СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Развитие литературы 1950-1980-х годов XX века"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация предназначена для изучения соответствующей темы в техникуме (колледже).

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Развитие литературы 1950-1980-х годов XX века"»

Занятие РАЗВИТИЕ ЛИТЕРАТУРЫ 1950-1980-х ГОДОВ  Учебный предмет: Литература  Преподаватель Бекасова Е.Н.

Занятие

РАЗВИТИЕ ЛИТЕРАТУРЫ

1950-1980-х ГОДОВ

Учебный предмет: Литература

Преподаватель Бекасова Е.Н.

Цель занятия и вопросы темы Цель занятия: изучить особенности развития литературы 1950-1980-х годов. Вопросы темы: Л итература к началу 1950-х годов. П ериод «оттепели». В лияние творчества Эрнеста Хемингуэя на развитие русской литературы. Л итература периода «оттепели» Л итература и публицистика. П околение «шестидесятников». В ласть и творчество. Х удожественные поиски в литературе 1950-1980-х годов.

Цель занятия и вопросы темы

Цель занятия: изучить особенности развития литературы 1950-1980-х годов.

Вопросы темы:

  • Л итература к началу 1950-х годов.
  • П ериод «оттепели».
  • В лияние творчества Эрнеста Хемингуэя на развитие русской литературы.
  • Л итература периода «оттепели»
  • Л итература и публицистика.
  • П околение «шестидесятников».
  • В ласть и творчество.
  • Х удожественные поиски в литературе 1950-1980-х годов.
1 «Сочинять, ставить, играть – всё равно, что гулять по заминированному полю, шаг вправо – взрыв и гибель, шаг влево – взрыв и гибель». К. Л. Рудницкий (театральный критик)

1

«Сочинять, ставить, играть – всё равно, что гулять по заминированному полю, шаг вправо – взрыв и гибель, шаг влево – взрыв и гибель».

К. Л. Рудницкий (театральный критик)

1 Какой была литература в начале 1950-х годов? Литература – средство идеологической борьбы. Литература выполняла роль мощного инструмента воздействия на общественное сознание (воспитательная функция). Появление низкохудожественных произведений в результате вмешательства высшего партийного руководства.

1

Какой была литература в начале 1950-х годов?

Литература – средство идеологической борьбы.

Литература выполняла роль мощного инструмента воздействия на общественное сознание (воспитательная функция).

Появление низкохудожественных произведений в результате вмешательства высшего партийного руководства.

1 Какой была литература в начале 1950-х годов? Наличие жестких требований к художественному произведению: с овременность и злободневность темы, н аличие положительного идеала, о птимистический пафос, д оступность массовому читателю. Исчерпанность форм художественного освоения действительности.

1

Какой была литература в начале 1950-х годов?

Наличие жестких требований к художественному произведению:

  • с овременность и злободневность темы,
  • н аличие положительного идеала,
  • о птимистический пафос,
  • д оступность массовому читателю.

Исчерпанность форм художественного освоения действительности.

2 «Оттепель» – период социальных реформ, начавшихся в 1953 году после смерти И.В. Сталина. В 1954 году на страницах журнала «Знамя» опубликована повесть Ильи Эренбурга «Оттепель» , так родилось образное определение исторического периода.

2

  • «Оттепель» – период социальных реформ, начавшихся в 1953 году после смерти И.В. Сталина.
  • В 1954 году на страницах журнала «Знамя» опубликована повесть Ильи Эренбурга «Оттепель» , так родилось образное определение исторического периода.
2 В эти годы сделаны первые шаги по пути преодоления сталинизма , началось восстановление культурной преемственности и международного культурного обмена . С 1955 года возобновилась деятельность журнала «Иностранная литература» , на страницах которого публиковались произведения зарубежных авторов.

