СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по биологии по теме "Формы существования живой материи"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлен материал о методах биологии, основных свойствах живых организмов, формах существования живой материи, предложены задания на закрепление новых знаний.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по биологии по теме "Формы существования живой материи"»

ГАПОУ НСО «Барабинский медицинский колледж»  Формы существования живой материи. Основные свойства живого   Автор: Дъячук Л.В.

ГАПОУ НСО «Барабинский медицинский колледж»

Формы существования живой материи. Основные свойства живого

Автор: Дъячук Л.В.

Биология – наука о жизни Биология   – наука, изучающая свойства живых систем. Объектом науки – биологии является  жизнь     во всех ее проявлениях и формах, а также на разных  уровнях. Биология тесно связана с другими науками – химией, физикой, экологией, географией. Биология делится на множество частных наук, изучающих различные биологические объекты: биология растений и животных, физиология растений, морфология, генетика, систематика, селекция, микология, гельминтология и множество других наук.

Биология – наука о жизни

  • Биология   – наука, изучающая свойства живых систем.
  • Объектом науки – биологии является  жизнь     во всех ее проявлениях и формах, а также на разных  уровнях.
  • Биология тесно связана с другими науками – химией, физикой, экологией, географией.
  • Биология делится на множество частных наук, изучающих различные биологические объекты: биология растений и животных, физиология растений, морфология, генетика, систематика, селекция, микология, гельминтология и множество других наук.
Методы биологии Метод   – это путь исследования, который проходит ученый, решая какую-либо научную задачу, проблему. 1.Универсальные: Моделирование  – метод, при котором создается некий образ объекта, модель, с помощью которой ученые получают необходимые сведения об объекте.

Методы биологии

  • Метод   – это путь исследования, который проходит ученый, решая какую-либо научную задачу, проблему.
  • 1.Универсальные:
  • Моделирование  – метод, при котором создается некий образ объекта, модель, с помощью которой ученые получают необходимые сведения об объекте.
Методы биологии Наблюдение   – метод, с помощью которого исследователь собирает информацию об объекте (можно визуально наблюдать за поведением животных,  с помощью приборов за изменениями в живых объектах, за сезонными изменениями в природе).

Методы биологии

  • Наблюдение   – метод, с помощью которого исследователь собирает информацию об объекте (можно визуально наблюдать за поведением животных,  с помощью приборов за изменениями в живых объектах, за сезонными изменениями в природе).
Методы биологии Эксперимент (опыт)   – метод, с помощью которого проверяют результаты наблюдений, выдвинутые предположения – гипотезы.  

Методы биологии

  • Эксперимент (опыт)   – метод, с помощью которого проверяют результаты наблюдений, выдвинутые предположения – гипотезы.

 

Методы биологии Проблема   – вопрос, задача, требующие решения. Решение проблемы ведет к получению нового знания. Научная проблема всегда скрывает какое-то противоречие между известным и неизвестным. Гипотеза   – предположение, предварительное решение поставленной проблемы. Выдвигая гипотезы, исследователь ищет взаимосвязи между фактами, явлениями, процессами. Теория   – это обобщение основных идей в какой-либо научной области знания.

Методы биологии

  • Проблема   – вопрос, задача, требующие решения. Решение проблемы ведет к получению нового знания. Научная проблема всегда скрывает какое-то противоречие между известным и неизвестным.
  • Гипотеза   – предположение, предварительное решение поставленной проблемы. Выдвигая гипотезы, исследователь ищет взаимосвязи между фактами, явлениями, процессами.
  • Теория   – это обобщение основных идей в какой-либо научной области знания.
Методы биологии 2.Частные научные методы: Генеалогический   – применяется при составлении родословных людей, выявлении характера наследования некоторых признаков.

Методы биологии

  • 2.Частные научные методы:
  • Генеалогический   – применяется при составлении родословных людей, выявлении характера наследования некоторых признаков.
Методы биологии Исторический  – установление взаимосвязей между фактами, процессами, явлениями, происходившими на протяжении исторически длительного времени (несколько миллиардов лет).

