Организация работы с обучающимися по подготовке к ЕГЭ по русскому языку
учитель русского языка и литературы
МОУ «Шипицынская» СОШ»
Казанцева Светлана Павловна
2017
Как сделать так, чтобы государственная итоговая аттестация была успешной ?
1. Тщательно изучить демоверсию ЕГЭ (цель – понять особенности заданий, которые будут предложены учащимся в этом году);
2. Оценить готовность учащихся к ЕГЭ, выявить проблемы, как для данного класса, так и индивидуально для каждого ученика;
3. Спланировать работу по развитию навыков выполнения первой части экзаменационного задания;
4. Психологическая подготовка обучающихся к ЕГЭ, не пугать школьников предстоящим ЕГЭ, убеждать их в том, что если очень постараться, то можно получить вполне приличный балл.
Как сделать так, чтобы государственная итоговая аттестация была успешной ?
Знакомство обучающихся с формой проведения ЕГЭ, его целями и задачами, структурой и содержанием, бланками и КИМами, критериями оценки и системой перевода баллов в отметки.
Что необходимо знать о ЕГЭ по русскому языку?
- 1. Сколько времени предусмотрено на выполнение заданий ЕГЭ по русскому языку?
- 2. Сколько вопросов включает экзаменационная работа?
- 3.Сколько первичных баллов можно заработать за всю работу? За сочинение-рассуждение?
- 4.Сколько баллов необходимо получить для получения аттестата? Для поступления в ВУЗ?
- 5.Какова композиция сочинения?
Русский язык ЕГЭ 2018 - изменения
1) В экзаменационную работу включено задание базового уровня (№20), проверяющее знание лексических норм современного русского литературного языка. Это задание выявит пробелы в знаниях у выпускников.
Задание № 20 из демонстрационного варианта:
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
- В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны.
2) Число заданий увеличилось с 25 до 26.
3) Максимальный первичный балл за выполнение всей работы из-за появления нового задания увеличен с 57 до 58.
Контрольно-измерительные материалы
Условием реализации следующего этапа является обеспечение всех учащихся контрольно-измерительными материалами.
В начале учебного года организованно приобретаем сборники тестовых заданий на каждого ученика. Ими стали сборники И. П. Цыбулько, Н.А. Сениной .
Повторение теоретического материала .
- Систематизация теоретического материала осуществляется на уроках русского языка и ЭУП :
- в 10 классе - «Трудные вопросы орфографии», «Культура
устной и письменной речи»
- 11классе - «Трудные вопросы пунктуации», «Обучение
- сочинениям разных жанров»
- На каждом занятии предусматривается теоретическая часть: повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста и практическая часть: выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки.
Повторение знаний по орфографии
Виды упражнений:
словарно-орфографическая работа,
"Найди ошибку",
"Четвертое лишнее",
распределительный диктант,
орфографический диктант "Проверь себя".
Лингвистические разминки
- орфоэпические,
- синтаксические,
- лексические,
- пунктуационные
Разминки помогают доводить до автоматизма некоторые разделы тем, которые включены в задания ЕГЭ по русскому языку.
- Ежеурочная «разминка» состоит, например, из следующих этапов: работа над произношением и лексическим значением слов; задания по фонетике и словообразованию; орфографический разбор слов, пунктуационный и синтаксический разбор предложений; работа по исправлению грамматических ошибок.
Работа над произношением
Работа над правильным произношением слов разнообразна:
- орфоэпическое хоровое скандирование;
- включение «трудного» слова в предложение;
- ролевая игра «Диктор»;
- орфоэпический диктант (детям демонстрируется рисунок, они записывают соответствующее слово и ставят в нём ударение);
- игра «Проверь себя» (на одной стороне карточки слово без ударения, на другой – с правильным ударением);
- ведение «личного» словаря трудностей.
Орфоэпическая разминка
- Прочитайте слова, соблюдая нормы произношения и ударения, обращаясь друг к другу. Обратите внимание на слова с выделенными буквами.
- А теперь прочтите эти слова вслух.
Карточка №1
- Апостр o ф, балов а ть, валов о й, вероиспов е дание, включ и шь, вруч и шь, г е незис, гражд а нство, деф и с, диспанс е р, доц е нт, жалюз и , зав и дно, звон и шь, исч е рпать, катал о г, кауч у к, килом е тр, кл а ла, крас и вее, к у хонный, мусоропров о д, нам е рение, обесп е чение, облегч и ть, опт о вый, о траслей, п а мятуя, премиров а ть, прин у дить, сир о т, сосредот о чение, ср е дства, стол я р, углуб и ть, укра и нский, упор я дочение, упр о чение, фен о мен, ход а тайство, христиан и н, щав е ль, эксп е рт.
Найди слова с неправильным ударением
Августовский, анАлог, апОстроф, балoвАть, балОванный, балoвАтьcя, бармЕн, бензопровОд, валовОй, вЕрование, вероисповЕдание, включИшь, вручИть, вручИт, вручАт, вручИм, вручЁнный,
генЕзис,гналА, граждАнство, дЕньги, деньгАм, дЕньгами, o деньгАх , дефИс, диспансЕр, договОр, договОры, договОрный , досЫта, дремОта.
Проверь себя
Августовский, анАлог, апострОф , балoвАть, балОванный, балoвАтьcя, бАрмен , бензопровОд, валовОй, вЕрование, вероисповЕдание, включИшь, вручИть, вручИт, вручАт, вручИм, вручЁнный,
гЕнезис ,гналА, граждАнство, дЕньги, деньгАм, деньгАми, o деньгАх , дефИс, диспансЕр, договОр, договОры, договОрный , дОсыта , дремОта.
