Школа России
Литературное чтение
3 класс
1. Такой, который находится на далёком расстоянии…
2. О крепостных людях, слугах помещиков…
3. Места, заросшие густым непроходимым лесом…
4. Вежливый, предупредительный…
5. Непочтительный, грубый…
6. Форма устной речи, разговор двух людей…
7. Достичь результатов путём усилий и стараний…
8. Отважный, мужественный, славный своими подвигами…
9. Готовность преодолеть трудности для достижения цели…
10. Добрый к людям, ко всему окружающему…
1. Такой, который находится на далёком расстоянии… (дальний)
2. О крепостных людях, слугах помещиков… (дворовый)
3. Места, заросшие густым непроходимым лесом… (дебри)
4. Вежливый, предупредительный… (деликатный)
5. Непочтительный, грубый… (дерзкий)
6. Форма устной речи, разговор двух людей… (диалог)
7. Достичь результатов путём усилий и стараний… (добиться)
8. Отважный, мужественный, славный своими подвигами… (доблестный)
9. Готовность преодолеть трудности для достижения цели… (доблестесть)
10. Добрый к людям, ко всему окружающему… (доброжелательный)
Сегодня мы ознакомимся с рассказом А.П. Платонова “Цветок на земле”.
-Как вы понимаете название?
- О чём, по-вашему, рассказ?
- Кто герои рассказа?
- Какие могут быть события в рассказе с таким названием?
Андрей Платонович
Платонов
1899-1951
Андрей Платонович Платонов (настоящая фамилия Климентов) родился 1 сентября 1899 года в Ямской Слободе, предместье Воронежа.
Как старший в семье из 11 детей, с 14 лет начал работать. В 1919 начал писать стихи и прозу. С 1939 года стал писать для детей. Среди них сборник рассказов “Июльская гроза” (1940), в который вошли “Ещё – мама”, “Железная старуха”, “Сухой хлеб”, “Неизвестный цветок”, “Цветок на земле”, “Солдатское сердце” и т.д.
С октября 1942 года и до конца войны Платонов – фронтовой корреспондент газеты “Красная звезда”. Работать Андрей Платонович не переставал до конца. Он скончался 5 января 1951 года в Москве.
Воронеж
Подумайте, о чём мы будем читать на уроке?
Глаза жмурятся - сужаются веки
Глаза смежать- закрывать
1) - Почему Афоне стало “скучно жить на свете”?
- Сколько лет было деду Титу?
- Сколько лет было Афоне?
- От чего у деда глаза слабые стали?
2) - Как вы понимаете выражение “глаза смотрели равнодушно”?
3) - Почему Афоне опять стало скучно жить на свете?
4) - Посмотрите внимательно на текст на следующей странице. Как называется такой вид текста?
- Как вы думаете, кто с кем там говорит?
- Давайте прочитаем диалог по ролям.
- Что же хотел узнать Афоня у деда, когда тот проснулся ненадолго?
- А какие вопросы вы задаёте своим дедушкам?
- Будет ли Афоня будить деда дальше?
5) - Как заснул Афоня возле деда?
- Перечитайте ещё раз последнее предложение первого абзаца.
- Почему автор пишет, что грудь деда пахла тёплой землёю.
- Как вы думаете, удастся ли Афоне разбудить деда?
6) - Зачем Афоня остановил часы?
- Зачем же пошли дед с внуком наружу из избы?
- Как вы это понимаете?
- Как вы думаете, узнает сейчас Афоня от своего деда “про всё”?
7) - Что значит осерчал?
- О каком удивительном чуде узнал Афоня от своего деда?
- Прочитайте эти главные слова в тексте.
- Скажите, понял ли внук своего деда. Что главное?
- А как это дедушка будет жить опять из своего праха?
- Как вы думаете, чем займётся Афоня в поле?
добрый
старый
отзывчивый
большие руки
трудолюбивый пахарь
как цветок много земли испахал
святой труженик
советчик
учитель
Подберите строчки из
рассказа к иллюстрациям.
Возьмите карандаш и расставьте номера по порядку, пользуйтесь текстом.
На печи рядом с дедом.
Скучно Афоне жить на свете.
Дед Тит.
Опять скучно жить на свете.
Пошли “белый свет пытать”.
Цветок – труженик, он из смерти работает жизнь…
Проснулся ненадолго.
Гребешок для деда.
Определите, какая же главная мысль рассказа.
Цветок этот – самый труженик, он из смерти работает жизнь. Люди – пахари, хлебу помогают расти. Труд делает жизнь, создаёт её.
Прочитайте пословицы и поговорки. Объясните их смысл.
И старость не страшна, коли молодые помогут.
Молодость летает пташкой, а старость ползает черепашкой.
Не обижай малого, уважай старого – сам в почёте будешь.
Старшее поколение передает новому поколению свои знания , свой опыт, свою мудрость- взращивает семена. Молодое поколение впитывает все, набирается мудрости, чтобы семена дали крепкие ростки необходим труд.
Нарисуй обложку к рассказу.
1. Цветок.
2. Красивый, яркий.
3. Растёт, радует.
4. Цветёт на земле.
5. Радует всё живое.
- Почему рассказ назван “Цветок на земле”?
- Чему научил вас этот рассказ?
- Почему этот рассказ отнесли к этой теме “Собирай по ягодке – наберешь кузовок”?
- Что вам особенно понравилось?
-Что нового, интересного вы узнали на уроке?
у з н а л у д и в и л с я з а д у м а л с я п о в т о р и л н а у ч и л с я з а п о м н и л