Актуальность олимпиадной деятельности:
- развитие творческой, социально-активной личности;
- выявление познавательных интересов и потребностей;
- развитие познавательных способностей учащихся;
- активизации познавательной самостоятельности обучаемых;
- развитие способности к самопознанию и самореализации;
- повышение интереса учащихся к изучению школьных дисциплин;
- выявление талантливых учащихся.
П р е д м е т н а я о л и м п и а д а —
состязание учащихся учреждений среднего общего, высшего или профессионального образования, требующее от участников демонстрации знаний и навыков в области одной или
нескольких изучаемых дисциплин.
Организационные принципы олимпиадного конкурса:
- состоит из нескольких этапов, которые условно тоже принято называть олимпиадами, проходит в заранее
- правила напечатаны на отдельном листе
выбранном учебном заведении;
для каждого участника;
- на всех олимпиадах присутствуют наблюдатели и ведущие олимпиады;
- после идентификации участники
- после выполнения заданий участник по своему усмотрению волен завершить
располагаются в аудиториях;
работу раньше отведённого времени и уйти;
- ведущие объясняют правила и ход работы, раздают задания и необходимые вспомогательные материалы;
- по завершении олимпиад производится
анализ работ участников и подсчёт баллов;
- лучшим участникам предлагается готовиться к следующему этапу олимпиады;
- призёры олимпиад обычно получают
дипломы и награды.
Основная цель школьной олимпиады:
- выявление талантливых учащихся;
- развитие творческих способностей и интереса к научно- исследовательской деятельности у обучающихся;
- создание необходимых условий для поддержки одарённых
детей;
- распространение и популяризация научных знаний среди молодёжи.
Этапы проведения олимпиад :
отборочный - заключительный -
проводится в очной/заочной
проводится в очной форме в период с 1 февраля по 31 марта.
форме в период с 1 сентября по 31 января.
Уровни предметных олимпиад школьников:
1 2 3
Ежегодное участие в олимпиаде не менее 3000 обучающихся о/у РФ, осваивающих
Ежегодное участие в олимпиаде не менее 300 обучающихся о/у РФ, осваивающих
Ежегодное участие в олимпиаде не менее 1500 обучающихся о/у РФ, осваивающих
общеобразовательные программы среднего общего образования, из 20 и более субъектов РФ на протяжении двух и более лет.
общеобразовательные программы среднего общего образования, из 3 и более субъектов РФ на протяжении двух и более лет.
общеобразовательные программы среднего общего образования, из 10 и более субъектов РФ на протяжении двух и более лет.
Перечень предметов:
- Экология.
- География.
- Астрономия.
- История.
- Обществознание.
- Экономика.
- Право.
- Искусство (мировая художественная
культура).
- Физическая культура.
- Технология.
- Основы безопасности жизнедеятельности.
- Английский язык.
- Немецкий язык.
- Французский язык.
- Испанский язык.
- Итальянский язык.
- Информатика и ИКТ.
Этапы проведения олимпиад:
1. Школьный : организуется о/у в октябре — ноябре; участвуют учащиеся 5— 11 кл.; проводится по заданиям
2. Муниципальный : организуется органами местного самоуправления в ноябре — декабре; участвуют учащиеся 7— 11 кл.; проводится по заданиям
предметно-методических комиссий муниципального этапа.
предметно-методических комиссий
регионального этапа.
3. Региональный : организуется
4. Заключительный :
органами государственной власти РФ в
организуется Министерством образования и науки РФ в марте — апреле; участвуют победители заключительного этапа.
январе — феврале; участвуют учащиеся 9— 11 классов о/у; проводится по
олимпиадным заданиям центральной предметно-методической комиссии Олимпиады.
Влияние олимпиадного движения
отрицательное -
- сложность заданий отталкивает
учащихся от участия;
- утрата интереса к решению
сложных заданий и потеря наукой
ценного кадра;
интенсивным тренингом.
- льготы и премии для победителей и
- популяризация наук и выявление талантливых школьников;
- выявление будущих учёных;
- престиж страны и доказательство превосходства системы образования и подготовки;
- рейтинг школы.
Принципы подготовки учащихся к олимпиаде:
- Максимальная самостоятельность – возможность
самостоятельного решения заданий.
- Принцип активности знаний. Запас знаний находится в активном применении.
- Принцип опережающего уровня сложности. Подготовка по заданиям высокого уровня сложности.
- Анализ результатов прошедших олимпиад (упущения, недостатки, находки, не учтённые в предыдущей деятельности, как учителя, так и ученика).
- Правильный настрой учащегося: «Главное не победа, главное – участие».
- Принцип добровольного участия. Неприемлем принцип
«административного давления».
Профессионально - значимые качества учителя, работающего с участниками олимпиады:
- Умение распознавать признаки одарённости ребёнка в разных сферах его
деятельности.
- Умение строить обучение в соответствии с результатами диагностики.
- Умение координировать свои действия с действиями родителей.
- Умение консультировать родителей и учащихся.
- Профессиональная зрелость.
- Теоретическая и практическая подготовка для работы с одарёнными
детьми.
- Эмоциональная стабильность.
- Способность к самоанализу.
- Чуткость, доброжелательность, наличие чувства юмора.
- Знакомство с концептуальными моделями обучения и развития
одарённых детей.
Общая схема работы учителя:
1. Выявление наиболее подготовленных, одарённых и заинтересованных школьников:
- через наблюдения в ходе уроков;
- организацию исследовательской, кружковой работы и проведение других
внеклассных мероприятий по предметам;
- оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам.
2. Создание творческой группы учащихся-олимпиадников, которая позволяет:
- реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах,
психологическую подготовку новых участников;
- уменьшить нагрузку учителя (старшеклассники, обучая других, будут совершенствовать и свои знания).
.
Общая схема работы учителя:
3.Составление плана работы:
- при планировании работы с группой школьников избегаем формализма и излишней заорганизованности;
- оптимально выстраиваем индивидуальные образовательные траектории для
каждого участника;
- предусматриваем возможность отдыха, релаксации;
- основная форма работы на занятиях - различные формы индивидуальной и парной работы.
4.Выполнение плана:
- через поурочную систему;
- ф а к у л ь тат и вны е з а н я т и я;
- элективные курсы;
- интенсивные тренинги;
- самостоятельную работу.
План мероприятий при подготовке учащихся к олимпиадам:
- Первичное анкетирование учащихся на выявление их общей и предметной одарённости.
- Разработка программы по работе с одарёнными учащимися при
подготовке к олимпиадам.
- Формирование нормативно-правовой базы учреждения по работе с одарёнными детьми.
- Утверждение расписания курсов по выбору и факультативов, нацеленных на развитие интеллектуальных способностей
учащихся.
- Формирование индивидуальных образовательных программ учащихся по предметам.
- Проведение школьных олимпиад.
План мероприятий при подготовке учащихся к олимпиадам:
- Участие в муниципальном, региональном и заключительном этапах.
- Создание системы дистанционного участия детей в предметных
олимпиадах.
- Организация исследовательской работы учащихся.
- Сотрудничество с коллегами, администрацией.
- Работа с родителями.
- Отслеживание результативности участия школьников в
олимпиадах различного уровня.
Индивидуальный план работы с учащимся
Цели индивидуальной работы:
Задачи индивидуальной работы:
Содержание учебной деятельности:
Используемые виды деятельности:
Используемые технологии развития мыслительной деятельности учащихся: Источники дополнительной информации:
Планируемые результаты индивидуальной работы:
График индивидуальных занятий с учителем:
Заключение о выполнении индивидуального плана: