СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация. Память как психический процесс. Виды и процессы памяти

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Память как психический познавательный процесс — это процесс организации и сохранения прошлого опыта, который делает возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. 

Просмотр содержимого документа
«Презентация. Память как психический процесс. Виды и процессы памяти»

ПАМЯТЬ  КАК  ПСИХИЧЕСКИЙ  ПРОЦЕСС. ВИДЫ  И  ПРОЦЕССЫ  ПАМЯТИ. Маркина  Элина Рустемовна

ПАМЯТЬ КАК ПСИХИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС. ВИДЫ И ПРОЦЕССЫ ПАМЯТИ.

Маркина Элина Рустемовна

Определение  понятия  «память» Память  —  это  фундаментальный  психический процесс,  который  позволяет  нам организовывать,  сохранять  и  использовать прошлый  опыт.  Она  связывает  наше  прошлое с  настоящим  и  будущим,  являясь  основой  для обучения  и  развития.  Память  играет центральную  роль  в  высших  психических функциях,  особенно  в  речевой  деятельности. Согласно  исследованиям  А.Р.  Лурии,  память представляет  собой  сложную  систему, обеспечивающую  запоминание,  хранение  и воспроизведение  информации,  что  тесно связано  с  работой  различных  зон  коры головного  мозга.

Определение понятия «память»

Память — это фундаментальный психический процесс, который позволяет нам организовывать, сохранять и использовать прошлый опыт. Она связывает наше прошлое с настоящим и будущим, являясь основой для обучения и развития. Память играет центральную роль в высших психических функциях, особенно в речевой деятельности.

Согласно исследованиям А.Р. Лурии, память представляет собой сложную систему, обеспечивающую запоминание, хранение и воспроизведение информации, что тесно связано с работой различных зон коры головного мозга.

Память  как  познавательный  процесс Определение Функции Центральная  роль Память  —  это  процесс Она  связывает  прошлое Память  занимает центральное  место  в структуре  высших организации  и  сохранения прошлого  опыта,  делающий возможным  его  повторное использование  в субъекта  с  его  настоящим  и будущим,  являясь психических  функций, деятельности  или возвращение  в  сферу сознания. важнейшей играя  ключевую  роль  в речевой  деятельности  и  её восстановлении  при познавательной  функцией, лежащей  в  основе  развития и обучения. нарушениях.

Память как познавательный процесс

Определение

Функции

Центральная роль

Память — это процесс

Она связывает прошлое

Память занимает центральное место в структуре высших

организации и сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в

субъекта с его настоящим и будущим, являясь

психических функций,

деятельности или возвращение в сферу сознания.

важнейшей

играя ключевую роль в речевой деятельности и её восстановлении при

познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

нарушениях.

Мозговые  механизмы памяти  по  Лурии Сложная  система Согласно  исследованиям  А.Р.  Лурии,  память  — это  сложная  система,  обеспечивающая запоминание,  хранение  и  воспроизведение информации,  тесно  связанная  с  работой различных  зон  коры  головного  мозга. Взаимодействие  блоков Лурия  подчёркивает,  что  память  не  является локальной  функцией,  а  опирается  на взаимодействие  трёх  основных  блоков  мозга: энергетического,  приёма  и  переработки информации,  а  также  программирования действий.

Мозговые механизмы памяти по Лурии

Сложная система

Согласно исследованиям А.Р. Лурии, память —

это сложная система, обеспечивающая

запоминание, хранение и воспроизведение информации, тесно связанная с работой различных зон коры головного мозга.

Взаимодействие блоков

Лурия подчёркивает, что память не является локальной функцией, а опирается на

взаимодействие трёх основных блоков мозга:

энергетического, приёма и переработки информации, а также программирования действий.

Виды  памяти  по  органам чувств Зрительная Звуковая У  60%  людей Аудиалы зрение  — главный  способ получения  и отлично запоминания информации. воспринимают всё  на  слух. Сенсорная (тактильная) Память  тела, позволяющая вспомнить обстоятельства прикосновения к вещи. Вкусовая Попробовав блюдо,  человек может  точно определить, какие  специи были использованы. Обонятельная Эмоциональная Память  о событиях, явлениях, впечатлениях, имевших  яркую окраску. Память  на запахи  —  одна из  самых мощных.

Виды памяти по органам чувств

Зрительная

Звуковая

У 60% людей

Аудиалы

зрение — главный способ получения и

отлично

запоминания информации.

воспринимают

всё на слух.

Сенсорная

(тактильная)

Память тела, позволяющая вспомнить

обстоятельства прикосновения к вещи.

Вкусовая

Попробовав блюдо, человек может точно

определить, какие специи были

использованы.

Обонятельная

Эмоциональная

Память о событиях, явлениях,

впечатлениях, имевших яркую окраску.

Память на

запахи — одна

из самых мощных.

Виды  памяти  по длительности  хранения Мгновенная Информация  остаётся  на  несколько мгновений  и  пропадает. Кратковременная Возможно  довольно  подробное воспроизведение  информации  сразу  после восприятия. Долговременная Отвечает  за  практически  вечное  хранение информации,  зависит  от  её использования.

Виды памяти по длительности хранения

Мгновенная

Информация остаётся на несколько

мгновений и пропадает.

Кратковременная

Возможно довольно подробное

воспроизведение информации сразу после восприятия.

Долговременная

Отвечает за практически вечное хранение информации, зависит от её

использования.

Виды  памяти  по  цели  и осознанности Непроизвольная Запоминание  происходит  без  усилий, информация  остаётся  в  памяти  сама по  себе.   Намеренная Запоминание  требует  целенаправленных  усилий, повторений  и  постановки  цели.   Эксплицитная Осознанное,  намеренное  вспоминание  информации.   Имплицитная Неосознанное  вспоминание  или  повторение действий  без  усилий.

Виды памяти по цели и осознанности

Непроизвольная

Запоминание происходит без усилий, информация остаётся в памяти сама по себе.

Намеренная

Запоминание требует целенаправленных усилий, повторений и постановки цели.

Эксплицитная

Осознанное, намеренное вспоминание информации.

Имплицитная

Неосознанное вспоминание или повторение

действий без усилий.

Основные  процессы  памяти Сохранение Запоминание Избирательное закрепление  образов  в памяти,  лучше  всего Сложный  процесс переработки, запоминается  значимое. упорядочения  и классификации информации. Воспроизведение Восстановление  ранее отражённого  образа  без повторного  восприятия. Забывание Важный  процесс  памяти, связанный  с реминисценцией  — улучшенным отсроченным воспроизведением.

Основные процессы памяти

Сохранение

Запоминание

Избирательное закрепление образов в памяти, лучше всего

Сложный процесс переработки,

запоминается значимое.

упорядочения и классификации информации.

Воспроизведение

Восстановление ранее отражённого образа без повторного восприятия.

Забывание

Важный процесс памяти,

связанный с реминисценцией —

улучшенным отсроченным

воспроизведением.

Взаимосвязь  видов  памяти Основа  функций Память  лежит  в основе формирования  речи, мышления,  эмоциональных реакций,  двигательных навыков  и  творческих процессов. Влияние  на  развитие Развитие  одних видов памяти  может  влиять  на развитие  других.  Например, увеличение  объёма кратковременной  памяти улучшает  оперативную,  а  её совершенствование  — долговременную. Целостная  система Все  виды  памяти функционируют взаимосвязано,  работая  как единая  целостная  система.

Взаимосвязь видов памяти

Основа функций

Память лежит в основе

формирования речи, мышления, эмоциональных реакций, двигательных навыков и творческих

процессов.

Влияние на развитие

Развитие одних видов

памяти может влиять на развитие других. Например, увеличение объёма

кратковременной памяти улучшает оперативную, а её совершенствование — долговременную.

Целостная система

Все виды памяти

функционируют

взаимосвязано, работая как

единая целостная система.

Память  и  речевая  деятельность  по  Лурии Вербальная  память Нарушения Актуальность Вербальная  память Нарушения  в  зоне  Вернике провоцируют  дефекты слухоречевой  памяти,  а Эти  данные  актуальны  для коррекции  афазий,  где восстановление  памяти  на слова  и  их  смысловых опирается  на левополушарные поражения связей  становится  основой реабилитации. механизмы,  включая префронтальной  коры  — трудности фонематический  анализ  и синтаксическое программирования речевого  высказывания. структурирование.

Память и речевая деятельность по Лурии

Вербальная память

Нарушения

Актуальность

Вербальная память

Нарушения в зоне Вернике провоцируют дефекты слухоречевой памяти, а

Эти данные актуальны для коррекции афазий, где восстановление памяти на слова и их смысловых

опирается на левополушарные

поражения

связей становится основой реабилитации.

механизмы, включая

префронтальной коры — трудности

фонематический анализ и синтаксическое

программирования речевого высказывания.

структурирование.

Практические  аспекты  реабилитации  памяти Нейропсихологическая  реабилитация Методы  должны  включать  упражнения  на  активизацию неповрежденных  звеньев  памяти. 1 Мнемотехники Использование  ассоциативных  связей  и семантического  группирования  материала. 2 Примеры При  акустико-мнестической  афазии эффективно  использование  зрительных опор  и  ритмической организации информации. 3

Практические аспекты реабилитации памяти

Нейропсихологическая реабилитация

Методы должны включать упражнения на активизацию

неповрежденных звеньев памяти.

1

Мнемотехники

Использование ассоциативных связей и

семантического группирования материала.

2

Примеры

При акустико-мнестической афазии эффективно использование зрительных опор и ритмической организации

информации.

3

Спасибо  за  внимание!

Спасибо за внимание!