СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по теме: "А. А. Блок"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации представлена презентация по творчеству А.А. Блока.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме: "А. А. Блок"»

 Урок литературы в 9 классе.   «В моей душе лежит сокровище…»   А. Блок  (1880-1921)   Он был Лермонтов нашей эпохи. И у него была та же тяжёлая тяжба с миром,  Богом,с обою, тот же роковой демонический ток, та же тяжесть не умеющей приспособиться к миру души, давящей,как бремя.  К.И.Чуковский

Урок литературы в 9 классе.

«В моей душе лежит сокровище…»

А. Блок

(1880-1921)

Он был Лермонтов нашей эпохи. И у него была та же тяжёлая тяжба с миром,

Богом,с обою, тот же роковой демонический ток, та же тяжесть не умеющей приспособиться

к миру души, давящей,как бремя.

К.И.Чуковский

Цели урока: 8. Цели урока :  Заинтересовать учащихся личностью и ранним творчеством А.Блока; Подготовить девятиклассников к восприятию лирики А.Блока; Показать своеобразие лирики и особенности поэтики;  Показать связь проблем, поднятых в начале 20 века с проблемами нашей современной жизни; Развивать навыки выразительного чтения и анализа поэтического текста ; Способствовать развитию художественного вкуса подростков. Показать связь музыки и литературы, художественного творчества.

Цели урока:

8. Цели урока :

  • Заинтересовать учащихся личностью и ранним творчеством А.Блока;
  • Подготовить девятиклассников к восприятию лирики А.Блока;
  • Показать своеобразие лирики и особенности поэтики;
  • Показать связь проблем, поднятых в начале 20 века с проблемами

нашей современной жизни;

  • Развивать навыки выразительного чтения и анализа поэтического текста ;
  • Способствовать развитию художественного вкуса подростков.
  • Показать связь музыки и литературы, художественного творчества.
Словарь урока: Символизм – литературное направление  конца 19 – начала 20 в.в. Серебряный век русской поэзии – (1895-1917) – эпоха возрождения духовности и культуры. Мистика – вера в сверхъестественное,  таинственное.

Словарь урока:

Символизм – литературное направление

конца 19 – начала 20 в.в.

Серебряный век русской поэзии – (1895-1917) –

эпоха возрождения духовности и культуры.

Мистика – вера в сверхъестественное,

таинственное.

«Как человек он остался загадкой для широкого литературного Петербурга. Но во всей России знают Блока как человека, и если случится  кому увидеть хоть раз его портрет, то уже чувствует, что знает его досконально».  Ю.Тынянов  «

«Как человек он остался загадкой

для широкого литературного Петербурга.

Но во всей России знают Блока как человека,

и если случится

кому увидеть хоть раз его портрет,

то уже чувствует, что знает его досконально».

Ю.Тынянов

«

Вглядитесь в черты А.Блока. А что говорят портреты вам?

Вглядитесь в черты А.Блока. А что говорят портреты вам?

«Сумерки века»  fin de siecle – «конец века» «Где бог, благородство, любовь? Ученые убили бога. Буржуа, сколотившие в короткий срок огромные состояния и прибравшие к рукам экономику, доказали, что благородство лишь тормозит прогресс, и, не печалясь, расстались с ним. Ну, а возвышенной любви откуда взяться в обществе, где не верят в бога и насмехаются над порядочностью». Ф.М.Достоевский  «Скрепляющая идея совсем пропала. Все точно на постоялом дворе и завтра собираются вон из- России!»

«Сумерки века» fin de siecle – «конец века»

«Где бог, благородство, любовь? Ученые убили бога.

Буржуа, сколотившие в короткий срок огромные состояния

и прибравшие к рукам экономику, доказали,

что благородство лишь тормозит прогресс,

и, не печалясь, расстались с ним.

Ну, а возвышенной любви откуда взяться в обществе,

где не верят в бога и насмехаются над порядочностью».

Ф.М.Достоевский

«Скрепляющая идея совсем пропала.

Все точно на постоялом дворе и завтра собираются

вон из- России!»

Поэты-символисты – зачинатели серебряного века русской поэзии Вот как определяет цель символизма его  теоретик В.Брюсов: «…рядом сопоставленных образов как бы загипнотизировать читателя, вызвать в нем известное настроение». нарочитая эскизность,  отрывочность, невнятность.

Поэты-символисты – зачинатели серебряного века русской поэзии

Вот как определяет цель символизма его

теоретик В.Брюсов:

«…рядом сопоставленных образов

как бы загипнотизировать читателя,

вызвать в нем известное настроение».

нарочитая эскизность,

отрывочность,

невнятность.

Русские символисты «Они писали мазками и точками, намеками и полутонами, не потому, что им так хотелось и что они были символистами. Символистом была действительность, которая вся была в переходах и броженье, вся что-то скорее значила, нежели составляла, и скорее служила симптомом  и знаменьем, нежели удовлетворяла».  Б.Пастернак

Русские символисты

«Они писали мазками и точками, намеками

и полутонами, не потому, что им так хотелось

и что они были символистами.

Символистом была действительность,

которая вся была в переходах и

броженье, вся что-то скорее значила,

нежели составляла, и скорее служила симптомом

и знаменьем,

нежели удовлетворяла».

Б.Пастернак

А.Блок: Глушь родного леса, Желтые листы. Яркая завеса Поздней красоты.  Замерли далече  Поздние слова.  Отзвучали речи –  Память все жива.  1901 г.

А.Блок:

Глушь родного леса,

Желтые листы.

Яркая завеса

Поздней красоты.

Замерли далече

Поздние слова.

Отзвучали речи –

Память все жива.

1901 г.

«Золотая осень» И.Левитана и В.Поленова

«Золотая осень» И.Левитана и В.Поленова

А.Блок «Ожидание» Какое настроение передает поэт в этом стихотворении? Попробуем объяснить смысл названия : чего ожидает лирический герой – только ли речного разлива? Какой символ скрывается в этом выражении? Давайте найдем в стихотворении словосочетания, которые и создают атмосферу загадочности . Можно ли назвать эти слова ключевыми? Попробуем объяснить значение слова «светозарный», не обращаясь к словарю. Что поможет нам это сделать? Свет зари… Какие ассоциации пробуждает это выражение?

А.Блок «Ожидание»

  • Какое настроение передает поэт в этом стихотворении?
  • Попробуем объяснить смысл названия : чего ожидает лирический герой – только ли речного разлива? Какой символ скрывается в этом выражении?
  • Давайте найдем в стихотворении словосочетания, которые и создают атмосферу загадочности . Можно ли назвать эти слова ключевыми?
  • Попробуем объяснить значение слова «светозарный», не обращаясь к словарю. Что поможет нам это сделать?
  • Свет зари… Какие ассоциации пробуждает это выражение?
Какова стилистическая окраска этого слова? Обратимся к первой строфе. Сравним: дни идут , дни летят , дни текут . Какой смысл вносит глагол текут в предложение? Обратите внимание на то, как перекликаются начало и конец стихотворения: непонятные дни – светозарные дни. Что помогает превращению «непонятных дней» в «светозарные»? Так какое же настроение вызывает это стихотворение?
  • Какова стилистическая окраска этого слова?
  • Обратимся к первой строфе. Сравним: дни идут , дни летят , дни текут . Какой смысл вносит глагол текут в предложение?
  • Обратите внимание на то, как перекликаются начало и конец стихотворения: непонятные дни – светозарные дни. Что помогает превращению «непонятных дней» в «светозарные»?
  • Так какое же настроение вызывает это стихотворение?
«Стихи о Прекрасной Даме» Я хочу не  объятий: …это только минутное потрясение. Я хочу не  слов. Слова были и будут… … Я хочу сверх-слов  и сверх-объятий.  А.Блок  Все люди по природе эгоисты.  Преодолеть зло эгоизма можно лишь любовью. Благодаря любви человек осуществляет свое собственное призвание, которое и состоит в способности жить не только в себе, но и в других.  Философ Вл.Соловьев То, что мы испытываем, когда бываем влюблены, быть может есть нормальное состояние. Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть. А.П.Чехов

«Стихи о Прекрасной Даме»

Я хочу не объятий: …это только минутное потрясение.

Я хочу не слов. Слова были и будут…

… Я хочу сверх-слов и сверх-объятий.

А.Блок

Все люди по природе эгоисты.

Преодолеть зло эгоизма можно лишь любовью.

Благодаря любви человек осуществляет свое собственное

призвание, которое и состоит в способности

жить не только в себе, но и в других.

Философ Вл.Соловьев

То, что мы испытываем, когда бываем влюблены,

быть может есть нормальное состояние.

Влюбленность указывает человеку,

каким он должен быть.

А.П.Чехов

«Жить стоит только так, чтобы предъявлять безмерные  требования к жизни: все или ничего; ждать нежданного, верить не в «то, чего нет на свете», а в то, что должно быть на свете; пусть сейчас этого нет и долго  не будет. Но жизнь отдаст нам это, ибо она – прекрасна». А.Блок Стремление к подвигу, которое на пороге веков толкнуло Блока в мир мистики, через 17 лет приведет его в стан революции.

«Жить стоит только так, чтобы

предъявлять безмерные

требования

к жизни: все или ничего;

ждать нежданного,

верить не в «то, чего нет

на свете»,

а в то, что должно быть на свете;

пусть сейчас этого нет и долго

не будет.

Но жизнь отдаст нам это,

ибо она – прекрасна».

А.Блок

Стремление к подвигу, которое на пороге веков толкнуло

Блока в мир мистики, через 17 лет приведет его

в стан революции.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!