Основные категории педагогики
План
Основные категории педагогики.
Виды воспитания.
Категории педагогики
Иерархическая структура педагогических категорий.
Основные категории педагогики
Основные категории педагогики
В период становления педагогики как науки были определены следующие фундаментальные категории (основные понятия педагогики) —
воспитание, обучение, образование , развитие, формирование.
Основные категории педагогики
Воспитание
Воспитание - это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.
(И.П. Павлов)
Смысл воспитания - это воспитание такой личности, которая бы гармонично влилась бы в общество.
В современной науке под «воспитанием» как общественным явлением понимают передачу исторического и культурного опыта от поколения к поколению.
воспитатель:
1) передает опыт, накопленный человечеством;
2) вводит в мир культуры;
3) стимулирует к самовоспитанию;
4) помогает разобраться в трудных жизненных ситуациях и найти выход из сло жившегося положения.
В свою очередь воспитанник:
1) овладевает опытом человеческих отношений и основами культуры;
2) работает над собой;
3) обучается способам общения и манерам поведения.
Основные категории педагогики
Воспитание
Воспитание в социальном смысле понимается как социальное явление, функция общества, которая заключается в подготовке подрастающего поколения к жизни.
Воспитание в педагогическом смысле – целенаправленный процесс, целью которого выступает накопление ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта.
Основные категории педагогики
Виды воспитания
По содержанию воспитания :
- Умственное;
- Трудовое;
- Физическое;
- Нравственное;
- Эстетическое;
- Правовое;
- Половое;
- Экономическое;
- Экологическое.
Основные категории педагогики
Виды воспитания
По институциональному признаку:
- Семейное;
- Религиозное;
- Социальное (в узком смысле);
- Дизсоциальное (асоциальное);
- Коррекционное.
Социальный институт или общественный институт (от лат. institutum — установление, учреждение) — внутрисоциальное образование, в преемственности поколений несущее специфический набор функций, которые другие общественные институты и люди поодиночке не могут выполнять либо вообще, либо с уровнем качества, необходимым для устойчивости общества и его развития.
Основные категории педагогики
Виды воспитания
По доминирующим принципам и стилю отношений:
- Авторитарное;
- Свободное;
- Демократическое.
Основные категории педагогики
Модели взаимодействия
Партнерская.
Субъект – субъект.
Педагог
Учащийся
Учащийся
Учащийся
Модели взаимодействия
Лидерская.
Субъект – субъект.
Основные категории педагогики
9
Воспитание и обучение
Обучение
Воспитание
Развитие личности
Эти качества характеризуют не только мировоззрение человека, но и социальные, нравственные позиции; индивидуальные устремления. Накопление и передача опыта культуры и цивилизации во взаимосвязи с ростом научного знания стали не только неотъемлемой функцией общества, но и условием его развития. В настоящее время образование и воспитание рассматриваются как основные факторы формирования общества и государства, науки и культуры.
Воспитание диалектически взаимосвязано с обучением. Оно способствует развитию и утверждению основных качеств личности, проявляющихся в поступках.
В настоящее время образование и воспитание рассматриваются как основные факторы формирования общества и государства, науки и культуры.
Задача воспитания .Выражает историческую потребность общества в подготовке поколения, способного реализовывать определенные общественные функции и социальные роли.
системы, обусловливающие характер и задачи воспитания, соответствуют сложившимся этнонациональным традициям, особенностям общественно-исторической формации, определенной ценностной иерархии, а также политической и идеологической доктрине государства.
В мировой практике известны такие системы воспитания, как «спартанская», «система рыцарского воспитания», «домострой», «воспитание джентльмена», «система коллективных творческих дел».
Формирование общества
Основные категории педагогики
Обучение
О бучение — понимается как процесс взаимодействия педагога и учащихся, в результате которого обеспечивается развитие учащегося , передача знаний, умений, навыков
При этом учитель:
1) преподает — целенаправленно передает знания, жизненный опыт, способы деятельности, основы культуры и научного знания;
2) руководит процессом освоения знаний, навыков и умений;
3) создает условия для развития личности учащихся (памяти, внимания, мышления).
В свою очередь ученик:
1) учится — овладевает передаваемой информацией и выполняет учебные задания с помощью учителя, совместно с одноклассниками или самостоятельно;
2) пытается самостоятельно наблюдать, сравнивать, мыслить;
3) проявляет инициативу в поиске новых знаний, дополнительных источников информации (справочник, учебник, Internet), занимается самообразованием.
Основные категории педагогики
Воспитание и обучение
Диалектическое отношение «обучение—воспитание» направлено прежде всего на развитие деятельностных и личностных характеристик человека на основе его интересов, приобретенных знаний, умений и навыков
Основные категории педагогики
Образование
Образование – это целенаправленный процесс обучения и воспитания личности в интересах личности, общества, государства
О бразование — понимается как:
1) ценность развивающегося человека и общества;
2) процесс обучения и воспитания человека;
3) как результат последнего;
4) как система.
Вся совокупность образовательных (или учебных и воспитательных) учреждений выстраивается в систему в рамках конкретного города, региона, страны.
На протяжении веков оформлялись разные воспитательные и образовательные учреждения. К ним относятся: детские сады, школы-гимназии, школы-интернаты, лицеи, колледжи, институты, университеты, академии, дома молодежи, дворцы творчества, центры развития, комнаты школьника.
Основные категории педагогики
Развитие
Развитие – это процесс и результат количественных и качественных изменений, происходящих в организме человека
Развитие — необратимый процесс, направленный на изменение материальных и духовных объектов с целью их усовершенствования. Изменение материи и сознания, их универсальное свойство, всеобщий принцип объяснения истории природы, общества и познания.
Основные категории педагогики
Формирование
- Формирование – это процесс становления человека, как социального существа под воздействием определенных факторов: социальных, экономических, психологических, идеологических, воспитания и др. Социальная сущность человека – личность.
Основные категории педагогики
Педагогическая деятельность
Педагогическая деятельность – это деятель но сть, которая обеспечивает отношения, возникающие между людьми при передаче духовно-практического опыта от поколения к поколению.
Основные категории педагогики
Научная педагогическая деятельность
Научная педагогическая деятельность – это вид педагогической деятельности, целью которой является получение новых знаний о педагогических отношениях взрослых и детей и формах их развития.
Основные категории педагогики
Практическая педагогическая деятельность
Практическая педагогическая деятельность – это вид педагогической деятельности, целью которой является передача необходимой части культуры и опыта старшего поколения младшему.
Научная педагогическая деятельность состоит из двух видов: теоретической и экспериментальной .
Научная деятельность изучает всю совокупность отношений, возникающих в педагогической сфере, и вырабатывает рекомендации, нормы и формы научной организации практической деятельности.
Основные категории педагогики
Основные категории педагогики