Модуль
«Технологии обработки
материалов и пищевых продуктов» 6класс
Учитель: Пивоваров В.Л.
Народные промыслы по обработке металла
ЦЕЛИ УРОКА:
- ознакомить учащихся с одной из форм народного творчества – народными промыслами по обработке металла, с этапами развития и усовершенствования декоративной обработки металлов, с разнообразием видов изделий;
- формировать представление о способах художественной обработка металлов;
- развивать навыки учащихся различать различные виды народных промыслов по обработке металла;
- воспитывать уважение к труду народных умельцев, чтить традиции своих предков.
Наро́дные про́мыслы — форма народного творчества,
в которой отчётливо прослеживаются традиционные нравы, зародившиеся много веков назад.
Традиции народного искусства являются одной из важных составляющих культурного наследия народов России и представляют собой уникальное выражение национальной идентичности и таланта мастеров, передаваемого из поколения в поколение.
Дымковские игрушки
Вологодское кружево
Гжельская
майолика
Тульские
самовары
Классификация традиционных народных ремёсел
и промыслов
изделия из твёрдых материалов (дерево, береста, лоза)
керамика, фаянс, фарфор, стекло
изделия из меха и кожи животных
изделия из мягких материалов — пряденого льна, шерсти
металл, камень, кость
Декоративная обработка металлов - один из самых древних видов народного искусства. Этот народный промысел использовался для изготовления и отделки предметов домашнего обихода, орудий труда и украшений.
Первобытные технологии обработки металла были просты и примитивны, но в то же время эффективными.
Сначала люди использовали камни с острыми краями для рубки, резки и гравировки металлических предметов. Этот метод требовал большого труда и времени, но позволял получать довольно точные и сложные узоры на металле.
Потом стали использовать огонь. Через нагревание металла его можно было сделать более пластичным и легко поддающимся формированию. Люди использовали примитивные печи и кузнечные горны для нагрева металла и дальнейшей его обработки. Это позволяло создавать различные формы и изделия, что значительно расширяло возможности их использования.
Развитие ремесла в средние века
В средние века на территории Руси народные промыслы по обработке металла приобрели особую значимость и развитие. Мастерство русских ремесленников было востребовано и быстро получило признание. Мастера обрабатывали металл с использованием различных инструментов, таких как ножи, молотки, наковальни и т.д. Каждый из этих инструментов имел свою специфику использования и позволял создавать уникальные изделия.
Ремесленники владели разнообразными техниками обработки металла, включая гравировку, клеймение, эмалирование и др. Благодаря этому они могли создавать украшения, посуду, оружие и другие предметы с высокой степенью мастерства и красоты. Средневековые ремесленники часто работали в группах или гильдиях, которые объединяли мастеров одного ремесла. Это позволяло им обмениваться опытом, совершенствовать свое мастерство и совместно создавать сложные изделия.
В двадцатом веке в каждой сельской общине были свои кузнечные мастерские , которые производили изделия, необходимые в каждом доме.
Оборудование и инструменты, необходимые кузнецу, – мехи, наковальня, молотки, кувалды, плоскогубцы, дорны, долота, емкости для закалки и т. д.
В процессе обработки железа, в кузнице производились, а кое-где производятся и сейчас, различные виды изделий:
1 . Сельскохозяйственные орудия - мотыги, грабли, серпы, косы, вилы, лемеха, ножи для плуга и т. д.
2. Инструменты:
для обработки дерева - топоры, колуны, тесаки, тесла, ножи, скобы и т.д.
для добычи и обработки камня - кайла, лопаты, молотки, зубила, дрели, пилы, и т. д.
для ковроделия, ткачества - гребни, детали для ткацких станков и т. д.
рыболовное и охотничье снаряжение - капканы, рыболовные крючки, специальные цепи для ловли зверей и т.д.
инструменты и другие предметы, необходимые для пастухов - ножницы для стрижки овец, кормушки с цепями для подвешивания, треножники и т. д.
3. Предметы для домашнего хозяйства - совки, крюки, грабли, кочерги, тёрки для овощей и т. д.
4. Железные части для зданий и сооружений - мельничные и др. цепи, фурнитура для дверей и окон, замки, засовы, гвозди, скобы, костыли и т. д.
5. Изделия из железа для транспортных средств - колеса, цепи, притыки, подковы и т. д.
6. Церковная утварь из железа - церковные подсвечники, кресты, надгробия и т. д.
Для работы используются материалы:
Сталь с повышенным содержанием углерода . Сплав на базе железа практически не имеет посторонних примесей. Он отличается особой твердостью наружного слоя, сочетающейся с внутренней упругостью. Легко поддается резке и технологическим деформациям при нагревании.
