МКОУ «Самурская средняя общеобразовательная школа»
Открытый урок по биологии
«Обобщение по теме: Основы генетики»
Учитель биологии:
Казимова З.М. МКОУ «Самурская СОШ»
16.03.2017.
Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “ Основы учения о наследственности и изменчивости ”
Закрепить прочность знаний генетических терминов (наследственность, аллельные гены, генотип, фенотип, гомозиготность, гетерозиготность, анализирующее скрещивание, доминантность, рецессивность, моно-, ди- и полигибридное скрещивания); правило доминирования (первый закон Менделя); второй и третий законы генетики; закон Моргана; аутосомы, половые хромосомы, хромосомная теория наследственности; целостность генотипа и др.
Эпиграф к уроку:
«Плохо приходится тому, кто полагает, что генетикой можно пренебрегать. Даже самый
умный не подозревает, сколько недостатков он может таскать в своих хромосомах.»
Вильгельм Швебель, немецкий ученый и публицист
«Биологическое лото».
В.
Т.
Рецессивный
Локус
Й.
Доминантный
Д. Аллель
Б.
Проявляйщийся в первом поколении
Я.
Ы.
Признак не проявляющийся в первом поколении
Конкретное место нахождения гена
Е. Конкретное состояние гена
С.
II закон Менделя
М.
I закон Менделя
Р.
Генетика – это наука о наследственности и изменчивости
У.
Закон единобразия
А.
Закон расщепления
ДЕВЯТЫЙ Б
САМУР
1 закон Менделя – единообразие первого поколения
Неполное доминирование или промежуточное наследование
2 закон Г. Менделя – закон расщепления
3 закон Г. Менделя – закон независимого наследования признаков
Закон Т. Моргана – закон сцепленного наследования
Генетическая консультация
1.)В маленьком государстве Лисляндия серебристые лисы считаются национальным достоянием, и провозить их через границу строжайше запрещено. Хитроумный контрабандист хочет обмануть таможню. Что нужно сделать, чтобы получить серебристых лис на родине контрабандистов, не нарушив законов Лисляндии, если серебристая окраска лил – это рецессивный признак, а рыжая – доминантный.
2.)В медико – генетическую консультацию обратилась молодая женщина с вопросом: как будут выглядеть уши ее будущих детей, если у нее прижатые уши, а у ее мужа оттопыренные ( у отца мужа уши прижатые). Известно, что ген, контролирующий степень оттопыренности ушей – доминантный, а степень прижатости – рецессивный.
3.)Поздним вечером в маленькую сельскую больницу почти одновременно привезли 2-х беременных женщин. Так как женщины были очень слабы и теряли сознание, акушерка в суматохе не закрепила бирочки на руках родившехся детей. А уже позвонил один из нетерпеливых отцов: « Кто у меня? Сын или дочь?». « К сожалению, пока не можем сказать», - дала нелепейший ответ акушерка. Как же медроботникам этого маленького роддома узнать, у кого какой ребенок, если у мальчика первая группа крови, а у девочки вторая? У первой пары родителей первая и четвертая , а у второй третья и вторая группы крови.
Задание «Отгадай слово»
1. Скрещивание организмов по одной паре признаков (10 буква)
2. Конкретное состояние гена (4буква)
3. Процесс обмена участками в конъюгированных хромосомах(10 буква)
4. Процесс сближения гомологичных хромосом (10 буква)
5. Оплодотворенная яйцеклетка(5 буква)
6. Организм, который содержит разные аллельные гены(13 буква)
7. Организм , который содержит одинаковые аллельные гены (12 буква)
8. Скрещивание организмов по двум парам признаков. (5 буква)
1.Моногибри Д ное
2.Алл Е ль
3.Кроссинго В ер
4.Конъюгаци Я
5.Зиго Т а
6.Гетерозиготн Ы й
7.Гомозиготны Й
8.Диги Б ридный
ДЕВЯТЫЙ Б
Задача № 1 (моногибридное скрещивание)
Серую гетерозиготную дрозофилу скрестили с самцом, имеющим чёрное тело. Какое потомство можно ожидать от этого скрещивания, что серый цвет тела дрозофилы является доминантным признаком?
Задача № 2 (дигибридное скрещивание)
У кошек короткая шерсть сиамской породы доминирует над длинной шерстью персидской породы, а чёрная окраска шерсти персидской породы доминантна по отношению к палевой окраске сиамской.
Скрещивались сиамские кошки с персидскими. При скрещивании гибридов между собой во втором поколении было получено 48 котят.
Задача № 4
У Курочки Рябы сцепленный с полом ген D определяет чёрную окраску, а ген d -рябую. Скрестили чёрную курочку с рябым петухом. Каковы генотипы родителей и птенцов? Какова окраска этих птенцов? Сколько из них будет рябых курочек?
Выводы
Я думаю, что генетика – это наука настоящего и будущего, потому что _______ .
Изучая генетику, я хочу _____________ .
На мой взгляд, знания по генетике необходимы мне в жизни, так как ___________