Методы биологии

  • Исторический  – установление взаимосвязей между фактами, процессами, явлениями, происходившими на протяжении исторически длительного времени (несколько миллиардов лет).
Методы биологии Палеонтологический  – метод, позволяющий выяснить родство между древними организмами, останки которых находятся в земной коре, в разных геологических слоях.

Методы биологии

  • Палеонтологический  – метод, позволяющий выяснить родство между древними организмами, останки которых находятся в земной коре, в разных геологических слоях.
Методы биологии Центрифугирование  – разделение смесей на составные части под действием центробежной силы. Применяется при разделении органоидов клетки, легких и тяжелых фракций (составляющих) органических веществ и т.д.

Методы биологии

  • Центрифугирование  – разделение смесей на составные части под действием центробежной силы. Применяется при разделении органоидов клетки, легких и тяжелых фракций (составляющих) органических веществ и т.д.
Методы биологии Цитологический  или  цитогенетический  – исследование строения клетки, ее структур с помощью различных микроскопов.

Методы биологии

  • Цитологический  или  цитогенетический  – исследование строения клетки, ее структур с помощью различных микроскопов.
Методы биологии Биохимический  – исследование химических процессов, происходящих в организме.

Методы биологии

  • Биохимический  – исследование химических процессов, происходящих в организме.
Основные признаки живых организмов Химический состав живого В состав живых организмов входят те же химические элементы, что и в объектах неживой природы, но соотношение элементов разное, в живых организмах больше всего содержится водорода, кислорода углерода и азота.

Основные признаки живых организмов

  • Химический состав живого
  • В состав живых организмов входят те же химические элементы, что и в объектах неживой природы, но соотношение элементов разное, в живых организмах больше всего содержится водорода, кислорода углерода и азота.
Основные признаки живых организмов 2. Обмен веществ Совокупность реакций поступления веществ, усвоение питательных веществ и выведение наружу продуктов жизнедеятельности.

Основные признаки живых организмов

2. Обмен веществ

Совокупность реакций поступления веществ, усвоение питательных веществ и выведение наружу продуктов жизнедеятельности.

Основные признаки живых организмов 3. Самовоспроизведение Это одно из основных свойств живых организмов. Размножение – это способность воспроизводить себе подобных.

Основные признаки живых организмов

3. Самовоспроизведение

Это одно из основных свойств живых организмов. Размножение – это способность воспроизводить себе подобных.

Основные признаки живых организмов 4. Наследственность Способность организмов передавать свои признаки, свойства и особенности развития из поколения в поколение. 5. Изменчивость Способность организма приобретать новые признаки и свойства.

Основные признаки живых организмов

4. Наследственность

  • Способность организмов передавать свои признаки, свойства и особенности развития из поколения в поколение.

5. Изменчивость

  • Способность организма приобретать новые признаки и свойства.
Основные признаки живых организмов 6. Рост и развитие Развитие – необратимое, направленное, закономерное изменение объектов живой природы. Результат этого процесса – новое качественное состояние организма. Развитие представлено онтогенезом – индивидуальное развитие и филогенезом – историческое развитие. Развитие сопровождается ростом – увеличение массы. Оно обусловлено репродукцией макромолекул клеток.

Основные признаки живых организмов

6. Рост и развитие

  • Развитие – необратимое, направленное, закономерное изменение объектов живой природы. Результат этого процесса – новое качественное состояние организма. Развитие представлено онтогенезом – индивидуальное развитие и филогенезом – историческое развитие.
  • Развитие сопровождается ростом – увеличение массы. Оно обусловлено репродукцией макромолекул клеток.
Основные признаки живых организмов 7. Раздражимость Это способность реагировать на изменение внешней и внутренней среды. Реакции живых организмов на раздражение окружающей среды через посредство нервной системы – рефлексы.

