СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по теме: М.В. Ломоносов"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлена презентация по творчеству М.В. Ломоносова.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме: М.В. Ломоносов"»

Михаил Васильевич Ломоносов  Материалы к уроку литературы  в 9 классе.

Михаил Васильевич Ломоносов Материалы к уроку литературы в 9 классе.

Михаил Васильевич Ломоносов  ( 1711-1765 гг.)

Михаил Васильевич Ломоносов ( 1711-1765 гг.)

Биография  М. В. Ломоносова  Родился 21 ноября 1711 года в Архангельской губернии в д. Денисовка близ Холмогор в семье крестьянина-помора.  Сын государственного  крестьянина,  Ломоносов вырос в условиях  северорусской культуры, тесно связанной с традициями допетровской  Руси.

Биография М. В. Ломоносова

Родился 21 ноября 1711 года в Архангельской губернии в д. Денисовка близ Холмогор в семье крестьянина-помора.

Сын государственного

крестьянина,

Ломоносов вырос в условиях

северорусской культуры, тесно связанной с традициями допетровской

Руси.

 В 19 лет тайком от отца М.В.Ломоносов отправляется из деревни Холмогоры в Москву и поступает в Славяно – греко – латинскую академию и становится одним из лучших учеников. Н.И. Кисляков «Юноша Ломоносов на пути в Москву»

В 19 лет тайком от отца

М.В.Ломоносов

отправляется из деревни

Холмогоры в Москву и

поступает в Славяно –

греко – латинскую

академию и становится одним из

лучших учеников.

Н.И. Кисляков «Юноша Ломоносов на пути в Москву»

 В 1736 году Михаила Васильевича посылают в Германию для изучения горного дела. Вернувшись в Россию, он становится академиком, профессором химии .

В 1736 году

Михаила Васильевича

посылают в Германию

для изучения горного дела. Вернувшись в Россию, он становится академиком,

профессором химии .

Круг интересов Ломоносова был очень широк: физика, химия, астрономия, математика, техника, горное дело, геология, металлургия, производство стекла, мозаичное производство, география физическая и экономическая, история, филология, - и в каждой из этих научных или практических областей Ломоносов оставил значительный след.

Круг интересов Ломоносова

был очень широк: физика,

химия, астрономия,

математика, техника, горное

дело, геология, металлургия,

производство стекла,

мозаичное производство,

география физическая и

экономическая, история,

филология, - и в каждой из этих научных или практических областей Ломоносов оставил

значительный след.

Открытия Ломоносова Организовал первую в России химическую лабораторию./Химия/ Развивал атомно-молекулярные представления о строении вещества /физика/  Создал ряд оптических приборов. Открыл атмосферу на Венере.  Описал строение Земли. Объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов.  Опубликовал руководство по металлургии.  Подчеркивал важность исследования Северного морского пути и освоения Сибири.  Автор трудов по русской истории.  По инициативе Ломоносова основан Московский университет (1755).

Открытия Ломоносова

  • Организовал первую в России химическую лабораторию./Химия/
  • Развивал атомно-молекулярные представления о строении вещества /физика/
  • Создал ряд оптических приборов.
  • Открыл атмосферу на Венере.
  • Описал строение Земли.
  • Объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов.
  • Опубликовал руководство по металлургии.
  • Подчеркивал важность исследования Северного морского пути и освоения Сибири.
  • Автор трудов по русской истории.
  • По инициативе Ломоносова основан Московский университет (1755).
22 года работал он в Академии наук,  выступал с крупными работами по химии и физике,  геологии и географии, изучал астрономию, разработал  основы металлургии, организовал производство и  изготовление мозаики, составлял географические карты

22 года работал он в Академии наук, выступал с крупными работами по химии и физике, геологии и географии, изучал астрономию, разработал основы металлургии, организовал производство и изготовление мозаики, составлял географические карты

Мозаичная картина Ломоносова  Ломоносов показывает Екатерине II мозаичную мастерскую.

Мозаичная картина Ломоносова

Ломоносов показывает Екатерине II

мозаичную мастерскую.

В 1755 по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян.

В 1755 по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян.

Занимаясь лингвистикой, он разработал  первую научную грамматику русского языка-  «Российскую грамматику».

Занимаясь лингвистикой, он разработал первую научную грамматику русского языка- «Российскую грамматику».

