Стратегии смыслового чтения (по Н. Н. Сметанниковой)
Выполнила учитель
русского языка
МОУ «СШИ№2»
Павлуцкая Е.В.
Мозговой штурм
Цель: актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста.
Подробный алгоритм реализации стратегии:
1. Сегодня мы будем читать и обсуждать тему появления и развития кино. Какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы?
2. Преподаватель записывает все называемые ассоциации.
3. На следующем этапе «Мозговой штурм» можно сочетать с распределением по концептам текста, добавляя различную информацию
- когда и где появилось кино;
- кто был его создатель;
- где состоялся первый просмотр;
- как развивался кинематограф;
- какие ваши любимые фильмы и актёры;
- ваше отношение к кино.
Теперь прочитаем текст и посмотрим, адекватна ли информация, данная вами при «Мозговом штурме», тому, что мы узнали из текста.
Глоссарий
Цель: актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.
Подробный алгоритм реализации стратегии:
Мы будем читать информационный текст «Когда появилось кино?».
Посмотрите на список слов и отметьте те, которые могут быть связаны с текстом:
фотография фабрика братья Люмьер
движущиеся картинки поезд Эдисон
целлулоидная плёнка техник Мельес
иллюзия движения Нью-Йорк Зворыкин
Закончив чтение текста, вернитесь к данным словам (это будет уже послетекстовая стратегия) и посмотрите на значение и употребление слов, использованных в тексте.
Пример текста, раздаточного или дополнительного материала, шаблоны, реквизит, необходимый для реализации стратегии смыслового чтения, ссылки на источники.
Ориентиры предвосхищения
Цель: актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста.
Подробный алгоритм реализации стратегии:
1.Прочитайте суждения и отметьте те, с которыми вы согласны (V).
2. Отметьте их ещё раз после прочтения текста. Если ваш ответ изменился, объясните, почему это произошло.
До чтения текста
Суждения
После чтения текста
Рассечение вопроса
Цель: смысловая догадка о возможном содержании текста на основе анализа его заглавия.
Подробный алгоритм реализации стратегии:
Прочитайте заглавие текста и разделите его на смысловые группы. О чём, как вы думаете, пойдёт речь в тексте?
Предваряющие вопросы
Цель: актуализация имеющихся знаний по теме текста.
Подробный алгоритм реализации стратегии:
1.Просмотрите текст быстро.
(Просмотровое чтение.)
2. Ответьте на вопрос, заданный в названии текста.
Чтение вслух (попеременное чтение)
Цель : проверка понимания читаемого вслух текста.
Алгоритм реализации стратегии:
1. Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача — читать с пониманием, задача слушающих — задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаём следующему чтецу. (Если на самом деле имеются копии текста у других членов группы, их нужно отложить в сторону.)
2. Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.
Чтение про себя с вопросами
Цель: научить вдумчиво читать текст, задавая самому себе всё более усложняющиеся вопросы.
Алгоритм реализации стратегии:
1. Мы будем учиться читать с вопросами информационный текст. Прочитайте первый абзац и задайте вопросы. Остальные члены группы отвечают на них.
2. Прочитайте про себя второй абзац. Работайте в парах. Один задаёт вопросы, другой — отвечает.
3. Прочитайте третий абзац. Поменяйтесь ролями. Задавайте вопросы и отвечайте на них.
4.Проделайте то же самое с четвёртым абзацем.
Чтение с остановками
Цель: управление процессом осмысления текста во время его чтения.
Подробный алгоритм реализации стратегии:
Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие — на прогноз содержания последующего отрывка.
Предтекстовые вопросы:
Приходилось ли вам когда-нибудь идти в новую школу? Что вы при этом чувствовали? Как это происходило?
Чтение про себя с пометками
Цель: мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ.
Подробный алгоритм реализации стратегии:
А. Выберем одну из предтекстовых стратегий.
1. Мы будем читать отрывок из статьи С.Н. Плотникова «Что такое чтение?». Подумайте и предложите свой ответ на этот вопрос (3 мин.).
2. Работа в парах, в группе. Поделитесь своими соображениями с другими (5 мин.).
Б. Текстовая деятельность.
Цель чтения — критический анализ текста статьи.
Читайте и одновременно отмечайте:
++ соответствует тому, что знаю;
– противоречит тому, что знаю;
+ новое;
? надо обсудить.
Прочитав статью, посмотрите на свои пометки. Сделайте индивидуальную таблицу и занесите туда всё то, что представляет для вас особый интерес (новое, требует обсуждения).