Основные признаки живых организмов

7. Раздражимость

  • Это способность реагировать на изменение внешней и внутренней среды.
  • Реакции живых организмов на раздражение окружающей среды через посредство нервной системы – рефлексы.
Основные признаки живых организмов 8. Дискретность Это всеобщее свойство материи, означает, что отдельный организм состоит из отдельных, но тесно связанных между собой частей. Дискретность строения организма – основа его структурной упорядоченности, она создаёт возможность постоянного самообновления его путём замены «износившихся структурных элементов» без прекращения выполнения функций.

Основные признаки живых организмов

8. Дискретность

  • Это всеобщее свойство материи, означает, что отдельный организм состоит из отдельных, но тесно связанных между собой частей.
  • Дискретность строения организма – основа его структурной упорядоченности, она создаёт возможность постоянного самообновления его путём замены «износившихся структурных элементов» без прекращения выполнения функций.
Основные признаки живых организмов 9. Саморегуляция Это способность живых организмов в изменяющихся условиях внешней среды поддерживать постоянство своего химического состава. 10. Ритмичность Это повторение одного и того же события через равные промежутки времени (спячка животных, чередование фаз сна, отлёт и прилёт птиц), благодаря ритмичности происходит приспособление организма к меняющимся условиям среды.

Основные признаки живых организмов

9. Саморегуляция

  • Это способность живых организмов в изменяющихся условиях внешней среды поддерживать постоянство своего химического состава.

10. Ритмичность

  • Это повторение одного и того же события через равные промежутки времени (спячка животных, чередование фаз сна, отлёт и прилёт птиц), благодаря ритмичности происходит приспособление организма к меняющимся условиям среды.
Основные признаки живых организмов Энергозависимость Живые организмы существуют за счёт поступающей из вне энергии (энергия поступает из пищи). Таким образом, живое представляет собой особую ступень развития материи.

Основные признаки живых организмов

  • Энергозависимость
  • Живые организмы существуют за счёт поступающей из вне энергии (энергия поступает из пищи).
  • Таким образом, живое представляет собой особую ступень развития материи.
Основные формы жизни Неклеточные формы К неклеточным формам жизни относятся вирусы и бактериофаги.   Вирусы  – это внутриклеточные, потенциально патогенные агенты с инфекционной фазой развития.

Основные формы жизни

  • Неклеточные формы
  • К неклеточным формам жизни относятся вирусы и бактериофаги.
  •   Вирусы  – это внутриклеточные, потенциально патогенные агенты с инфекционной фазой развития.
Основные формы жизни Клеточные формы Известно два типа организмов, имеющих клеточное строение, это - прокариоты (бактерии и синезеленые водоросли) и эукариоты (простейшие, грибы, растения, животные).

Основные формы жизни

  • Клеточные формы
  • Известно два типа организмов, имеющих клеточное строение, это - прокариоты (бактерии и синезеленые водоросли) и эукариоты (простейшие, грибы, растения, животные).
Основные формы жизни Прокариоты  — организмы, состоящие из клеток, которые не имеют клеточного ядра или любых мембранных органелл. Следовательно, генетический материал ДНК у прокариот не связан в ядре. Большинство прокариот состоят только из одной клетки (одноклеточные), но есть несколько и многоклеточных.

Основные формы жизни

  • Прокариоты  — организмы, состоящие из клеток, которые не имеют клеточного ядра или любых мембранных органелл. Следовательно, генетический материал ДНК у прокариот не связан в ядре. Большинство прокариот состоят только из одной клетки (одноклеточные), но есть несколько и многоклеточных.
Основные формы жизни Эукариоты  — живые организмы, клетки которых содержат ядро и мембранные органеллы. Генетический материал у эукариотов находится в ядре, а ДНК организовано в хромосомы. Эукариотические организмы могут быть одноклеточными и многоклеточными. Все животные являются эукариотами, к которым также относятся растения, грибы и простейшие .

Основные формы жизни

  • Эукариоты  — живые организмы, клетки которых содержат ядро и мембранные органеллы. Генетический материал у эукариотов находится в ядре, а ДНК организовано в хромосомы. Эукариотические организмы могут быть одноклеточными и многоклеточными. Все животные являются эукариотами, к которым также относятся растения, грибы и простейшие .
Выполните задания: Заполните таблицу: Основные формы жизни Форма жизни Краткая характеристика Неклеточные организмы Прокариоты   Примеры     Эукариоты      

Выполните задания:

  • Заполните таблицу:

Основные формы жизни

Форма жизни

Краткая характеристика

Неклеточные организмы

Прокариоты

 

Примеры

 

 

Эукариоты

 

 

 

Выберите правильный ответ: А 1. Биология как наука изучает 1) общие признаки строения растений и животных 2) взаимосвязь живой и неживой природы 3) процессы, происходящие в живых системах 4) происхождение жизни на Земле А 2. И.П. Павлов в своих работах по пищеварению применял метод исследования: 1) исторический 2) описательный 3) экспериментальный 4) биохимический

Выберите правильный ответ:

  • А 1. Биология как наука изучает

1) общие признаки строения растений и животных

2) взаимосвязь живой и неживой природы

3) процессы, происходящие в живых системах

4) происхождение жизни на Земле

  • А 2. И.П. Павлов в своих работах по пищеварению применял метод исследования:

1) исторический

2) описательный

3) экспериментальный

4) биохимический

А 3. Предположение Ч. Дарвина о том, что у каждого современного вида или группы видов были общие предки – это: 1) теория 2) гипотеза 3) факт 4) доказательство   А 4. Эмбриология изучает 1) развитие организма от зиготы до рождения 2) строение и функции яйцеклетки 3) послеродовое развитие человека 4) развитие организма от рождения до смерти
  • А 3. Предположение Ч. Дарвина о том, что у каждого современного вида или группы видов были общие предки – это:

1) теория

2) гипотеза

3) факт

4) доказательство

 

  • А 4. Эмбриология изучает

1) развитие организма от зиготы до рождения

2) строение и функции яйцеклетки

3) послеродовое развитие человека

4) развитие организма от рождения до смерти

А 5. Количество и форма хромосом в клетке устанавливается методом исследования 1) биохимическим 2) цитологическим 3) центрифугированием 4) сравнительным А 6. Селекция как наука решает задачи 1) создания новых сортов растений и пород животных 2) сохранения биосферы 3) создания агроценозов 4) создания новых удобрений
  • А 5. Количество и форма хромосом в клетке устанавливается методом исследования

1) биохимическим

2) цитологическим

3) центрифугированием

4) сравнительным

  • А 6. Селекция как наука решает задачи

1) создания новых сортов растений и пород животных

2) сохранения биосферы

3) создания агроценозов

4) создания новых удобрений

А 7. Закономерности наследования признаков у человека устанавливаются методом 1) экспериментальным 2) гибридологическим 3) генеалогическим 4) наблюдения   А 8. Специальность ученого, изучающего тонкие структуры хромосом, называется: 1) селекционер 2) цитогенетик 3) морфолог 4) эмбриолог
  • А 7. Закономерности наследования признаков у человека устанавливаются методом

1) экспериментальным

2) гибридологическим

3) генеалогическим

4) наблюдения

 

  • А 8. Специальность ученого, изучающего тонкие структуры хромосом, называется:

1) селекционер

2) цитогенетик

3) морфолог

4) эмбриолог

А 9. Систематика – это наука, занимающаяся 1) изучением внешнего строения организмов 2) изучением функций организма 3) выявлением связей между организмами 4) классификацией организмов   А 10. Возникновение мутаций связано с таким свойством организма, как 1) наследственность 3) раздражимость 2) изменчивость 4) самовоспроизведение
  • А 9. Систематика – это наука, занимающаяся

