СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мелкая моторика - это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, тем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет с ОВЗ»

    Развитие мелкой моторики и графических навыков  у детей  6-7 лет с ОВЗ    Подготовила  учитель-дефектолог МБДОУ «ЦРР-детский сад №3»  Редькина Наталья Вячеславовна

Развитие мелкой моторики и графических навыков у детей 6-7 лет с ОВЗ

Подготовила

учитель-дефектолог

МБДОУ «ЦРР-детский сад №3»

Редькина Наталья Вячеславовна

Что такое мелкая моторика?  Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. В применении к моторным навыкам часто используется термин – ловкость.  К области мелкой моторики относится много разнообразных движений: от примитивных жестов до очень мелких движений, от которых зависит почерк человека.

Что такое мелкая моторика?

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. В применении к моторным навыкам часто используется термин – ловкость.

К области мелкой моторики относится много разнообразных движений: от примитивных жестов до очень мелких движений, от которых зависит почерк человека.

Значение мелкой моторики  … «Истоки способностей и дарования детей находится на кончиках их пальцев. От них … идут тончайшие ручейки, которые питают источник образной мысли..»             В. А. Сухомлинский  Движение рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей.  Уровень развития мелкой моторики является одним из важных показателей готовности ребёнка к обучению в школе.  Движение пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций, таких как мышление, память, внимание.

Значение мелкой моторики

… «Истоки способностей и дарования детей находится на кончиках их пальцев. От них … идут тончайшие ручейки, которые питают источник образной мысли..» В. А. Сухомлинский

Движение рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей.

Уровень развития мелкой моторики является одним из важных показателей готовности ребёнка к обучению в школе.

Движение пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций, таких как мышление, память, внимание.

Виды организованной деятельности и их направления, где можно с успехом применять упражнения на развитие мелкой моторики рук.  Познание: Социализация (игровая деятельность). Труд (самообслуживание). Безопасность (сохранение жизни и здоровья). Познавательно – речевое (развитие речи, сенсорное развитие и продуктивная деятельность). Формирование элементарных математических представлений (количество и счёт, форма, величина, ориентировка в пространстве).  Коммуникация: (общение со взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи).  Художественное творчество: (стихотворные формы в пальчиковой гимнастике, продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация).  Физическая культура (физкультминутки, пассивная гимнастика (массаж))

Виды организованной деятельности и их направления, где можно с успехом применять упражнения на развитие мелкой моторики рук.

Познание:

  • Социализация (игровая деятельность).
  • Труд (самообслуживание).
  • Безопасность (сохранение жизни и здоровья).
  • Познавательно – речевое (развитие речи, сенсорное развитие и продуктивная деятельность).
  • Формирование элементарных математических представлений (количество и счёт, форма, величина, ориентировка в пространстве).

Коммуникация: (общение со взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи).

Художественное творчество: (стихотворные формы в пальчиковой гимнастике, продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация).

Физическая культура (физкультминутки, пассивная гимнастика (массаж))

Методы и приёмы Доминирующий метод – игровой. Словесный (объяснение и рассказ) Наглядный (показ, демонстрация, схемы) Практический (совместный показ, рассказ педагога, игра)

Методы и приёмы

  • Доминирующий метод – игровой.
  • Словесный (объяснение и рассказ)
  • Наглядный (показ, демонстрация, схемы)
  • Практический (совместный показ, рассказ педагога, игра)
Научные принципы Комплексный подход. Системность и последовательность. Единство обследования (диагностики) и педагогического процесса. Сотрудничество педагога и родителей. Развитие.

Научные принципы

  • Комплексный подход.
  • Системность и последовательность.
  • Единство обследования (диагностики) и педагогического процесса.
  • Сотрудничество педагога и родителей.
  • Развитие.
Методика проведения обследования Карта обследования. Оформление результатов. Обработка данных обследования. Определение уровня развития мелкой моторики у детей.

Методика проведения обследования

  • Карта обследования.
  • Оформление результатов.
  • Обработка данных обследования.
  • Определение уровня развития мелкой моторики у детей.
Комплексы игровых упражнений Использование нестандартного оборудования. Комплекс элементов изодеятельности в развитии мелкой моторики. Комплекс «Пальчиковые игры». Комплекс игрового массажа. Развитие графической моторики.