Чтение про себя с пометками
Работа в парах. Обсудите, какие положения текста соответствуют вашим представлениям? Что им противоречит? Что вы узнали нового? Какие положения ваша пара выносит на обсуждение?
Групповое обсуждение. Обсудите содержание статьи. Что вам было известно? Что противоречит предшествующим знаниям? Что осталось неясным? Что было новым? Интересным? О чём вы хотели бы получить больше информации?
Комментарий: Если меняется цель чтения, другим станет и характер пометок. Например:
Поставьте следующие пометки у каждой основной мысли автора: + согласен ; - не согласен ; ? нужно обсудить
Тайм-аут
Цель: самопроверка и оценка понимания текста путём обсуждения его в парах и в группе.
Подробный алгоритм реализации стратегии:
1. Прочитайте самостоятельно про себя 1-й параграф текста. Дальше работайте в парах.
2. Задайте друг другу вопросы уточняющего характера. Ответьте на них. Если у вас нет уверенности в правильности ответа, вынесите свои вопросы на обсуждение всей группы после завершения работы с текстом.
Например:
3. Проделайте ту же работу со следующими абзацами.
4. Найдите значение новых слов, пользуясь любой стратегией.
5. Суммируйте то новое, что вы узнали из текста,
6. Составьте краткий пересказ из нижеследующих предложений, расположив их в нужном порядке.
Проверочный лист
Подробный алгоритм реализации стратегии:
Проверочный лист «Краткий пересказ»
1. Названа основная мысль текста. (Да/Нет.)
2. Названы главные мысли текста и основные детали. (Да/Нет.)
3. Присутствует логико-смысловая структура текста. (Да/Нет.)
4. Имеются необходимые средства связи, объединяющие главные мысли текста. (Да/Нет.)
Содержание изложено собственными словами (языковыми средствами) при сохранении лексических единиц авторского текста. (Да/Нет.)
Алфавит за круглым столом
Цель: мотивация на прочтение книги.
Подробный алгоритм реализации стратегии:
На предложенной карте алфавита (см. табл. 9) напишите названия или авторов книг, которые связаны с темой взаимоотношения человека и природы, человека и животных.
Обсуждение результатов работы происходит по методике свободного обсуждения («круглый стол»). Время работы — 5 мин.
Соревнуемся с писателем
Цель : мотивация человека на прочтение книги.
Подробный алгоритм реализации стратегии:
Преподаватель, молча перелистывает страницы книги, демонстрируя всем иллюстрации. Затем один участник предлагает свой вариант сюжета книги, остальные его дополняют. Преподаватель может комментировать ответы обучающихся, указывая на несоответствия, нелогичные выводы и направляя обсуждение. Ни в коем случае нельзя подталкивать участников к знакомству с содержанием книги! Эта работа проводится на материале одной из книг, которую преподаватель приносит в класс и предлагает группе для чтения.
Ориентиры предвосхищения
Цель: мотивация прочитать книгу.
Подробный алгоритм реализации стратегии:
Преподаватель демонстрирует составленную заранее таблицу по книге. В нашем случае выбор пал на книгу Джека Лондона «Зов предков». Это произведение, как правило, входит в программы чтения.
Чтение про себя с пометками
До чтения
Суждения
Автор
1. Только сильные выживают в этом мире.
2. Люди должны жить в гармонии с окружающей средой.
После
3. Люди всегда приспособятся к среде выживания.
4. Примитивные инстинкты делают похожими животных и людей.
Экскурсия по книге
Цель: раскрыть логико-смысловую структуру текста и назвать наиболее важные части книги.
Подробный алгоритм реализации стратегии:
Вы прочитали книгу, состоящую из четырёх глав. Каждая глава разделена на части. Назовите эти части и выделите ведущий эпизод.
Цитаты
Цель: привлечение внимания к языковым особенностям текста, характеризующим его персонажей.
Подробный алгоритм реализации стратегии:
Ход работы:
Кто это сказал? Соедините имя героя и цитату из книги.
Загадки
Цели стратегии: проверка знания читателем текста произведения.
Подробный алгоритм реализации стратегии:
1. «И тогда мальчик делает странную вещь, которая успокаивает волка, внушает ему доверие». Что он делает?
2. «Не смеялась только Блёстка. Она никогда не смеялась». Почему?
Ответы:
1. Мальчик закрыл один глаз.
2. Из-за неё Голубой Волк попал в зоопарк.
