СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Организация работы с обучающимися по подготовке к ЕГЭ по русскому языку"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлен опыт учителя по подготовке обучающихся к ЕГЭ по русскому языку

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Организация работы с обучающимися по подготовке к ЕГЭ по русскому языку"»

Организация работы с обучающимися по подготовке  к ЕГЭ по русскому языку учитель русского языка и литературы МОУ «Шипицынская» СОШ» Казанцева Светлана Павловна 2017

Организация работы с обучающимися по подготовке к ЕГЭ по русскому языку

учитель русского языка и литературы

МОУ «Шипицынская» СОШ»

Казанцева Светлана Павловна

2017

Как сделать так, чтобы государственная итоговая аттестация была успешной ? 1.     Тщательно изучить демоверсию ЕГЭ (цель – понять особенности заданий, которые будут предложены учащимся в этом году); 2.     Оценить готовность учащихся к ЕГЭ, выявить проблемы, как для данного класса, так и индивидуально для каждого ученика; 3.     Спланировать работу по развитию навыков выполнения первой части экзаменационного задания; 4.     Психологическая подготовка обучающихся к ЕГЭ, не пугать школьников предстоящим ЕГЭ, убеждать их в том, что если очень постараться, то можно получить вполне приличный балл.

Как сделать так, чтобы государственная итоговая аттестация была успешной ?

1.     Тщательно изучить демоверсию ЕГЭ (цель – понять особенности заданий, которые будут предложены учащимся в этом году);

2.     Оценить готовность учащихся к ЕГЭ, выявить проблемы, как для данного класса, так и индивидуально для каждого ученика;

3.     Спланировать работу по развитию навыков выполнения первой части экзаменационного задания;

4.     Психологическая подготовка обучающихся к ЕГЭ, не пугать школьников предстоящим ЕГЭ, убеждать их в том, что если очень постараться, то можно получить вполне приличный балл.

Как сделать так, чтобы государственная итоговая аттестация была успешной ? Знакомство обучающихся с формой проведения ЕГЭ, его целями и задачами, структурой и содержанием, бланками и КИМами, критериями оценки и системой перевода баллов в отметки.

Как сделать так, чтобы государственная итоговая аттестация была успешной ?

Знакомство обучающихся с формой проведения ЕГЭ, его целями и задачами, структурой и содержанием, бланками и КИМами, критериями оценки и системой перевода баллов в отметки.

Что необходимо знать о ЕГЭ по русскому языку? 1. Сколько времени предусмотрено на выполнение заданий ЕГЭ по русскому языку? 2. Сколько вопросов включает экзаменационная работа? 3.Сколько первичных баллов можно заработать за всю работу? За сочинение-рассуждение? 4.Сколько баллов необходимо получить для получения аттестата? Для поступления в ВУЗ? 5.Какова композиция сочинения?

Что необходимо знать о ЕГЭ по русскому языку?

  • 1. Сколько времени предусмотрено на выполнение заданий ЕГЭ по русскому языку?
  • 2. Сколько вопросов включает экзаменационная работа?
  • 3.Сколько первичных баллов можно заработать за всю работу? За сочинение-рассуждение?
  • 4.Сколько баллов необходимо получить для получения аттестата? Для поступления в ВУЗ?
  • 5.Какова композиция сочинения?
Русский язык  ЕГЭ 2018 - изменения 1) В экзаменационную работу включено задание базового уровня (№20), проверяющее знание лексических норм современного русского литературного языка. Это задание выявит пробелы в знаниях у выпускников.   Задание № 20  из демонстрационного варианта: Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны. 2) Число заданий увеличилось с 25 до 26. 3) Максимальный первичный балл за выполнение всей работы из-за появления нового задания увеличен с 57 до 58.

Русский язык ЕГЭ 2018 - изменения

1) В экзаменационную работу включено задание базового уровня (№20), проверяющее знание лексических норм современного русского литературного языка. Это задание выявит пробелы в знаниях у выпускников. 

Задание № 20  из демонстрационного варианта:

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

  • В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны.

2) Число заданий увеличилось с 25 до 26.

3) Максимальный первичный балл за выполнение всей работы из-за появления нового задания увеличен с 57 до 58.

Контрольно-измерительные материалы Условием реализации следующего этапа является обеспечение всех учащихся контрольно-измерительными материалами. В начале учебного года организованно приобретаем сборники тестовых заданий на каждого ученика. Ими стали сборники И. П. Цыбулько,  Н.А. Сениной .

Контрольно-измерительные материалы

Условием реализации следующего этапа является обеспечение всех учащихся контрольно-измерительными материалами.

В начале учебного года организованно приобретаем сборники тестовых заданий на каждого ученика. Ими стали сборники И. П. Цыбулько,  Н.А. Сениной .

  Повторение теоретического материала .   Систематизация теоретического материала осуществляется на уроках русского языка и ЭУП : в 10 классе - «Трудные вопросы орфографии», «Культура  устной и письменной речи»  11классе - «Трудные вопросы пунктуации», «Обучение  сочинениям разных жанров» На каждом занятии предусматривается теоретическая часть: повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста и практическая часть: выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки.

Повторение теоретического материала .

  • Систематизация теоретического материала осуществляется на уроках русского языка и ЭУП :
  • в 10 классе - «Трудные вопросы орфографии», «Культура

устной и письменной речи»

  • 11классе - «Трудные вопросы пунктуации», «Обучение
  • сочинениям разных жанров»
  • На каждом занятии предусматривается теоретическая часть: повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста и практическая часть: выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки.
Повторение знаний по орфографии  Виды упражнений: словарно-орфографическая работа,

Повторение знаний по орфографии

Виды упражнений:

словарно-орфографическая работа,

"Найди ошибку",

"Четвертое лишнее",

распределительный диктант,

орфографический диктант "Проверь себя".

Лингвистические разминки орфоэпические, синтаксические, лексические, пунктуационные Разминки помогают доводить до автоматизма некоторые разделы тем, которые включены в задания ЕГЭ по русскому языку. Ежеурочная «разминка» состоит, например, из следующих этапов: работа над произношением и лексическим значением слов; задания по фонетике и словообразованию; орфографический разбор слов, пунктуационный и синтаксический разбор предложений; работа по исправлению грамматических ошибок.

Лингвистические разминки

  • орфоэпические,
  • синтаксические,
  • лексические,
  • пунктуационные

Разминки помогают доводить до автоматизма некоторые разделы тем, которые включены в задания ЕГЭ по русскому языку.

  • Ежеурочная «разминка» состоит, например, из следующих этапов: работа над произношением и лексическим значением слов; задания по фонетике и словообразованию; орфографический разбор слов, пунктуационный и синтаксический разбор предложений; работа по исправлению грамматических ошибок.
Работа над произношением Работа над правильным произношением слов разнообразна: орфоэпическое хоровое скандирование; включение «трудного» слова в предложение; ролевая игра «Диктор»; орфоэпический диктант (детям демонстрируется рисунок, они записывают соответствующее слово и ставят в нём ударение); игра «Проверь себя» (на одной стороне карточки слово без ударения, на другой – с правильным ударением); ведение «личного» словаря трудностей.

Работа над произношением

Работа над правильным произношением слов разнообразна:

  • орфоэпическое хоровое скандирование;
  • включение «трудного» слова в предложение;
  • ролевая игра «Диктор»;
  • орфоэпический диктант (детям демонстрируется рисунок, они записывают соответствующее слово и ставят в нём ударение);
  • игра «Проверь себя» (на одной стороне карточки слово без ударения, на другой – с правильным ударением);
  • ведение «личного» словаря трудностей.
Орфоэпическая разминка Прочитайте слова, соблюдая нормы произношения и ударения, обращаясь друг к другу. Обратите внимание на слова с выделенными буквами. А теперь прочтите эти слова вслух.   Карточка №1   Апостр o ф, балов а ть, валов о й, вероиспов е дание, включ и шь, вруч и шь, г е незис, гражд а нство, деф и с, диспанс е р, доц е нт, жалюз и , зав и дно, звон и шь, исч е рпать, катал о г, кауч у к, килом е тр, кл а ла, крас и вее, к у хонный, мусоропров о д, нам е рение, обесп е чение, облегч и ть, опт о вый, о траслей, п а мятуя, премиров а ть, прин у дить, сир о т, сосредот о чение, ср е дства, стол я р, углуб и ть, укра и нский, упор я дочение, упр о чение, фен о мен, ход а тайство, христиан и н, щав е ль, эксп е рт.

