Развитие теории вероятностей.
История.
Повторение. Основные элементы комбинаторики.
Это любое упорядоченное подмножество m из элементов множества n .
(Порядок важен).
2. Перестановки
Если m = n , то эти размещения называются перестановками.
Это любое подмножество из m – элементов, которые принадлежат множеству, состоящему из n – различных элементов.
(Порядок не важен).
Следствие . Число сочетаний из n элементов по n – m равно число
сочетаний из n элементов по m , т.е.
Повторение. Решение задач.
Задача.1.
Сколько можно записать четырехзначных чисел,
используя без повторения все 10 цифр?
Решение:
2) Т.к. есть среди чисел 0, который не может стоять впереди, поэтому надо еще найти:
3) .
Повторение. Решение задач.
Задача.2.
Пусть имеется множество, содержащие 4 буквы:
{А,В,С,Д}. Записать все возможные сочетания из
указанных букв по три.
Решение:
Здесь в число сочетаний не включены, например АВС,
ВСА, т.к. у нас уже есть АВС, потому что порядок
элементов в сочетании не учитываются.
Повторение. Решение задач.
Задача.3.
Сколькими способами можно расставить 9 различных книг
на полке, чтобы определенные 4 книги стояли рядом?
Решение:
Если обозначить 4 определенные книги как одно целое, то получается 6 книг, которые можно переставлять
способами.
4 определенные книги можно переставлять
способами.
Тогда всего перестановок по правилу умножения будет
Повторение. Решение задач.
Задача.4.
Нужно выбрать в подарок 4 из 10 имеющихся книг.
Сколькими способами это можно сделать?
Решение:
Задача.5.
Имеется 10 белых и 5 черных шаров. Сколькими
способами можно выбрать 7 шаров, чтобы среди них были
3 черных?
Решение: Белые шары: .
Черные шары: . Тогда .
Повторение. Решение задач.
Задача.6.
Сколькими способами можно группу из 12 человек
разбить на 2 подгруппы, в одной из которых должно быть
не более 5, а во второй – не более 9 человек?
Решение:
Первая подгруппа может состоять либо из 3, либо из 4,
либо из 5 человек:
способом. Тогда число возможных результатов = " width="640"
Повторение. Решение задач.
Задача.7.
Десять команд участвуют в разыгрывание первенства по футболу, лучшие из которых занимают 1-е, 2-е и 3-е места. Две команды, занявшие последние места не будут участвовать в следующем таком же первенстве. Сколько разных вариантов результата первенства может будут учитывать, если только положение первых трех и последних 2-х команд?
Решение:
1-е три места может будут распределены: способ
Остается 7 команд, две из которых выбывают из следующего первенства т.к. порядок выбывших команд не учитывается = способом.
Тогда число возможных результатов =
Повторение. Решение задач.
Задача.8.
Сколько существует вариантов опроса 11 учащихся на одном занятии, если ни один из них не будет вызван дважды и на занятии может будет опрошено любое количество учащихся, порядок опроса не важен?
Решение:
- может не спросить ни одного, т.е. ,
- если только 1, то ,
если только 2-х, то и т.д.
Тогда он всего опросит
Проект.
- Как и почему возникла теория вероятностей?
План:
- Предыстория теории вероятностей.
- Возникновение теории вероятностей как науки.
- Основателями теории вероятностей
- Этапы развития.
- Современный период развития теории вероятностей.
- Вклад соотечественников в теорию.
- Выводы.
Теория вероятностей
Развитие теории вероятностей с момента зарождения этой науки и до настоящего времени было несколько своеобразным. На первом этапе истории этой науки она рассматривалась как занимательный “пустячок”, как собрание курьезных задач, связанных в первую очередь с азартными играми в кости и карты.
Этапы развития.
Предыстория теории вероятностей.
В этот период, начало которого теряется в веках, ставились и решались элементарные задачи, которые позже будут отнесены к теории вероятностей. Никаких специальных методов в этот период не возникает. Этот период кончается работами Кардано, Пачоли, Тарталья и др. С вероятностными представлениями мы встречаемся еще в античности. У Демокрита, Лукреция Кара и других античных ученых и мыслителей мы находим глубокие предвидения о строении материи с беспорядочным движением мелких частиц (молекул), мы встречаем рассуждения о равновозможных исходах (равновероятных) и т. п.
