СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация. Правописание чередующихся гласных в корне слова.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: повторить и обобщить с учащимися материал по чередованию гласных в корнях слов; совершенствовать навык их правописания

Просмотр содержимого документа
«Презентация. Правописание чередующихся гласных в корне слова.»

Правописание корней с чередованием гласных

Правописание корней с чередованием гласных

  Написание букв на месте безударных гласных в этих корнях не соответствует общему правилу, а подчиняется традиции». При написании гласной в этих корнях мы будем пользоваться особыми правилами. Эти правила можно объединить в 4 группы.

  Написание букв на месте безударных гласных в этих корнях не соответствует общему правилу, а подчиняется традиции». При написании гласной в этих корнях мы будем пользоваться особыми правилами. Эти правила можно объединить в 4 группы.

1-я группа   Безударный корень всегда пишется одинаково  (а ударный – по-разному: так, как слышится): -гор-  и  -клон-  только  о:  гореть  и  склонить; -зар-  и  -плав-  только  а:  заря  и  поплавок. Исключения:   пл о вец, пл о вчиха, пл ы вун.

1-я группа

  • Безударный корень всегда пишется одинаково  (а ударный – по-разному: так, как слышится):
  • -гор-  и  -клон-  только  о:  гореть  и  склонить;
  • -зар-  и  -плав-  только  а:  заря  и  поплавок.
  • Исключения:   пл о вец, пл о вчиха, пл ы вун.
2-я группа   Написание гласной в корне зависит от того, какие за ним идут согласные: -ла Г - –  а,  -ло Ж - –  о:  излагать – изложить; -ро С - –  о,  -ра СТ -, -ра Щ - –  а:  вырос – расту, выращу. Исключения:   росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль. рос

2-я группа

Написание гласной в корне зависит от того, какие за ним идут согласные:

-ла Г - –  а,  -ло Ж - –  о:  излагать – изложить;

-ро С - –  о,  -ра СТ -, -ра Щ - –  а:  вырос – расту, выращу.

Исключения:   росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль.

  • рос
3-я группа Написание гласного зависит от того, стоит ли после корня суффикс   -а-: о-/-а:  кос – кас: коснуться – касаться.  Фея  кос нулась тыквы.  Палочка  каса ется тыквы.

3-я группа

Написание гласного зависит от того, стоит ли после корня суффикс   -а-:

о-/-а:  кос – кас: коснуться – касаться.

Фея  кос нулась тыквы.

Палочка  каса ется тыквы.

Внимание!   У девушки кос-а  – здесь после корня не суффикс  -а-,  а окончание; кроме того, корни с чередованием  кос-/-кас-  имеют значение «дотрагиваться».

Внимание!   У девушки кос-а  – здесь после корня не суффикс  -а-,  а окончание;

кроме того, корни с чередованием  кос-/-кас-  имеют значение «дотрагиваться».

-е-/-и-:  -бер- – -бира- : уберу – убираю  -дер- – -дира- : удеру – удираю  -мер- – мира- : умереть – умирать  -пер- – -пира- : запереть – запирать  -тер- – -тира- : утереть – утирать  -блест- – -блиста- : блестеть – блистать  -стел- – -стила- : стелить – застилать  -жег- – -жига- : зажег – зажигать  -чет- – -чита- : счет – считать  Исключения:   соч е тать, соч е тание.

-е-/-и-: -бер- – -бира- : уберу – убираю -дер- – -дира- : удеру – удираю -мер- – мира- : умереть – умирать -пер- – -пира- : запереть – запирать -тер- – -тира- : утереть – утирать -блест- – -блиста- : блестеть – блистать -стел- – -стила- : стелить – застилать -жег- – -жига- : зажег – зажигать -чет- – -чита- : счет – считать Исключения:   соч е тать, соч е тание.

В сочетаниях букв  -има-, -ина-   пишется  -и-:   снимать (снять), пожинать (пожать)
  • В сочетаниях букв  -има-, -ина-  пишется  -и-:  снимать (снять), пожинать (пожать)
4-я группа  Написание гласной в корне зависит от значения слова   -равн-  – пишется в словах, означающих равенство: Реши уравнение. -ровн-   – в словах, означающих что-то ровное, т.е. гладкое: Разровняй складочки.

4-я группа Написание гласной в корне зависит от значения слова

-равн-  – пишется в словах, означающих равенство:

Реши уравнение.

-ровн-   – в словах, означающих что-то ровное, т.е. гладкое:

Разровняй складочки.

Исключения:   р а внина  (это  ровное,  а не  равное  чему-то место, но пишется  -а- ). Равняйсь!  (Команда в строю – встать  ровно ), уровень  (отметка,  равная  какому-то значению),  поровну  (на  равные  доли).

Исключения:

  • р а внина  (это  ровное,  а не  равное  чему-то место, но пишется  -а- ).
  • Равняйсь!  (Команда в строю – встать  ровно ),
  • уровень  (отметка,  равная  какому-то значению),
  • поровну  (на  равные  доли).
-мак- – -мок МАК-  – погружение в жидкость: обмакни кисточку  -МОК-  – все остальное:  непромокаемый плащ;  намокает под дождем.

-мак- – -мок

МАК-  – погружение в жидкость:

обмакни кисточку

-МОК-  – все остальное:

непромокаемый плащ;

намокает под дождем.

