ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА
МИНАКОВОЙ ИРИНЫ МИХАЙЛОВНЫ
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ»
Подбор и систематизация дидактических игр для формирования грамматического строя речи у дошкольников.
Грамматика – это строй языка, иначе говоря, те закономерности, по которым в языке образуются и соединяются слова.
Грамматика подразделяется на морфологию и синтаксис.
Морфология изучает грамматические свойства слова, его формы, а синтаксис – словосочетания и предложения.
Необходимо с раннего детства обеспечить ребенку возможность полноценного речевого развития, которое невозможно без богатого речевого общения как со взрослыми, так и со сверстниками, знакомства с родным фольклором и художественной литературой.
Если эти условия созданы, малыш будет овладевать грамматическим строем родного языка самостоятельно в процессе общения, стараясь подражать речи взрослых. Происходит это постепенно, начиная с того момента, когда в возрасте около
1,5 – 2 – х лет у ребенка появляются первые фразы, а следовательно, необходимость смыслового соподчинения слов внутри них.
Подбор и систематизация дидактических игр для формирования грамматического строя речи у дошкольников.
Подбор и систематизация дидактических игр для формирования грамматического строя речи у дошкольников.
К трём годам он активно пользуется такими грамматическими категориями, как род, число, время, лицо, говорит простыми распространенными предложениями.
К четырём годам словарь ребенка вырастает до 2-х тысяч слов. В речи еще преобладают существительные, прилагательные и глаголы, но постепенно малыш начинает употреблять и другие части речи: местоимения, наречия и числительные. Важным показателем правильности речи ребёнка 3-4 летнего возраста является умение использовать предлоги и правильно согласовывать существительные с прилагательными.
Подбор и систематизация дидактических игр для формирования грамматического строя речи у дошкольников.
В русском языке много исключений из общих правил, которые ребёнку необходимо не только запомнить, но и научиться самостоятельно употреблять в речи, иначе неминуемо возникнут ошибки.
Лучше, если малыш сам сможет попрактиковаться в правильном употреблении наиболее сложных вариантов изменения слов. Этой цели служат разнообразные грамматические игры.
Цель таких игр – автоматизация правильных (нормативных) вариантов словообразования.
Содержание работы с детьми
Мы работаем по комплексно-тематическому планированию. И подбираем игры на каждую лексическую тему.
.
На протяжении всей нашей работы в процессе специально подобранных игровых упражнений, работа была направлена на формирование словообразования существительных, глаголов, прилагательных.
Содержание работы с детьми
После освоения предметного словаря отрабатываются словари признаков и действий с подбором слов к предметам и словосочетаний по изучаемой теме.
.
Содержание работы с детьми
При еженедельном изучении лексической темы параллельно проводится постановка звуков в словах, словосочетаниях, предложениях. При работе по изучению звуков и коррекции звукопроизношения активно используются различные грамматические формы.
.
Содержание работы с детьми
Работу по словообразованию и формированию понятий о родственных словах, синонимах, антонимах, омонимах, образованию сравнительной степени прилагательных необходимо проводить по всем лексическим темам. Детям нужно не просто образовывать слова, а обязательно проговаривать их в словосочетаниях и предложениях.
.
В работе с детьми использовались различные дидактические игры и игровые приемы, создавались различные игровые ситуации.
Взаимодействие с семьей.
Родители помогали нам в накоплении и систематизации наглядного материала для наших дидактических игр, приносили картинки на разные лексические темы.
При работе над простым предложением, основной акцент мы делали на составление предложений и определение количества слов. Предложение мы составляли с опорой на картинку и давали его схему. Дети учились не только определять количество слов и их порядок в предложении, но и ставить к каждому слову вопросы «кто?» и «что делает?»
Значимость нашей работы
Проведенная нами работа показала положительную динамику в разитии у детей грамматического строя речи, а именно синтаксиса, морфологии, словообразовании.
Таким образом, проводя нашу работу, оценив результаты, мы пришли к выводу, что дидактическая игра является одним из эффективных способов формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.