Просмотр содержимого документа
«Презентация по основам финансовой грамотности»
Государственные финансы. Государственный бюджет. х
Государственные финансы – это совокупность финансовых отношений по формированию и использованию общегосударственных, административно-управленческих единиц и государственных (казенных) предприятий.
Через государственные финансы аккумулируются финансовые ресурсы и реализуется политика государства – общая экономическая, финансово-кредитная, инвестиционная, внешнеэкономическая и социальная. Денежные средства поступают в госбюджет через различные каналы: - налоги , - таможенные сборы, - рентные поступления, - специальные платежи по экспорту и иные ресурсы.
Министерство финансов – центральный финансовый орган государственного управления. Основные задачи министерства финансов: - разработка проекта государственного бюджета; - контроль за финансовой дисциплиной в государстве; - точное исполнение финансовых обязанностей федерального правительства; - оказание содействия региональным финансовым властям. Министерство финансов действует вместе с Центральным банком.
Государственный бюджет – это финансовая основа деятельности федерального (в федеративных государствах) или центрального (в унитарных государствах) правительства. Государственный бюджет является централизованным денежным фондом (отражает доходы и расходы государства, разрабатывается министерством финансов, утверждается парламентом, принимается на 1 год).
Части государственного бюджета:
1. доходная часть (показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования всех сфер жизни общества);
2. расходная часть (показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства).
Источники государственного бюджета:
- налоги ;
- государственные займы (ценные бумаги, казначейские векселя и др.);
- эмиссия (дополнительный выпуск) бумажных и кредитных денег);
- займы у международных организаций .
Основные финансовые операции государственного бюджета: расходы, доходы, государственные займы. Основные бюджетные принципы: 1. Принцип единства (сосредоточение в бюджете всех расходов и доходов государства); 2. Принцип полноты (учет по каждой статье бюджета всех затрат и поступлений); 3. Принцип реальности (правдивое отражение доходов и расходов государства); 4. Принцип гласности (открытость и необходимость информирования общества обо всех расходах и источниках доходов).
Функции госбюджета:
1. фискальная (формирование финансовой базы бюджета);
2. экономическое регулирование ;
3. социальная (использование государственного бюджета для защиты нуждающихся слоев населения).
Виды государственного бюджета: 1. сбалансированный (доходы и расходы совпадают); 2. дефицитный (государственные расходы больше доходов, т.е. расходы превышают доходы); 3. профицитный (государственные расходы меньше доходов и налогов и платежей, т.е. доходы превышают расходы)
Государственный долг - это сумма ссуд взятых государственными органами. Виды государственного долга: 1. внутренний (долговые обязательства федерального правительства перед юридическими и физическими лицами, выраженные в национальной валюте); 2. внешний (задолженность государства по непогашенным внешним займам и не выплаченным по ним процентам международным и государственным банкам, организациям, правительствам, частным иностранным банкам и др.)
Реструктуризация долга – процесс, при котором пересматриваются условия обслуживания долга. Реструктуризация проводится тогда, когда страна не может осуществлять выплаты в соответствии с первоначальными соглашениями о предоставлении займа. Меры по управлению государственным долгом: 1. недопущение долговой ловушки , при которой все ресурсы работают на выплату долга, а не на увеличение национального богатства; 2. поиск средств для выплаты долга; 3. эффективное использование средств заимствования, т.е. направление их в проекты, которые в отведенный срок позволят обеспечить доходы, превышающие размер долга и проценты по нему; 4. нейтрализация негативных последствий государственного долга.