-скак- – -скоч- скак-  – много раз или долго: скакать на лошади  -скоч-  – один раз или быстро:  проскочить через обруч   Исключение:   ск а чок

-скак- – -скоч-

скак-  – много раз или долго:

скакать на лошади

-скоч-  – один раз или быстро:

проскочить через обруч

Исключение:   ск а чок

Тест по теме «Правописание чередующихся  гласных в корне слова»   1.       В каком ряду во всех словах пропущена буква А? 1)   отр..сль, сокр..щать, р..скошный 2)   предв..рительно, ск..кать, избирательная к..мпания 3)   благосл..вить, безотл..гательный, ди..гональ 4)   предпол..жительно, прор..стать, п..норама

Тест по теме «Правописание чередующихся гласных в корне слова»

1.       В каком ряду во всех словах пропущена буква А?

1)   отр..сль, сокр..щать, р..скошный

2)   предв..рительно, ск..кать, избирательная к..мпания

3)   благосл..вить, безотл..гательный, ди..гональ

4)   предпол..жительно, прор..стать, п..норама

2.   В каком ряду во всех словах пропущена буква И? 1)   д..монстрация, зам..реть, ж..лтизна 2)   выч..тать, д..сант, ч..рстветь 3)   д..алог, зап..рать, выл..ли 4)   бл..снуть, д..серт, нагр..вающий

2.   В каком ряду во всех словах пропущена буква И?

1)   д..монстрация, зам..реть, ж..лтизна

2)   выч..тать, д..сант, ч..рстветь

3)   д..алог, зап..рать, выл..ли

4)   бл..снуть, д..серт, нагр..вающий

3.     В каком ряду во всех словах пропущена буква О? 1)   инт..нация, м..ссажер, предл..жение 2)   б..гаж, к..мбинат, накл..ниться 3)   г..лодание, соприк..сновение, ох..рактеризовать 4)   погл..тить, в..лейбол, прил..жение
  • 3.     В каком ряду во всех словах пропущена буква О?
  • 1)   инт..нация, м..ссажер, предл..жение
  • 2)   б..гаж, к..мбинат, накл..ниться
  • 3)   г..лодание, соприк..сновение, ох..рактеризовать
  • 4)   погл..тить, в..лейбол, прил..жение
4.     В каком ряду во всех словах пропущена буква Е? 1)   неприм..римый,  кам..ра, ном..р 2)   прим..рять туфли, отм..рать, комм..рсант 3)    нам..реваться, изм..рять, м..рцание 4)   зам..рли, зам..рающий, сум..рки

4.     В каком ряду во всех словах пропущена буква Е?

1)   неприм..римый,  кам..ра, ном..р

2)   прим..рять туфли, отм..рать, комм..рсант

3)    нам..реваться, изм..рять, м..рцание

4)   зам..рли, зам..рающий, сум..рки

5.     Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только чередующиеся безударные гласные корня? 1)    к..лонна, водор..сли, б..калея 2)    раздр.жать, нагр..дной, ав..нгард 3)   сл..гаемое, оз..рять, дор..сти 4)  усл..жнять, в..робьиный, прил..скать

5.     Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только чередующиеся безударные гласные корня?

1)    к..лонна, водор..сли, б..калея

2)    раздр.жать, нагр..дной, ав..нгард

3)   сл..гаемое, оз..рять, дор..сти

4)  усл..жнять, в..робьиный, прил..скать

Мой друг, высунувшись из палатки, буквально м_кнул голую ногу в тр_ву. Ура, под утро выпала обильная р_са! Да и рыба накануне к_сяками ходила. Всё говорило за то, что рыбалка будет знатной. Но я бы, конечно, предпочёл прик_снуться к траве щекой. Моя заг_релая щека отменного пл_вца, который на з_ре, прикл_нясь к родной земле, готовый жизнь за неё пол_жить (и, пол_гаю, не зря), сама того не желая, р_вняла линию горизонта. Тут мой друг заметил, что его обувь вым_кла за ночь. Босой, не прил_гая особых усилий, он плюхнулся в «резинку» и, едва к_саясь воды вёслами, как пл_вучий дух поплыл на прикол. Прикол распол_гался аккурат посередине залива. А где он ещё мог распол_гаться? Плыви-плыви, я догоню! Я положил в свою лодку прикорм и заскр_пел вёслами. Накл_нясь над самою водою, меня пров_жала берёза, которая р_сла у палатки. Я грёб, обл_котившись на резиновую подушку, и смотрел, как разг_рается рассвет.

Мой друг, высунувшись из палатки, буквально м_кнул голую ногу в тр_ву. Ура, под утро выпала обильная р_са! Да и рыба накануне к_сяками ходила. Всё говорило за то, что рыбалка будет знатной. Но я бы, конечно, предпочёл прик_снуться к траве щекой. Моя заг_релая щека отменного пл_вца, который на з_ре, прикл_нясь к родной земле, готовый жизнь за неё пол_жить (и, пол_гаю, не зря), сама того не желая, р_вняла линию горизонта. Тут мой друг заметил, что его обувь вым_кла за ночь. Босой, не прил_гая особых усилий, он плюхнулся в «резинку» и, едва к_саясь воды вёслами, как пл_вучий дух поплыл на прикол. Прикол распол_гался аккурат посередине залива. А где он ещё мог распол_гаться? Плыви-плыви, я догоню! Я положил в свою лодку прикорм и заскр_пел вёслами. Накл_нясь над самою водою, меня пров_жала берёза, которая р_сла у палатки. Я грёб, обл_котившись на резиновую подушку, и смотрел, как разг_рается рассвет.