Комплексы игровых упражнений

  • Использование нестандартного оборудования.
  • Комплекс элементов изодеятельности в развитии мелкой моторики.
  • Комплекс «Пальчиковые игры».
  • Комплекс игрового массажа.
  • Развитие графической моторики.
Игры с крупой Детям предлагаем поиграть в Золушку. Для этого на листочке бумаги смешиваем по чуть-чуть гречки, риса и гороха. После этого предлагаем рассортировать. Интересно наблюдать за детьми: каждый делает это по-своему. Кто-то берёт крупу двумя пальцами, кто-то просто двигает её по листу. Иногда делаем это на время. Берём поднос и рассыпаем по нему мелкую крупу (манку). Лучшей доски для рисования не придумаешь. Насыпаем в кружку сухой горох. Перекладываем по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинчиком. Насыпаем горох на блюдце. Ребёнок большим и указательным пальцами берёт горошину и удерживает её другими пальцами – набирает целую горсть. Можно делать это и двумя руками.

Игры с крупой

  • Детям предлагаем поиграть в Золушку. Для этого на листочке бумаги смешиваем по чуть-чуть гречки, риса и гороха. После этого предлагаем рассортировать. Интересно наблюдать за детьми: каждый делает это по-своему. Кто-то берёт крупу двумя пальцами, кто-то просто двигает её по листу. Иногда делаем это на время.
  • Берём поднос и рассыпаем по нему мелкую крупу (манку). Лучшей доски для рисования не придумаешь.
  • Насыпаем в кружку сухой горох. Перекладываем по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинчиком.
  • Насыпаем горох на блюдце. Ребёнок большим и указательным пальцами берёт горошину и удерживает её другими пальцами – набирает целую горсть. Можно делать это и двумя руками.
Разверни, не порви…  Только на первый взгляд кажется просто развернуть грецкий орех, завёрнутый в фольгу. Сколько фольги ребята испортили, прежде чем научились делать это аккуратно и медленно, стараясь не порвать тонкий материал.

Разверни, не порви…

Только на первый взгляд кажется просто развернуть грецкий орех, завёрнутый в фольгу. Сколько фольги ребята испортили, прежде чем научились делать это аккуратно и медленно, стараясь не порвать тонкий материал.

Игры со счётными палочками  В этих играх хорошими помощниками станут обыкновенные счётные палочки или спички ( без серы). «Сложи колодец» «Выложи картинку» «Выложи геометрическую фигуру»

Игры со счётными палочками

В этих играх хорошими помощниками станут обыкновенные счётные палочки или спички ( без серы).

  • «Сложи колодец»
  • «Выложи картинку»
  • «Выложи геометрическую фигуру»
Игры с прищепками  Упражнения с прищепками развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук.  Чтобы игра была интересней, можно прикреплять прищепки по тематике.

Игры с прищепками

Упражнения с прищепками развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук.

Чтобы игра была интересней, можно прикреплять прищепки по тематике.

Игры с конструктором лего  Способствуют развитию восприятия. Создаются условия, в которых дети знакомятся с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов.

Игры с конструктором лего

Способствуют развитию восприятия. Создаются условия, в которых дети знакомятся с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов.

Сухой бассейн  Дети любят играть в сухом бассейне (из крышек). Там спрятаны мелкие игрушки от киндер-сюрпризов, которые ребята с возрастающим интересом ищут в большом количестве пробок и крышек.

Сухой бассейн

Дети любят играть в сухом бассейне (из крышек). Там спрятаны мелкие игрушки от киндер-сюрпризов, которые ребята с возрастающим интересом ищут в большом количестве пробок и крышек.

Игры - шнуровки  Игры-шнуровки развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук. Развивают пространственной ориентирование, способствуют усвоению понятий «вверху», «внизу», «слева», «справа». Способствуют развитию речи. Развивают творческие способности. Развивают усидчивость, внимание, терпение. Игра способствует координации движений, гибкости кисти и раскованности движений, что является залогом отсутствия проблем в школе.

Игры - шнуровки

Игры-шнуровки развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук.

  • Развивают пространственной ориентирование, способствуют усвоению понятий «вверху», «внизу», «слева», «справа».
  • Способствуют развитию речи.
  • Развивают творческие способности.
  • Развивают усидчивость, внимание, терпение.
  • Игра способствует координации движений, гибкости кисти и раскованности движений, что является залогом отсутствия проблем в школе.
Рисование  Рисование – любимое занятие. Не обязательно нужно рисовать на листе бумаги карандашами и кисточками, можно рисовать на снегу или песке, манке, на запотевшем окне, на асфальте…  А можно рисовать пальцем или ладошкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумагой, печаткой, тычком. Ещё есть много разных способов развить детское восприятие…

Рисование

Рисование – любимое занятие. Не обязательно нужно рисовать на листе бумаги карандашами и кисточками, можно рисовать на снегу или песке, манке, на запотевшем окне, на асфальте…

А можно рисовать пальцем или ладошкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумагой, печаткой, тычком. Ещё есть много разных способов развить детское восприятие…

Игры с пластилином  Лепка, рисунки из пластилиновых колбасок, пластилинография… При этом мы попутно будем развивать и мелкую моторику руки.

Игры с пластилином

Лепка, рисунки из пластилиновых колбасок, пластилинография… При этом мы попутно будем развивать и мелкую моторику руки.

Игры с бумагой  Оказывается, бумагу можно мять, рвать, складывать, резать ножницами…  Такие игры помогут детям узнать  как обычная бумага превращается в красивую аппликацию и забавные объёмные игрушки.  Развитию точных движений, вниманию, терпению, усидчивости и памяти помогают занятия в технике оригами: складыванию корабликов, самолётов, цветов, животных и т.д.

Игры с бумагой

Оказывается, бумагу можно мять, рвать,

складывать, резать ножницами…

Такие игры помогут детям узнать

как обычная бумага превращается

в красивую аппликацию и забавные

объёмные игрушки.

Развитию точных движений,

вниманию, терпению, усидчивости и памяти

помогают занятия в технике оригами:

складыванию корабликов, самолётов,

цветов, животных и т.д.

Игры с природным материалом  Для детей уже не секрет, что из шишек, желудей, листьев и каштанов можно создать необыкновенные поделки, а можно просто использовать их для массажа рук.

Игры с природным материалом

Для детей уже не секрет, что из шишек, желудей, листьев и каштанов можно создать необыкновенные поделки, а можно просто использовать их для массажа рук.

Пазлы и мозайка Пазлы – в переводе с английского «головоломка», «затруднение». Кроме мелкой моторики, эта игра формирует ещё и пространственное представление, умение складывать большое из мелких деталей. Мозайка – игра, которую помнит каждый из детства. Дети уже делают композиции по образцу или ориентируясь на собственную фантазию.

Пазлы и мозайка

  • Пазлы – в переводе с английского «головоломка», «затруднение». Кроме мелкой моторики, эта игра формирует ещё и пространственное представление, умение складывать большое из мелких деталей.
  • Мозайка – игра, которую помнит каждый из детства. Дети уже делают композиции по образцу или ориентируясь на собственную фантазию.
Работа с ножницами  В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторике и координации движений руки становится важной частью подготовки к школе. Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами.

Работа с ножницами

В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторике и координации движений руки становится важной частью подготовки к школе. Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами.

Пальчиковые игры  Пальчиковые игры – наилучшее средство для развития мелкой моторики и речи в своей совокупности. Разучивание текстов пальчиковой гимнастики способствует быстрому формированию речи, пространственного мышления, внимания, памяти и воображения. Речь детей становится более выразительной.

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры – наилучшее средство для развития мелкой моторики и речи в своей совокупности. Разучивание текстов пальчиковой гимнастики способствует быстрому формированию речи, пространственного мышления, внимания, памяти и воображения. Речь детей становится более выразительной.

Массаж кистей рук и пальцев  Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.  Массажные шарики су-джок и кольцевая пружинка незаменимы для массажа пальчиков и ладоней.

Массаж кистей рук и пальцев

Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.

Массажные шарики су-джок и кольцевая пружинка незаменимы для массажа пальчиков и ладоней.

Развитие графической моторики

Развитие графической моторики

Развитие графических навыков

Учитывая возрастные особенности старших дошкольников, непосредственно образовательная деятельность проводится в тетрадях с крупной клеткой. Клетка даёт большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков письма, так как рисование по клеткам требует мелких точных движений, а так же создаёт благоприятные условия для развития ориентировки в микропространстве.

Цель: развитие графических навыков, путём преодоления недоразвития моторных, мускульных возможностей пальцев руки ребёнка.

Задачи:

  • Совершенствовать навыки выполнения пальчиковых гимнастики и игр, которые стимулируют развитие речи.
  • Формировать мелкую моторику, умение слушать, запоминать, выполнять действия на основании словесной и зрительной инструкции.
  • Совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве и на плоскости, определения пространственных соотношений между двумя-тремя предметами или изображениями, а так же умения различать правую и левую стороны.
  • Учить детей ориентироваться в тетради в крупную клетку.
  • Учить детей рисовать прямые линии, квадраты, прямоугольники по точкам и без них, использовать эти элементы при написании букв в подготовительной группе.
  • Учить детей рисовать наклонные линии по точкам и без них, использовать эти элементы при написании букв.
  • Совершенствовать навыки штриховки горизонтальными и косыми линиями.
  • Развивать глазомер, слуховое внимание, зрительное восприятие, речь.
Вывод  Развитие кисти руки и координация движений пальцев рук – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности детей. Она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном детстве. И поскольку общее моторное отставание наблюдается у большинства современных детей, особенно с ОНР и ЗПР, слабую руку дошкольника нужно и необходимо развивать. Игры и специальные упражнения активизируют моторику рук, улучшают подвижность пальцев, развивают их силу и гибкость. Вырабатывается их ловкость, умение управлять своими движениями.

Вывод

Развитие кисти руки и координация движений пальцев рук – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности детей. Она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном детстве. И поскольку общее моторное отставание наблюдается у большинства современных детей, особенно с ОНР и ЗПР, слабую руку дошкольника нужно и необходимо развивать. Игры и специальные упражнения активизируют моторику рук, улучшают подвижность пальцев, развивают их силу и гибкость. Вырабатывается их ловкость, умение управлять своими движениями.

Литература 1. Жукова Н. С. «Преодоление недоразвития речи у детей» 2. Галигузова Л. Н. Смирнова Е. О. «Степени общения: от года до семи» 3. Дарвиш О.Б. «Возрастная психология» 4. Холмовская В.В «Воспитание и обучение детей пяти, шести лет» 5. Фомина Л.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения» 6. Кольцова М.М «Развитие моторики» 7. Елена Данилова «Пальчиковые игры» 8. Гризик Т.И. «Детство и отрочество» 9. Справочник старшего воспитателя. 10. Журнал «Дошкольное воспитание» 2007г. 11. Журнал «Дошкольное воспитание»2006г. 12. Дубровина И.В. «Готовность к школе, развивающие программы» 13. Данилова Е.Е. «Психология» 14. Строгонова И.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка» 15. Выготский Л.С.

Литература

1. Жукова Н. С. «Преодоление недоразвития речи у детей»

2. Галигузова Л. Н. Смирнова Е. О. «Степени общения: от года до семи»

3. Дарвиш О.Б. «Возрастная психология»

4. Холмовская В.В «Воспитание и обучение детей пяти, шести лет»

5. Фомина Л.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»

6. Кольцова М.М «Развитие моторики»

7. Елена Данилова «Пальчиковые игры»

8. Гризик Т.И. «Детство и отрочество»

9. Справочник старшего воспитателя.

10. Журнал «Дошкольное воспитание» 2007г.

11. Журнал «Дошкольное воспитание»2006г.

12. Дубровина И.В. «Готовность к школе, развивающие программы»

13. Данилова Е.Е. «Психология»

14. Строгонова И.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»

15. Выготский Л.С.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!