Карточка: «Диктор 1»
Задание: Поздоровайтесь. Прочтите четко, внятно, не торопясь, предложенный текст. (Обратите особое внимание на произношение подчеркнутых слов).
В эфире новости экономики.
- Инвестиционный земельный банк «ИЗБАНК», уставный капитал которого составляет 100 млн.руб, приобретает земельные участки и недвижимость.
- Владельцы акций не сидят сложа руки, дожидаясь дивидендов, а работают на предприятии, производят конкурентоспособные товары.
- Выяснилось, что эту аферу осуществила одна неплатежеспособная фирма. Тем самым она безнадежно скомпрометировала себя.
- 3. Попрощайтесь, назвав свое имя.
Работа в группах по отработке тестовых заданий.
В совместной деятельности отрабатывается тестовый материал заданий 1-25.
- Это помогает сэкономить время на выполнении заданий.
- На этом этапе происходит осмысление языкового материала, так как при выборе ответов школьники анализируют, размышляют, применяя правило, выявляют закономерности тестовых заданий.
Работа в группах
1 группа - Слитное и раздельное написание частиц НЕ и НИ с разными частями речи (задание 12)
2 группа – Правописание производных предлогов, наречий, союзов (задание 13)
3 группа - Правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи (задание 14)
4 группа – Правописание корней (задание 8)
Алгоритм- рассуждение
- 1 шаг – внимательно читаем задание
- 2 шаг – вспоминаем алгоритм выполнения задания
Задание 14.
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН (Н)
- определить, к какой части речи относится слово с пропуском буквы;
- применить правило правописания Н и НН в суффиксе данной части речи.
- 3 шаг – решаем по алгоритму
Самостоятельное выполнение заданий
- Отработанный на уроке материал закрепляется во время подготовки домашнего задания: обучающиеся самостоятельно выбирают типичные задания и отрабатывают тестовые задания. Для этого можно использовать дополнительный материал по подготовке к тестовому контролю.
Комплексный анализ текста
- Комплексный анализ текста помогает старшеклассникам исследовать текст с разных сторон и построить свой ответ в форме связного высказывания.
Для образца возьмем несколько заданий к текстам:
(Подготовка к ЕГЭ, под редакцией Б.Г. Меркина).
- К какому стилю принадлежит данный текст?
- Какой тип речи используется в данном тексте?
- Найдите в 1, 4, 6, 7, 8, 17 предложениях языковые средства выразительности: тропы, фигуры, фонетические средства выразительности, стилистически окрашенную лексику, особенности синтаксической организации текста.
- Определите, какую роль в раскрытии основной мысли текста они играют?
- Сформулируйте основную мысль текста. Найдите предложения, которые в максимальной степени формулируют основную мысль текста.
- При подготовке к ЕГЭ уделяю внимание подробному разбору каждого задания , применяя алгоритмы-рассуждения. Здесь можно выделить несколько шагов:
- Первый шаг: знакомство с формулировкой задания.
- Объясняю, что задания КИМов имеют стандартизированную форму.
- Второй шаг: определяем, что следует знать для правильного выполнения задания.
- Третий шаг: вспоминаем теорию по данному заданию. Восстановить и систематизировать теоретические знания можно с помощью лекции учителя, презентации, семинарского занятия.
- Четвёртый шаг: создаём алгоритм выполнения задания. Выстраиваем последовательность действий. Важно, чтобы обучающийся при решении любой задачи учился анализировать, рассуждать, применять не только правило, но и логику.
- Пятый шаг: решаем задачи по алгоритму вместе.
- Шестой шаг : решаем самостоятельно. Для тренировки берем тематические тестовые задания. Желательно все свои рассуждения проговаривать вслух! Критерий готовности: «Если ты можешь не только выбрать правильный ответ, но и объяснить, почему все другие неправильные, можешь переходить к следующему заданию».
- Рассмотрим разбор и алгоритм решения на примере 1 задания
- 1 задание. Выявление главной информации, содержащейся в тексте.
- Формулировка задания : Прочитайте текст. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
- Алгоритм выполнения задания:
- 1. Прочитайте внимательно текст.
- 2. Подчеркните в каждом предложении ключевые слова, важные для понимания того вопроса, который затрагивается автором.
- 3. Обратите особое внимание при графической проработке текста на второе и третье предложения: это, как правило, смысловой центр текста (то, ради чего он написан).
- 4. Определите причинно-следственные отношения между предложениями в тексте, проанализировав союзы, союзные слова, вводные конструкции.
5. Перескажите, начиная с конца, содержание текста и сформулируйте главную информацию, которая содержится в нём.
6. Соотнесите свой вариант сжатия исходного текста (пересказ основного его содержания) с предложенными вариантами ответов.
7. Исключите из имеющихся вариантов ответов:
- — предложение, включающее информацию, которой нет в тексте;
- — предложение, дословно цитирующее какую-либо часть текста и передающее мелкие детали и несущественные для понимания главной информации подробности;
- — предложение, передающее лишь часть главной информации.
8. Выберите те два варианта ответов, в которых главная информация текста максимально выражена при минимальной затрате речевых средств.
9. Помните о том, что два правильных варианта должны:
- — передавать одно и то же содержание, но отличаться лишь речевым оформлением;
- — объединять информацию, представленную во втором и третьем предложениях исходного текста
Диагностическая работа
Цель: выявить проблемы в области орфографии, пунктуации, теории языка
Для успешной сдачи экзамена необходимо:
- целенаправленное обобщающее повторение материала, изученного в 5–9-х классах;
- углубление и дополнение теоретических знаний
- знать требования к сочинению;
- уметь заполнять без ошибок бланки;
- психологический настрой;
- поддержка и понимание.
Спасибо за внимание!