Занятие
РАЗВИТИЕ ЛИТЕРАТУРЫ
1950-1980-х ГОДОВ
Учебный предмет: Литература
Преподаватель Бекасова Е.Н.
Цель занятия и вопросы темы
Цель занятия: изучить особенности развития литературы 1950-1980-х годов.
Вопросы темы:
- Л итература к началу 1950-х годов.
- П ериод «оттепели».
- В лияние творчества Эрнеста Хемингуэя на развитие русской литературы.
- Л итература периода «оттепели»
- Л итература и публицистика.
- П околение «шестидесятников».
- В ласть и творчество.
- Х удожественные поиски в литературе 1950-1980-х годов.
1
«Сочинять, ставить, играть – всё равно, что гулять по заминированному полю, шаг вправо – взрыв и гибель, шаг влево – взрыв и гибель».
К. Л. Рудницкий (театральный критик)
1
Какой была литература в начале 1950-х годов?
Литература – средство идеологической борьбы.
Литература выполняла роль мощного инструмента воздействия на общественное сознание (воспитательная функция).
Появление низкохудожественных произведений в результате вмешательства высшего партийного руководства.
1
Какой была литература в начале 1950-х годов?
Наличие жестких требований к художественному произведению:
- с овременность и злободневность темы,
- н аличие положительного идеала,
- о птимистический пафос,
- д оступность массовому читателю.
Исчерпанность форм художественного освоения действительности.
2
- «Оттепель» – период социальных реформ, начавшихся в 1953 году после смерти И.В. Сталина.
- В 1954 году на страницах журнала «Знамя» опубликована повесть Ильи Эренбурга «Оттепель» , так родилось образное определение исторического периода.
2
- В эти годы сделаны первые шаги по пути преодоления сталинизма , началось восстановление культурной преемственности и международного культурного обмена .
- С 1955 года возобновилась деятельность журнала «Иностранная литература» , на страницах которого публиковались произведения зарубежных авторов.
3
Эрнест Хемингуэй (1886 – 1961)
- Участник Первой и Второй мировых войн.
- В числе первых отреагировал на агрессию фашистов , прислав в Москву телеграмму со словами поддержки: «Народ Советского Союза своей борьбой защищает все народы, сопротивляющиеся фашистскому порабощению» .
- В своем творчестве исследовал проблемы: «человек и война», «человек и природа».
- Полагал, что человек должен оставаться непобежденным.
- О себе говорил, что пишет «простую честную прозу о человеке».
Стал творческим и нравственным ориентиром для многих русских писателей, пришедших в литературу в 1950 – 1960-е годы.
3
«Человека можно уничтожить, но его нельзя победить»
Э. Хемингуэй, повесть-притча «Старик и море»
«Его честность, его правдивость… вот что было мне бесконечно дорого в творчестве Хемингуэя»
Ю. Казаков
«Честность» и «правдивость» – эти слова стали ключевыми для развития русской литературы
в послесталинский период.
4
- В 1956 году состоялся XX съезд КПСС, на котором Н.С. Хрущев выступил с докладом о культе личности Сталина.
- Появились надежды на то, что правда станет основным законом жизни общества.
4
- Взлет публицистики, который пришелся на первые годы «оттепели»:
м емуарная литература бывших узников фашистских лагерей,
м емуарная проза прошедших ГУЛАГ,
о черки публициста В. Овечкина о неблагополучном состоянии дел в сельском хозяйстве.
4
- Процесс демократизации художественного стиля эпохи. Уходит из литературы заданность конфликтов и характеров. В литературе усилилось демократическое начало.
- Новое художественное осмысление революции, гражданской войны, коллективизации, политических репрессий, Великой Отечественной войны.
- Переосмысление проблемы взаимоотношений личности и общества , личности и государства, личности и истории.
5
Сближение многонациональных литературных сил
в постановке и решении общих тем и проблем
- Со второй половины 1950-х годов в ежемесячный журнал преобразован альманах «Дружба народов»: яркие образцы народного эпоса и фольклора, лучшие произведения писателей и поэтов народов СССР.
