Имя существительное
Повторение изученного
Урок русского языка в 6 классе. Учитель русского языка Чижик О. П.
Словарно-орфографическая работа
- Как называется стебель растения в самом начале его развития из семени или корневища (Росток)
- Огородное растение, растущее обычно кочаном (Капуста)
- Подберите однокоренное прилагательное к слову лес (Лесной)
- Водяное растение, у которого отсутствуют стебель и листья (Водоросль)
Эпиграф урока
«Знания должны увеличиваться с добротой»
( Фазиль Искандер).
Как вы понимаете эти слова ?
Работа с толковым словарём С.И.Ожегова.
Домы вы должны были выписать значение этого слова в толковом словаре.
Доброта - это отзывчивость , душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Работа по теме урока.
Скажите, ребята, а какой частью речи является слово доброта ?
Подберите однокоренные слова с корнем добр- ( устно ). (добрый, добряк, добропорядочность, добродеятель, добродушный, одобрить, удобрять...)
Что же мы знаем об имени существительном?
Блиц-опрос.
- Дайте определение имени существительного.
( Имя сущ. – самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопросы Кто? Что?)
- Назовите морфологические признаки имени существительного.
- Постоянные ( Бывают одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Относятся к трем родам: мужскому, женскому, среднему, и трем склонениям: 1, 2, 3.)
- Изменяемые (Изменяются по числам и падежам.)
- Синтаксическая роль имени существительного в предложении .
( В предложении могут быть любым членом, особенно часто подлежащим и дополнением.)
- Что может обозначать имя существительное, кроме предмета? ( признак предмета и действие предмет) Приведите пример (синева, бег, ходьба)
- Образуйте и запишите существительные от глаголов:
бежать, кричать, прыгать;
вкусный, сильный, добрый.
- Приведите несколько существительных, которые называют явления природы (снег, метель, вьюга, дождь)
- Молодцы, ребята, теоретическую часть вы хорошо знаете. Давайте теперь вспомним с вами что же нового об имени существительном мы узнали в этом году? (- не все имена существительные изменяются по числам, некоторые имена существительные бывают только единственного числа, а другие только множественного)
щ…, печ…, из-за туч…, груш…, брош…, багаж…, карандаш…, дич…, лож…, плеч…, туш…, палач…, возле дач…, мелоч…, стеллаж…
Задание 2
- Распределите существительные по группам:
Чернила, брюки, облако, радость, каникулы, детвора, деньги, ворота, кубик, народ, солнце, листва, пшено, человек.
Задание № 3 . «Третий лишний»
Найдите лишнее слово. Обоснуйте свой ответ.
- 1 вариант: Заморозки, тьма, ружье. (ружье)
- 2 вариант: Вьюга, спортсмен, сутки. ( спортсмен )
Тестовая работа по теме "Имя существительное".
1. Какого признака нет у существительного:
А) рода
Б) числа
В) падежа
Г) времени
2. Имя существительное изменяется по:
А) родам
Б) числам
В) падежам
Г) склонениям
3. Найдите существительные 1 склонения:
А) тенью
Б) полотенцем
В) в революции
Г) семьей
4. Укажите существительные женского рода:
А) мозоль
Б) тюль
В) кофе
Г) какао
5. Укажите существительные, которые имеют форму только множественного числа:
А) вермишель
Б) такси
В) фальшь
Г) пальцы
6. Укажите существительные, в которых пишется окончание И:
А) о песн..
Б) о професси…
В) об отношени…
Г) у дорог…
7. В окончании каких существительных пишется О:
А) борщ..м
Б)ковш..м
В) дач.й
Г) гордец..м
8. В каких существительных нужен Ь:
А) нет крыш..
Б) мощ..
В) камыш…
Г) полноч…
9. Каким членом предложения является выделенное слово в предложении Березы украшают леса
А)подлежащим;
Б)дополнением;
В) обстоятельством
10. Сделайте морфологический разбор существительного леса
А закончить наш сегодняшний разговор о доброте мне хотелось бы хорошим стихотворением:
Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами.
А может не слова – дела важны?
Дела – делами, а слова – словами.
Они живут у каждого из нас
На дне души, до времени хранимы.
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
Марк Лисянский