СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Общение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к новому учебнику Боголюбова для 6 класса 2023 года. Окажет помощь в проведении урока.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Общение"»

 Общение Обществознание 6 класс

Общение

Обществознание 6 класс

Задумаемся В каждом классе есть ребята, с которыми не складываются отношения. Можно ли повлиять на эту ситуацию и как это сделать?

Задумаемся

  • В каждом классе есть ребята, с которыми не складываются отношения. Можно ли повлиять на эту ситуацию и как это сделать?
Вспомним Может ли человек обойтись в своей жизни без контактов с другими людьми? С помощью каких средств люди устанавливают контакты друг с другом?

Вспомним

  • Может ли человек обойтись в своей жизни без контактов с другими людьми?
  • С помощью каких средств люди устанавливают контакты друг с другом?
Изучив параграф, вы узнаете: Что такое общение. Для чего нужно общение. Из чего складывается общение.

Изучив параграф, вы узнаете:

  • Что такое общение.
  • Для чего нужно общение.
  • Из чего складывается общение.
План урока Межличностные отношения. Что такое общение. Каковы цели общения. Как люди общаются. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Что нужно уметь, чтобы общение складывалось.

План урока

  • Межличностные отношения.
  • Что такое общение.
  • Каковы цели общения.
  • Как люди общаются.
  • Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.
  • Что нужно уметь, чтобы общение складывалось.
Межличностные отношения Рассмотрим схему  В процессе совместной деятельности людей складываются их разнообразные взаимосвязи, которые называют межличностными отношениями. Чаще всего выделяют два вида межличностных отношений. Межличностные отношения Деловые Личные Приведите примеры личных и деловых отношений.

Межличностные отношения

Рассмотрим схему

В процессе совместной деятельности людей складываются их разнообразные взаимосвязи, которые называют межличностными отношениями. Чаще всего выделяют два вида межличностных отношений.

Межличностные отношения

Деловые

Личные

Приведите примеры личных и деловых отношений.

Межличностные отношения  Деловые (официальные) отношения возникают при выполнении служебных, рабочих обязанностей. На основе связей, не ограниченных служебными рамками, между людьми возникают личные отношения , базирующиеся на чувствах. Как правило, мы с первого взгляда способны воспринять человека и почувствовать своё отношение к нему: интерес, симпатию, неприязнь (антипатию) и т. п. С этого и начинается общение.

Межличностные отношения

Деловые (официальные) отношения возникают при выполнении служебных, рабочих обязанностей. На основе связей, не ограниченных служебными рамками, между людьми возникают личные отношения , базирующиеся на чувствах. Как правило, мы с первого взгляда способны воспринять человека и почувствовать своё отношение к нему: интерес, симпатию, неприязнь (антипатию) и т. п. С этого и начинается общение.

Межличностные отношения Рассмотрим изображения  Какие из фотографий запечатлели деловые отношения, а какие — личные? По каким признакам это можно определить?

Межличностные отношения

Рассмотрим изображения

Какие из фотографий запечатлели деловые отношения, а какие — личные? По каким признакам это можно определить?

Что такое общение  Общением называют процесс установления и развития контактов между людьми, в ходе которых они своими словами, видом и поведением оказывают влияние друг на друга.  Учёные считают общение первой формой отношения человека с окружающим миром. С помощью общения ребёнок добивается от окружающих его людей понимания своих желаний и начинает учитывать желания других — ведь от них зависит удовлетворение его собственных. С первых дней жизни человек приобретает опыт общения, прежде всего с членами своей семьи, родными и близкими. Если этого не происходит, у ребёнка возникают серьёзные отклонения в развитии.

Что такое общение

Общением называют процесс установления и развития контактов между людьми, в ходе которых они своими словами, видом и поведением оказывают влияние друг на друга.

Учёные считают общение первой формой отношения человека с окружающим миром. С помощью общения ребёнок добивается от окружающих его людей понимания своих желаний и начинает учитывать желания других — ведь от них зависит удовлетворение его собственных. С первых дней жизни человек приобретает опыт общения, прежде всего с членами своей семьи, родными и близкими. Если этого не происходит, у ребёнка возникают серьёзные отклонения в развитии.

