МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА № 163 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ
НА ТЕМУ :
«Использование нетрадиционных техник рисования
в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста»
Подготовила :
Оленева Елена Владимировна, воспитатель
МБДОУ «Ясли-сад комбинированного типа
№ 163 г. Донецка»
Донецк
«Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой». В.Л. Сухомлинский
Актуальность темы
Изобразительная деятельность в детском саду - наиболее эффективное средство формирования творческой личности.
Использование нетрадиционных техник рисования в работе с дошкольниками:
- это всестороннее развитие ребенка;
- это развитие творческих способностей, мелкой моторики рук и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия внимания и усидчивости;
- это эстетическое воспитание;
- это развитие изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эмоциональной отзывчивости;
- это самовыражение, способом создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет, огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать.
.
Цель изучение использования нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.
Задачи :
1. Проанализировать педагогическую и методическую литературу по проблеме использования нетрадиционной техники в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.
2. Изучить теоретические аспекты использования нетрадиционных методов изобразительной деятельности в педагогическом процессе.
3. Дать характеристику нетрадиционных техник изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.
Предмет исследования — развитие изобразительных способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования .
Объект исследования – процесс художественного воспитания в ДОО
Методы исследования:
- изучение, анализ и обобщение литературы по данной теме;
- анализ использования нетрадиционных техник рисования в ООД; изучение и анализ
- детской изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования .
Гипотеза .
Использование нетрадиционных техник рисования позволяет расширить круг умений и навыков изобразительной деятельности детей.
Детское художественное творчество – один из самых интересных видов деятельности для детей дошкольного возраста.
В работах Выготского Л.С. раскрыты основополагающие характеристики воображения вообще и детского в частности. Он отмечал яркость, свежесть, эмоциональную насыщенность образов воображения у детей и большое доверие ребёнка к продуктам своего воображения
Комарова Т. С. считает, что «обучение детей технике рисования должно осуществляться не само по себе, не ради технического совершенства изображения, а для того, чтобы ребенок мог выразительно и без особых затруднений создать то изображение, которое он захочет»
Никитина А.В. также подчеркивает, что разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивает фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции.
Нетрадиционные техники рисования, как способ развития творчества дошкольников
Нетрадиционные техники рисования это эффективное средство изображения, включающее новые художественно - выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе, чтобы у детей не создавалось шаблона.
Они дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник :
- Способствует снятию детских страхов
- Развивает уверенность в своих силах
- Развивает пространственное мышление
- Учит детей свободно выражать свой замысел
- Учит детей работать с разнообразным материалом
- Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия, объема
- Развивает мелкую моторику рук
- Развивает творческие способности, воображение и полет фантазии
- Во время работы дети получают эстетическое удовольствие
Основные методы нашей работы – Развитие индивидуальных способностей ребенка, самовыражения посредством творческого рисунка, направленность на создание законченных авторских произведений, ориентация на выставочную деятельность с самых ранних моментов обучения. Начиная с младшей группы, на занятиях мы стали знакомить детей с нетрадиционными техниками изображения, манипуляциями с разнообразными материалами. В группе собраны предметы для свободной деятельности- штампы, трафареты, нитки, ватные палочки, поролон, кисти разной жесткости, образцы рисунков, выполненные нетрадиционным способом.
Виды и техники
нетрадиционного рисования
Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями происходит на разных возрастных этапах.
Для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы. Каждая из этих техник – это маленькая игра.
старший дошкольный возраст
средний дошкольный возраст
младший дошкольный возраст
-рисование пальчиками;
-тычок жесткой полусухой кистью;
-рисование песком;
-оттиск печатками от картофеля;
-печать поролоном;
-рисование мыльными пузырями;
-рисование ладошками;
-печать пробками;
-рисование мятой бумагой;
-тампование.
-восковые мелки +
кляксография с трубочкой;
-монотипия пейзажная;
-акварель;
- свеча + акварель;
печать по трафарету;
-отпечатки листьев;
-монотипия предметная;
-рисунки из ладошки;
-кляксография обычная;
-рисование ватными палочками;
-пластилинография .
-волшебны веревочки .
Рисование на манке
В начале учебного года в младшей группе,
что бы вызвать интерес к рисованию, использовали
рисование пальчиками
на манке, соли.
Возраст детей : 1,6-3 года
Рисование ладошкой
Ладошка – первый и самый удобный инструмент,
которым ребёнок может начать своё художественное творчество.
.
Рисование пальчиком
На каждый пальчик-кисточку свою краску. Можно рисовать точками пятнышками, разводами.
Метод рисования ладошками и пальчиками.
