
Задачи профессиональных учебных заведений — последовательное повышение профессионального и общеобразовательного уровня учащихся, подготовка квалифицированных специалистов.
Принципы государственной политики в сфере образования :
- обязательность общего базового образования
- светский характер образования
- преемственность и непрерывность уровней и ступеней образования
- национально-культурная основа образования
- осуществление перехода к обязательному общему среднему образованию
- приоритет общечеловеческих ценностей , прав человека, гуманистического характера образования
- демократический характер управления образованием
- доступность дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования
Учреждение образования – юридическое лицо, основным видом деятельности которого является обучение .
Обучающийся – лицо, проходящее процесс обучения, образования. Так могут называть посетителей детских садов, школьников, студентов, курсантов специальных учреждений.
В настоящее время существует три основных вида образовательных учреждений:
государственные (федеральные или находящиеся в ведении субъекта РФ),
муниципальные,
негосударственные (частные; учреждения общественных и религиозных организаций (объединений).
Мы живём в информационном обществе , в нём обширно производится, хранится и воспроизводится информация, а ключевую роль играют качественные знания .
От чего зависит качество знаний?
От двух факторов. Во-первых, от качества предоставляемых образовательным учреждением услуг.
Во-вторых , от старательности и усидчивости самих учащихся.
Повторю - образованию в нашей стране отводится приоритетное значение .
К каким учреждениям относится школа?
Школа — базовый тип образовательного учреждения, реализующего программы образования на той или иной ступени: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование.
В настоящее время в экспериментальном режиме вводится система профильной школы на старшей ступени общего образования, проводятся эксперименты по введению « предшкольного образования ».
Что такое государственное образовательное учреждение ?
Государственным является
образовательное
учреждение , созданное Российской Федерацией на базе имущества, находящегося в федеральной собственности или субъектом Российской Федерации на базе имущества, находящегося в собственности этого субъекта РФ ( далее - государственное образовате-льное учреждение , находящееся в ведении субъекта Российской Федерации).
Каждый гражданин, согласно статье 43 Конституции РФ имеет право на гарантированное бесплатное образование.
В современном динамично развивающемся информационном обществе, очень важна непрерывность образования и готовность человека учиться всю жизнь.
Поэтому образование Российской Федерации требует от человека стать конкурентоспособным специалистом в своей профессии.
Кто же такой конкурентоспособный специалист ? Какой он?
Это человек,
- желающий достичь успеха в карьере и жизни,
- владеющий современными информационными технологиями,
- следящий за стремительным развитием науки и обновлением информации,
- готовый переучиваться и систематически повышать свою квалификацию,
- самостоятельный и критически мыслящий гражданин,
- стремящийся совершенствовать общество и государство.
Современная система образования является открытой и непрерывно развивающейся.
В каком направлении оно развивается, к чему стремится? На этот вопрос поможет ответить краткая характеристика тенденций развития современного образования :
- гуманизация – внимание к личности ученика, его целям и интересам, индивидуальным особенностям
- гуманитаризация – повышение роли общественных дисциплин в образовательном процессе
- интернационализация – объединение национальных систем образования, реализация сходных учебных программ, внимание к изучению иностранных языков
Возможность людей переезжать из страны в страну для получения образования
- компьютеризация (информатизация) – использование в процессе обучения современных информационных технологий, телекоммуникационных сетей глобального масштаба
- непрерывное образование – в нынешних условиях развития индивиду необходимо быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, владеть новейшими технологиями
Функции образования
- Мировоззренчес-кая – человек формирует свои взгляды на мир и собственное место в нём
- социальная – человек усваивает культурные ценности и социальные нормы, учится правильно вести себя в конкретных жизненных ситуациях
- воспитательная – формирование личности и её гражданское становление
- обучающая – усвоение знаний и овладение умениями и навыками
- развивающая – удовлетворение духовных потребностей человека в познании, творческом росте
- профессиональная – подготовка квалифицированных специалистов, повышение квалификации и переподготовка
- экономическая – предоставляет профессиональное направление индивиду, формирует профессиональную структуру социума
- социализация – представлена ознакомлением и принятием господствующих норм и ценностей в социуме, с их дальнейшим выполнением;
помимо этого, образование является каналом социальной мобильности
Приводя ребенка в образовательное учреждение , многие родители считают, что педагоги должны обучать и воспитывать их детей.
Существует связь обучения, воспитания и образования.
Существуют разные типы воспитания : умственное, физические, трудовое, нравственное, эстетическое и т. д.
Можно сделать вывод , что воспитание, обучение и образование — неразрывные части единого целого, которые могут вступать в разные отношения друг с другом, когда одно преобладает над другими .
Понятие " права обучающихся " обозначает совокупность установленных государством норм и правил, обеспечивающих возможность получения образования различного уровня и направленности.
Права и обязанности обучающихся , их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса определяются уставом общеобразовательного учреждения и иными предусмотренными уставом локальными актами.
К академическим правам относятся права на выбор образов. организации, на предоставление условий для обучения с учетом своих индивид. особенностей, на обучение по индивидуальному учебному плану, на выбор факультативных и элективных дисциплин и т.п .
Светский характер образования – это образование, исключающие влияние религии . На всех этапах развития школы, неукоснительно должен соблюдаться принцип светского образования, исключающий влияние религии .
Всё образование и воспитание строится на научно-материалистической основе и направлено на предупреждение и преодоление разного рода суеверий и предрассудков .
Светское образование также способствует развитию критического мышления, толерантности и уважения к различным культурам и мнениям.
Характеристика
Основа обучения
Светское образование
Цель образования
Научные знания и секулярные ценности
Религиозное образование
Учебные предметы
Формирование навыков и знаний для успешной жизни в современном обществе
Религиозные учения и доктрины
Математика, физика, история, литература и т.д.
Развитие духовности и веры в определенную религию
Методы обучения
Религиозные тексты, ритуалы, история религии и т.д.
Научные исследования, лекции, практические занятия
Свобода мысли
Поддерживается и поощряется
Изучение священных текстов, религиозные обряды, молитвы
Может быть ограничена религиозными доктринами