Формирование универсальных учебных действий
Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика
В чем заключается задача школы?
- интеграция,
- обобщение,
- осмысление новых знаний;
- умение связать новые знания с жизненным опытом.
Надпредметные компетенции ученика:
- способы получения информации;
- умение работать в группах и самостоятельно;
- умение принимать решения;
- умение проявлять творческие способности;
- умение осуществлять самоконтроль и самооценку своей деятельности;
- использование диалоговых форм обучения, основанных на взаимопонимании и взаимодействии.
В чем заключается задача школы?
- Формирование у каждого ребенка умения учитьСЯ – учить СЕБЯ.
Приоритетная цель школьного образования:
- развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу,
- проектировать пути их реализации,
- контролировать и
оценивать свои
достижения.
Учащийся – «архитектор и строитель» образовательного процесса
Как достичь эту цель?
Благодаря системе формирования универсальных учебных действий
Универсальные учебные действия
Близкие понятия:
- общеучебные умения,
- общепознавательные действия,
- общие способы деятельности,
- надпредметные действия.
Формирование УУД – это надежный путь кардинального повышения качества образования.
Знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий : они формируются, применяются, сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.
Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.
Что дают универсальные учебные действия?
- обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
Что дают универсальные учебные действия?
- создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
Что дают универсальные учебные действия?
- обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Группы универсальных учебных действий:
1) личностные ;
2) регулятивные , включая саморегуляцию;
3) познавательные , включая логические, познавательные и знаково-символические;
4) коммуникативные действия.
Личностные действия
- Позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями.
- Направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.
Регулятивные действия
Обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.
Познавательные действия
Включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации , ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
Коммуникативные действия
Обеспечивают возможности сотрудничества – умение
слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.
Овладение учащимися УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться .
Эта возможность обеспечивается тем, что УУД – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
УУД могут быть сформированы только в процессе определенной учебной деятельности.
Важно создать новые условия для такой деятельности.
Важно изменить сам образовательный процесс : освоить новые формы организации обучения, новые образовательные технологии, создать новую информационно-образовательную среду.