Орфоэпическая разминка

  • Прочитайте слова, соблюдая нормы произношения и ударения, обращаясь друг к другу. Обратите внимание на слова с выделенными буквами.
  • А теперь прочтите эти слова вслух.

Карточка №1

 

  • Апостр o ф, балов а ть, валов о й, вероиспов е дание, включ и шь, вруч и шь, г е незис, гражд а нство, деф и с, диспанс е р, доц е нт, жалюз и , зав и дно, звон и шь, исч е рпать, катал о г, кауч у к, килом е тр, кл а ла, крас и вее, к у хонный, мусоропров о д, нам е рение, обесп е чение, облегч и ть, опт о вый, о траслей, п а мятуя, премиров а ть, прин у дить, сир о т, сосредот о чение, ср е дства, стол я р, углуб и ть, укра и нский, упор я дочение, упр о чение, фен о мен, ход а тайство, христиан и н, щав е ль, эксп е рт.
 Найди слова с неправильным ударением    Августовский, анАлог, апОстроф, балoвАть, балОванный, балoвАтьcя, бармЕн, бензопровОд, валовОй, вЕрование, вероисповЕдание, включИшь, вручИть, вручИт, вручАт, вручИм, вручЁнный,  генЕзис,гналА, граждАнство, дЕньги, деньгАм, дЕньгами, o деньгАх , дефИс, диспансЕр, договОр, договОры, договОрный , досЫта, дремОта.

Найди слова с неправильным ударением 

Августовский, анАлог, апОстроф, балoвАть, балОванный, балoвАтьcя, бармЕн, бензопровОд, валовОй, вЕрование, вероисповЕдание, включИшь, вручИть, вручИт, вручАт, вручИм, вручЁнный, 

генЕзис,гналА, граждАнство, дЕньги, деньгАм, дЕньгами, o деньгАх , дефИс, диспансЕр, договОр, договОры, договОрный , досЫта, дремОта.

Проверь себя Августовский, анАлог, апострОф , балoвАть, балОванный, балoвАтьcя, бАрмен , бензопровОд, валовОй, вЕрование, вероисповЕдание, включИшь, вручИть, вручИт, вручАт, вручИм, вручЁнный,  гЕнезис ,гналА, граждАнство, дЕньги, деньгАм, деньгАми, o деньгАх , дефИс, диспансЕр, договОр, договОры, договОрный , дОсыта , дремОта.

Проверь себя

Августовский, анАлог, апострОф , балoвАть, балОванный, балoвАтьcя, бАрмен , бензопровОд, валовОй, вЕрование, вероисповЕдание, включИшь, вручИть, вручИт, вручАт, вручИм, вручЁнный, 

гЕнезис ,гналА, граждАнство, дЕньги, деньгАм, деньгАми, o деньгАх , дефИс, диспансЕр, договОр, договОры, договОрный , дОсыта , дремОта.

 Карточка: «Диктор 1» Задание: Поздоровайтесь. Прочтите четко, внятно, не торопясь, предложенный текст. (Обратите особое внимание на произношение подчеркнутых слов). В эфире новости экономики. Инвестиционный земельный банк «ИЗБАНК», уставный капитал которого составляет 100 млн.руб, приобретает земельные участки и недвижимость. Владельцы акций не сидят сложа руки, дожидаясь дивидендов, а работают на предприятии, производят конкурентоспособные товары. Выяснилось, что эту аферу осуществила одна неплатежеспособная фирма. Тем самым она безнадежно скомпрометировала себя. 3. Попрощайтесь, назвав свое имя.

Карточка: «Диктор 1»

Задание: Поздоровайтесь. Прочтите четко, внятно, не торопясь, предложенный текст. (Обратите особое внимание на произношение подчеркнутых слов).

В эфире новости экономики.

  • Инвестиционный земельный банк «ИЗБАНК», уставный капитал которого составляет 100 млн.руб, приобретает земельные участки и недвижимость.
  • Владельцы акций не сидят сложа руки, дожидаясь дивидендов, а работают на предприятии, производят конкурентоспособные товары.
  • Выяснилось, что эту аферу осуществила одна неплатежеспособная фирма. Тем самым она безнадежно скомпрометировала себя.
  • 3. Попрощайтесь, назвав свое имя.
 Работа в группах по отработке тестовых заданий.   В совместной деятельности отрабатывается тестовый материал заданий 1-25. Это помогает сэкономить время на выполнении заданий.  На этом этапе происходит осмысление языкового материала, так как при выборе ответов школьники анализируют, размышляют, применяя правило, выявляют закономерности тестовых заданий.

Работа в группах по отработке тестовых заданий.

В совместной деятельности отрабатывается тестовый материал заданий 1-25.

  • Это помогает сэкономить время на выполнении заданий.
  • На этом этапе происходит осмысление языкового материала, так как при выборе ответов школьники анализируют, размышляют, применяя правило, выявляют закономерности тестовых заданий.
Работа в группах 1 группа - Слитное и раздельное написание частиц НЕ и НИ с разными частями речи (задание 12) 2 группа – Правописание производных предлогов, наречий, союзов (задание 13) 3 группа - Правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи (задание 14) 4 группа – Правописание корней (задание 8)

Работа в группах

1 группа - Слитное и раздельное написание частиц НЕ и НИ с разными частями речи (задание 12)

2 группа – Правописание производных предлогов, наречий, союзов (задание 13)

3 группа - Правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи (задание 14)

4 группа – Правописание корней (задание 8)

Алгоритм- рассуждение 1 шаг – внимательно читаем задание 2 шаг – вспоминаем алгоритм выполнения задания  Задание 14.  Укажите все цифры, на месте которых пишется НН (Н) определить, к какой части речи относится слово с пропуском буквы; применить правило правописания Н и НН в суффиксе данной части речи. 3 шаг – решаем по алгоритму

Алгоритм- рассуждение

  • 1 шаг – внимательно читаем задание
  • 2 шаг – вспоминаем алгоритм выполнения задания

Задание 14.

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН (Н)

  • определить, к какой части речи относится слово с пропуском буквы;
  • применить правило правописания Н и НН в суффиксе данной части речи.
  • 3 шаг – решаем по алгоритму
 Самостоятельное выполнение заданий   Отработанный на уроке материал закрепляется во время подготовки домашнего задания: обучающиеся самостоятельно выбирают типичные задания и отрабатывают тестовые задания. Для этого можно использовать дополнительный материал по подготовке к тестовому контролю.

Самостоятельное выполнение заданий

  • Отработанный на уроке материал закрепляется во время подготовки домашнего задания: обучающиеся самостоятельно выбирают типичные задания и отрабатывают тестовые задания. Для этого можно использовать дополнительный материал по подготовке к тестовому контролю.
Комплексный анализ текста Комплексный анализ текста помогает старшеклассникам исследовать текст с разных сторон и построить свой ответ в форме связного высказывания.  Для образца возьмем несколько заданий к текстам:  (Подготовка к ЕГЭ, под редакцией Б.Г. Меркина). - К какому стилю принадлежит данный текст? - Какой тип речи используется в данном тексте? - Найдите в 1, 4, 6, 7, 8, 17 предложениях языковые средства выразительности: тропы, фигуры, фонетические средства выразительности, стилистически окрашенную лексику, особенности синтаксической организации текста. - Определите, какую роль в раскрытии основной мысли текста они играют? - Сформулируйте основную мысль текста. Найдите предложения, которые в максимальной степени формулируют основную мысль текста.

Комплексный анализ текста

  • Комплексный анализ текста помогает старшеклассникам исследовать текст с разных сторон и построить свой ответ в форме связного высказывания.

Для образца возьмем несколько заданий к текстам:

(Подготовка к ЕГЭ, под редакцией Б.Г. Меркина).

- К какому стилю принадлежит данный текст?

- Какой тип речи используется в данном тексте?

- Найдите в 1, 4, 6, 7, 8, 17 предложениях языковые средства выразительности: тропы, фигуры, фонетические средства выразительности, стилистически окрашенную лексику, особенности синтаксической организации текста.

- Определите, какую роль в раскрытии основной мысли текста они играют?

- Сформулируйте основную мысль текста. Найдите предложения, которые в максимальной степени формулируют основную мысль текста.

  • При подготовке к ЕГЭ уделяю внимание подробному разбору каждого задания , применяя алгоритмы-рассуждения. Здесь можно выделить несколько шагов:
  • Первый шаг: знакомство с формулировкой задания.
  • Объясняю, что задания КИМов имеют стандартизированную форму.
  • Второй шаг: определяем, что следует знать для правильного выполнения задания.
  • Третий шаг: вспоминаем теорию по данному заданию. Восстановить и систематизировать теоретические знания можно с помощью лекции учителя, презентации, семинарского занятия.
  • Четвёртый шаг: создаём алгоритм выполнения задания. Выстраиваем последовательность действий. Важно, чтобы обучающийся при решении любой задачи учился анализировать, рассуждать, применять не только правило, но и логику.
  • Пятый шаг: решаем задачи по алгоритму вместе.
  • Шестой шаг : решаем самостоятельно. Для тренировки берем тематические тестовые задания.  Желательно все свои рассуждения проговаривать вслух! Критерий готовности: «Если ты можешь не только выбрать правильный ответ, но и объяснить, почему все другие неправильные, можешь переходить к следующему заданию».
Рассмотрим разбор и алгоритм решения на примере 1 задания 1 задание. Выявление главной информации, содержащейся в тексте. Формулировка задания : Прочитайте текст. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.  Алгоритм выполнения задания: 1. Прочитайте внимательно текст.  2. Подчеркните в каждом предложении ключевые слова, важные для понимания того вопроса, который затрагивается автором. 3. Обратите особое внимание при графической проработке текста на второе и третье предложения: это, как правило, смысловой центр текста (то, ради чего он написан).  4. Определите причинно-следственные отношения между предложениями в тексте, проанализировав союзы, союзные слова, вводные конструкции.
  • Рассмотрим разбор и алгоритм решения на примере 1 задания
  • 1 задание. Выявление главной информации, содержащейся в тексте.
  • Формулировка задания : Прочитайте текст. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
  • Алгоритм выполнения задания:
  • 1. Прочитайте внимательно текст.
  • 2. Подчеркните в каждом предложении ключевые слова, важные для понимания того вопроса, который затрагивается автором.
  • 3. Обратите особое внимание при графической проработке текста на второе и третье предложения: это, как правило, смысловой центр текста (то, ради чего он написан).
  • 4. Определите причинно-следственные отношения между предложениями в тексте, проанализировав союзы, союзные слова, вводные конструкции.
5. Перескажите, начиная с конца, содержание текста и сформулируйте главную информацию, которая содержится в нём. 6. Соотнесите свой вариант сжатия исходного текста (пересказ основного его содержания) с предложенными вариантами ответов. 7. Исключите из имеющихся вариантов ответов: — предложение, включающее информацию, которой нет в тексте; — предложение, дословно цитирующее какую-либо часть текста и передающее мелкие детали и несущественные для понимания главной информации подробности; — предложение, передающее лишь часть главной информации. 8. Выберите те два варианта ответов, в которых главная информация текста максимально выражена при минимальной затрате речевых средств. 9. Помните о том, что два правильных варианта должны: — передавать одно и то же содержание, но отличаться лишь речевым оформлением; — объединять информацию, представленную во втором и третьем предложениях исходного текста

5. Перескажите, начиная с конца, содержание текста и сформулируйте главную информацию, которая содержится в нём.

6. Соотнесите свой вариант сжатия исходного текста (пересказ основного его содержания) с предложенными вариантами ответов.

7. Исключите из имеющихся вариантов ответов:

  • — предложение, включающее информацию, которой нет в тексте;
  • — предложение, дословно цитирующее какую-либо часть текста и передающее мелкие детали и несущественные для понимания главной информации подробности;
  • — предложение, передающее лишь часть главной информации.

8. Выберите те два варианта ответов, в которых главная информация текста максимально выражена при минимальной затрате речевых средств.

9. Помните о том, что два правильных варианта должны:

  • — передавать одно и то же содержание, но отличаться лишь речевым оформлением;
  • — объединять информацию, представленную во втором и третьем предложениях исходного текста

Диагностическая работа  Цель: выявить проблемы в области орфографии, пунктуации, теории языка

Диагностическая работа

Цель: выявить проблемы в области орфографии, пунктуации, теории языка

Для успешной сдачи экзамена необходимо: целенаправленное обобщающее повторение материала, изученного в 5–9-х классах;  углубление и дополнение теоретических знаний знать требования к сочинению;  уметь заполнять без ошибок бланки; психологический настрой; поддержка и понимание.

Для успешной сдачи экзамена необходимо:

  • целенаправленное обобщающее повторение материала, изученного в 5–9-х классах;
  • углубление и дополнение теоретических знаний
  • знать требования к сочинению;
  • уметь заполнять без ошибок бланки;
  • психологический настрой;
  • поддержка и понимание.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!