СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация опыта работы на тему : " Использование нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация опыта работы на тему : " Использование нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА № 163 ГОРОДА ДОНЕЦКА»  ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ : «Использование нетрадиционных техник рисования  в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста»   Подготовила :  Оленева Елена Владимировна, воспитатель  МБДОУ «Ясли-сад комбинированного типа  №  163 г. Донецка»   Донецк

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА № 163 ГОРОДА ДОНЕЦКА»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ

НА ТЕМУ :

«Использование нетрадиционных техник рисования

в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста»

Подготовила :

Оленева Елена Владимировна, воспитатель

МБДОУ «Ясли-сад комбинированного типа

№  163 г. Донецка»

Донецк

  «Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него,  как творцы красоты, наслаждаются этой красотой».       В.Л. Сухомлинский

«Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой». В.Л. Сухомлинский

Актуальность темы  Изобразительная деятельность в детском саду - наиболее эффективное средство формирования творческой личности.  Использование нетрадиционных техник рисования в работе с дошкольниками: это всестороннее развитие ребенка; это развитие творческих способностей, мелкой моторики рук и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия внимания и усидчивости; это эстетическое воспитание; это развитие изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эмоциональной отзывчивости; это самовыражение, способом создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет, огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать.  .

Актуальность темы

Изобразительная деятельность в детском саду - наиболее эффективное средство формирования творческой личности.

Использование нетрадиционных техник рисования в работе с дошкольниками:

  • это всестороннее развитие ребенка;
  • это развитие творческих способностей, мелкой моторики рук и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия внимания и усидчивости;
  • это эстетическое воспитание;
  • это развитие изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эмоциональной отзывчивости;
  • это самовыражение, способом создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет, огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать.

.

 Цель   изучение использования нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. Задачи :  1. Проанализировать педагогическую и методическую литературу по проблеме использования нетрадиционной техники в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.  2. Изучить теоретические аспекты использования нетрадиционных методов изобразительной деятельности в педагогическом процессе.  3. Дать характеристику нетрадиционных техник изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.

Цель изучение использования нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.

Задачи :

1. Проанализировать педагогическую и методическую литературу по проблеме использования нетрадиционной техники в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.

2. Изучить теоретические аспекты использования нетрадиционных методов изобразительной деятельности в педагогическом процессе.

3. Дать характеристику нетрадиционных техник изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.

Предмет исследования  — развитие изобразительных способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования . Объект исследования – процесс художественного воспитания в ДОО Методы исследования:  - изучение, анализ и обобщение литературы по данной теме; анализ использования нетрадиционных техник рисования в ООД; изучение и анализ - детской изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования . Гипотеза . Использование нетрадиционных техник рисования позволяет расширить круг умений и навыков изобразительной деятельности детей.

Предмет исследования — развитие изобразительных способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования .

Объект исследования – процесс художественного воспитания в ДОО

Методы исследования:

- изучение, анализ и обобщение литературы по данной теме;

  • анализ использования нетрадиционных техник рисования в ООД; изучение и анализ

- детской изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования .

Гипотеза .

Использование нетрадиционных техник рисования позволяет расширить круг умений и навыков изобразительной деятельности детей.

  Детское художественное творчество – один из самых интересных видов деятельности для детей дошкольного возраста.   В работах Выготского Л.С. раскрыты основополагающие характеристики воображения вообще и детского в частности. Он отмечал яркость, свежесть, эмоциональную насыщенность образов воображения у детей и большое доверие ребёнка к продуктам своего воображения  Комарова Т. С. считает, что «обучение детей технике рисования должно осуществляться не само по себе, не ради технического совершенства изображения, а для того, чтобы ребенок мог выразительно и без особых затруднений создать то изображение, которое он захочет»  Никитина А.В. также подчеркивает, что разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивает фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции.

Детское художественное творчество – один из самых интересных видов деятельности для детей дошкольного возраста. 

В работах Выготского Л.С. раскрыты основополагающие характеристики воображения вообще и детского в частности. Он отмечал яркость, свежесть, эмоциональную насыщенность образов воображения у детей и большое доверие ребёнка к продуктам своего воображения

Комарова Т. С. считает, что «обучение детей технике рисования должно осуществляться не само по себе, не ради технического совершенства изображения, а для того, чтобы ребенок мог выразительно и без особых затруднений создать то изображение, которое он захочет»

Никитина А.В. также подчеркивает, что разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивает фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции.

Нетрадиционные техники рисования,  как способ развития творчества дошкольников   Нетрадиционные техники рисования это эффективное средство изображения, включающее новые художественно - выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе, чтобы у детей не создавалось шаблона.  Они дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.