Возраст детей: 2-3 года.
Материал : Гуашь, чистый лист бумаги, широкие блюдца, салфетки.
Ход работы : Ребенок опускает ладошку в блюдце с гуашью и наносит отпечаток на бумагу.
В этом возрасте дети рисуют как правой так и левой ладошкой
.
Рисование
ватными палочками
)
)
Техника кляксография ( рисование соломкой) Возраст детей: 4-7 лет . Материал : Трубочка для коктейлей, чистый лист бумаги, краски, кисти, вода. Ход работы : Поставим на лист бумаги большую кляксу (жидкая краска) и осторожно подуем на каплю….Побежала она вверх, оставляя за собой след. Повернем лист и снова подуем. Рядом сделаем еще одну каплю, но другого цвета
)
Техника Набрызг
Возраст детей: 4-7 лет
Материал: старые зубные щетки, гуашь, бумага, гербарий, силуэты.
Ход работы:
На кончик щетки набирается немного краски. Наклоните щетку над листом бумаги, а картонкой или расческой проведите по ворсу. Брызги разлетятся по чистому листу. Так можно изобразить звездное небо, салют. А еще можно вырезать любой силуэт и разместить на листе бумаги и разбрызгать краску. Затем убрать силуэт и у вас останется след, его можно дополнить, подрисовываю недостающие линии кисточкой.
Рисование мятой бумагой
Возраст детей : 4-7 лет
Материал: чистый лист бумаги, краски, кисточки , тарелочки, бумажные салфетки для изготовления шариков.
Ход работы.
Перед работой мы всегда выполняем пальчиковую гимнастику.
Лист бумаги мы сжимаем,
И ладошки разминаем.
Мы стараемся, катаем –
Дружно в шарик превращаем.
Не дадим ему скучать-
Им и будем рисовать.
С помощью кисточки нарисовали ствол дерева. Развели гуашевую краску водой, перелили в блюдце. Дети помяли бумажную салфетку руками, затем салфетку окунули в краску и приложили на чистый лист бумаги.
У нас получился
«Зимний пейзаж».
Техника Пластилинография
Возраст детей: 2-7 лет
Материал: плотная бумага или картон, пластилин, карандаш.
Ход работы.
На плотный лист бумаги или картон нанесите карандашом контур. Рисуйте по нему теплым пластилином. Получается очень даже выразительно. Ребятишки в полном восторге, а если ко всему этому добавить крупы, макароны или пайетки, то такие замечательные изображения у вас получатся.
Пластилинография
Сердечко с любовью
Овечка
)
Метод печати
Возраст детей : 2-7лет
Материал : печать(можно сделать
из пластилина, овощей),лист
бумаги, салфетка, краски, кисть.
Ход работы:
Дети младшей группы окунали картофель в краску и делали штампы на листе бумаги.
Дети средне-старшей группы делали печати из пластилина. Печати красили краской при помощи кисти и прикладывали печать на лист бумаги. Вот такие забавные печати у нас получились.
Рисование восковыми мелками + акварель
Возраст детей : 4-7 лет
Материал: Восковые мелки, бумага, кисточка, краски.
Ход работы:
На листе бумаги дети рисуют рисунок восковыми карандашами. Затем с помощью кисти и красок тонирую лист, получается волшебство.
Техника Монотипия
Возраст детей: 4-7 лет
Материал: краска, кисточка, бумага
Ход работы:
Сложите лист бумаги пополам. На одну сторону, поближе к центру, нанесите кисточкой несколько ярких цветных пятен. Теперь быстро сложите лист по тому же сгибу и хорошенько прогладьте его ладошкой. Откройте и всмотритесь: что же получилось? Сказочные цветы? Жук? Да нет, это красавица-бабочка!
Рисование по-сырому
Возраст детей : 4-7 лет.
Материал: салфетка, емкость с водой, краски, кисти.
Ход работы.
Дети смачивают лист водой при помощи губки, не давая листу просохнуть, покрывали его краской, основным цветом рисунка. Сначала дети рисовали самого зверя «Волка», а потом,
в конце, дорисовывали глаза, нос, усы и т.д.
Рисование стопой
Рисование зубной щеткой
(набрызг)
)
Шаблонография
Рисование манкой
Правополушарное рисование
кляксография
Монотипия
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию , важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей,
их желания и интересы.
С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.
Пусть дети, используя палитру настроений, придумают и нарисуют смех, удивление, печаль... Таким образом, рисование в игровой форме – это удивительная и восхитительная деятельность! Она позволяет ребенку почувствовать все нетрадиционные материалы, их характер, настроение, развивает творческие способности .