Поработаем устно: (чем отличаются предложения?)
- Мишка лег и уснул.
- Небо потемнело, и ветер начал дуть все сильнее и сильнее.
Простые и сложные предложения
Цели и задачи:
- Вспомнить основные изученные термины по разделу «Синтаксис»;
- Выяснить, в чем же разница между сложным и простым предложениями;
- Уметь отличать на письме сложное предложение от простого и использовать сложное предложение в собственной речи.
Ответьте на вопросы:
существовать
предложение:
- без однородных членов
- без второстепенных членов
- без грамматической основы ?
Вывод:
Первое предложение простое, так как в нем 1 грамматическая основа . Второе предложение сложное, так как состоит из двух грамматических основ , объединенных союзом И. В первом предложении перед союзом И запятая не ставится , так как он объединяет однородные сказуемые. А во втором ставится, так как там союз соединяет простые предложения в составе сложного .
Давайте вспомним:
- Простое предложение – это предложение, в котором одна грамматическая основа.
- Сложное предложение – это предложение, в котором не менее двух грамматических основ.
Простые предложения в составе сложного могут между собой объединяться при помощи союза – это союзное сложное предложение. А могут объединяться без союза, то есть по смыслу – это бессоюзное предложение.
Сложное предложение состоит из двух или более основ
бессоюзное
[ ] , [ ]
союзное
[ И молва трезвонить стала ] ,
[ дочка царская пропала ]
[ ] , и [ ]
[ Царь с Царицею простился,
В путь-дорогу снарядился ] ,
и [ царица у окна
Села ждать его одна ] .
Как найти сложное предложение? (памятка)
- Находим в предложении все главные члены.
- Определяем количество грамматических основ.
- Если перед нами сложное предложение, то ищем союз и делаем вывод: союзное оно или бессоюзное .
Закрепление материала:
Задание №1.
Выпишите только сложные предложения, расставьте знаки препинания:
Задание №2.
Спишите предложения, расставьте знаки препинания, подчеркните однородные члены.
Знаки препинания в простом/сложном предложении с союзами И, А, НО.
Союзы и,а,но соединяют однородные члены предложения
[О и О].
[О , а О].
[О , но О].
Союзы и,а,но соединяют два (или
несколько) простых предложений в сложное
[ ….. ] , и [ ….. ]
[ ….. ] , а [ ….. ]
[ ….. ] , но [ ….. ]
Задание №3.
Знаки препинания в предложениях с союзами потому что, если, когда, что, чтобы, где
- [ ], ( когда ).
- [ ], ( если ).
- [ ], ( что ).
- [ ],( чтобы ).
Задание №4 Спишите, расставьте знаки препинания. Подчеркните слова, которые соединяют простые предложения в составе сложного.
1. Шофёр закрич..л что пора ехать.
2. Обнаружили дощатый павильон где прод..вали
малиновое мороженое.
3. Журавли пол..тели в теплые края когда наступили
осенние дни.
4. Веют холодные ветры качают(?)ся ветви берез.
5. Я (не) боялся пчел потому что дедушка научил меня
тихо ходить.
Выводы:
- Синтаксис – это раздел науки о языке, изучающий предложение, словосочетание и текст.
- По наличию грамматических основ предложение делится на простое и сложное .
- В простом предложении перед союзом И, соединяющим однородные члены, запятая не ставится, а в сложном предложении перед союзом И мы будем всегда ставить запятую.
Составьте кластер по изученной теме! (работа в парах)
Синтаксический разбор сложного предложения
- 1. Вид предложения по цели высказывания.
- 2. Вид предложения по интонации.
- 3. Простые предложения в составе сложного, их грамматические основы.
- 4. Средства связи простых предложений в составе сложного.
- 5. Знаки препинания.
- 6. Схема.
Назовите признаки, общие для простого и сложного предложений.
Образец синтаксического разбора
Солнышко садится ,потухает день, медленно ложится на дорогу тень .
Письменный разбор
- Солнышко садится , 2) потухает день ,
3)медленно ложится на дорогу тень .
( Повеств., сложное, бессоюзное).
Подведем итог:
1. Игра Шесть шляп мышления»
2. Облако тегов:
- Я понял, что…
- Я узнал…
- Мне понравилось…
- Я люблю себя за то, …..
Домашнее задание:
- Подготовить выступление с мини исследованием «Роль простых и сложных предложений в речи»;
Или:
2. Составить 10 сложных предложений с союзами (а, но, и, когда, что, где, который, потому что, если, чтобы).
Спасибо за урок!