Развивающие системы обучения УМК «Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова» и УМК «Л.В.Занкова»
Подготовила студентка
Ш-22 группы
Годяцкая Алина
УМК «Л.В.Занкова»
Система развивающего обучения Л.В. Занкова обеспечивает достижение планируемых результатов посредством особого отбора и структурирования содержания учебных предметов, что создает условия для реализации системно-деятельностного подхода и индивидуализации обучения.
Цель обучения - оптимальное общее развитие каждого ребенка.
Задача обучения - представить учащимся целостную широкую картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания.
Дидактические принципы:
- обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности;
- ведущая роль теоретических знаний;
- осознание процесса учения;
- быстрый темп прохождения учебного материала;
- работа над развитием каждого ребенка, в том числе и слабого.
Программа обеспечивает:
- понимание взаимосвязей и взаимозависимостей изучаемых объектов, явлений благодаря интегрированному характеру содержания, что выражается в сочетании материала разного уровня обобщения (надпредметного, меж- и внутрипредметного), а также в сочетании его теоретической и практической направленности, интеллектуальной и эмоциональной насыщенности;
- владение понятиями, необходимыми для дальнейшего образования;
- актуальность, практическую значимость учебного материала для обучающегося;
- условия для решения воспитательных задач, социально-личностного, интеллектуального, эстетического развития ребенка, для формирования учебных и универсальных (общеучебных) умений;
- активные формы познания в ходе решения проблемных, творческих заданий: наблюдение, опыты, дискуссия, учебный диалог (обсуждение разных мнений, гипотез) и др.;
- проведение исследовательских и проектных работ, развитие информационной культуры.
УМК cистемы Л.В. Занкова выпускает издательский дом «Федоров».
УМК системы Л.В. Занкова состоит из следующих завершенных предметных линий учебников:
- Русский язык.
Азбука. Авторы: Нечаева Н.В., Белорусец К.С.
Русский язык. Авторы: Нечаева Н.В., Яковлева С.Г.
- Литературное чтение. Автор: Свиридова В.Ю., Лазарева В.А.
- Математика. Авторы: Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С., Ивановская Е.И., Кормишина С.Н.
- Окружающий мир. Авторы: Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.
- Основы духовно-нравственной культуры народов России (4 класс). Авторы: Николаева Е.И., Петрова Е.Н.
- Изобразительное искусство. Автор: Ашикова С.Г.
- Музыка. Автор: Ригина Г.С.
- Технология. Авторы: Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н., Хлебникова С.И., Нагель О.И. и др.
- Физическая культура. Автор: Шаулин В.Н.
- Английский язык «Волшебная радуга»/«Magic Rainbow» (2-4 классы). Авторы: Святловская Е.А., Белоусова С.Ю., Гацкевич М.А. и др.
Концепция развивающего обучения В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина нацелена прежде всего на развитие творчества как основу личности. Именно этот тип развивающего обучения они противопоставляют традиционному. Многие положения этой концепции получили подтверждение в процессе длительной экспериментальной работы. Её развитие продолжаются и в наше время. Однако, эта концепция пока недостаточно реализуется в массовой образовательной практике.
Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова
Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова полностью отвечает новым целям образования, определенным современным Федеральным государственным стандартом образования и Концепцией модернизации российского образования, принятой Правительством РФ. Основная цель модернизации российского образования – формирование у подрастающего поколения таких качеств, как инициатива, самостоятельность и ответственность, способных в новых социально-экономических условиях мобильно реализовывать свои возможности.
В системе Эльконина - Давыдова обучение строится в соответствии с тремя принципами:
1. Предметом усвоения являются общие способы действия - способы решения класса задач. С них начинается освоение учебного предмета. В дальнейшем общий способ действия конкретизируется применительно к частным случаям. Программа устроена так, что в каждом последующем разделе конкретизируется и развивается уже освоенный способ действия.
2. Освоение общего способа ни в коем случае не может быть его сообщением – информацией о нем. Оно должно быть выстроено как учебная деятельность, начинающиеся с предметно-практического действия. Реальное предметное действие в дальнейшем свертывается в модель-понятие. В модели общий способ действия зафиксирован в «чистом виде».
3. Ученическая работа строится как поиск и проба средств решения задачи. Поэтому суждение ученика, отличающееся от общепринятого рассматривается не как ошибка, а как проба мысли.
Педагогами, работающими по данному УМК, сделаны следующие выводы:
1. Данный УМК полностью реализует принципы деятельностного подхода, обеспечивая участие ребенка в учебном процессе как субъекта учебной деятельности.
2. В конце каждого раздела учебников перед учащимися ставится учебная задача, решить которую ребята пока не могут, т.к. им не хватает определенных знаний. Самостоятельно обнаружить свое знание о незнании – задача ребенка. Содержание учебников комплекта обеспечивает организацию работы в группе для решения проблемной ситуации.
3. Все учебники системы составлены таким образом, что помимо упражнений, которые нужно выполнить под руководством учителя, много заданий даны для работы в паре или в группе. Учебники насыщены вопросами и заданиями для самостоятельной работы. Условные обозначения помогают учащимся ориентироваться на страницах учебника.
4. Во всех учебниках данного УМК есть система в разнообразии форм организации учебной деятельности.
5. Учебники в полной мере обеспечивают сочетание результатов (предметных, метапредметных и личностных) освоения программы.
6. Данный УМК учитывает и отражает интересы и потребности современного ребенка.
Все учебники программы Эльконина - Давыдова включены в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014г. N 253).
Все учебники соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС НОО 2009г.). Большая часть учебников - победители конкурса учебников нового поколения, проводимого Национальным фондом подготовки кадров России.
Каждый учебник сопровождается рабочими тетрадями, методическим пособием, а также электронным приложением.
УМК системы Эльконина - Давыдова выпускает издательство «ВИТА-ПРЕСС».
УМК системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова включает в себя следующие завершенные предметные линии учебников:
- Русский язык.
Букварь. Авторы: Репкин В.В, Восторгова Е.В., Левин В.А.
Русский язык. Авторы: Репкин В.В., Восторгова Е.В., Некрасова Т.В.
- Русский язык. Авторы: Ломакович С.В., Тимченко Л.И.
- Литературное чтение. Автор: Матвеева Е.И.
- Математика. Автор: Александрова Э.И.
- Математика. Авторы: Давыдов В.В., Горбов С.Ф., Микулина Г.Г., О.В. Савельева.
- Окружающий мир. Авторы: Чудинова Е.В., Букварева Е.Н.
Предложенная Л.В. Занковым дидактическая система оказалась эффективной для всех этапов процесса обучения. Однако, несмотря на её продуктивность в развитии школьника, она остаётся до настоящего времени нереализованной концепцией. В 1960-1970-е гг. попытки её внедрения с массовой школьной практике не дали ожидаемых результатов, так как учителя оказались неспособными обеспечить новые программы соответствующими технологиями обучения.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИ!