Развитие мелкой моторики и графических навыков у детей 6-7 лет с ОВЗ
Подготовила
учитель-дефектолог
МБДОУ «ЦРР-детский сад №3»
Редькина Наталья Вячеславовна
Что такое мелкая моторика?
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. В применении к моторным навыкам часто используется термин – ловкость.
К области мелкой моторики относится много разнообразных движений: от примитивных жестов до очень мелких движений, от которых зависит почерк человека.
Значение мелкой моторики
… «Истоки способностей и дарования детей находится на кончиках их пальцев. От них … идут тончайшие ручейки, которые питают источник образной мысли..» В. А. Сухомлинский
Движение рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей.
Уровень развития мелкой моторики является одним из важных показателей готовности ребёнка к обучению в школе.
Движение пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций, таких как мышление, память, внимание.
Виды организованной деятельности и их направления, где можно с успехом применять упражнения на развитие мелкой моторики рук.
Познание:
- Социализация (игровая деятельность).
- Труд (самообслуживание).
- Безопасность (сохранение жизни и здоровья).
- Познавательно – речевое (развитие речи, сенсорное развитие и продуктивная деятельность).
- Формирование элементарных математических представлений (количество и счёт, форма, величина, ориентировка в пространстве).
Коммуникация: (общение со взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи).
Художественное творчество: (стихотворные формы в пальчиковой гимнастике, продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация).
Физическая культура (физкультминутки, пассивная гимнастика (массаж))
Методы и приёмы
- Доминирующий метод – игровой.
- Словесный (объяснение и рассказ)
- Наглядный (показ, демонстрация, схемы)
- Практический (совместный показ, рассказ педагога, игра)
Научные принципы
- Комплексный подход.
- Системность и последовательность.
- Единство обследования (диагностики) и педагогического процесса.
- Сотрудничество педагога и родителей.
- Развитие.
Методика проведения обследования
- Карта обследования.
- Оформление результатов.
- Обработка данных обследования.
- Определение уровня развития мелкой моторики у детей.
Комплексы игровых упражнений
- Использование нестандартного оборудования.
- Комплекс элементов изодеятельности в развитии мелкой моторики.
- Комплекс «Пальчиковые игры».
- Комплекс игрового массажа.
- Развитие графической моторики.
Игры с крупой
- Детям предлагаем поиграть в Золушку. Для этого на листочке бумаги смешиваем по чуть-чуть гречки, риса и гороха. После этого предлагаем рассортировать. Интересно наблюдать за детьми: каждый делает это по-своему. Кто-то берёт крупу двумя пальцами, кто-то просто двигает её по листу. Иногда делаем это на время.
- Берём поднос и рассыпаем по нему мелкую крупу (манку). Лучшей доски для рисования не придумаешь.
- Насыпаем в кружку сухой горох. Перекладываем по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинчиком.
- Насыпаем горох на блюдце. Ребёнок большим и указательным пальцами берёт горошину и удерживает её другими пальцами – набирает целую горсть. Можно делать это и двумя руками.
Разверни, не порви…
Только на первый взгляд кажется просто развернуть грецкий орех, завёрнутый в фольгу. Сколько фольги ребята испортили, прежде чем научились делать это аккуратно и медленно, стараясь не порвать тонкий материал.
Игры со счётными палочками
В этих играх хорошими помощниками станут обыкновенные счётные палочки или спички ( без серы).
- «Сложи колодец»
- «Выложи картинку»
- «Выложи геометрическую фигуру»
Игры с прищепками
Упражнения с прищепками развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук.
Чтобы игра была интересней, можно прикреплять прищепки по тематике.
Игры с конструктором лего
Способствуют развитию восприятия. Создаются условия, в которых дети знакомятся с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов.
Сухой бассейн
Дети любят играть в сухом бассейне (из крышек). Там спрятаны мелкие игрушки от киндер-сюрпризов, которые ребята с возрастающим интересом ищут в большом количестве пробок и крышек.
Игры - шнуровки
Игры-шнуровки развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук.
- Развивают пространственной ориентирование, способствуют усвоению понятий «вверху», «внизу», «слева», «справа».
- Способствуют развитию речи.
- Развивают творческие способности.
- Развивают усидчивость, внимание, терпение.
- Игра способствует координации движений, гибкости кисти и раскованности движений, что является залогом отсутствия проблем в школе.