Нетрадиционные техники рисования, как способ развития творчества дошкольников

Нетрадиционные техники рисования это эффективное средство изображения, включающее новые художественно - выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе, чтобы у детей не создавалось шаблона.

Они дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.

Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник : Способствует снятию детских страхов Развивает уверенность в своих силах Развивает пространственное мышление Учит детей свободно выражать свой замысел Учит детей работать с разнообразным материалом Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия, объема Развивает мелкую моторику рук Развивает творческие способности, воображение и полет фантазии Во время работы дети получают эстетическое удовольствие

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник :

  • Способствует снятию детских страхов
  • Развивает уверенность в своих силах
  • Развивает пространственное мышление
  • Учит детей свободно выражать свой замысел
  • Учит детей работать с разнообразным материалом
  • Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия, объема
  • Развивает мелкую моторику рук
  • Развивает творческие способности, воображение и полет фантазии
  • Во время работы дети получают эстетическое удовольствие
 Основные методы нашей работы  –  Развитие индивидуальных способностей ребенка, самовыражения посредством творческого рисунка, направленность на создание законченных авторских произведений, ориентация на выставочную деятельность  с самых ранних моментов обучения.  Начиная с младшей группы, на занятиях мы стали знакомить детей с нетрадиционными техниками изображения, манипуляциями с разнообразными материалами. В группе собраны предметы для свободной деятельности- штампы, трафареты, нитки, ватные палочки, поролон, кисти разной жесткости, образцы рисунков, выполненные нетрадиционным способом.

Основные методы нашей работы – Развитие индивидуальных способностей ребенка, самовыражения посредством творческого рисунка, направленность на создание законченных авторских произведений, ориентация на выставочную деятельность с самых ранних моментов обучения. Начиная с младшей группы, на занятиях мы стали знакомить детей с нетрадиционными техниками изображения, манипуляциями с разнообразными материалами. В группе собраны предметы для свободной деятельности- штампы, трафареты, нитки, ватные палочки, поролон, кисти разной жесткости, образцы рисунков, выполненные нетрадиционным способом.

Виды и техники нетрадиционного рисования Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями происходит на разных возрастных этапах. Для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы. Каждая из этих техник – это маленькая игра.  старший дошкольный возраст  средний дошкольный возраст младший дошкольный возраст -рисование пальчиками; -тычок жесткой полусухой кистью; -рисование песком; -оттиск печатками от картофеля; -печать поролоном; -рисование мыльными пузырями; -рисование ладошками; -печать пробками; -рисование мятой бумагой; -тампование. -восковые мелки + кляксография с трубочкой; -монотипия пейзажная;  -акварель; - свеча + акварель; печать по трафарету; -отпечатки листьев; -монотипия предметная; -рисунки из ладошки; -кляксография обычная; -рисование ватными палочками; -пластилинография . -волшебны веревочки .

Виды и техники

нетрадиционного рисования

Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями происходит на разных возрастных этапах.

Для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы. Каждая из этих техник – это маленькая игра.

старший дошкольный возраст

средний дошкольный возраст

младший дошкольный возраст

-рисование пальчиками;

-тычок жесткой полусухой кистью;

-рисование песком;

-оттиск печатками от картофеля;

-печать поролоном;

-рисование мыльными пузырями;

-рисование ладошками;

-печать пробками;

-рисование мятой бумагой;

-тампование.

-восковые мелки +

кляксография с трубочкой;

-монотипия пейзажная;

-акварель;

- свеча + акварель;

печать по трафарету;

-отпечатки листьев;

-монотипия предметная;

-рисунки из ладошки;

-кляксография обычная;

-рисование ватными палочками;

-пластилинография .

-волшебны веревочки .

Рисование на манке      В начале учебного года в младшей группе, что бы вызвать интерес к рисованию, использовали рисование пальчиками на манке, соли. Возраст детей : 1,6-3 года

Рисование на манке

В начале учебного года в младшей группе,

что бы вызвать интерес к рисованию, использовали

рисование пальчиками

на манке, соли.

Возраст детей : 1,6-3 года

Рисование ладошкой Ладошка – первый и самый удобный инструмент, которым ребёнок может начать своё художественное творчество. . Рисование пальчиком На каждый пальчик-кисточку свою краску. Можно рисовать точками пятнышками, разводами.

Рисование ладошкой

Ладошка – первый и самый удобный инструмент,

которым ребёнок может начать своё художественное творчество.

.

Рисование пальчиком

На каждый пальчик-кисточку свою краску. Можно рисовать точками пятнышками, разводами.

 Метод рисования ладошками и пальчиками. Возраст детей: 2-3 года. Материал : Гуашь, чистый лист бумаги, широкие блюдца, салфетки. Ход работы : Ребенок опускает ладошку в блюдце с гуашью и наносит отпечаток на бумагу.  В этом возрасте дети рисуют как правой так и левой ладошкой

Метод рисования ладошками и пальчиками.

Возраст детей: 2-3 года.

Материал : Гуашь, чистый лист бумаги, широкие блюдца, салфетки.

Ход работы : Ребенок опускает ладошку в блюдце с гуашью и наносит отпечаток на бумагу.

В этом возрасте дети рисуют как правой так и левой ладошкой

.

.

Рисование ватными палочками  )

Рисование

ватными палочками

)

  )

)

Техника кляксография  ( рисование соломкой)   Возраст детей: 4-7 лет .  Материал : Трубочка для коктейлей, чистый лист бумаги, краски, кисти, вода.  Ход работы : Поставим на лист бумаги большую кляксу (жидкая краска)  и осторожно подуем на каплю….Побежала она вверх, оставляя за собой след.  Повернем лист и снова подуем. Рядом сделаем еще одну каплю, но другого цвета   )

Техника кляксография ( рисование соломкой) Возраст детей: 4-7 лет . Материал : Трубочка для коктейлей, чистый лист бумаги, краски, кисти, вода. Ход работы : Поставим на лист бумаги большую кляксу (жидкая краска) и осторожно подуем на каплю….Побежала она вверх, оставляя за собой след. Повернем лист и снова подуем. Рядом сделаем еще одну каплю, но другого цвета

)

Техника Набрызг Возраст детей: 4-7 лет Материал: старые зубные щетки, гуашь, бумага, гербарий, силуэты. Ход работы:  На кончик щетки набирается немного краски. Наклоните щетку над листом бумаги, а картонкой или расческой проведите по ворсу. Брызги разлетятся по чистому листу. Так можно изобразить звездное небо, салют. А еще можно вырезать любой силуэт и разместить на листе бумаги и разбрызгать краску. Затем убрать силуэт и у вас останется след, его можно дополнить, подрисовываю недостающие линии кисточкой.

Техника Набрызг

Возраст детей: 4-7 лет

Материал: старые зубные щетки, гуашь, бумага, гербарий, силуэты.

Ход работы:

На кончик щетки набирается немного краски. Наклоните щетку над листом бумаги, а картонкой или расческой проведите по ворсу. Брызги разлетятся по чистому листу. Так можно изобразить звездное небо, салют. А еще можно вырезать любой силуэт и разместить на листе бумаги и разбрызгать краску. Затем убрать силуэт и у вас останется след, его можно дополнить, подрисовываю недостающие линии кисточкой.

 Рисование мятой бумагой Возраст детей : 4-7 лет Материал: чистый лист бумаги, краски, кисточки , тарелочки, бумажные салфетки для изготовления шариков. Ход работы.  Перед работой мы всегда выполняем пальчиковую гимнастику.  Лист бумаги мы сжимаем,  И ладошки разминаем.  Мы стараемся, катаем –  Дружно в шарик превращаем.  Не дадим ему скучать-  Им и будем рисовать.

Рисование мятой бумагой

Возраст детей : 4-7 лет

Материал: чистый лист бумаги, краски, кисточки , тарелочки, бумажные салфетки для изготовления шариков.

Ход работы.

Перед работой мы всегда выполняем пальчиковую гимнастику.

Лист бумаги мы сжимаем,

И ладошки разминаем.

Мы стараемся, катаем –

Дружно в шарик превращаем.

Не дадим ему скучать-

Им и будем рисовать.

 С помощью кисточки нарисовали ствол дерева. Развели гуашевую краску водой, перелили в блюдце. Дети помяли бумажную салфетку руками, затем салфетку окунули в краску и приложили на чистый лист бумаги. У нас получился «Зимний пейзаж».

С помощью кисточки нарисовали ствол дерева. Развели гуашевую краску водой, перелили в блюдце. Дети помяли бумажную салфетку руками, затем салфетку окунули в краску и приложили на чистый лист бумаги.

У нас получился

«Зимний пейзаж».

 Техника Пластилинография  Возраст детей: 2-7 лет  Материал: плотная бумага или картон, пластилин, карандаш.  Ход работы.  На плотный лист бумаги или картон нанесите карандашом контур. Рисуйте по нему теплым пластилином. Получается очень даже выразительно. Ребятишки в полном восторге, а если ко всему этому добавить крупы, макароны или пайетки, то такие замечательные изображения у вас получатся.

Техника Пластилинография

Возраст детей: 2-7 лет

Материал: плотная бумага или картон, пластилин, карандаш.

Ход работы.

На плотный лист бумаги или картон нанесите карандашом контур. Рисуйте по нему теплым пластилином. Получается очень даже выразительно. Ребятишки в полном восторге, а если ко всему этому добавить крупы, макароны или пайетки, то такие замечательные изображения у вас получатся.

Пластилинография   Сердечко с любовью Овечка )

Пластилинография

Сердечко с любовью

Овечка

)

Метод печати  Возраст  детей : 2-7лет  Материал : печать(можно сделать  из пластилина, овощей),лист  бумаги, салфетка, краски, кисть.  Ход работы:  Дети младшей группы окунали картофель в краску и делали штампы на листе бумаги.  Дети средне-старшей группы делали печати из пластилина. Печати красили краской при помощи кисти и прикладывали печать на лист бумаги. Вот такие забавные печати у нас получились.

Метод печати

Возраст детей : 2-7лет

Материал : печать(можно сделать

из пластилина, овощей),лист

бумаги, салфетка, краски, кисть.

Ход работы:

Дети младшей группы окунали картофель в краску и делали штампы на листе бумаги.

Дети средне-старшей группы делали печати из пластилина. Печати красили краской при помощи кисти и прикладывали печать на лист бумаги. Вот такие забавные печати у нас получились.

  Рисование восковыми мелками  + акварель Возраст детей : 4-7 лет Материал: Восковые мелки, бумага, кисточка, краски. Ход работы:  На листе бумаги дети рисуют рисунок восковыми карандашами. Затем с помощью кисти и красок тонирую лист, получается волшебство.

Рисование восковыми мелками + акварель

Возраст детей : 4-7 лет

Материал: Восковые мелки, бумага, кисточка, краски.

Ход работы:

На листе бумаги дети рисуют рисунок восковыми карандашами. Затем с помощью кисти и красок тонирую лист, получается волшебство.

Техника  Монотипия  Возраст детей: 4-7 лет  Материал: краска, кисточка, бумага  Ход работы:  Сложите лист бумаги пополам. На одну сторону, поближе к центру, нанесите кисточкой несколько ярких цветных пятен. Теперь быстро сложите лист по тому же сгибу и хорошенько прогладьте его ладошкой. Откройте и всмотритесь: что же получилось? Сказочные цветы? Жук? Да нет, это красавица-бабочка!

Техника Монотипия

Возраст детей: 4-7 лет

Материал: краска, кисточка, бумага

Ход работы:

Сложите лист бумаги пополам. На одну сторону, поближе к центру, нанесите кисточкой несколько ярких цветных пятен. Теперь быстро сложите лист по тому же сгибу и хорошенько прогладьте его ладошкой. Откройте и всмотритесь: что же получилось? Сказочные цветы? Жук? Да нет, это красавица-бабочка!

Рисование по-сырому Возраст детей : 4-7 лет. Материал: салфетка, емкость с водой, краски, кисти. Ход работы.  Дети смачивают лист водой при помощи губки, не давая листу просохнуть, покрывали его краской, основным цветом рисунка. Сначала дети рисовали самого зверя «Волка», а потом,  в конце, дорисовывали глаза, нос, усы и т.д.

Рисование по-сырому

Возраст детей : 4-7 лет.

Материал: салфетка, емкость с водой, краски, кисти.

Ход работы.

Дети смачивают лист водой при помощи губки, не давая листу просохнуть, покрывали его краской, основным цветом рисунка. Сначала дети рисовали самого зверя «Волка», а потом,

в конце, дорисовывали глаза, нос, усы и т.д.

Рисование стопой Рисование зубной щеткой (набрызг) )

Рисование стопой

Рисование зубной щеткой

(набрызг)

)

Шаблонография Рисование манкой Правополушарное рисование кляксография Монотипия

Шаблонография

Рисование манкой

Правополушарное рисование

кляксография

Монотипия

Организуя занятия по нетрадиционному рисованию , важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.

Организуя занятия по нетрадиционному рисованию , важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей,

их желания и интересы.

С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.

Пусть дети, используя палитру настроений, придумают и нарисуют смех, удивление, печаль... Таким образом,  рисование в игровой форме – это удивительная и восхитительная деятельность! Она позволяет ребенку почувствовать все нетрадиционные материалы, их характер, настроение, развивает творческие способности .

Пусть дети, используя палитру настроений, придумают и нарисуют смех, удивление, печаль... Таким образом, рисование в игровой форме – это удивительная и восхитительная деятельность! Она позволяет ребенку почувствовать все нетрадиционные материалы, их характер, настроение, развивает творческие способности .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!