Просмотр содержимого документа
«Презентация "Развитие функциональной грамотности школьника"»
Развитие функциональной грамотности школьников
учитель начальных классов
ГОУ ЛНР «АОШ № 8»
Кулешова Н.В
«Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь!» К.Д. Ушинский
- Функциональная грамотность- способность использовать приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
- Функционально грамотная личность -это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.
Отличительные черты школьника с развитой функциональной грамотностью:
- успешно решает разные бытовые проблемы;
- умеет общаться и находить выход в разнообразных социальных ситуациях;
- использует базовые навыки чтения и письма для построения коммуникаций;
- выстраивает межпредметные связи, когда один и тот же факт или явление изучается, а затем и оценивается с разных сторон.
Основные направления функциональной грамотности
- читательскую,
- математическую,
- естественно-научную,
- финансовую и компьютерную грамотность,
- глобальные компетенции и креативное мышление .
Формы и методы функциональной грамотности
- Групповая форма работы
- Игровая форма работы
- Дифференцированное обучение
- Творческая форма работы
- Элементы критического мышления
- Тестовые задания
- Применение ИКТ
«Не мыслям надо учить, а мыслить» И.Кант
Читательская грамотность .
Приёмы :
- Толстые и тонкие вопросы
- Синквейн
- Написание творческих работ
- Создание викторины
- Перепутанные логические цепочки
- Ромашка (кубик) Блума
- Реставрация текста
«Ум применяется не только в знании, но и в умении прилагать знания на деле» Аристотель
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ.
ПРИЁМЫ :
- Терминологическая викторина
- Игра «Чётное – нечётное»
- Задания на трактовку математических терминов
- Работа с условием задачи
- Задачи на логическое мышление
- Задачи на пространственное воображение
«Сколько б ты ни жил, всю жизнь следует учиться». Сенека Луций Анней (Младший )
Естественно-научная грамотность
ПРИЁМЫ:
- Корзина идей
- Проектная технология
- Игровые технологии
- Технологии проблемного обучения
- Экскурсии
- Эксперименты
«Для жизни, а не для школы мы учимся» Ян Амос Каменский
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Приёмы:
- Экономические задачи
- Метод «Кейс»
- Мини- проекты
- Творческие задания
- Мини-исследования
«Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь!» К. Д. Ушинский
Глобальные компетенции
Приёмы
- Открытое обсуждение ситуации.
- Составление кластеров.
- Написание памяток, инструкций.
- Написание сказок, фантастических историй.
- Создание иллюстраций, синквейнов, схем.
- Разыгрывание ситуаций.
Формирование функциональной грамотности учеников — задача каждого современного педагога.
Основные правила развития функциональной грамотности школьников
- привязка к реальным ситуациям, в которых дети могут представить себя;
- соответствие возрасту обучающихся;
- системность и взаимосвязь знаний и факторов.