Просмотр содержимого документа
«Презентация по русскому языку на тему: "Деепричастие" (7 класс)»
Деепричастие
7 класс
Составила:
Егорова Галина Евгеньевна
Учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ №398 Санкт-Петербурга
Деепричастие – это…
самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом.
В деепричастии совмещены признаки глагола и наречия.
Морфологические признаки деепричастия
ГЛАГОЛ
НАРЕЧИЕ
Признаки наречия:
Признаки глагола:
- не изменяется ни по лицам, ни по числам, ни по родам, ни по падежам.
- не изменяется ни по лицам, ни по числам, ни по родам, ни по падежам.
- не изменяется ни по лицам, ни по числам, ни по родам, ни по падежам.
- не изменяется ни по лицам, ни по числам, ни по родам, ни по падежам.
- не изменяется ни по лицам, ни по числам, ни по родам, ни по падежам.
- не изменяется ни по лицам, ни по числам, ни по родам, ни по падежам.
- не изменяется ни по лицам, ни по числам, ни по родам, ни по падежам.
- не изменяется ни по лицам, ни по числам, ни по родам, ни по падежам.
вид –
- совершенный (что сделав? улыбнувшись);
- несовершенный (что делая? улыбаясь);
- В предложении деепричастие связано со сказуемым («довесок» к сказуемому), является обстоятельством и отвечает на вопросы как? когда? с какой целью?
- В предложении деепричастие связано со сказуемым («довесок» к сказуемому), является обстоятельством и отвечает на вопросы как? когда? с какой целью?
- В предложении деепричастие связано со сказуемым («довесок» к сказуемому), является обстоятельством и отвечает на вопросы как? когда? с какой целью?
- В предложении деепричастие связано со сказуемым («довесок» к сказуемому), является обстоятельством и отвечает на вопросы как? когда? с какой целью?
- В предложении деепричастие связано со сказуемым («довесок» к сказуемому), является обстоятельством и отвечает на вопросы как? когда? с какой целью?
- В предложении деепричастие связано со сказуемым («довесок» к сказуемому), является обстоятельством и отвечает на вопросы как? когда? с какой целью?
- В предложении деепричастие связано со сказуемым («довесок» к сказуемому), является обстоятельством и отвечает на вопросы как? когда? с какой целью?
- В предложении деепричастие связано со сказуемым («довесок» к сказуемому), является обстоятельством и отвечает на вопросы как? когда? с какой целью?
переходность –
- переходное (скрестив (что?) руки);
- непереходное (дойдя (куда?) до реки);
возвратность – дерущийся.
Деепричастие как самостоятельная часть речи
Запятыми выделяется, как правило, и одиночное деепричастие:
Он бежал, оглядываясь.
Однородные деепричастия и деепричастные обороты подчиняются правилам однородных членов:
Он бежал, оглядываясь и спотыкаясь.
Деепричастие совершенного и несовершенного вида
Деепричастия несовершенного вида
обозначают незаконченное (несовершенное) добавочное действие, отвечают на вопрос что делая? и образуются от глаголов при помощи суффикса -а- (-я-) :
работая, слыша.
Деепричастия совершенного вида
обозначают законченное (совершенное) добавочное действие, отвечают на вопрос что сделав? и образуются от глаголов при помощи суффиксов -в-, -вши-, -ши- :
рассмеявшись, поняв, принёсши.
Образуйте деепричастия
-а- (-я-)
-в-, -ши-, -вши-
- работать
- понять
- говорить
- видеть
- слышать
- тормозить
- требовать
- волочить
- смеяться
- собираться
- улыбаться
- держаться
- истекать
- влезать
- завидовать
- выполнять
Частица не с деепричастием
Частица не с деепричастиями пишется раздельно:
не зная, не сделав.
Некоторые деепричастия без не не употребляются: недоумевая, недомогая.
Из двух предложений составить одно, заменив один из глаголов деепричастием .
- Мы работаем дружно. Мы составляем тексты.
- Ребята решали задачу. Они громко разговаривали.
- Выпал снег. Он ярко блестел под лучами солнца.
- Шумят деревья на ветру. Они роняют свои последние листья.
- Экспресс идёт с большой скоростью. Он преодолевает 300 км за час.
Подведение итогов урока
1. Что называется деепричастием?
2. Какие признаки глагола имеет деепричастие?
3. На какие вопросы отвечают деепричастия?
4. Как изменяется деепричастие?
5. Как пишется не с деепричастием?
Рефлексия
- Что нового вы узнали на уроке?
- С какими заданиями было справиться легко?
- Что в не смогли понять?
- Что необходимо повторить дома?