Что такое общение  В книгах описано множество случаев, когда находили детей, воспитанных дикими животными. Все попытки научить их говорить и понимать человеческую речь свидетельствовали об одном и том же: ребёнок, выросший без общения с людьми до пяти-шести лет, уже не может развиваться как человек.

Что такое общение

В книгах описано множество случаев, когда находили детей, воспитанных дикими животными. Все попытки научить их говорить и понимать человеческую речь свидетельствовали об одном и том же: ребёнок, выросший без общения с людьми до пяти-шести лет, уже не может развиваться как человек.

Каковы цели общения  Зачем людям общение? Оно необходимо, чтобы делать что-то вместе, учиться или учить чему-то, делиться чувствами, мыслями, опытом, добиваться взаимопонимания. Некоторые приёмы общения мы повторяем изо дня в день, и они, превращаясь в ритуальные (обязательные) действия, помогают в типичных, повторяющихся ситуациях. Например, мы здороваемся с учителем в начале урока, вставая из-за парт. Или каждое утро целуем бабушку, провожающую нас в школу.

Каковы цели общения

Зачем людям общение? Оно необходимо, чтобы делать что-то вместе, учиться или учить чему-то, делиться чувствами, мыслями, опытом, добиваться взаимопонимания. Некоторые приёмы общения мы повторяем изо дня в день, и они, превращаясь в ритуальные (обязательные) действия, помогают в типичных, повторяющихся ситуациях. Например, мы здороваемся с учителем в начале урока, вставая из-за парт. Или каждое утро целуем бабушку, провожающую нас в школу.

Каковы цели общения  Бывает, что люди вступают в общение, чтобы получить какую-то выгоду. Например, перед контрольной работой отстающие ученики могут быть особо внимательны к отличникам, чтобы те дали списать. Но самая главная цель общения — это общение ради самого общения.

Каковы цели общения

Бывает, что люди вступают в общение, чтобы получить какую-то выгоду. Например, перед контрольной работой отстающие ученики могут быть особо внимательны к отличникам, чтобы те дали списать. Но самая главная цель общения — это общение ради самого общения.

Каковы цели общения  Что же происходит в ходе общения? Прежде всего обмен информацией. Делишься знаниями, опытом, умениями, навыками — передаёшь информацию. Воспринимаешь что-то из книг, картин, рассказов родителей, телевизионных передач — получаешь информацию. Встречаешься с друзьями, чтобы послушать музыку или посмотреть фильм, сделать уроки и поделиться впечатлениями — и здесь налицо общение и обмен информацией.

Каковы цели общения

Что же происходит в ходе общения? Прежде всего обмен информацией. Делишься знаниями, опытом, умениями, навыками — передаёшь информацию. Воспринимаешь что-то из книг, картин, рассказов родителей, телевизионных передач — получаешь информацию. Встречаешься с друзьями, чтобы послушать музыку или посмотреть фильм, сделать уроки и поделиться впечатлениями — и здесь налицо общение и обмен информацией.

Каковы цели общения  А что происходит с людьми в результате общения? Принимая и усваивая информацию, передавая свою информацию в ответ, каждый из участников общения становится не таким, каким был до его начала. Поэтому целью и результатом общения можно считать и развитие самого человека.

Каковы цели общения

А что происходит с людьми в результате общения? Принимая и усваивая информацию, передавая свою информацию в ответ, каждый из участников общения становится не таким, каким был до его начала. Поэтому целью и результатом общения можно считать и развитие самого человека.

Каковы цели общения Рассмотрим схему Общение Взаимопонимание  Обмен информацией Взаимопереживание   Какие результаты общения на текст учебника отражены на схеме? Дополните схему, опираясь на текст учебника.

Каковы цели общения

Рассмотрим схему

Общение

Взаимопонимание

Обмен информацией

Взаимопереживание

Какие результаты общения на текст учебника отражены на схеме? Дополните схему, опираясь на текст учебника.

Как люди общаются  Главным средством общения людей является речь. С её помощью мы сообщаем другим людям о своих мыслях, чувствах, намерениях, знаниях и получаем подобные сообщения от них. Общение с помощью речи так и называют — речевое общение. Виды общения Речевое общение Неречевое общение  Но есть и другие способы общения, и они самые разные. От простых прикосновений (подумайте, какую информацию можно передать прикосновением) до видеозаписи и значков-символов в Интернете. Общение без помощи речи называют неречевым общением .

Как люди общаются

Главным средством общения людей является речь. С её помощью мы сообщаем другим людям о своих мыслях, чувствах, намерениях, знаниях и получаем подобные сообщения от них. Общение с помощью речи так и называют — речевое общение.

Виды общения

Речевое общение

Неречевое общение

Но есть и другие способы общения, и они самые разные. От простых прикосновений (подумайте, какую информацию можно передать прикосновением) до видеозаписи и значков-символов в Интернете. Общение без помощи речи называют неречевым общением .

Как люди общаются  Не менее важна в общении мимика, т. е. движения мышц лица. Они также передают чувства и переживания. Это заметил ещё Чарлз Дарвин и использовал как одно из доказательств происхождения человека от животных предков. Если вам доведётся наблюдать за обезьянами в зоопарке, цирке или у уличного фотографа, постарайтесь обратить особое внимание на их мимику. Вы обязательно прочитаете у них на мордах страх, радость, покой, удивление, раздражение или другие эмоции. Опишите выражение лиц, представленных на рисунке. Какое из них кажется вам наиболее приятным? Почему?

Как люди общаются

Не менее важна в общении мимика, т. е. движения мышц лица. Они также передают чувства и переживания. Это заметил ещё Чарлз Дарвин и использовал как одно из доказательств происхождения человека от животных предков. Если вам доведётся наблюдать за обезьянами в зоопарке, цирке или у уличного фотографа, постарайтесь обратить особое внимание на их мимику. Вы обязательно прочитаете у них на мордах страх, радость, покой, удивление, раздражение или другие эмоции.

Опишите выражение лиц, представленных на рисунке. Какое из них кажется вам наиболее приятным? Почему?

Как люди общаются  Многое могут рассказать и движения человека, например то, как он идёт. Не случайно по походке часто определяют настроение человека, а иногда и его профессию.  Самые разнообразные чувства можно передать голосом, интонацией. Например, общеизвестные вежливые слова «здравствуйте», «спасибо», «извините», произнесённые особым образом, могут обидеть и даже оскорбить человека. И слово «молодец» используется не только для того, чтобы выразить одобрение и похвалу. Подумайте, как разное произношение меняет значение этих слов.  К другим средствам общения относят позы и жесты. Они помогают людям сообщать о своих чувствах. Например, определённым жестом рук можно передать радость встречи. А другой жест может выразить угрозу. Подумайте, о чём могут говорить дрожащие пальцы, кивок, покачивание головой, вздох, постукивание пальцами, пожимание плечами.

Как люди общаются

Многое могут рассказать и движения человека, например то, как он идёт. Не случайно по походке часто определяют настроение человека, а иногда и его профессию.

Самые разнообразные чувства можно передать голосом, интонацией. Например, общеизвестные вежливые слова «здравствуйте», «спасибо», «извините», произнесённые особым образом, могут обидеть и даже оскорбить человека. И слово «молодец» используется не только для того, чтобы выразить одобрение и похвалу. Подумайте, как разное произношение меняет значение этих слов.

К другим средствам общения относят позы и жесты. Они помогают людям сообщать о своих чувствах. Например, определённым жестом рук можно передать радость встречи. А другой жест может выразить угрозу. Подумайте, о чём могут говорить дрожащие пальцы, кивок, покачивание головой, вздох, постукивание пальцами, пожимание плечами.

Наши выдающиеся соотечественники

Юрий Борисович Левитан (1914 - 1983) был известен многим миллионам людей. Но мало кто представлял, как Левитан выглядит. Зато хорошо знали его голос — голос редкого тембра и выразительности.

Когда Левитан был вашим ровесником, он жил в городе Владимире, учился в школе, мечтал сниматься в кино и работать на радио. У молодого Юры был особый акцент — провинциальное оканье. Много сил и времени потребовалось ему, чтобы избавиться от нежелательного произношения. И как итог — он стал «первым голосом» страны, прекрасным диктором. Ему поручали читать наиболее важные сообщения — те, в которых чувства должны были звучать сильнее, чем слова. Такими были информационные сообщения в годы Великой Отечественной войны. По голосу Левитана люди узнавали о случившемся. Он был взволнованно-скорбным, когда речь шла о потерях, утратах, и радостно-торжественным, когда говорилось о победах и достижениях. Своими интонациями Левитан умел передать и боль, и огорчение, и радость, и торжество. Сила влияния его голоса на людей была поистине легендарной. На долю Левитана выпала великая честь — сообщить о Победе нашего народа над фашистами.

Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими  Со сверстниками бывает легче общаться, чем со старшими. Почему? Дело в том, что со сверстниками мы общаемся на равных. Общаясь со старшими, следует прислушиваться к их слову, не обижать и не обижаться, проявлять внимание. Сколько бы ни было лет младшему ребёнку в семье, он всегда находится в положении того, кто слабее, в положении опекаемого и родителями, и старшими детьми. Его защищают, учат, предостерегают от ошибок, ему передают свой опыт.

Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими

Со сверстниками бывает легче общаться, чем со старшими. Почему? Дело в том, что со сверстниками мы общаемся на равных. Общаясь со старшими, следует прислушиваться к их слову, не обижать и не обижаться, проявлять внимание. Сколько бы ни было лет младшему ребёнку в семье, он всегда находится в положении того, кто слабее, в положении опекаемого и родителями, и старшими детьми. Его защищают, учат, предостерегают от ошибок, ему передают свой опыт.

Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими  Но в то же время так хочется по отношению к младшему побыть в роли категоричного и строгого родителя! Хочется запретить, приказать, наказать. А младшим приходится терпеть, а часто и обижаться на старших и даже ссориться с ними. Да, очень сложно серьезно и с пониманием относиться к детским вопросам, игре, фантазиям, не смеяться над ними, утешать младших, разбираться в их капризах, принимать неумелость, проявлять чуткость и отзывчивость. Это, к сожалению, получается не всегда и не у всех.  И младшим, и старшим необходимо тепло и внимание, которые помогают жить, быть здоровыми и жизнерадостными, чуткими и добрыми.

Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими

Но в то же время так хочется по отношению к младшему побыть в роли категоричного и строгого родителя! Хочется запретить, приказать, наказать. А младшим приходится терпеть, а часто и обижаться на старших и даже ссориться с ними. Да, очень сложно серьезно и с пониманием относиться к детским вопросам, игре, фантазиям, не смеяться над ними, утешать младших, разбираться в их капризах, принимать неумелость, проявлять чуткость и отзывчивость. Это, к сожалению, получается не всегда и не у всех.

И младшим, и старшим необходимо тепло и внимание, которые помогают жить, быть здоровыми и жизнерадостными, чуткими и добрыми.

Обратимся к источнику «Билль о правах родителей» (Э. Шостром)  Мы не были родителями изначально, мы стали родителями в момент вашего рождения. Поэтому наш родительский стаж равен вашему возрасту. Как родители мы ровесники вам и не меньше вашего нуждаемся в помощи и поддержке...  Нам бы хотелось, чтобы вы сказали, что вы тоже нас цените, когда мы дарим вам внимание. «Спасибо» — это такой стимул! ...Принимайте иногда наши правила, даже если вы не понимаете их. Будучи взрослыми, мы действительно иногда знаем лучше! ...Взрослые не всегда консервативны, и вы можете научиться любить что-то из того, что мы делаем...  Родители растут так же, как и дети, — по стадиям. Мы будем сильнее несколько лет спустя. Давайте грести все вместе вместо того, чтобы грести врозь. Проанализируйте это обращение. Какие выводы можно из него сделать?

Обратимся к источнику

«Билль о правах родителей» (Э. Шостром)

Мы не были родителями изначально, мы стали родителями в момент вашего рождения. Поэтому наш родительский стаж равен вашему возрасту. Как родители мы ровесники вам и не меньше вашего нуждаемся в помощи и поддержке...

Нам бы хотелось, чтобы вы сказали, что вы тоже нас цените, когда мы дарим вам внимание. «Спасибо» — это такой стимул!

...Принимайте иногда наши правила, даже если вы не понимаете их. Будучи взрослыми, мы действительно иногда знаем лучше!

...Взрослые не всегда консервативны, и вы можете научиться любить что-то из того, что мы делаем...

Родители растут так же, как и дети, — по стадиям. Мы будем сильнее несколько лет спустя. Давайте грести все вместе вместо того, чтобы грести врозь.

Проанализируйте это обращение. Какие выводы можно из него сделать?