2

  • В эти годы сделаны первые шаги по пути преодоления сталинизма , началось восстановление культурной преемственности и международного культурного обмена .
  • С 1955 года возобновилась деятельность журнала «Иностранная литература» , на страницах которого публиковались произведения зарубежных авторов.
3 Эрнест Хемингуэй (1886 – 1961) Участник Первой и Второй мировых войн. В числе первых отреагировал на агрессию фашистов , прислав в Москву телеграмму со словами поддержки: «Народ Советского Союза своей борьбой защищает все народы, сопротивляющиеся фашистскому порабощению» . В своем творчестве исследовал проблемы: «человек и война», «человек и природа». Полагал, что человек должен оставаться непобежденным. О себе говорил, что пишет «простую честную прозу о человеке». Стал творческим и нравственным ориентиром для многих русских писателей, пришедших в литературу в 1950 – 1960-е годы.

3

Эрнест Хемингуэй (1886 – 1961)

  • Участник Первой и Второй мировых войн.
  • В числе первых отреагировал на агрессию фашистов , прислав в Москву телеграмму со словами поддержки: «Народ Советского Союза своей борьбой защищает все народы, сопротивляющиеся фашистскому порабощению» .
  • В своем творчестве исследовал проблемы: «человек и война», «человек и природа».
  • Полагал, что человек должен оставаться непобежденным.
  • О себе говорил, что пишет «простую честную прозу о человеке».

Стал творческим и нравственным ориентиром для многих русских писателей, пришедших в литературу в 1950 – 1960-е годы.

3 «Человека можно уничтожить, но его нельзя победить» Э. Хемингуэй, повесть-притча «Старик и море» «Его честность, его правдивость… вот что было мне бесконечно дорого в творчестве Хемингуэя» Ю. Казаков «Честность» и «правдивость» – эти слова стали ключевыми для развития русской литературы в послесталинский период.

3

«Человека можно уничтожить, но его нельзя победить»

Э. Хемингуэй, повесть-притча «Старик и море»

«Его честность, его правдивость… вот что было мне бесконечно дорого в творчестве Хемингуэя»

Ю. Казаков

«Честность» и «правдивость» – эти слова стали ключевыми для развития русской литературы

в послесталинский период.

4 В 1956 году состоялся XX съезд КПСС, на котором Н.С. Хрущев выступил с докладом о культе личности Сталина. Появились надежды на то, что правда станет основным законом жизни общества.

4

  • В 1956 году состоялся XX съезд КПСС, на котором Н.С. Хрущев выступил с докладом о культе личности Сталина.
  • Появились надежды на то, что правда станет основным законом жизни общества.
4 Взлет публицистики, который пришелся на первые годы «оттепели»: м емуарная литература бывших узников фашистских лагерей, м емуарная проза прошедших ГУЛАГ, о черки публициста В. Овечкина о неблагополучном состоянии дел в сельском хозяйстве.

4

  • Взлет публицистики, который пришелся на первые годы «оттепели»:

м емуарная литература бывших узников фашистских лагерей,

м емуарная проза прошедших ГУЛАГ,

о черки публициста В. Овечкина о неблагополучном состоянии дел в сельском хозяйстве.

4 Процесс демократизации художественного стиля эпохи. Уходит из литературы заданность конфликтов и характеров. В литературе усилилось демократическое начало.  Новое художественное осмысление революции, гражданской войны, коллективизации, политических репрессий, Великой Отечественной войны. Переосмысление проблемы взаимоотношений  личности и общества , личности и государства, личности и истории.

4

  • Процесс демократизации художественного стиля эпохи. Уходит из литературы заданность конфликтов и характеров. В литературе усилилось демократическое начало.
  • Новое художественное осмысление революции, гражданской войны, коллективизации, политических репрессий, Великой Отечественной войны.
  • Переосмысление проблемы взаимоотношений личности и общества , личности и государства, личности и истории.
5 Сближение многонациональных литературных сил в постановке и решении общих тем и проблем Со второй половины 1950-х годов в ежемесячный журнал преобразован альманах «Дружба народов»: яркие образцы народного эпоса и фольклора, лучшие произведения писателей и поэтов народов СССР. Приложение к журналу «Дружба народов» – собрания сочинений писателей народов СССР.

5

Сближение многонациональных литературных сил

в постановке и решении общих тем и проблем

  • Со второй половины 1950-х годов в ежемесячный журнал преобразован альманах «Дружба народов»: яркие образцы народного эпоса и фольклора, лучшие произведения писателей и поэтов народов СССР.
  • Приложение к журналу «Дружба народов» – собрания сочинений писателей народов СССР.
5 Сближение многонациональных литературных сил в постановке и решении общих тем и проблем В 1960-х годах выразителем демократических идей стал журнал «Новый мир». В 1970 – 1980-е годы активная деятельность журнала «Наш современник» . На страницах этих журналов печатались лучшие произведения военной, лагерной, деревенской и городской прозы .

5

Сближение многонациональных литературных сил

в постановке и решении общих тем и проблем

  • В 1960-х годах выразителем демократических идей стал журнал «Новый мир».
  • В 1970 – 1980-е годы активная деятельность журнала «Наш современник» .
  • На страницах этих журналов печатались лучшие произведения военной, лагерной, деревенской и городской прозы .
6 Термин «шестидесятники» впервые был использован Станиславом Рассадиным в статье под таким же названием, которая была опубликована в декабре 1960 года в журнале «Юность». «Шестидесятники» – поколение, вошедшее в литературу в период «оттепели»

6

Термин «шестидесятники» впервые был использован Станиславом Рассадиным в статье под таким же названием, которая была опубликована в декабре 1960 года в журнале «Юность».

«Шестидесятники» – поколение,

вошедшее в литературу в период «оттепели»

О, эти вечера в Политехническом! Сижу, внимая каждому стиху. Трибуна в четком свете электрическом, Я ж на галерке где-то, наверху. Потом опять толкучка гардеробная. Протискиваюсь, взяв свою шинель. Москва большая, тихая, сугробная,- Едва-едва окончилась метель. Иду один, шепчу стихи нечаянно, Счастливый, средь полночной тишины. Еще и ни строки не напечатано, И нет еще ни дома, ни жены. И все, что я в полях холодных выносил, И все, что людям высказать хочу, И жизнь моя реальная, и вымысел, И дальняя дорога — по плечу! К. Ваншенкин. 6 Многотысячные толпы приходили послушать выступления поэтов, с прилавков мгновенно расходились их сборники, а сами писатели и поэты стали своеобразным выражением творческой свободы.

О, эти вечера в Политехническом!

Сижу, внимая каждому стиху.

Трибуна в четком свете электрическом,

Я ж на галерке где-то, наверху.

Потом опять толкучка гардеробная.

Протискиваюсь, взяв свою шинель.

Москва большая, тихая, сугробная,-

Едва-едва окончилась метель.

Иду один, шепчу стихи нечаянно,

Счастливый, средь полночной тишины.

Еще и ни строки не напечатано,

И нет еще ни дома, ни жены.

И все, что я в полях холодных выносил,

И все, что людям высказать хочу,

И жизнь моя реальная, и вымысел,

И дальняя дорога — по плечу!

К. Ваншенкин.

6

Многотысячные толпы приходили послушать выступления поэтов, с прилавков мгновенно расходились их сборники, а сами писатели и поэты стали своеобразным выражением творческой свободы.

Евгений Евтушенко 6 ШЕСТИДЕСЯТНИКИ Р.  Рождественскому  Кто были мы, шестидесятники?  На гребне вала пенного  В двадцатом веке как десантники  Из двадцать первого.   И мы без лестниц, и без робости  На штурм отчаянно полезли,  Вернув отобранный при обыске  Хрустальный башмачок поэзии.   Давая звонкие пощёчины,  Чтобы не дрыхнул, современнику,  Мы пробурили, зарешеченное  Окно в Европу и в Америку.    Мы для кого-то были «модными»,  Кого-то славой мы обидели,  Но вас мы сделали свободными,  Сегодняшние оскорбители.   Пугали наши вкусы, склонности  И то, что слишком забываемся,  А мы не умерли от скромности  И умирать не собираемся.   Пускай шипят, что мы бездарные,  Продажные и лицемерные,  Но всё равно мы — легендарные,  Оплёванные, но бессмертные! 1993 г.