Несмотря на усиленные занятия точными науками, Ломоносов серьезно занимался русской поэзией. Опираясь на опыт античной и европейской литературы, Ломоносов создал стройную теорию русского стихосложения, изложенную в «Письме о правилах российского стихотворства» (1739 г.) и в основных чертах существующую в наши дни.
  • Несмотря на усиленные занятия точными науками, Ломоносов серьезно занимался русской поэзией. Опираясь на опыт античной и европейской литературы, Ломоносов создал стройную теорию русского стихосложения, изложенную в «Письме о правилах российского стихотворства» (1739 г.) и в основных чертах существующую в наши дни.
Теория трех стилей Михаил Васильевич Ломоносов для упорядочения письменной речи (деловой, научной, художественной) разделил язык на

Теория трех стилей

  • Михаил Васильевич Ломоносов для упорядочения письменной речи (деловой, научной, художественной) разделил язык на "три рода речений".
  •  
  • Теория "трех штилей" имела демократический характер:
  • она ограничила употребление старославянских слов,
  • приблизила литературный язык к разговорному.
  • Художественные и научные произведения, написанные в соответствии с требованиями этой теории, были доступны более широкому кругу читателей.
Высокий стиль изображение грандиозных исторических событий и героических судеб (трагедии, оды)                        .

Высокий стиль

  • изображение грандиозных исторических событий и героических судеб (трагедии, оды)                      

.

Средний стиль изображение жизни с использованием менее возвышенной лексики (светские повести, сонеты, стихотворения)

Средний стиль

  • изображение жизни с использованием менее возвышенной лексики (светские повести, сонеты, стихотворения)
Низкий стиль -  допускал изображение обыденной жизни с использованием живой разговорной речи (комедии, басни, сатирические стихотворения)

Низкий стиль

- допускал изображение обыденной жизни с использованием

живой разговорной речи

(комедии, басни,

сатирические стихотворения)

Краткое руководство к красноречию (1748 г.) - первая риторика в русском языке, курс общей теории литературы. Трактат «О пользе книг церковных в российском языке» (1757 г.) - первый опыт русской стилистики - является применением учения античных филологов о трех стилях (высоком, посредственном, низком) к русскому языку и жанрам русской литературы.

Краткое руководство к красноречию (1748 г.) - первая риторика в русском языке, курс общей теории литературы. Трактат «О пользе книг церковных в российском языке» (1757 г.) - первый опыт русской стилистики - является применением учения античных филологов о трех стилях (высоком, посредственном, низком) к русскому языку и жанрам русской литературы.

Поэтическое творчество занимало большое место в духовном мире Ломоносова. « Стихотворство - моя утеха...»,-  писал он в «Российской грамматике».  Я знак бессмертия себе воздвигнул Превыше пирамид и крепче меди, Что бурный Аквилон сотреть не может, Ни множество веков, ни едка древность. Не вовсе я умру; но смерть оставит Велику часть мою, как жизнь скончаю. Я буду возрастать повсюду славой, Пока великий Рим владеет светом. Где быстрыми шумит струями Авфид, Где Давнус царствовал в простом народе, Отечество мое молчать не будет, Что мне беззнатный род препятством не был, Чтоб внесть в Италию стихи эольски И первому звенеть Алцейской лирой. Взгордися праведной заслугой, муза, И увенчай главу дельфийским лавром.  1747

Поэтическое творчество занимало

большое место в духовном мире

Ломоносова. « Стихотворство - моя утеха...»,-

писал он в «Российской грамматике».

Я знак бессмертия себе воздвигнул

Превыше пирамид и крепче меди,

Что бурный Аквилон сотреть не может,

Ни множество веков, ни едка древность.

Не вовсе я умру; но смерть оставит

Велику часть мою, как жизнь скончаю.

Я буду возрастать повсюду славой,

Пока великий Рим владеет светом.

Где быстрыми шумит струями Авфид,

Где Давнус царствовал в простом народе,

Отечество мое молчать не будет,

Что мне беззнатный род препятством не был,

Чтоб внесть в Италию стихи эольски

И первому звенеть Алцейской лирой.

Взгордися праведной заслугой, муза,

И увенчай главу дельфийским лавром.

1747

Реформа стихосложения  Мы и не замечаем, что многие из научных выражений, применяемых нами всеми сегодня, составлены по правилам. Например, земная ось,  законы движения, удельный вес, негашеная известь. Именно Ломоносов ввел в науку ряд русских слов, имевших бытовое значение, таких как: опыт, движение, явление, частица.