Медь. Легко обрабатываемый коррозионностойкий элемент с красноватым оттенком. Высокой тепло- и электропроводностью, пластичностью обусловлено широкое распространение металла при изготовлении различных сувениров методом художественной обработки металла.
Латунь и бронза. Эти сплавы на основе меди применяются для создания инкрустированных изделий и чеканки.
Цинк. Металл имеет белый цвет, слегка отдающий синевой. Легко паяется, поэтому художники-граверы нередко пользуются им для получения отчеканенных рисунков, литья миниатюрных скульптур.
Свинец. Ядовитый металл. В промышленности используется в качестве составляющей легкоплавких сплавов, которые в свою очередь идут на декоративное литье.
Также для инкрустации применяют серебро, олово и алюминий .
Художественная обработка металлов
представляет собой процесс изменения формы металлов
под действием давления или температур
Художественная обработка металла дает возможность получать уникальные предметы с ярко выраженной эстетической и индивидуальной составляющей.
Основные виды декоративной обработки металла
ЧЕКАНКА
КОВКА
ГРАВИРОВКА
ФИЛИГРАНЬ
ЛИТЬЁ
Ковка
В мастерской мастера работают с горячим металлом, придавая ему форму и прочность. Основные материалы - железо, медь и латунь. Ковка – это процесс деформации металла под действием удара или давления. Мастера с помощью специальных инструментов и печей разогревают металл, чтобы он стал пластичным, а затем аккуратно выковывают из него разные предметы. Кованые изделия выделяются интересными формами, прочностью и долговечностью.
В качестве оборудования для художественной обработки металлов используются:
- горн
- наковальня.
- ручник – элемент оснастки
- кувалда – инструмент необходим в случае, когда работа ведется с крупными деталями
- клещи – для держания раскаленных заготовок
- скругленные молотки
- зубила
- бородки
- подбойки
- обжимки
- наконечники
- формовальные и гвоздильные плиты
- штампы, резцы и шаберы для выполнения тонких работ
Разновидности станков для художественной ковки
Современные станки для ковки это автоматизированные станки, более производительное и качественное оборудование, которое позволяет создать самые разные виды изделий из металла.
Ручное оборудование практически не используется, вместо привычных молотков применяют электромоторы и гидроцилиндры.
Станки для холодной ковки металла
Станки для обработки металла горячим методом
железо нагревается до огненно-красного цвета, становится мягким, почти текучим в той части, которая подвергается обработке. Для получения желаемой формы гибки раскалённый металл куётся при помощи быстрых, многократных, ритмичных и сильных ударов молотками различных размеров и формы. После гибки металла может производиться резка.
Затем металл необходимо закалить для повышения его твёрдости, что достигается путем нагревания до высокой температуры, а затем резкого охлаждения в газовой, маслянистой или жидкой среде.
ковка, при которой по изделиям многократно ударяется молотом, пока не получат желаемую форму, резка долотом, «ножницами» или «гильотиной», разрезание долотом и пробивка пробойником. Последняя операция чаще всего применяется к тонким предметам в виде обода, пластины или проволоки, для изменения формы и украшения геометрическими фигурами (кругами, полукругами, простыми и двойными прямыми линиями).
Литье
Этот древнейший метод предполагает заливку расплавленного металла в специально подготовленные формы. Он позволяет получать сложные элегантные изделия, приближенные по внешнему виду к скульптурам. Мастера-ливары обычно работают с бронзой или чугуном, чтобы создавать уникальные изделия, такие как звонки, скульптуры и украшения.
Когда предстоит создать особо причудливые или многогранные композиции, готовится несколько отливочных песчаных форм, впоследствии соединяющихся между собой. Для выплавки используют профессиональные печи. По окончании работ формы остужают, зачищают и отшлифовывают.
Каслинское литье
Каслинское литье — художественные изделия (скульптура, решетки, архитектурные элементы и т. д.) из чугуна и бронзы, производящиеся на чугунолитейном заводе в городе Касли.
Этот завод основал в 1749 году купец-старообрядец Яков Коробков, прибывший сюда c семьей из Тулы. Традиции Каслинского литья — графическая четкость силуэта, сочетание тщательно отделанных деталей и обобщённых плоскостей с энергичной игрой бликов. Изделия каслинского литья получили награду «Гран при» на престижной Парижской всемирной выставке прикладного искусства в 1900 году.