 Что нужно уметь, чтобы общение складывалось.    Присмотритесь к людям, которые вас окружают. Одни общаются легко, получают при этом удовольствие и без особых усилий создают у собеседников хорошее настроение. Иные, наоборот, делают это с трудом и нередко портят настроение окружающим. Что им мешает общаться?

Что нужно уметь, чтобы общение складывалось.

Присмотритесь к людям, которые вас окружают. Одни общаются легко, получают при этом удовольствие и без особых усилий создают у собеседников хорошее настроение. Иные, наоборот, делают это с трудом и нередко портят настроение окружающим. Что им мешает общаться?

 Что нужно уметь, чтобы общение складывалось.    «Каждый человек, в том числе тот, который рядом, так же сложен, как и я сам». Это всем важно помнить. Помнить, что другой тоже раздумывает, обижается, злится, сомневается, радуется. Намного легче, конечно, заметить, что человек делает. Вот он встал, пошёл, взял книгу, стал читать или начал, например, играть на гитаре. А что он в это время чувствует? Хорошо ли ему? Хочется ли ему побыть одному или, наоборот, ощутить рядом локоть друга? Сразу это понять трудно. Чтобы научиться понимать чувства другого, важно чаще ставить себя на его место, учиться понимать и выражать свои чувства, говорить о том, что нравится, а что нет.

Что нужно уметь, чтобы общение складывалось.

«Каждый человек, в том числе тот, который рядом, так же сложен, как и я сам». Это всем важно помнить. Помнить, что другой тоже раздумывает, обижается, злится, сомневается, радуется. Намного легче, конечно, заметить, что человек делает. Вот он встал, пошёл, взял книгу, стал читать или начал, например, играть на гитаре. А что он в это время чувствует? Хорошо ли ему? Хочется ли ему побыть одному или, наоборот, ощутить рядом локоть друга? Сразу это понять трудно. Чтобы научиться понимать чувства другого, важно чаще ставить себя на его место, учиться понимать и выражать свои чувства, говорить о том, что нравится, а что нет.

 Что нужно уметь, чтобы общение складывалось.   Рассмотрим ситуацию  Однажды в пригородном поезде повстречались две женщины. Они ехали вместе почти два часа. Одна из женщин всё время говорила, . другая сказала лишь несколько слов и всё время слушала попутчицу, не перебивала, иногда кивала головой в знак согласия. «Давно мне не встречалась такая хорошая собеседница», - сказала первая женщина, прощаясь. Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать хороший собеседник?

Что нужно уметь, чтобы общение складывалось.

Рассмотрим ситуацию

Однажды в пригородном поезде повстречались две женщины. Они ехали вместе почти два часа. Одна из женщин всё время говорила, . другая сказала лишь несколько слов и всё время слушала попутчицу, не перебивала, иногда кивала головой в знак согласия. «Давно мне не встречалась такая хорошая собеседница», - сказала первая женщина, прощаясь.

Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать хороший собеседник?

 Что нужно уметь, чтобы общение складывалось.    «Природа для того каждому дала два уха и один язык, чтобы говорить меньше, чем слушать» - эти слова приписывают греческому философу Плутарху. Они живы уже почти две тысячи лет. Видимо, не случайно.

Что нужно уметь, чтобы общение складывалось.

«Природа для того каждому дала два уха и один язык, чтобы говорить меньше, чем слушать»

- эти слова приписывают греческому философу Плутарху. Они живы уже почти две тысячи лет. Видимо, не случайно.

Подведём итоги Общение возникает на основе деловых и личных отношений. Оно необходимо людям, так как развивает и обогащает их. Люди общаются с помощью разных средств: речи, взгляда, мимики, поз и жестов, движений и интонаций. Результатом общения является не только обмен информацией, но и взаимопереживание и взаимопонимание людей. Чтобы нормально общаться, важно быть внимательным, учиться видеть, слышать и понимать состояния и чувства других людей.

Подведём итоги

Общение возникает на основе деловых и личных отношений. Оно необходимо людям, так как развивает и обогащает их. Люди общаются с помощью разных средств: речи, взгляда, мимики, поз и жестов, движений и интонаций. Результатом общения является не только обмен информацией, но и взаимопереживание и взаимопонимание людей. Чтобы нормально общаться, важно быть внимательным, учиться видеть, слышать и понимать состояния и чувства других людей.