- Приложение к журналу «Дружба народов» – собрания сочинений писателей народов СССР.
5
Сближение многонациональных литературных сил
в постановке и решении общих тем и проблем
- В 1960-х годах выразителем демократических идей стал журнал «Новый мир».
- В 1970 – 1980-е годы активная деятельность журнала «Наш современник» .
- На страницах этих журналов печатались лучшие произведения военной, лагерной, деревенской и городской прозы .
6
Термин «шестидесятники» впервые был использован Станиславом Рассадиным в статье под таким же названием, которая была опубликована в декабре 1960 года в журнале «Юность».
«Шестидесятники» – поколение,
вошедшее в литературу в период «оттепели»
О, эти вечера в Политехническом!
Сижу, внимая каждому стиху.
Трибуна в четком свете электрическом,
Я ж на галерке где-то, наверху.
Потом опять толкучка гардеробная.
Протискиваюсь, взяв свою шинель.
Москва большая, тихая, сугробная,-
Едва-едва окончилась метель.
Иду один, шепчу стихи нечаянно,
Счастливый, средь полночной тишины.
Еще и ни строки не напечатано,
И нет еще ни дома, ни жены.
И все, что я в полях холодных выносил,
И все, что людям высказать хочу,
И жизнь моя реальная, и вымысел,
И дальняя дорога — по плечу!
К. Ваншенкин.
6
Многотысячные толпы приходили послушать выступления поэтов, с прилавков мгновенно расходились их сборники, а сами писатели и поэты стали своеобразным выражением творческой свободы.
Евгений Евтушенко
6
ШЕСТИДЕСЯТНИКИ
Р. Рождественскому Кто были мы, шестидесятники? На гребне вала пенного В двадцатом веке как десантники Из двадцать первого. И мы без лестниц, и без робости На штурм отчаянно полезли, Вернув отобранный при обыске Хрустальный башмачок поэзии. Давая звонкие пощёчины, Чтобы не дрыхнул, современнику, Мы пробурили, зарешеченное Окно в Европу и в Америку.
Мы для кого-то были «модными», Кого-то славой мы обидели, Но вас мы сделали свободными, Сегодняшние оскорбители. Пугали наши вкусы, склонности И то, что слишком забываемся, А мы не умерли от скромности И умирать не собираемся. Пускай шипят, что мы бездарные, Продажные и лицемерные, Но всё равно мы — легендарные, Оплёванные, но бессмертные!
1993 г.
6
- «Шестидесятники» призывали к восстановлению революционных идеалов , связанных с именем В.И. Ленина.
- По мнению «шестидесятников», правление И.В. Сталина преступным образом исказило путь развития советского государства .
- «Шестидесятникам» свойственно стремление к искренности, желание честно выразить свое время . Этим общим настроем был обусловлен интерес к личности и творчеству Э. Хемингуэя , герои которого наделены силой сопротивления злу.
7
Реабилитация Вс. Э. Мейерхольда, Б.А. Пильняка, О.Э. Мандельштама, И.Э. Бабеля. Снят запрет с публикаций А.А. Ахматовой и М.М. Зощенко, открыт доступ к поэзии С.А. Есенина.
НО!!!
Не были отменены ждановские постановления от 1946 – 1948 годов, в 1958 году жертвой публичной проработки стал Б.Л. Пастернак за опубликованный на Западе роман «Доктор Живаго».
Середина 1960-х годов – конец оттепели.
Советские войска вошли в Прагу (1968).
Конец «оттепели» ознаменовался судебным процессом над писателями А. Синявским и Ю. Даниэлем в 1966 году. Опубликовавшие несколько своих произведений на Западе, они были обвинены в антисоветской деятельности.
8
Новые явления
Противоречивый характер «оттепельных» реформ породил целый ряд особенностей развития искусства и литературы.