Преподаватель показывает примеры применения стратегии. Обучающиеся добавляют на занятии свою цитату и загадку.
Следующий этап работы с книгой — характеристика её героев и их поступков. Для этого выбираем две стратегии: «Следуйте за персонажем книги» и «Черты характера героев». Последняя способствует расширению словарного запаса, особенно за счёт трудных для запоминания и необходимых для характеристики героев прилагательных и причастий.
Список тем книги
Цели: раскрыть логико-смысловую структуру текста и назвать наиболее важные части книги.
Подробный алгоритм реализации стратегии:
Стратегия ориентирована на обучение интерпретации текста, обобщение содержания и формулирование концептов книги в виде списка тем.
1. Начинать работу рекомендуется с выбора тех тем из списка, которые близки к личностной интерпретации текста.
2. Добавьте свои темы и объясните свой выбор:
Любовь и ненависть
Легкомысленные поступки и их последствия
Предательство и ложь
Страдания и печали
Человеческие умения, вызывающие уважение других людей
Войны и стихийные бедствия
Связь человека с окружающим миром
Взаимоотношения человека и животных
3. Каждый учащийся выбирает одну тему для обсуждения. Он представляет её, пользуясь материалом книги. Остальные задают ему вопросы, соглашаются или нет с его точкой зрения.
Следуйте за персонажем книги
Цель: дать наиболее полную характеристику основному герою книги.
Подробный алгоритм реализации стратегии:
1.Заполните таблицу, отвечая на вопросы. Записываются только ключевые слова.
Подведение итогов обсуждения . Как меняется главный герой? С какими проблемами он сталкивается? Как он их решает? Кто помогает ему? Как люди и звери относятся к мальчику? Что вы думаете о главном герое?
Черты характера
Цель: обучение интерпретации текста.
Отметьте черты характера, которыми обладает герой книги. Подтвердите своё мнение эпизодом из книги.
Умный любит и понимает животных
сильный (физически и психологически) терпеливый
смелый настойчивый
отчаянный упрямый
уверенный в себе любознательный
ранимый хороший рассказчик
сдержанный искренний
задумчивый добрый
рассудительный послушный
заботливый наивный
шедрый серьёзный
находчивый не располагает к себе людей
завистливый не вызывает доверия
жадный
угрюмый
Доклад и рецензия
Цели стратегии: обучение интерпретации текста.
Подробный алгоритм реализации стратегии:
Доклад является фактуальным информационным текстом, достаточно объективным, не содержащим личностных оценок. Он составляется по определённому плану
1. Название текста.
2. Имя автора.
3. Выходные данные.
4. Основная тема (о чём?).
5. Краткое содержание (что говорится?).
6. Основная идея (что хотел сказать автор?).
7. Наиболее интересный эпизод, деталь.
8. Краткая характеристика героев.
9. Мнение и его обоснование.
Синквейн (Пятистрочник)
Цель: показать своё отношение к тексту.
Подробный алгоритм реализации стратегии:
В приводимом примере использована прочитанная книга «Глаз волка».
1. Тема (слово, понятие).
«Глаз волка».
2. Два прилагательных, показывающих отношение к теме:
интересная, поучительная.
3. Три глагола:
читать, думать, обсуждать.
4.Предложение в 4 слова:
Буду читать с учащимися.
5. Эмоциональное отношение к теме:
Спасибо за новую книгу!
Знаю — Хочу узнать — Узнал («3 — X — У»)
Цель: актуализация предшествующих знаний.
Подробный алгоритм реализации стратегии:
1. Нарисуйте таблицу
Знаю
Хочу узнать
Узнал
Знаю — Хочу узнать — Узнал («3 — X — У»)
2. Прочитайте название текста и назовите его тему.
3. Вспомните всё, что вы об этом знаете .
Запишите слова в колонку «Знаю» .
4. Прочитайте вслух то, что записано. Добавьте то, о чём вы знали и забыли.
5. Запишите во вторую колонку («Хочу узнать») вопросы, которые у вас появились в ходе обсуждения.
6. Обсудите все вопросы и запишите их (без повторения) во вторую колонку.
7. Читайте текст и отвечайте на поставленные вопросы в третьей колонке. Если в тексте нет ответа, поставьте минус около вопроса.
Обобщите всё, что вы узнали из текста, пользуясь своими записями в третьей колонке.
Литература
- Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к
обучению чтению. – М.: Школьная библиотека, 2005. – 512 с.
2. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. – М.:Баласс, 2013. – 128 с.