1) изучением внешнего строения организмов

2) изучением функций организма

3) выявлением связей между организмами

4) классификацией организмов

 

  • А 10. Возникновение мутаций связано с таким свойством организма, как

1) наследственность 3) раздражимость

2) изменчивость 4) самовоспроизведение

А 11. Отдергивание руки от горячего предмета – это пример 1) раздражимости 2) способности к адаптациям 3) наследования признаков от родителей 4) саморегуляции А 12. Фотосинтез, биосинтез белков – это примеры 1) пластического обмена веществ 2) энергетического обмена веществ 3) питания и дыхания 4) гомеостаза
  • А 11. Отдергивание руки от горячего предмета – это пример

1) раздражимости

2) способности к адаптациям

3) наследования признаков от родителей

4) саморегуляции

  • А 12. Фотосинтез, биосинтез белков – это примеры

1) пластического обмена веществ

2) энергетического обмена веществ

3) питания и дыхания

4) гомеостаза

А 13. Какой из терминов является синонимом понятия «обмен веществ»? 1) анаболизм 3) ассимиляция 2) катаболизм 4) метаболизм   А 14. Клеточное строение – важный признак живого – характерен : 1) для бактериофагов; 2) вирусов; 3) кристаллов; 4) бактерий.  
  • А 13. Какой из терминов является синонимом понятия «обмен веществ»?

1) анаболизм 3) ассимиляция

2) катаболизм 4) метаболизм

 

  • А 14. Клеточное строение – важный признак живого – характерен :

1) для бактериофагов; 2) вирусов;

3) кристаллов; 4) бактерий.

 

Эталоны ответов А1 -3 А2 -3 А3 - 2 А4 -1 А5 -2 А6 - 1 А7 - 3 А8 - 2 А9 - 4 А10 - 2 А11 - 1 А12 -1 А13 - 4 А14 - 4

Эталоны ответов

  • А1 -3 А2 -3 А3 - 2 А4 -1 А5 -2 А6 - 1 А7 - 3 А8 - 2

А9 - 4 А10 - 2 А11 - 1 А12 -1 А13 - 4 А14 - 4

Список использованных источников 1.Биология [Текст]: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования / Н.В. Чебышев, Г.Г.Гринёва, Г.С. Гузикова; под ред. Н.В.Чебышева. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 416 с. 2. Биология [Текст]: учебное пособие для учащихся медицинских училищ / Ярыгин В.Н., Волков Н.И., Васильев В.И.; под ред. В.Н. Ярыгина. – М.: Медицина, 1987. – 448 с.: ил. 3.Биология. 11 класс [Текст]: поурочные планы по учебнику В. И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой «Общая биология. 10-11 классы» / сост. Т.В. Зарудняя. – Волгоград: Учитель, 2011. – 127 с. Яндекс картинки https://yandex.ru/images/search?textD0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B8&stype=image&lr=65&noreask=1&parent-reqid=1475903999184409-13365433093687541860103608-sfront6-016&source=wiz
  • Список использованных источников
  • 1.Биология [Текст]: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования / Н.В. Чебышев, Г.Г.Гринёва, Г.С. Гузикова; под ред. Н.В.Чебышева. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 416 с.
  • 2. Биология [Текст]: учебное пособие для учащихся медицинских училищ / Ярыгин В.Н., Волков Н.И., Васильев В.И.; под ред. В.Н. Ярыгина. – М.: Медицина, 1987. – 448 с.: ил.
  • 3.Биология. 11 класс [Текст]: поурочные планы по учебнику В. И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой «Общая биология. 10-11 классы» / сост. Т.В. Зарудняя. – Волгоград: Учитель, 2011. – 127 с.
  • Яндекс картинки https://yandex.ru/images/search?textD0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B8&stype=image&lr=65&noreask=1&parent-reqid=1475903999184409-13365433093687541860103608-sfront6-016&source=wiz