Рисование
Рисование – любимое занятие. Не обязательно нужно рисовать на листе бумаги карандашами и кисточками, можно рисовать на снегу или песке, манке, на запотевшем окне, на асфальте…
А можно рисовать пальцем или ладошкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумагой, печаткой, тычком. Ещё есть много разных способов развить детское восприятие…
Игры с пластилином
Лепка, рисунки из пластилиновых колбасок, пластилинография… При этом мы попутно будем развивать и мелкую моторику руки.
Игры с бумагой
Оказывается, бумагу можно мять, рвать,
складывать, резать ножницами…
Такие игры помогут детям узнать
как обычная бумага превращается
в красивую аппликацию и забавные
объёмные игрушки.
Развитию точных движений,
вниманию, терпению, усидчивости и памяти
помогают занятия в технике оригами:
складыванию корабликов, самолётов,
цветов, животных и т.д.
Игры с природным материалом
Для детей уже не секрет, что из шишек, желудей, листьев и каштанов можно создать необыкновенные поделки, а можно просто использовать их для массажа рук.
Пазлы и мозайка
- Пазлы – в переводе с английского «головоломка», «затруднение». Кроме мелкой моторики, эта игра формирует ещё и пространственное представление, умение складывать большое из мелких деталей.
- Мозайка – игра, которую помнит каждый из детства. Дети уже делают композиции по образцу или ориентируясь на собственную фантазию.
Работа с ножницами
В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторике и координации движений руки становится важной частью подготовки к школе. Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами.
Пальчиковые игры
Пальчиковые игры – наилучшее средство для развития мелкой моторики и речи в своей совокупности. Разучивание текстов пальчиковой гимнастики способствует быстрому формированию речи, пространственного мышления, внимания, памяти и воображения. Речь детей становится более выразительной.
Массаж кистей рук и пальцев
Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.
Массажные шарики су-джок и кольцевая пружинка незаменимы для массажа пальчиков и ладоней.
Развитие графической моторики
Развитие графических навыков
Учитывая возрастные особенности старших дошкольников, непосредственно образовательная деятельность проводится в тетрадях с крупной клеткой. Клетка даёт большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков письма, так как рисование по клеткам требует мелких точных движений, а так же создаёт благоприятные условия для развития ориентировки в микропространстве.
Цель: развитие графических навыков, путём преодоления недоразвития моторных, мускульных возможностей пальцев руки ребёнка.
Задачи:
- Совершенствовать навыки выполнения пальчиковых гимнастики и игр, которые стимулируют развитие речи.
- Формировать мелкую моторику, умение слушать, запоминать, выполнять действия на основании словесной и зрительной инструкции.
- Совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве и на плоскости, определения пространственных соотношений между двумя-тремя предметами или изображениями, а так же умения различать правую и левую стороны.
- Учить детей ориентироваться в тетради в крупную клетку.
- Учить детей рисовать прямые линии, квадраты, прямоугольники по точкам и без них, использовать эти элементы при написании букв в подготовительной группе.
- Учить детей рисовать наклонные линии по точкам и без них, использовать эти элементы при написании букв.
- Совершенствовать навыки штриховки горизонтальными и косыми линиями.
- Развивать глазомер, слуховое внимание, зрительное восприятие, речь.
Вывод
Развитие кисти руки и координация движений пальцев рук – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности детей. Она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном детстве. И поскольку общее моторное отставание наблюдается у большинства современных детей, особенно с ОНР и ЗПР, слабую руку дошкольника нужно и необходимо развивать. Игры и специальные упражнения активизируют моторику рук, улучшают подвижность пальцев, развивают их силу и гибкость. Вырабатывается их ловкость, умение управлять своими движениями.
Литература
1. Жукова Н. С. «Преодоление недоразвития речи у детей»
2. Галигузова Л. Н. Смирнова Е. О. «Степени общения: от года до семи»
3. Дарвиш О.Б. «Возрастная психология»
4. Холмовская В.В «Воспитание и обучение детей пяти, шести лет»
5. Фомина Л.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»
6. Кольцова М.М «Развитие моторики»
7. Елена Данилова «Пальчиковые игры»
8. Гризик Т.И. «Детство и отрочество»
9. Справочник старшего воспитателя.
10. Журнал «Дошкольное воспитание» 2007г.
11. Журнал «Дошкольное воспитание»2006г.
12. Дубровина И.В. «Готовность к школе, развивающие программы»
13. Данилова Е.Е. «Психология»
14. Строгонова И.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»
15. Выготский Л.С.