Реформа стихосложения

Мы и не замечаем, что многие из научных выражений, применяемых нами всеми сегодня, составлены по правилам. Например, земная ось,

законы движения, удельный вес, негашеная известь. Именно Ломоносов ввел в науку ряд русских слов, имевших бытовое значение, таких как: опыт, движение, явление, частица.

В итоге Ломоносовские научные и технические слова и выражения мало-помалу заменили собой прежние неуклюжие термины. Так великий ученый земли русской положил начало нашему точному научному  языку, без которого теперь никто не может обходиться.

В итоге Ломоносовские научные и технические слова и выражения мало-помалу заменили собой прежние неуклюжие термины. Так великий ученый земли русской положил начало нашему точному научному языку, без которого теперь никто не может обходиться.

До Ломоносова в Русской поэзии господствовало силлабическое стихосложение ( силлаби по-гречески – слог ): в каждой строке было определённое количество слов, место ударений строго не регламентировалось. М.В.Ломоносов утвердил силлабо-тонические стихосложения, в которых в определённых системах чередуются ударные и безударные слоги.
  • До Ломоносова в Русской поэзии господствовало силлабическое стихосложение ( силлаби по-гречески – слог ): в каждой строке было определённое количество слов, место ударений строго не регламентировалось.
  • М.В.Ломоносов утвердил силлабо-тонические стихосложения, в которых в определённых системах чередуются ударные и безударные слоги.
Двусложные размеры стиха Лице своё скрывает день…  _ _ _ _ _ _ ямб  (ударение на 2ой слог ). Буря мглою небо кроет… _ _ _ _ _ _  хорей (ударение на 1ый слог ).

Двусложные размеры стиха

  • Лице своё скрывает день…
  • _ _ _ _ _ _ ямб (ударение на 2ой слог ).
  • Буря мглою небо кроет…
  • _ _ _ _ _ _ хорей (ударение на 1ый слог ).
Трёхсложные размеры стиха Ночною темнотою покрылись небеса _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ -) дактиль _ _ _ -) анапест _ _ _ -) амфибрахий _ _ _

Трёхсложные размеры стиха

  • Ночною темнотою покрылись небеса
  • _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
  • -) дактиль _ _ _
  • -) анапест _ _ _
  • -) амфибрахий _ _ _
 Ломоносов закончил реформу русского стихосложения и подкрепил ее своими поэтическими произведениями. Он содействовал созданию русского классицизма в литературе.

Ломоносов закончил реформу русского стихосложения и подкрепил ее своими поэтическими произведениями. Он содействовал созданию русского классицизма в литературе.

Дом-музей Ломоносова

Дом-музей Ломоносова

Личность Ломоносова, его научная и литературная деятельность сыграли первостепенную роль в развитии сознания русского общества и оставили глубокий след в истории русской культуры.

Личность Ломоносова, его научная и литературная

деятельность сыграли

первостепенную роль в

развитии сознания русского

общества и оставили

глубокий след в истории

русской культуры.

Могила М.В.Ломоносова

Могила М.В.Ломоносова

Награды имени Ломоносова  Орденом Ломоносова награждаются граждане за высокие достижения в государственной, производственной, научно- исследовательской, социальной, культурной, общественной и благотворительной деятельности, в области науки, литературы и искусства.

Награды имени Ломоносова

Орденом Ломоносова награждаются граждане за высокие достижения в государственной, производственной, научно- исследовательской, социальной, культурной, общественной и благотворительной деятельности, в области науки, литературы и искусства.

Город Ломоносов , расположенный на южном берегу Финского залива, в 44 километрах от Санкт-Петербурга, широко известен своими дворцами и парками, которые вошли в сокровищницу мирового искусства как выдающиеся архитектурные памятники России XVIII века Государственный музей-заповедник г. Ломоносов. Дворцово-парковый ансамбль Ломоносова - ценнейший уникальный памятник русской культуры и искусства 18-го века

Город Ломоносов , расположенный на южном берегу Финского залива, в 44 километрах от Санкт-Петербурга, широко известен своими дворцами и парками, которые вошли в сокровищницу мирового искусства как выдающиеся архитектурные памятники России XVIII века

Государственный музей-заповедник г. Ломоносов. Дворцово-парковый ансамбль Ломоносова - ценнейший уникальный памятник русской культуры и искусства 18-го века


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!