Евгений Евтушенко

6

ШЕСТИДЕСЯТНИКИ

Р. Рождественскому Кто были мы, шестидесятники? На гребне вала пенного В двадцатом веке как десантники Из двадцать первого. И мы без лестниц, и без робости На штурм отчаянно полезли, Вернув отобранный при обыске Хрустальный башмачок поэзии. Давая звонкие пощёчины, Чтобы не дрыхнул, современнику, Мы пробурили, зарешеченное Окно в Европу и в Америку.

Мы для кого-то были «модными», Кого-то славой мы обидели, Но вас мы сделали свободными, Сегодняшние оскорбители. Пугали наши вкусы, склонности И то, что слишком забываемся, А мы не умерли от скромности И умирать не собираемся. Пускай шипят, что мы бездарные, Продажные и лицемерные, Но всё равно мы — легендарные, Оплёванные, но бессмертные!

1993 г.

6 «Шестидесятники» призывали к восстановлению революционных идеалов , связанных с именем В.И. Ленина. По мнению «шестидесятников», правление И.В. Сталина преступным образом исказило путь развития советского государства . «Шестидесятникам» свойственно стремление к искренности, желание честно выразить свое время . Этим общим настроем был обусловлен интерес к личности и творчеству Э. Хемингуэя , герои которого наделены силой сопротивления злу.

6

  • «Шестидесятники» призывали к восстановлению революционных идеалов , связанных с именем В.И. Ленина.
  • По мнению «шестидесятников», правление И.В. Сталина преступным образом исказило путь развития советского государства .
  • «Шестидесятникам» свойственно стремление к искренности, желание честно выразить свое время . Этим общим настроем был обусловлен интерес к личности и творчеству Э. Хемингуэя , герои которого наделены силой сопротивления злу.
7 Реабилитация Вс. Э. Мейерхольда, Б.А. Пильняка, О.Э. Мандельштама, И.Э. Бабеля. Снят запрет с публикаций А.А. Ахматовой и М.М. Зощенко, открыт доступ к поэзии С.А. Есенина. НО!!! Не были отменены ждановские постановления от 1946 – 1948 годов, в 1958 году жертвой публичной проработки стал Б.Л. Пастернак за опубликованный на Западе роман «Доктор Живаго». Середина 1960-х годов – конец оттепели. Советские войска вошли в Прагу (1968). Конец «оттепели» ознаменовался судебным процессом над писателями А. Синявским и Ю. Даниэлем в 1966 году. Опубликовавшие несколько своих произведений на Западе, они были обвинены в антисоветской деятельности.

7

Реабилитация Вс. Э. Мейерхольда, Б.А. Пильняка, О.Э. Мандельштама, И.Э. Бабеля. Снят запрет с публикаций А.А. Ахматовой и М.М. Зощенко, открыт доступ к поэзии С.А. Есенина.

НО!!!

Не были отменены ждановские постановления от 1946 – 1948 годов, в 1958 году жертвой публичной проработки стал Б.Л. Пастернак за опубликованный на Западе роман «Доктор Живаго».

Середина 1960-х годов – конец оттепели.

Советские войска вошли в Прагу (1968).

Конец «оттепели» ознаменовался судебным процессом над писателями А. Синявским и Ю. Даниэлем в 1966 году. Опубликовавшие несколько своих произведений на Западе, они были обвинены в антисоветской деятельности.

8 Новые явления Противоречивый характер «оттепельных» реформ породил целый ряд особенностей развития искусства и литературы. Нонконформизм – инакомыслие, бунтарство, критическое отношение к официальной культуре. Нонконформизм объединил людей, противостоящих официальной политике в сфере искусства.

8

Новые явления

Противоречивый характер «оттепельных» реформ породил целый ряд особенностей развития искусства и литературы.

Нонконформизм – инакомыслие, бунтарство, критическое отношение к официальной культуре. Нонконформизм объединил людей, противостоящих официальной политике в сфере искусства.

8 Новые явления Инакомыслие (нонконформизм) в творческих кругах в политических кругах ДИССИДЕНТСТВО АНДЕГРАУНД Диссидент – участник движения против тоталитарного режима в бывших социалистических странах, выступавший за соблюдение гражданских прав и свобод, против преследования инакомыслия. Советские диссиденты открыто противостояли действиям властей, защищая политзаключенных, протестуя против советских войск в Чехословакию (1968) и Афганистан (1979). Андеграунд – «подпольная» культура, составная часть контркультуры. Искусство андеграунда образовало противоположный соцреалистическому искусству полюс.

8

Новые явления

Инакомыслие (нонконформизм)

в творческих кругах

в политических кругах

ДИССИДЕНТСТВО

АНДЕГРАУНД

Диссидент – участник движения против тоталитарного режима в бывших социалистических странах, выступавший за соблюдение гражданских прав и свобод, против преследования инакомыслия. Советские диссиденты открыто противостояли действиям властей, защищая политзаключенных, протестуя против советских войск в Чехословакию (1968) и Афганистан (1979).

Андеграунд – «подпольная» культура, составная часть контркультуры.

Искусство андеграунда образовало противоположный соцреалистическому искусству полюс.

8 Основные направления Реалистическая литература Модернистские тенденции Авангардные поиски СЛОВАРЬ Модернизм  (итал.  Modernismo – «современное течение»; от лат.  modernus – «современный, недавний») – направление в искусстве XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества , стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм . Авангардизм (авангард) в литературе – совокупность движений в литературе и искусстве XX в., провозгласивших разрыв с художественной традицией и необходимость эксперимента с целью выработки принципиально новых форм творчества .

8

Основные направления

Реалистическая литература

Модернистские тенденции

Авангардные поиски

СЛОВАРЬ

Модернизм  (итал.  Modernismo – «современное течение»; от лат.  modernus – «современный, недавний») – направление в искусстве XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества , стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм .

Авангардизм (авангард) в литературе – совокупность движений в литературе и искусстве XX в., провозгласивших разрыв с художественной традицией и необходимость эксперимента с целью выработки принципиально новых форм творчества .

8 В чем отличие? Модернистские тенденции Авангардные поиски Авангард являлся противником любых художественных традиций , постоянно создавая другое искусство. Происходит обновление не средств его, а самого предмета искусства. Более того, подразумевается активная социальная позиция художника. Модернизм  представлял собой эстетический бунт, революцию внутри искусства , не отвергая саму традицию. 

8

В чем отличие?

Модернистские тенденции

Авангардные поиски

Авангард являлся противником любых художественных традиций , постоянно создавая другое искусство. Происходит обновление не средств его, а самого предмета искусства. Более того, подразумевается активная социальная позиция художника.

Модернизм  представлял собой эстетический бунт, революцию внутри искусства , не отвергая саму традицию. 

Реалистическая литература 8 Литература восстанавливала утраченное соцреализмом к началу 1950-х годов социально-аналитическое начало, многие явления социально-экономического, политико-идеологического характера нуждались в осмыслении . А.И. Солженицын В.П. Астафьев Ю.П. Казаков В.Г. Распутин Ю.В. Трифонов Ю.В. Бондарев В.М. Шукшин

Реалистическая литература

8

Литература восстанавливала утраченное соцреализмом к началу 1950-х годов социально-аналитическое начало, многие явления социально-экономического, политико-идеологического характера нуждались в осмыслении .

А.И. Солженицын

В.П. Астафьев

Ю.П. Казаков

В.Г. Распутин

Ю.В. Трифонов

Ю.В. Бондарев

В.М. Шукшин

Реалистическая литература 8 Реалистической литературой утверждалось достоинство частного, даже негероического, человека. Литературовед В.Я. Лакшин в статье «Писатель, читатель, критик» (1965) напоминал, что героем человека делает не только подвиг, понимаемый как деяние, направленное вовне, но и постоянное внутреннее подвижничество.

Реалистическая литература

8

Реалистической литературой утверждалось достоинство частного, даже негероического, человека.

Литературовед В.Я. Лакшин в статье «Писатель, читатель, критик» (1965) напоминал, что героем человека делает не только подвиг, понимаемый как деяние, направленное вовне, но и постоянное внутреннее подвижничество.

Модернистские тенденции 8 Модернистские (новые) тенденции – тенденции, нетрадиционные для соцреализма. Творчество А.А. Ахматовой, Б.Л. Пастернака, Н.А. Заболоцкого, В.П. Катаева, В.А. Каверина, В.Т. Шаламова. Б.Л. Пастернак В.П. Катаев А.А. Ахматова Н.А. Заболоцкий Творчество новых прозаиков и поэтов: Е.А. Евтушенко, А.А. Вознесенский, Б.А. Ахмадулина, Ю.П. Мориц, Б.Ш. Окуджава, И.А. Бродский, В.П. Аксенов, А.Г. Битов, С.Д. Довлатов. Е.А. Евтушенко Б.А. Ахмадулина Б.Ш. Окуджава И.А. Бродский

Модернистские тенденции

8

Модернистские (новые) тенденции –

тенденции, нетрадиционные для соцреализма.

Творчество А.А. Ахматовой, Б.Л. Пастернака, Н.А. Заболоцкого, В.П. Катаева, В.А. Каверина, В.Т. Шаламова.

Б.Л. Пастернак

В.П. Катаев

А.А. Ахматова

Н.А. Заболоцкий

Творчество новых прозаиков и поэтов: Е.А. Евтушенко, А.А. Вознесенский, Б.А. Ахмадулина, Ю.П. Мориц, Б.Ш. Окуджава, И.А. Бродский, В.П. Аксенов, А.Г. Битов, С.Д. Довлатов.

Е.А. Евтушенко

Б.А. Ахмадулина

Б.Ш. Окуджава

И.А. Бродский

Авангардные поиски 8 Авангард 1960-х годов был противопоставлен не только официальной советской идеологии, но и романтическим идеалам «шестидесятников». А.А. Вознесенский Г.Н. Айги Г.Н. Соснора Поэты-авангардисты отрицали всякую зависимость художественного творчества от любых ограничений, будь то политический диктат или рамки традиций.

Авангардные поиски

8

Авангард 1960-х годов был противопоставлен не только официальной советской идеологии, но и романтическим идеалам «шестидесятников».

А.А. Вознесенский

Г.Н. Айги

Г.Н. Соснора

Поэты-авангардисты отрицали всякую зависимость художественного творчества от любых ограничений, будь то политический диктат или рамки традиций.

Главные особенности развития литературы 1950-1980-х годов В лияние политических перемен на развитие литературы 1950-1960-х годов. Новые тенденции в литературе. М ногонациональность литературы, международный культурный обмен. Р азвитие публицистики, популярность журналов и газет. В озвращение «забытой» литературы. Новые гонения на писателей и поэтов. Д емократизация литературы. С осуществование разнообразных литературных направлений. Поиски художественных методов.

Главные особенности развития литературы 1950-1980-х годов

В лияние политических перемен на развитие литературы 1950-1960-х годов. Новые тенденции в литературе.

М ногонациональность литературы, международный культурный обмен.

Р азвитие публицистики, популярность журналов и газет.

В озвращение «забытой» литературы. Новые гонения на писателей и поэтов.

Д емократизация литературы.

С осуществование разнообразных литературных направлений. Поиски художественных методов.