Д. Кардано
Н. Тарталья
Этапы развития.
Возникновение теории вероятностей как науки.
К середине, XVII в. вероятностные вопросы и проблемы, возникающие в статистической практике, в практике страховых обществ, при обработке результатов наблюдений и в других областях, привлекли внимание ученых, так как они стали актуальными вопросами. В первую очередь это относится к Б. Паскалю, П. Ферма и X. Гюйгенсу. В этот период вырабатываются первые специфические понятия, такие, как математическое ожидание и вероятность (в форме отношения шансов), устанавливаются и используются первые свойства вероятности: теоремы сложения и умножения вероятностей. В это время теория вероятностей находит свои первые применения в демографии, страховом деле, в оценке ошибок наблюдения, широко используя при этом понятие вероятности.
Основатели теории вероятностей
Основателями теории вероятностей были французские математики Б. Паскаль и П. Ферма, и голландский ученый Х. Гюйгенс
П . Ферма
Б . Паскаль
Х . Гюйгенс
Этапы развития.
Классическое определение вероятности. Следующий период начинается с появления работы Я. Бернулли "Искусство предположений" (1713), в которой впервые была строго доказана первая предельная теорема — простейший случай закона больших чисел. К этому периоду, который продолжался до середины XIX в., относятся работы Муавра, Лапласа, Гаусса и др. В центре внимания в это время стоят предельные теоремы. Теория вероятностей начинает широко применяться в различных областях естествознания. И хотя в этот период начинают применяться различные понятия вероятности (геометрическая вероятность, статистическая вероятность), господствующее положение занимает, в особенности после работ Лапласа, так называемое классическое определение вероятности.
Якоб
Бернулли
Этапы развития.
Следующий период развития теории вероятностей связан прежде всего с Петербургской математической школой. За два столетия развития теории вероятностей главными ее достижениями были предельные теоремы. Но не были выяснены границы их применимости и возможности дальнейшего обобщения. Наряду с огромными успехами, достигнутыми теорией вероятностей в предыдущий период, были выявлены и существенные недостатки в ее обосновании, это в большой мере относится к недостаточно четким представлениям о вероятности.
Этапы развития.
Современный период развития теории вероятностей начался с установления аксиоматики. Этого прежде всего требовала практика, так как для успешного применения теории вероятностей в физике, биологии и других областях науки, а также в технике и военном деле необходимо было уточнить и привести в стройную систему ее основные понятия. Благодаря аксиоматике теория вероятностей стала абстрактно-дедуктивной математической дисциплиной, тесно связанной с другими математическими дисциплинами. Это обусловило небывалую широту исследований по теории вероятностей и ее применениям, начиная от хозяйственно-прикладных вопросов и кончая самыми тонкими теоретическими вопросами теории информации и теории случайных процессов .
Основатели теории вероятностей
Строгое логическое обоснование теории вероятностей произошло в XX в. и связано с именами советских математиков С. Н. Бернштейна и А. Н. Колмогорова.
А . Н . Колмогоров
С . Н . Бернштейн
Выводы:
- Возникновение и развитие теории вероятностей продиктовано необходимостью ее применениям, начиная от хозяйственно-прикладных вопросов и заканчивая самыми тонкими теоретическими вопросами теории информации и теории случайных процессов.
Домашнее задание.
- Сколькими способами 9 человек могут встать в очередь в театральную кассу?
- На плоскости отметили 5 точек. Их надо обозначить латинскими буквами. Сколькими способами это можно сделать (в латинском алфавите 26 букв)?
- В магазине продается 8 различных наборов марок. Сколькими способами можно выбрать из них 3 набора?
- Сколькими способами из класса, где учатся 24 учащихся, можно выбрать: а) двух дежурных, б) старосту и его заместителя?
- Проект «Вклад соотечественников в теорию вероятностей».