Пурехские бубенцы и колокольчики
промысел по изготовлению поддужных ямщицких и других бубенцов и колокольчиков, который появился примерно в середине XIX века в селе Пуре́х на верхнем течении Волги. Бубенцы изготавливались методом литья из бронзы и железа. Изготавливаемые здесь бубенцы отличались высоким качеством исполнения и мелодичным звучанием и представляли собой небольшие погремушки в виде сферы с металлическими шариками внутри и наружным ушком.
Чеканка
создание рельефного изображения на ровной поверхности материала, без изменения его толщины. На металлические объекты оказывается точечное давление посредством чеканов, пуансонов и других профессиональных инструментов. В результате многократных ударов образуется рисунок, каждый мельчайший элемент которого повторяет форму наконечника молоточка.
Металлопластика
Металлопластика схожа с обычной чеканкой. Отличаются процесс создания рисунка и толщина применяемых жестяных листов. Выбираются совсем тонкие металлические пластины (не более 0,5 мм). Они напоминают фольгу. И для работы используются специальные стеки. Во время нанесения рисунка производятся не удары по поверхности металла, а выдавливание на нем изображения. Такой способ позволяет придать линиям плавность. Для того, чтобы рисунок был лучше заметен, пластины предварительно отжигаются и покрываются специальной грунтовкой.
Гравирование
Еще в 1 столетии нашей эры на бронзовые изделия методом гравюры наносили узоры и рисунки. Тогда с помощью гравюр украшали оружие, украшения, самыми распространенными узорами были изображения животных. В настоящее время гравировка крайне редко осуществляется вручную. Линейная картинка либо рельефный эскиз наносится при помощи особого резца. Чаще декорируется поверхность готового изделия. Это могут быть изображения, памятные надписи, орнаменты. Объемная гравировка состоит в формировании рельефа или даже отдельной фигурки.
Златоустовская гравюра
Получила свое название от города Златоуста, который является его историческим центром.
В основе лежит использование ручной гравировки на металле. Мастера тщательно изучают материал, выбираются точные инструменты и проводят сложные манипуляции для создания изображения. Основные техники - резьба, гравировка, эмалевая роспись и декорирование золочением. Мастера изготавливают различные предметы, такие как ножи, клинки, запонки, вазы и другие украшения и предметы интерьера.
Травление
Различают химический и гальванический вариант. Электрический способ считается менее токсичным. При использовании кислотной или щелочной ванны необходимые сектора на изделии заранее покрываются сверхстойким лаком, который невосприимчив к действию агрессивных веществ. Незащищенные участки выедаются, образуя заданный узор.
Филигрань (или скань)
— ювелирный промысел, использующий ажурный или напаянный на металлический фон узор
из тонкой золотой, серебряной и т.д. проволоки.
Элементы филигранного узора бывают самыми разнообразными:
веревочка, шнурок, плетение, елочка, дорожка, гладь.
В единое целое отдельные элементы филиграни соединяют при помощи пайки. Материалами для филигранных изделий служат сплавы золота, серебра и платины, а также медь, латунь, мельхиор.
Плетение
– это техника создания украшений из металлических нитей. Мастера плетения используют различные виды плетения, такие как косичка, цепная плеть и сетчатое плетение, чтобы создавать украшения, такие как браслеты, ожерелья и серьги. Плетение металла может быть очень тонким и сложным, требуя большого мастерства и терпения.
Великоустюжская чернь
Истинно русский народный художественный промысел, сложился в XVII веке в Великом Устюге (сейчас это районный центр в Вологодской области). Технология черни состоит в том, что черный сплав серебра, меди, свинца и серы вплавляют в основной металл - серебро или золото, чтобы достичь цветового контраста. В основном металле должны быть сделаны небольшие углубления методом гравировки, чеканки или травления.
- портсигары, подстаканники, столовые и посудные наборы, часы, табакерки и т.д.
- ювелирные изделия : кольца, браслеты, всевозможные подвески
Жостовская роспись
народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Московской области. Особенности жостовской росписи в том, что она производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному) Основной мотив росписи - цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.
Мороз по жести
вид русского народного ремесла и художественного творчества, бытовавший на русском Севере в Вологодской области. Возник в Великом Устюге в конце XVIII столетия и развивался в семейном кругу, переходя от отца к сыну (сейчас не изготавливают). Тонкий лист жести обрабатывался таким образом, что на его поверхности образовывался прочный цветочный рисунок, сходный с тем, которым «расписывает» мороз окна зимой. Рисунок обладал различными оттенками — золотыми, оранжевыми с перламутровыми переливами, серебристыми и малахитовыми. Такой жестью обивались декоративные шкатулки, сундучки с секретом.
Практическая работа
Техника: Металлопластика
Задание: выполнить чеканку на фольге
(рисунок подбирает ученик самостоятельно)
Итог урока: