Ольховская Е.Н.
« Педагогическая теория – абстракция.
Ее практическое применение – всегда высокое искусство»
И.П.Подласов
Укрупнение дидактических единиц – УДЕ (П.М. Эрдниев).
а) изучать одновременно взаимно обратные действия и операции: сложение и вычитание, умножение и деление, возведение в степень и извлечение корня, заключение в скобки и раскрытие скобок, логарифмирование и потенцирование и т.п.;
б) сравнивать противоположные понятия, рассматривая их одновременно: прямая и обратная теоремы; прямая и противоположная теоремы; прямая и обратная функции; периодические и непериодические функции; возрастающие и убывающие функции; неопределенные и «определенные» уравнения: непротиворечивые и противоречивые уравнения, неравенства; прямые и обратные задачи вообще;
в) сопоставлять родственные и аналогичные понятия: уравнения и неравенства, арифметические и геометрические прогрессии, одноименные законы и свойства действий первой и второй ступени; определения и свойства синуса и косинуса, свойства прямой и обратной пропорциональности и т.д.;
г) сопоставлять этапы работы над упражнением, способы решения, на пример: графическое и аналитическое решение системы уравнений: аналитический и синтетический способы доказательства теорем (решения задач); геометрическое и аналитическое (через координаты) определение вектора; доказательство «рассуждением» и с помощью граф - схемы и т.п .
Реализация теории поэтапного формирования
умственных действий (М.Б. Волович).
Технология М.Б.Воловича предполагает активное использование средств обратной связи на уроке, так называемые «сигнальные линеечки» и рабочие тетради. Автор считает, что для педагогов, которые любят взаимодействовать с учащимися, открывается огромный простор для творчества, активности, экспериментирования.
Правильное использование средств обратной связи даёт возможность получить ответ на каждый поставленный вопрос от любого ученика в классе. Более того, даже при ответе ученика у доски ход рассуждений оценивает не учитель, а класс — не важно, на каком этапе изучения темы. То есть использование средств обратной связи на уроке позволяет решить проблему осуществления контроля не только результатов обучения, но и самого процесса усвоения учебного материала.
Технология обучения математике
на основе решения задач (Р.Г. Хазанкин).
Личностный подход, педагогика успеха, педагогика сотрудничества.
Обучать математике значит обучать решению задач, а обучать решению задач значит обучать умениям типизации и умениям решить типовые задачи.
Индивидуализировать обучение «трудных» и «одаренных».
Органическая связь индивидуальной и коллективной деятельности.
Управление общением младших и старших школьников.
Сочетание урочной и внеурочной форм работы.
Технология развивающего обучения
Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова
- Первоочередное усвоение учащимися знаний, имеющих обобщенный и теоретический характер.
2. Ориентация обучения на выявление и первоочередное раскрытие базовых, генетически исходных, существенных и всеобщих отношений определяющих содержание и структуру современного математического содержания.
3. Ориентация обучения не только на усвоение школьниками основных теоретических положений, но и на умение конкретизировать важнейшие теоретические отношения благодаря частным империческим фактам.
Личностно - ориентированное
развивающее обучение (И.С. Якиманская).
Проектирование личностно-ориентированной системы обучения предполагает: признание ученика основным субъектом процесса обучения; определение цели проектирования — развитие индивидуальных способностей ученика; определение средств, обеспечивающих реализацию поставленной цели посредством выявления и структурирования субъектного опыта ученика, его направленного развития в процессе обучения.
Основным принципом разработки личностно - ориентированной системы обучения, является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития.
Применение компьютеров дает возможность выйти за рамки традиционного образования, открывая новые возможности в методике обучения.
Использование компьютера на уроках математики
- Контрольные, самостоятельные работы, дидактические карточки для индивидуальной работы.
- Компьютер позволяет создавать наглядные пособия.
- Использование специальных учебных программ (для тестирования знаний учащихся, программы – тренажеры, программы, предоставляющие возможность продемонстрировать различные модели).
- Создание презентаций к урокам.
- Выполнение учащимися творческих исследовательских работ.
- технология дифференцированного обучения,
- технология модульного обучения,
- технология коллективного способа обучения,
- технология интегрированного урока.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления , умение увидеть, сформулировать и решить проблему .
- В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления , умение увидеть, сформулировать и решить проблему .
- В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления , умение увидеть, сформулировать и решить проблему .
Игровые моменты требуют определенных навыков и умений:
1) Чтобы играть, надо повторять, нужно знать все пройденные формулы, свойства.
2) Чтобы играть, нужно повышать концентрацию мышления, настойчивость.
3) Чтобы играть, нужно быстро и активно мыслить.
на уроках математики помогают развивать познавательную активность учащихся, вносят разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, а также снимают утомление учащихся, которое может возникнуть при насыщенности уроков. Кроме того, игры развивают внимание, оказывают заметное влияние на деятельность учащихся. Учащиеся приобретают навык самостоятельной работы, учатся серьезнее относиться к своей деятельности, а в итоге появляется и большая заинтересованность предметом.