Нонконформизм – инакомыслие, бунтарство, критическое отношение к официальной культуре. Нонконформизм объединил людей, противостоящих официальной политике в сфере искусства.
8
Новые явления
Инакомыслие (нонконформизм)
в творческих кругах
в политических кругах
ДИССИДЕНТСТВО
АНДЕГРАУНД
Диссидент – участник движения против тоталитарного режима в бывших социалистических странах, выступавший за соблюдение гражданских прав и свобод, против преследования инакомыслия. Советские диссиденты открыто противостояли действиям властей, защищая политзаключенных, протестуя против советских войск в Чехословакию (1968) и Афганистан (1979).
Андеграунд – «подпольная» культура, составная часть контркультуры.
Искусство андеграунда образовало противоположный соцреалистическому искусству полюс.
8
Основные направления
Реалистическая литература
Модернистские тенденции
Авангардные поиски
СЛОВАРЬ
Модернизм (итал. Modernismo – «современное течение»; от лат. modernus – «современный, недавний») – направление в искусстве XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества , стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм .
Авангардизм (авангард) в литературе – совокупность движений в литературе и искусстве XX в., провозгласивших разрыв с художественной традицией и необходимость эксперимента с целью выработки принципиально новых форм творчества .
8
В чем отличие?
Модернистские тенденции
Авангардные поиски
Авангард являлся противником любых художественных традиций , постоянно создавая другое искусство. Происходит обновление не средств его, а самого предмета искусства. Более того, подразумевается активная социальная позиция художника.
Модернизм представлял собой эстетический бунт, революцию внутри искусства , не отвергая саму традицию.
Реалистическая литература
8
Литература восстанавливала утраченное соцреализмом к началу 1950-х годов социально-аналитическое начало, многие явления социально-экономического, политико-идеологического характера нуждались в осмыслении .
А.И. Солженицын
В.П. Астафьев
Ю.П. Казаков
В.Г. Распутин
Ю.В. Трифонов
Ю.В. Бондарев
В.М. Шукшин
Реалистическая литература
8
Реалистической литературой утверждалось достоинство частного, даже негероического, человека.
Литературовед В.Я. Лакшин в статье «Писатель, читатель, критик» (1965) напоминал, что героем человека делает не только подвиг, понимаемый как деяние, направленное вовне, но и постоянное внутреннее подвижничество.
Модернистские тенденции
8
Модернистские (новые) тенденции –
тенденции, нетрадиционные для соцреализма.
Творчество А.А. Ахматовой, Б.Л. Пастернака, Н.А. Заболоцкого, В.П. Катаева, В.А. Каверина, В.Т. Шаламова.
Б.Л. Пастернак
В.П. Катаев
А.А. Ахматова
Н.А. Заболоцкий
Творчество новых прозаиков и поэтов: Е.А. Евтушенко, А.А. Вознесенский, Б.А. Ахмадулина, Ю.П. Мориц, Б.Ш. Окуджава, И.А. Бродский, В.П. Аксенов, А.Г. Битов, С.Д. Довлатов.
Е.А. Евтушенко
Б.А. Ахмадулина
Б.Ш. Окуджава
И.А. Бродский
Авангардные поиски
8
Авангард 1960-х годов был противопоставлен не только официальной советской идеологии, но и романтическим идеалам «шестидесятников».
А.А. Вознесенский
Г.Н. Айги
Г.Н. Соснора
Поэты-авангардисты отрицали всякую зависимость художественного творчества от любых ограничений, будь то политический диктат или рамки традиций.
Главные особенности развития литературы 1950-1980-х годов
В лияние политических перемен на развитие литературы 1950-1960-х годов. Новые тенденции в литературе.
М ногонациональность литературы, международный культурный обмен.
Р азвитие публицистики, популярность журналов и газет.
В озвращение «забытой» литературы. Новые гонения на писателей и поэтов.
Д емократизация литературы.
С осуществование разнообразных литературных направлений. Поиски художественных методов.